Развитие познавательного интереса на уроках биологии
Развитие познавательного интереса на уроках биологии
Не секрет, что из класса в класс количество неординарно думающих обучающихся уменьшается. Самое обидное, часто такой грустный результат обучения часто сопровождается огромными затратами труда самого учителя. Возможно ли изменить такую ситуацию? Если создать мир добра и творчества на уроке, то да. Что это дает ребенку? Происходит не только развитие его природных данных, развивается свободная, мыслящая и творческая личность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса на уроках биологии»
Развитие познавательного интереса на уроках биологии
Автор: Геворгян Надик Сейрановна
Организация: МАОУ СОШ №45
Населенный пункт: Тюменская обл., г. Тюмень
Не секрет, что из класса в класс количество неординарно думающих обучающихся уменьшается. Самое обидное, часто такой грустный результат обучения часто сопровождается огромными затратами труда самого учителя. Возможно ли изменить такую ситуацию? Если создать мир добра и творчества на уроке, то да. Что это дает ребенку? Происходит не только развитие его природных данных, развивается свободная, мыслящая и творческая личность.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания обучающихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления обучающихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать…
Я хочу рассказать о некоторых приемах, которые я использую на своих уроках, чтобы решить данную проблему.
Прием новизны.
Обучающиеся, как правило, с большим интересом воспринимают материал, содержащий сведения необычные, загадочные, удивительные, неожиданные. Этот приём я применяю при изучении простейших, давая возможность рассмотреть под микроскоп каплю сенного настоя. Наблюдение за движением одноклеточного организма вызывает неподдельный интерес к изучаемой теме, вызывает желание узнать строение и образ жизни этих существ. Иначе подхожу к использованию этого приема при знакомстве с червями. Опыт показывает, что данная тема не вызывает симпатии у обучающихся, поэтому разговор о них начинаю с рассказов о необычных червях и случаях о встречи с ними людей. У ребят возникает вопрос: «А почему?». Тем самым они готовы для восприятия более сложного материала о строении и физиологии червей.
Можно начать урок необычно. Например, тема зашифрована в загадке:
Была зеленая травка,
«Глядь: выросла добавка,
С коробочкой – крошкой,
Да с бурой ножкой».
(«Мохообразные» 7 кл.)
«Есть трава лесная-
Разлетная резная,
Стародавнего рода- племени
А родиться – то не из семени»
(«Папоротники» 7 кл.)
Прием создания проблемной ситуации.
Источником проблемной ситуации может быть новизна учебного материала (хотя проблемные ситуации могут возникать и в случае рассмотрения известных учащимся предметов и явлений).
Вот, например, на уроке зоологии при изучении хищных, рассматривается объект изучения- кошка. Я задаю такие вопросы: «Какое биологическое значение имеют такие особенности кошки, как наличие усов, шершавый язык, свойство глаза светиться ночью?» Учащиеся, как правило, не смогут сразу объяснить биологический смысл этих особенностей животных. Но вопросы заинтересовывают их, начинается поиск правильных ответов.
Эвристический прием.
Сущность этого приема состоит в том, что учитель задает учащимся трудный вопрос (на сообразительность) с дополнительными наводящими вопросами, чем побуждает их к догадке, то есть к интуитивному решению познавательной задачи.
Часто для ответа на вопрос достаточно сопоставить уже известные, порой элементарные сведения, но все же учащиеся испытывают затруднения. Например, им трудно найти ответ на вопрос: «Какие растения, имея развитую листовую пластинку, не испаряют воду?» Я предлагаю вспомнить известные растения, среды жизни. После ряда неудачных попыток удается найти ответ: не испаряют воду растения аквариума. Затруднение вызывает вопрос: «Происходит ли фотосинтез в плодах?»
В своей работе я использую «мозговой штурм». Класс делится на группы 4-5 человек. Каждой группе дается познавательный (творческий вопрос). Задача заключается в том, чтобы каждый в группе дал ответ (пусть самый немыслимый). Ответы зачитываются всему классу, и ищется самый верный.
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология, поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности обучающихся нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Таким образом, стимулируя познавательную деятельность самих обучающихся и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии, а также в обучении надо активно работать над развитием всех обучающихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.