kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация проблемного метода в 8 классе по теме "Кожа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по реализации проблемного метода обучения в 8 классе по теме "Кожа".

Создание проблемной ситуации,  столкивает учащихся с жизненными явлениями,  фактами по теме урока и требует от них их теоретического объяснения. Решая практические задачи,  учащиеся устанавливают взаимосвязь между строением и функциями кожи, учатся обосновывать и применять знания о коже.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация проблемного метода в 8 классе по теме "Кожа"»

Урок биологии в 8 классе реализация проблемного метода.

Учитель Дерюгина О.В.


ТЕМА урока: «КОЖА».


Задачи темы для учащихся: Задачи темы для учителя:

- Создать условия для получения - Сформулировать знания…

знаний о строении и функциях кожи,

связанных с регуляцией постоянства

внутренней среды организма;


- Для усвоения понятия гигиены - Закрепить умения…

кожи, одежды; понятия роли закаливания

организма в укреплении здоровья;


- Уметь устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями кожи,

функцией кожи с функциями

выделительной, кровеносной,

дыхательной и нервной системами,

следовательно, доказать целостность

организма;


- Уметь обосновывать и применять - Научить учащихся обосно-

знания о гигиене кожи, одежды, обуви; вывать…

- Уметь применять и развивать навыки

оказания первой помощи при ожогах,

обморожениях, тепловом и солнечном

ударах, навык подбора одежды и обуви

в соответствии с температурой

окружающей среды и модой.



Оборудование: таблица «Строение кожи», модель микроструктуры кожи, кинофильм «Гигиена кожи и одежды», лупы, инструктивные карточки, познавательные задачи.

Планирование темы «КОЖА».

  1. Функции кожи в связи с её структурой.

  2. Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

  3. Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

  4. Взаимосвязь функций кожи с функциями выделительной, кровеносной, дыхательной, нервной и др. системами. Обобщающий.

1 этап урока - актуализация знаний, создание ситуации успеха.

- Какой орган называют «хранилище» пищи? (Желудок).

- Какой орган самый «горячий»? (Печень).

- А про какой орган можно сказать «пограничник»? (Кожа)

- Почему? (Осуществляет связь с окружающей средой).

- К какой системе органов относится кожа? (Покровная, площадь этого покрова у взрослого человека составляет около 2 квадратных метров).

Пользуясь знаниями из курса зоологии и своими жизненными наблюдениями, назовите, какие функции кожи вам известны?


Участие в кровообращении Терморегуляторная

Участие в обмене минер. КОЖА Чувствительная

веществ (витамин D)


Защитная Выделительная


2 этап - создание проблемной ситуации, при столкновении уч-ся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения.


Выполняя эти и другие функции, кожа участвует в образовании и выделении веществ. Каких? – соли К, Nа, воды, пигмента, молочной кислоты, углекислого газа, тепла…


- мотивация учения через учебно- познавательные и собственные мотивы, и широко – социальные (на перспективу).


- Подумайте, какую важную роль кожи подтверждают данные научные факты:

1.За сутки, при t-+30 С человек выделяет через кожу 7-9г. СО2 и поглощает 3-4г. О2;

2. При усиленной работе или в жару выделяется 8л. воды и 12л. пота;

3. ¾ тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.

Роль- Кожа поддерживает постоянство внутренней среды организма.

- Вы сказали, что кожа осуществляет связь с окружающей средой.

- Какие, факторы окружающей среды воздействуют на кожу? (тепло, холод, давление…)

- Как, кожа отвечает на эти воздействия? (изменяет цвет, покрывается потом, поднимается температура тела, покрывается пупырышками…)

- Подумайте, что происходит с внутренней средой организма в результате воздействия окружающей среды?

ФАКТЫ:

1. Было замечено, что у некоторых раненых в дни получения писем термометр показывал на 0,2- 0,4 С выше обычного;

2. Находящийся в море человек, лишенный пресной воды, погибает;

3. При быстром восхождении в горы у здоровых туристов развивается «горная болезнь»- одышка, головокружение, сердцебиение, мышечная слабость.


- Анализ фактов, противоречивость информации, «разрыв», фиксация противоречия на доске.


ВЫВОД: под влиянием внешних условий - непрерывно изменяется внутренняя среда организма.

СРЕДА КОЖА


ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОСТОЯНСТВО

Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма


3 – проблемная ситуация.


Итак, с одной стороны, кожа поддерживает постоянство внутренней среды организма, а с другой, внутренняя среда организма постоянно меняется, т. к. на кожу оказывают влияния внешние условия.


- формулировка проблемы и запись её на доске.


КАКИЕ СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ КОЖИ, СВЯЗАНЫ С РЕГУЛЯЦИЕЙ ПОСТОЯНСТВА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА.


4 - начало решения проблемы.


РЕФЛЕКСИЯ - ребята, поднимите руки, кто в данной ситуации чувствует себя уверено?

- Почему, вы, не можете сразу решить данную проблему? (не хватает знаний).


- уч-ся испытывают «дефицит» знаний, познавательный мотив двигаться дальше, указывая пути решения проблемы

.

- Что нужно знать, чтобы её решить?


5 - способы, гипотезы, пути решения.

Изучить строение, свойства, функции кожи; установить взаимосвязи функций кожи с функциями выделительной, кровеносной, дыхательной, нервной системами, вопросы гигиены кожи, закаливание организма, профилактику заболеваний кожи…

Таким образом, в течение нескольких уроков, изучая эти вопросы, мы будем решать проблему темы «Кожа».

- Что можно узнать на этом уроке? С чего начать?

Тема урока: Функции кожи в связи с её строением.

Цель: получить знания о структуре и функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.

- Чем, мы можем воспользоваться для решения проблемы? (учебником, собственными наблюдениями, а ещё научными фактами и познавательными задачами.)

Работу осуществляем в группах по инструктивной карточке. Каждая группа изучает свой слой кожи, решает задачи, объясняет научные факты и докладывает о проделанной работе, оформление записей в виде таблицы, время на работу 10-12 минут.

6 – обсуждение результатов проверки заданий.

1 группа:

Итак, какими, свойствами обладает кожа? (гладкая, упругая, эластичная, имеет розовый цвет благодаря кровеносным сосудам).

- Как называется первый слой кожи? (эпидермис) Почему, несмотря на слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается? (роговой слой постоянно обновляется за счет деления клеток росткового слоя). Как называется такое свойство? (регенерация).

- Почему, перед боем, солдаты мылись и надевали чистую одежду? На 1 квадратном сантиметре кожи насчитывается от 115тыс.- до 32 млн. микроорганизмов. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Этот обычай, описанный в прошлом веке, был разумным. На чистой коже заживление ран происходит быстрее.

-Как называется это свойство кожи? Бактерицидное.


Научный факт: окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывания на солнце появляется загар. Объясните, причину.

В самом глубоком слое эпидермиса - базальном, располагаются клетки меланоциты, вырабатывающие пигмент меланин, от которого зависит цвет кожи: чем меньше меланина, тем кожа светлее, и наоборот. Меланоциты обладают способностью увеличивать выработку меланина под воздействием ультрафиолетовых лучей. Именно благодаря этому загар бывает разных оттенков. Есть люди – их называют альбиносами,- кожа, которых лишена меланина и поэтому не поддаётся загару. Альбинизм у человека встречается с частотой 1: 20000-40000. Как назвать данную функцию кожи? Защитная.

- Какой ещё процесс происходит в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей? Образование витамина D.

Рефлексия: сверяем таблицу.

6 – обсуждение результатов проверки заданий.

2 группа:

Как называется второй слой кожи и чем он образован?

Дерма образована густо переплетающимися соединительнотканными волокнами и клетками. Первый слой – сосочковый – выпячивания, неровности – папиллярные линии. Если хиромантия – это предсказание, гадание, то дерматоглифика – это научная дисциплина, она включает в круг своих исследований, прежде всего кожные гребешки, или папиллярные линии, сплошь покрывающие ладонные поверхности и пальцы. Этот рисунок появляется задолго до рождения (у 18 недельного плода уже можно взять отпечатки пальцев) и остаётся неизменным на протяжении всей жизни. В настоящее время найдены отличия в рисунках кожи – половые, расовые, связанные с предрасположенностью к болезням. Так, выделено более 60 признаков, по которым в спорных случаях можно установить отцовство, огромные возможности криминалистики, предрасположенность или наследственное заболевание: атаксия мозжечка, «кошачье мяуканье», болезнь Дауна, фенилкетонурия, синдром де Ланга и др., а также с врождёнными пороками сердца, аномалиями развития матки, глаукома. При всех этих аномалиях наблюдается либо полное отсутствие папиллярных линий на некоторых участках ладоней, либо рисунок искажен, уклонен от нормы, некоторые незначительные сдвиги говорят о предрасположенности к болезни.

Научный факт: при виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас волосы на коже встают «дыбом». Объясните, причину и как это происходит?

К основанию волоса прикреплена гладкая мышца – рудимент. При понижении температуры или при страхе, ярости происходит рефлекторное сокращение мышцы, поднимающих волосы. Это используется как один из способов терморегуляции, а также как поведенческая реакция на опасность у некоторых животных (волосы встают дыбом и увеличиваются видимые размеры животного). Сокращение мышц кожи вызывает и некоторое сжатие проходящих в коже кровеносных сосудов = «гусиная кожа» и понижается теплоотдача.

В волосяные воронки открываются протоки сальных желез. Они располагаются равномерно по всему кожному покрову, нет их только в коже ладоней, подошв и красной каймы губ. Секрет сальных желез содержит жирные кислоты, воски и стероиды, образуя тонкий водонепроницаемый слой на коже, и препятствует не только потере воды с поверхности кожи, но и проникновению воды через кожу внутрь организма. За сутки образуется 20г. кожного сала, которое смягчает кожу и делает её эластичной.

Второй слой дермы – сетчатый, он образован эластическими и коллагеновыми волокнами, которые придают упругость, прочность от давления на стопах, ягодицах.

Научный факт: в жаркую погоду пота выделяется больше, чем мочи, а в холодную наоборот.

Потовые железы имеют вид трубочек, свернутых в клубочки. Через проток пот выводится наружу. Очень много потовых желез в коже ладоней, стоп, в подмышечной и паховой области – до 300 на 1 квадратный сантиметр. С потом выводятся соли К, Nа, 98% воды, мочевины, лактата Nа (молочная кислота), ядовитые и лекарственные вещества. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. Пот образуется из тканевой жидкости под контролем нервной системы. С повышением температуры во внутренних областях тела потоотделение увеличивается.

В исследованиях, проведенных на людях и животных, установлено, что снижение температуры внутри тела после питья ледяной воды или охлаждения сонных артерий льдом, приложенным вокруг шеи, уменьшает потоотделение, даже если кожа подвергается воздействию тепла. Вот почему в жарких районах принято пить горячий чай даже в знойные часы дня. Усиливается потоотделение, полт испаряется с поверхности кожи, охлаждая тело.

ВЫВОД: кожа поддерживает постоянство внутренней среды организма.

Некоторые соединения цинка и алюминия способны подавлять активность желез и уничтожать бактерии, деятельность которых является причиной неприятного запаха отделения. Большинство дезодорантов и препаратов против пота содержит такие вещества.

Ущипните себя за мочку уха, за кожу ладоней. Что вы чувствуйте? Разные ощущения возникают потому, что раздражаются разные рецепторы, находящиеся в разных точках кожи. Болевые рецепторы – 100-200 на 1 квадратном сантиметре располагаются неравномерно, но практически нет участка, где бы полностью отсутствовали. Например, много в подмышечной, паховой области, подушечках пальцев. Недаром изуверы и палачи эту чувствительность к боли использовали при пытках. Тактильные – рецепторы давления на 1 квадратном сантиметре кожи 25, холодовых -12-15, тепловых – 1-2.

ВЫВОД: кожа орган чувств.

Рефлексия: сверяем таблицу.


6 – обсуждение результатов проверки заданий.


3 группа:


Третий слой кожи называется – гиподерма или подкожная клетчатка. Состоит из пласта соединительной ткани: коллагеновые и эластические волокна, ретикулярные волокна и жировые клетки. Толщина 2-10мм.


Научные факты: худые люди быстрее замерзают, чем полные.

Жир плохо проводит тепло и служит теплоизолирующей прокладкой, и многие животные запасают жир для подготовки к неблагоприятным условиям. Жир – питательное резервное вещество, расходуется в период голодания. При малоподвижном образе жизни, переедании толщина подкожной жировой клетчатки может существенно увеличиваться, особенно на животе, бедрах, ягодицах. Количество жира индивидуально, изменчиво. Кроме того, подкожная клетчатка предохраняет внутренние органы от повреждений.

Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются.

В тесной обуви сосуды сжаты, что значительно ухудшает теплорегуляцию.

На холодном воздухе наша кожа вначале краснеет, а при длительном охлаждении бледнеет.

Под влиянием холода кровеносные сосуды вначале несколько расширяются, а потом сужаются. В результате приток крови к поверхности тела уменьшается, и потеря тепла организмом снижается.

Дерма и подкожная клетчатка содержат многочисленные кровеносные сосуды – капилляры, в которые может вместиться до 30% всей крови

(приблизительно 1 л) – депо, обеспечивающее равномерную доставку коже питательных веществ, и поддерживает постоянную температуру тела.

- Как кожа поддерживает постоянство состава крови?

Потеря с потом большого количества соли, а с ним и воды приводит к нарушениям деятельности организма. Поэтому в летнее время увеличивается количество потребляемой соли. Конечные продукты обмена веществ выделяются из организма несколькими путями – через кожу, потовые железы, лёгкие, а также через удаление из крови жиров и откладывание его в запас.

-Какие структурные компоненты и функции кожи связаны с регуляцией постоянства внутренней среды организма?

Потовые железы, кровеносные сосуды, а также выделительная, защитная функции кожи.

Рефлексия: сверяем таблицу.


5 – обсуждение результатов проверки заданий, самоконтроль, самооценка.

  • Что сегодня удалось узнать на уроке?

  • Кто особенно отличился при решении задач?

  • Что не удалось?

  • Почему?

6 – поддержание познавательного мотива.


- О какой функции кожи идёт речь?

Теоретические расчёты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 С. На практике,

На следующем уроке мы узнаем, как кожа участвует в регуляции температуры тела.



Научные факты

Обоснование

1.


Почему, несмотря на слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается?

Клетки ростового слоя активно делятся и непрерывно обновляют эпидермис. Перемещаясь к роговому слою, становятся всё более плоскими, в них накапливается кератин – богатый серой белок, следовательно, клетки становятся водонепроницаемыми и ороговевают.

2.

Почему перед боем, солдаты мылись и надевали чистую одежду?

На 1 квадратном сантиметре кожи от 115 тыс. – до 32 млн. микроорганизмов, после мытья удаляется до 1,5 млрд. микробов, следовательно, на чистой коже заживление ран происходит быстрее.

3.

Почему, после бани «легче дышится».

Кожа участвует в газообмене, и кожное дыхание составляет приблизительно 2% всего газообмена. За сутки через кожу выделяется 7-9 г. СО2 и поглощается 3-4 г. О2. Воздух проникает в полость трубки потовой железы, где О2 диффундирует в капилляры стенок потовой железы. Грязь закупоривает поры, и доступ воздуха к кожным капиллярам прекращается.

4.

Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом, после пребывания на солнце появляется загар.

Окраска кожного покрова определяется количеством красящего пигмента – меланина. У людей разных рас и национальностей количество пигмента колеблется. При воздействии ультрафиолетовых лучей количество зёрен меланина увеличивается и появляется загар. Отсутствие пигмента – альбинизм. Частота появления у человека

1- 20000-40000.

5.

При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть.


Когда нам холодно или страшно, у нас волосы «встают дыбом». Почему?

У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые «топорщат» мех испуганного животного. Человек в таких случаях покрывается «гусиной кожей».

6.

Почему, в жаркую погоду пота образуется больше, чем мочи, а в холодную наоборот?

Потоотделение начинается, когда температура поднимается выше нормальной средней температуры 36,7 С. При усиленном потоотделении, уменьшается деятельность почек. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот – водянистая жидкость, 0,1-0,4%

хлористого Nа, лактата Nа, и мочевины. Пот близок по составу к моче, но менее концентрирован.

7. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня.


Почему некоторые народности на крайнем юге и летом носят тёплую одежду и высокую шапку из меха?

Горячий чай хорошо утоляет жажду и усиливает выделение пота, который, испаряясь с поверхности кожи, охлаждает тело человека.

В исследованиях проведённых на людях и животных установлено, что снижение температуры внутри тела после питья ледяной воды или охлаждения сонных артерий льдом, приложенным вокруг шеи, уменьшают потоотделение, даже если кожа подвергается воздействию тепла.

8. При проверке у учащихся кожной чувствительности замечено, что раздражения остриём измерительного прибора в одних местах ощущается как прикосновение, а в других как укол, в третьих, как тепло или холод.

Разные ощущения возникают потому, что раздражаются разные рецепторы: болевые - 100-200, холодовые - 12-15, тепловые 1-2, тактильные –25 на 1 квадратный сантиметр кожи, находящиеся в разных точках.

9.Худые люди замерзают быстрее, чем полные. Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. На холодном воздухе наша кожа вначале краснеет, а при длительном охлаждении бледнеет.


Изменение цвета обусловлено тем, что под влиянием холода капилляры вначале расширяются, а затем суживаются. В результате приток крови уменьшается, и потеря тепла организмом снижается.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Реализация проблемного метода в 8 классе по теме "Кожа"

Автор: Дерюгина Оксана Валерьевна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Тема: «Чередование гласных звуков в корне слова, которого  не видно на письме» "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-chieriedovaniie-ghlasnykh-zvukov-v-kornie-slova-kotorogho-nie-vidno-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "177436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424637061"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Достойное воспитание подрастающего поколения- залог процветания Мәңгілік ел"
    ["seo_title"] => string(80) "dostoinoe_vospitanie_podrastaiushchego_pokoleniia_zalog_protsvetaniia_m_ngilik_1"
    ["file_id"] => string(6) "480068"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539075534"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Достойное воспитание подрастающего поколения- залог процветания Мәңгілік ел"
    ["seo_title"] => string(80) "dostoinoe_vospitanie_podrastaiushchego_pokoleniia_zalog_protsvetaniia_m_ngilik_3"
    ["file_id"] => string(6) "483626"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541429242"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства