kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль гормонов в жизнедеятельности организма

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлена методическая разработка урока биологии по теме «Роль гормонов в жизнедеятельности организма». Проблемный урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. На нём создаются условия, при которых восьмиклассники активно вовлекаются в различные виды деятельности в том числе и игровой, по ходу которых появляется интерес к предмету, ценностное отношение к здоровью, происходит расширение и углубление знаний о важнейшем в курсе биологии понятии «гормоны».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль гормонов в жизнедеятельности организма»



Автор: Фалевич Тамара Филипповна, МАОУ лицей №12, г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема урока «Роль гормонов в жизнедеятельности организма»

Цель: раскрытие опыта проведения проблемного урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельностного подхода.

Аннотация в данном материале представлена методическая разработка урока биологии по теме «Роль гормонов в жизнедеятельности организма». Проблемный урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. На нём создаются условия, при которых восьмиклассники активно вовлекаются в различные виды деятельности в том числе и игровой, по ходу которых появляется интерес к предмету, ценностное отношение к здоровью, происходит расширение и углубление знаний о важнейшем в курсе биологии понятии «гормоны».

1.Методическое обоснование темы

Тема «Роль гормонов в жизнедеятельности организма» изучается на ступени среднего общего образования в рамках курса «Человек и его здоровье».

Уровень образования: второй концентр.

Класс: восьмой

Материал данной темы изучается в рамках учебной темы «Эндокринная система». Изучение ведётся в соответствии с рабочей программой, составленной в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии и авторской программы «Биология 6-9», разработанной под руководством В. В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2015 г. под ред. профессора, доктора пед. наук В.В. Пасечника), ориентированной на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2017.


2.Методические рекомендации по проведению урока

Наряду с основной целью урока – расширение представлений об эндокринной системе, преследуется целый ряд целей, осуществление которых позволяет создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету и возникновения у обучаемых отношения к собственному здоровью и здоровью других людей как к величайшей ценности.

На уроке можно использовать планшеты. На них предварительно размещаются материалы, необходимые для проведения урока.

Новые знания обучаемые не получают в готовом виде, а самостоятельно открывают их, используя различные источники информации (учебники, справочники, презентации).

Учителем создаётся проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики (побуждающий диалог) для осознания противоречия и формулирования проблемы обучаемыми. Учитель пошагово подводит их к формулированию темы, к выдвижению и проверке гипотез, т.е. обеспечивает «открытие» знаний. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление. Побуждающий диалог развивает творческое мышление обучаемых. При этом достигается подлинное понимание того как можно использовать «открытое» знание в новых условиях.

Восьмиклассники уже научились определять планку своих возможностей. И при выполнении заданий разного уровня самостоятельно решают какой сложности задание им выполнять. Главное не само задание, а выбор, который делает обучаемый, так как в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей.


3.Технологическая карта урока

1. Тема программы «Эндокринная система»

2. Тема урока «Роль гормонов в жизнедеятельности организма»

3. Тип урока Урок «открытия» нового знания.

4. Вид урока Проблемный. Преобладает самостоятельная деятельность исследовательского характера.

5. Цель методическая – создание условий для

воспитания интереса к предмету, позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

для развития логического мышления, памяти; творческих способностей;

для формирования умений и навыков осмысленного чтения, необходимых для углубления и расширения знаний об эндокринной системе и гормонах.

6. Цели и задачи образования:

Цели:

Деятельностные

развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности; развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля, адекватной самооценки и сотрудничества.

Содержательные

расширение и углубление знаний об эндокринной системе.

Задачи:

-воспитательные: формирование научного мировоззрения, интереса к предмету, позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-развивающие: развитие мышления (умения анализировать, логически группировать признаки, постигать связь между причиной и следствием, делать обобщающие выводы), памяти; творческих способностей;

- образовательные: расширение и углубление знаний об эндокринной системе, о гормонах человека, их влиянии на состояние здоровья, воспитание интереса к предмету и позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.

7. Формирование УУД:

личностные действия: самоопределение, смыслообразование;

регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы;

коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Результаты обучения:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные: обучающиеся сотрудничают со сверстниками в образовательной деятельности; у них проявляется познавательный интерес; потребность наблюдать и анализировать состояние здоровья, обучающиеся умеют оценивать жизненные ситуации предложенные на уроке.

Метапредметные результаты:

- умеют выдвигать версии решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают из предложенных и ищут самостоятельно средства для достижения цели (регулятивные УУД)

- умеют преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в таблицу); (познавательные УУД)

- умеют составлять и работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД)

- умеют анализировать, выявлять причины и следствия простых явлений, бегло читать учебный текст, справочники, вступают в подводящий диалог с учителем, выполняют продуктивные заданий (познавательные УУД,)

Предметные: понимают роль эндокринной системы, гормонов (гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез), гиперфункцию и гипофункцию желез эндокринной системы, меры предупреждения заболеваний эндокринной системы, используют приобретённые знания для анализа состояния здоровья; высказывают суждения; анализируют связи, гипотезы; осуществляют поиск и отбор информации.

9. Форма работы: групповая, индивидуальная, в парах.

10. Методы изучения: проблемный, репродуктивный, интерактивные методы.

11.Форма деятельности: беседа; самостоятельная работа с учебником, справочником, дополнительной литературой.
12. Приёмы деятельности учителя: постановка проблемы, организация повторения, использование различных обучающих структур, тестирования, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, подведение итогов работы.

12. Оценки за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, планшеты на столах обучаемых, мультимедийный проектор и экран, мультимедийные презентации.

14. Учебно-методическое обеспечение:

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2017.

2.Приложение №№ 1 – 13

3.Презентации


СЦЕНАРИЙ УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД


УУД

1.Организационный момент - этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1-2 минуты)


Цель:

создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 1.Приветствует обучающихся, настраивает на деловой ритм, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте! Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). Рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Желаю вам здоровья. Это самое дорогое чем мы обладаем. Обратите внимание на эпиграф урока:

«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»
Н.М .Амосов

Сохранить здоровье – важнейшая задача для каждого.

 1.Подготовка к работе.

Приветствуют учителя и друг друга.

Ф

 Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


 2.Постановка учебной задачи (4-5 минут)


 

 

1.Организует беседу по вопросам:

- Могут ли жить люди, утратив органы?

- Приведите примеры.

2.Создаёт проблемную ситуацию с «удивлением», использует приём №1(по Е. Л. Мельниковой) -одновременное предъявление противоречивых фактов. (Приложение №4 Проблемная ситуация «Маленькие органы с большим значением» Побуждающий к теме урока диалог).

3.Организует выход обучаемых к учебной проблеме через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

4.Организует формулирование обучаемыми темы и цели урока как собственной учебной задачи.




1.Отвечают на вопросы.




2.Вступают в побуждающий диалог.








3.Формулируют учебную проблему.



4.Формулируют тему и цели урока (Приложение №4 Проблемная ситуация «Маленькие органы с большим значением». Побуждающий к теме урока диалог).

Ф

Личностные действия: смыслообразование.

Познавательные действия: логические, постановка проблемы.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

3.Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности

(4-5 минут).

Цель: рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.


 

1.Организует беседу по вопросам:

- Прежде, чем мы продолжим знакомство с организмом человека, давайте вспомним материал предыдущего урока. Внимательно посмотрите на тестовые задания. Какие важнейшие понятия мы будем расширять и углублять на уроке?

1.Настраивает на письменную проверку домашнего задания (Приложение №1 Тест «Железы. Гормоны»).


3.Некоторым обучающимся выдаёт задания на карточках

(Приложение №2 Карточки для индивидуальной работы), которые проверяются на отметку учителем.

4.Организует беседу по вопросам теста, по ходу которой проверяется тест (Приложение №3 Вопросы к беседе). Акцентирует внимание на правильные ответы.

5.Текст вопросов и ответов демонстрирует на слайдах презентации пошагово.

Организует взаимопроверку и взаимооценку заданий в парах, используя критерии.


6.Выставляет отметки в электронный журнал обучающимся, работавшим по карточкам индивидуальной, всем остальным по усмотрению учителя.

7.Организует беседу по вопросам:

-Какие важнейшие понятия мы повторили?

-Почему именно эти?



8.Устанавливает осознанность ситуации (организует подводящий диалог).

- На этом этапе урока нам предстоит изучить и систематизировать большой по объёму материал(текст, рисунки) о гормонах, продуцируемых пятью железами: гипофизом, щитовидной железой, поджелудочной железой, надпочечниками, половыми железами. Если мы потратим на изучение только одной железы 6минут, то всего затратим 30 минут. Как выйти из сложившейся ситуации?

9. Деление класса на группы.

Учитель определяет 5 организаторов групп.

10. Организует учащихся по исследованию учебной проблемы и составлению плана урока через подводящий диалог (Приложение №4 Подводящий к плану урока диалог).


11.Предложите форму представления продукта групповой работы

12.Предлагает просмотреть Приложение №5 «Карточки – задания для исследования текста параграфа учебника, справочника, презентаций (смотри папка «Гормоны»)

2.Отвечают на вопросы (Эндокринная система, железы внутренней и смешанной секреции, гормоны. Эти понятия будут углублены и расширены на этом уроке)




1.Выполняют тестовое задание по 2 вариантам (Приложение №1 Тест «Железы. Гормоны»).) на листочках или на планшетах.

3. Несколько человек выполняют работу на карточках (Приложение №2 Карточки для индивидуальной работы).



4.Обмениваются работами.

Отвечают на вопросы теста пошагово.



5.Сверяют ответы с эталоном (Приложение №3 Вопросы к беседе) на слайдах. Взаимно проверяют друг друга.

. Отметки выставляют согласно критериям, открытым на слайде или доске.

6.Выставляют отметки в дневник.




7Отвечают на вопросы.

(Эндокринная система, железы внутренней и смешанной секреции, гормоны. Эти понятия будут углублены и расширены на этом уроке).

8. Предлагают разделить класс на 5работоспособных групп. Каждая группа работает над изучением гормонов одной железы











9.Организаторы набирают 5 групп.


10Составляют план достижения цели и определяют средства его достижения - исследовать текст учебника, справочника, слайды презентаций. (Приложение №4 Подводящий к плану урока диалог).

11.Предлагают разные формы.


12.Вносят коррективы в Приложение №5 «Карточки – задания для исследования текста параграфа учебника, справочника, презентаций (смотри папка «Гормоны»), определяют время работы

Ф









И











П





П




П



И





Ф






Ф















Г



Г







Г


Г

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать результаты деятельности;

Логические: анализ.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

4.«Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

 

1.Даёт рекомендации по работе с текстом.

2.Знакомит с приёмом «Зигзаг» Приложение №7 Приём «Зигзаг»







3.Оказывает группам помощь при отборе материала для заполнения таблицы, слайдов презентации.

4.Даёт рекомендации по оценке групповой деятельности (Приложение № 8 Оценочный лист для оценки работы группы).

1.Знакомятся с приёмом «Зигзаг»

2.Работают с текстами учебника, презентациями, выполняют задания в Приложении №5 «Карточки – задания для исследования текста параграфа учебника, справочника, презентаций (смотри папка «Гормоны»)

3.Сотрудничают с учителем, создают групповой продукт (3слайда и рассказ к ним). 4.Представляют продукт другим группам. Оценивают работу групп(Приложение № 8 Оценочный лист для оценки работы группы).

И


Г

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать результаты деятельности;

Логические: анализ.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

5.Первичная проверка понимания

(4-5 минут)


 

Организовывает выполнение задания «Закончите предложения» (Приложение№9)

Выполняют задания «Закончите предложения» (Приложение№9)

Ф

Регулятивные действия: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

 

1.Предлагает выполнить тест (Приложение№10)

1.Выполняют тест (Приложение №10

2.Проверяют тест по эталону.

И

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

 

1.Предлагает решить биологические задачи, игра «На приёме у эндокринолога» (Приложение №11 «Биологические задачи») внутри группы.

2.Организует обсуждение решения с участием остальных обучаемых.

1.Решают биологические задачи. Тренируют ранее сформированные умения: анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений.

Г

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

8.Рефлексия деятельности. (3минуты)

 

1.Предлагает каждому написать синквейн по теме урока (Приложение №13).

2.Предлагает обучающимся определить в группе синквейн, наиболее полно отражающий понимание обучающимися смысла изученного материала.

3.Предлагает сформулировать интересный вопрос, на который хотелось бы получить ответ по ходу самоподготовки.

Возможен и второй вариант проведения рефлексии (дан в приложение № «Рефлексивные задания №12»).

1.Анализируют выполнение цели и задач урока. Пишут синквейн в тетради.

2.Оценивают синквейны внутри группы, в классе.





3.Намечают цели дальнейшей деятельности.

И



Г






И



Познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

9.Домашнее задание

Организовывает выполнение домашнего задания.

Объявляет домашнее задание:

1.Заполнить таблицу Приложение №6

Таблица «Железы внутренней секреции»

2.Текст учебника (параграф 58,59) читать.

По желанию (дополнительно) подготовить презентацию 10 слайдов по теме «Интересные факты о гормонах».

Составить текст биологических задач по теме «Гормоны»

Придумайте творческое задание по теме «Гормоны»


Фиксируют домашнее задание

И

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

10.(Итог урока 1 минута)

 

 

Оцените работу групп, используя оценочный лист (Приложение №)

Оценивают работу групп, используют для этого оценочный лист (Приложение №)

Г

оценка процесса и результатов деятельности.




ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



Приложения

Приложение №1

Тест №1«Железы. Гормоны» для письменной проверки домашнего задания на листочках или компьютерный вариант проверки. Выполняется по вариантам.

I - вариант чётные задания. II – вариант нечётные задания.

Задание№1.

Закончи фразу:

1. Все процессы в организме человека регулируются и контролируются…

2. К эндокринной системе относят органы, которые...

3. Гормоны это…

4. Гормоны регулируют…

5. Железы внутренней секреции в отличие от желез внешней секреции…

6. К железам внутренней секреции относят…

7. Железы смешанной секреции это…Они выделяют...

8. Главное свойство гормонов заключается в том, что…

9. Другое свойство гормонов заключается в том, что они быстро…

10. В здоровом организме гормоны вырабатываются…


Задание№2.

Распредели признаки по группам:

1.Гуморальная регуляция

2.Нервная регуляция



1.Признаки для сравнения:

2.Более древняя форма взаимодействия.

3.Сигналы передаются с большой скоростью – 100 м/с.

4.Передача сигнала осуществляется через кровь или лимфу.

5.Сигнал приходит точно по адресату.

6.Связь осуществляется по принципу «всем, всем, всем!»

7.Сигналом служит нервный импульс.

8.Сигналом является химическое вещество.

9.Действие сигнала более продолжительное.


Приложение №2

Карточки для индивидуальной работы при проверке домашнего задания

Карточка №1

1.Опишите слюнные железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые биологически активные вещества

2.Как связаны железы внешней секреции с нервной системой?

Карточка №2

1.Опишите потовые железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Какое значение имеют гормоны?

Карточка №3

1.Опишите поджелудочную железу по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Чем отличаются железы внешней секреции от желёз внутренней секреции?

Карточка № 4

1.Опишите сальные железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Какие железы относятся к железам смешанной секреции?



Приложение №3

Вопросы и ответы к заданию №1, №2 теста №1 «Железы. Гормоны»

Задание №1

1 Как регулируются и контролируются все процессы в организме человека?

(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.(2балла)

2. Какие органы относят к эндокринной системе ?

(Органы, которые выделяют гормоны.(1балл)

3. Что такое гормоны?

(Гормоны - это биологически активные вещества , поступающие непосредственно в кровь. (2балла)

4. Какова роль гормонов?

(Гормоны регулируют работу органов, рост и развитие, постоянство внутренней среды. (2балла)

5. Чем отличаются железы внутренней секреции от желез внешней секреции?

(Железы внутренней секреции в отличие от желез внешней секреции тем, что не имеют протоков и выделяют свои секреты- гормоны непосредственно в кровь. (2балла)

6. Какие железы относятся к железам внутренней секреции?

(К железам внутренней секреции относят: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. (2балла)

7. Какие вы знаете железы смешанной секреции?

(Железы смешанной секреции это: поджелудочная железа и половые железы. Они выделяют гормоны и другие секреты. (2балла)

8. Каким главным свойством обладают гормоны?

(Главное свойство гормонов заключается в том, что они действуют на определённые органы ,ткани, клетки в ничтожно малых количествах. (2балла)

9. Какими другими свойствами обладают гормоны?

(Другое свойство гормонов заключается в том, что они быстро разрушаются. (1балл)

10. Как долго вырабатываются гормоны?

(В здоровом организме гормоны вырабатываются в течение всей жизни. (1балл)

Задание №2

Гуморальная регуляция

Нервная регуляция

1,3,5,7,8

2,4,6


Критерии выставления отметки:

18-19 баллов –«5»

13-17 баллов –«4»

9-12 баллов –«3»


Приложение №4

Проблемная ситуация «Маленькие органы с большим значением». Побуждающий к теме урока диалог, подводящий к плану урока диалог

Проблемная ситуация «с удивлением» - учащимся одновременно предъявляется 2 противоречивых факта ( по технологии Е.Л. Мельниковой, использован приём №1).

Проблемная ситуация «Маленькие органы с большим значением»

Обучающимся предлагается ответить на вопрос

- Без каких органов человек может прожить? (называют органы: желудок, желчный пузырь, лёгкие, почки, печень и т.д.).

- Мы знаем, что человек может прожить без желудка, желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, с половиной печени. Это органы с большой массой, а прожить без них всё же можно. Но человек умрёт, если удалить гипофиз - железу внутренней секреции, масса которой всего 0,5 г.

Побуждающий от проблемной ситуации к проблеме урока диалог:

- Почему так? (Возникает разброс мнений. Учащиеся называют разные причины. Учитель слушает внимательно. Фиксирует кратко на доске причины - гипотезы. Большая часть их не по существу и может быть отброшена путём логических рассуждений обучаемых, организованных учителем или логическом рассуждении самого учителя (второе менее эффективно с точки зрения развития обучаемых, но экономно по времени). Гипотезы «особое расположение в организме и выработка биологически активных веществ (гормонов)» –требуют проверки. Возникает проблемная ситуация).

- Итак, сколько же разных мнений у нас в классе? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию обучаемыми проблемы (можно уточнить противоречие: большая масса - жизнь возможна, маленькая масса- жизнь не возможна) или проблемного вопроса «Какое действие на организм оказывают гормоны?»)


Подводящий к теме, цели, плану урока диалог:

- Сформулируйте тему урока. (Формулируют тему урока «Роль гормонов в жизнедеятельности организма»)

- Как можем мы это выяснить? (Формулируют цель урока «Выяснить роль гормонов в жизнедеятельности организма, используя в качестве источника информации учебник, дополнительную литературу, справочник, презентации и т.д.»)

Тема записывается на доске и в тетради для записей.

- Сегодня речь пойдёт о незаменимых органах человека.

- Как вы думаете человеку, интересующемуся своим здоровьем, о таких органах необходимо знать? (Да, конечно.)

- Итак, тему урока мы определили, а теперь давайте наметим план действий при такой теме, т.е. определим вопросы, на которые мы сегодня должны ответить на уроке?

(1.Какие железы продуцируют гормоны?

2.Где эти железы располагаются? Имеет ли значение расположение? Какова масса каждой железы в норме?

3.Какие гормоны продуцируют эти железы? Как они влияют на организм?

4.Какие факторы приводят к нарушению деятельности желез? Что происходит с организмом при избыточной (гиперфункции) и недостаточной (гипофункции) деятельности желез, продуцирующих гормоны?)

- Молодцы, тема, цель урока, план урока Вами определены.


Приложение№ 5

Карточки – задания для исследования текста параграфа учебника, справочника, презентаций (смотри папка «Гормоны»)

Название железы, масса, место расположения, особенности строения.

Синтезируемые гормоны. Какие процессы в организме регулируют?

Причины гипофункции железы. Последствия. Меры по профилактике.

Причины гиперфункции железы. Последствия. Меры по профилактике.


2.Создайте 3слайда электронной презентации:

Изображение железы, масса, место расположения, особенности строения.

Изображение заболевания при гипофункции.

Изображение заболевания при гиперфункции.


3.Информацию о железе представьте в форме таблицы.

Таблица «ЖЕЛЕЗЫ И ГОРМОНЫ»

Железа

Масса железы

Гормоны

Влияние гормонов на организм

Гиперфункция

Гипофункция

Причины








4.Список литературы:

1.Биология. Опорные конспекты. – Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 204 с.

2.Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы./ под ред. И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2010. – 608 с.

3. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие/ авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – Москва: Дрофа, 2009 .- 240 с.

6. Биология. Человек для 9 класса общеобразовательных школ/ под. ред. А.С. Батуева, И.Д. Кузьминой. – Москва: Дрофа, 2002, 240 с.


5.При ответе используйте презентацию, муляж или таблицу.



Задание группе № 2

1.Составьте аргументированный рассказ о щитовидной железе по плану:

Название железы, масса, место расположения, особенности строения.

Синтезируемые гормоны. Какие процессы в организме регулируют?

Причины гипофункции железы. Последствия. Меры по профилактике.

Причины гиперфункции железы. Последствия. Меры по профилактике.


2.Создайте 3слайда электронной презентации:

Изображение железы, масса, место расположения, особенности строения.

Изображение заболевания при гипофункции.

Изображение заболевания при гиперфункции.


3.Информацию о железе представьте в форме таблицы.

Таблица «ЖЕЛЕЗЫ И ГОРМОНЫ»

Железа

Масса железы

Гормоны

Влияние гормонов на организм

Гиперфункция

Гипофункция

Причины








4.Список литературы:

1.Биология. Опорные конспекты. – Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 204 с.

2.Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы./ под ред. И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2010. – 608 с.

3. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие/ авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – Москва: Дрофа, 2009 .- 240 с.

6. Биология. Человек для 9 класса общеобразовательных школ/ под. ред. А.С. Батуева, И.Д. Кузьминой. – Москва: Дрофа, 2002, 240 с.


5.При ответе используйте презентацию, муляж или таблицу.



Задание группе № 3

1.Составьте аргументированный рассказ о гипофизе по плану:

Название железы, масса, место расположения, особенности строения.

Синтезируемые гормоны. Какие процессы в организме регулируют?

Причины гипофункции железы. Последствия. Меры по профилактике.

Причины гиперфункции железы. Последствия. Меры по профилактике.


2.Создайте 3слайда электронной презентации:

Изображение железы, масса, место расположения, особенности строения.

Изображение заболевания при гипофункции.

Изображение заболевания при гиперфункции.


3.Информацию о железе представьте в форме таблицы.

Таблица «ЖЕЛЕЗЫ И ГОРМОНЫ»

Железа

Масса железы

Гормоны

Влияние гормонов на организм

Гиперфункция

Гипофункция

Причины








4.Список литературы:

1.Биология. Опорные конспекты. – Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 204 с.

2.Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы./ под ред. И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2010. – 608 с.

3. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие/ авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – Москва: Дрофа, 2009 .- 240 с.

6. Биология. Человек для 9 класса общеобразовательных школ/ под. ред. А.С. Батуева, И.Д. Кузьминой. – Москва: Дрофа, 2002, 240 с.


5.При ответе используйте презентацию, муляж или таблицу.



Задание группе № 4

1.Составьте аргументированный рассказ о поджелудочной железе по плану:

Название железы, масса, место расположения, особенности строения.

Синтезируемые гормоны. Какие процессы в организме регулируют?

Причины гипофункции железы. Последствия. Меры по профилактике.

Причины гиперфункции железы. Последствия. Меры по профилактике.


2.Создайте 3слайда электронной презентации:

Изображение железы, масса, место расположения, особенности строения.

Изображение заболевания при гипофункции.

Изображение заболевания при гиперфункции.


3.Информацию о железе представьте в форме таблицы.

Таблица «ЖЕЛЕЗЫ И ГОРМОНЫ»

Железа

Масса железы

Гормоны

Влияние гормонов на организм

Гиперфункция

Гипофункция

Причины








4.Список литературы:

1.Биология. Опорные конспекты. – Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 204 с.

2.Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы./ под ред. И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2010. – 608 с.

3. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие/ авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – Москва: Дрофа, 2009 .- 240 с.

6. Биология. Человек для 9 класса общеобразовательных школ/ под. ред. А.С. Батуева, И.Д. Кузьминой. – Москва: Дрофа, 2002, 240 с.


5.При ответе используйте презентацию, муляж или таблицу.



Задание группе № 5

1.Составьте аргументированный рассказ о половых железах по плану:

Название железы, масса, место расположения, особенности строения.

Синтезируемые гормоны. Какие процессы в организме регулируют?

Причины гипофункции железы. Последствия. Меры по профилактике.

Причины гиперфункции железы. Последствия. Меры по профилактике.


2.Создайте 3слайда электронной презентации:

Изображение железы, масса, место расположения, особенности строения.

Изображение заболевания при гипофункции.

Изображение заболевания при гиперфункции.


3.Информацию о железе представьте в форме таблицы.

Таблица «ЖЕЛЕЗЫ И ГОРМОНЫ»

Железа

Масса железы

Гормоны

Влияние гормонов на организм

Гиперфункция

Гипофункция

Причины








4.Список литературы:

1.Биология. Опорные конспекты. – Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 204 с.

2.Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы./ под ред. И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2010. – 608 с.

3. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие/ авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – Москва: Дрофа, 2009 .- 240 с.

6. Биология. Человек для 9 класса общеобразовательных школ/ под. ред. А.С. Батуева, И.Д. Кузьминой. – Москва: Дрофа, 2002, 240 с.


5.При ответе используйте презентацию,муляж или таблицу.


Приложение №6

Таблица «Железы внутренней секреции»

Название железы

Вырабатываемые гормоны

Действие

Гиперфункция

Гипофункция


Гипофиз







Половые железы







Щитовидная железа







Надпочечники






Поджелудочная железа







Приложение №7

Приём «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

• доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Источник: Материал из Letopisi.Ru


Приложение № 8

Оценочный лист для оценки работы группы.

Сводная таблица

№ группы

Общее количество баллов

самооценки

Общее количество баллов деятельности групп

Рейтинговая оценка (среднеарифметическое)

Итоговая оценка

1






2






3






4






5











Схема выставления оценок:

21 -25 баллов – «5»

16 – 24 баллов – «4»

10 – 15 баллов – «3»

Приложение №9

Закончите предложения.

  1. Железы внутренней секреции выделяют _____________________.

  2. Железы внутренней секреции выделяют вещества в ___________.

  3. Гуморальная регуляция ________________ нервной. (древнее, моложе).

  4. Гормоны – это __________________________________ вещества, выделяются железами _____________________________________.

  5. Гормоны ____________________________ работой организма.

  6. Гормон роста выделяет _____________________________.

  7. Если в организме мало йода, то нарушается работа _________________________________________________.

  8. При избытке гормона щитовидной железы возникает _______________________________________.

  9. Надпочечники выделяют гормон __________________________.

  10. Гормон инсулин выделяется ____________________________ железой.

Приложение №10

Тест №2

1. Регуляция функций в организме осуществляется:

А — только нервной системой

Б — только эндокринной системой

В — нервно-гуморальным способом

Г — с помощью безусловных рефлексов

2. Гуморальная регуляция функций организма за­ключается в:

А — передаче органам нервного импульса

Б — химическом взаимодействии клеток, орга­нов и их систем через кровь

В — удалении из клеток углекислого газа путем диффузии

Г — поступлении питательных веществ с пищей

3. Слюнные железы относятся к железам:

А — внешней секреции

Б — внутренней секреции

В — смешанной секреции

Г — пищеварительной системы

4. К железам смешанной секреции относят:

А — гипофиз

Б — поджелудочную железу

В — щитовидную железу

Г — половые железы

5. Для желез внутренней секреции характерно то, что:

А — они не имеют специальных протоков

Б — клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда

В — выделяемый гормон поступает в кровь

Г — выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки

6. Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который:

А — поступает в кишечник

Б — выводится в специальные протоки

В — поступает в кровь

Г — разносится кровью по всему организму

7. При избытке гормона щитовидной железы раз­вивается заболевание:

А — сахарный диабет

Б — базедова болезнь

В — микседема

Г — ожирение

8. Развитие сахарного диабета связано с:

А — недостатком секреции инсулина

Б — избытком секреции инсулина

В — нарушением функции половых желез

Г — нарушением функции щитовидной железы

9. Гормоны поступают в:

А — тканевую жидкость

Б — желудок

В — кишечник

Г — кровь

10. Развитие вторичных половых признаков регу­лируется:

А — ферментами

Б — центральной нервной системой

В — половыми гормонами

Г — гипоталамо-гипофизарной системой

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Б

А,Г

Б,Г

А-В

В,Г

Б

А

Г

В,Г

Приложение №11

Поиграем в ролевую игру «На приёме у эндокринолога». Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Я – врач, а вы – студенты медицинского института. Вы присутствуете в кабинете врача во время приёма больных. Врач советуется с вами о выставлении диагноза и назначении лечения. Вы записываете своё решение в таблицу, а затем сверяете с назначениями врача.

Биологические задачи

1.Родители девушки здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы. После этого вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Какова причина ухудшения здоровья?

2.Художники времён Рубенса признаками красоты женщины считали: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О каком заболевании идёт речь? В чём его причина? Можно ли излечиться?

3.Уровень сахар в крови у пациента №1 - 8, у №2 – 16, при норме 5,5. О чём это говорит? Что можно порекомендовать такому человеку?

4.У ребёнка остановился рост, он стал толстеть, нарушились пропорции тела, постоянно высовывается кончик языка изо рта, наблюдаются расстройства речи, памяти, мышления. Что происходит в организме этого подростка? О чём это говорит? Что можно порекомендовать такому человеку?

5.У девушки начали расти волосы на лице, плечи стали широкими, голос грубым. Что происходит в организме этого подростка? О чём это говорит? Что можно порекомендовать такому человеку?

6.Агрессивность собаки возрастает, если человек ее боится. Почему?

7.Почему некоторые подростки перестают понимать своих родителей и часто неадекватно реагируют на замечания старших?

8.Кто из вас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов? Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа у этой фантазии?

9.Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, рост 38 см.

А кем вы себя представите рядом с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2 м 48 см?».

  1. Почему от волнения может участиться сердцебиение?


Приложение № 12

Рефлексивное задание №2

Посмотрите на гномов. У них разное настроение.

  • Какой гном наиболее близок Вам?

  • Какие чувства у вас возникали на уроке?

  • Чему вы научились на уроке?

  • Что нового узнали? Что для вас было наиболее значимым? Почему?

  • Какие трудности возникали на уроке? Как вы их преодолевали?

  • Что ещё Вам хотелось бы узнать на уроке?



Приложение № 13

Приём "Синквейн"

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает своё отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.



Используемая источники информации:


1.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек». 8 класс М.: Дрофа, 2010

2.В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов «Биология» 8 класс М.: Мнемозина, 2008

3.Н.Ф. Бодрова «Изучение курса «Человек и его здоровье». Книга для учителя Воронеж, 2010

4.И.Д. Зверев «Человек. Организм и здоровье» 8 – 9 класс М.: «Вентана-Граф», 2002

5.Л.А. Панфилова «Хрестоматия по биологии. Человек» Саратов. Издательство «Лицей», 2005

6.Г.А Воронина «Школьные олимпиады. Биология 6 – 9 классы. М.: Айрис-пресс, 2007

7.И.А. Степанов «Тестовые задания по биологии. Человек. Книга для учителя» М.: «Просвещение»,1999

8.Г.И. Лернер «Биология. Анатомия: 8 – 9 классы: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. (АВС: все уровни) – М.: Эксмо, 2009

9.bioword.narod.ru

10.http://www.informika.ru/text/database/biology/ Иллюстрации презентации по теме урока.

11.http://medkarta.com О строении и функции организма человека

12.http://www.rusmedserv.com/thyronet/th_pati/1.htm строение щитовидной железы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Роль гормонов в жизнедеятельности организма

Автор: ФАЛЕВИЧ ТАМАРА ФИЛИППОВНА

Дата: 16.03.2019

Номер свидетельства: 503259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови."
    ["seo_title"] => string(80) "rol_ghormonov_podzhieludochnoi_zhieliezy_insulina_v_rieghuliatsii_ghliukozy_v_kr"
    ["file_id"] => string(6) "454566"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517726725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Роль витаминов в детском питании""
    ["seo_title"] => string(31) "rol_vitaminov_v_detskom_pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "592351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637656530"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация ":  Рациональное питание – основа долголетия человека" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-ratsional-noie-pitaniie-osnova-dolgholietiia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "131176"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416087489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Железы внутренней секреции "
    ["seo_title"] => string(34) "zhieliezy-vnutrienniei-siekrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "171655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423705272"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Тест по теме  Железы внутренней секреции "
    ["seo_title"] => string(50) "tiest-po-tiemie-zhieliezy-vnutrienniei-siekrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "173303"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423959824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства