Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Спинной мозг"»
Урок № Дата_______
Тема урока: Спинной мозг его строение и функции.
Цель: определить место спинного мозга в организме человека, внешние и внутреннее строение, функции, повреждения спинного мозга.
Задачи урока:
Образовательные - усвоение и систематизация знаний по теме урока, продолжать формировать умения работать с текстом учебника, сравнивать, объяснять, делать выводы;
Воспитательные - формирование максимальной работоспособности на уроке;
Валеологические - соответствие материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения. Смена видов деятельности. Проведение валеологической паузы, здоровье сбережение.
Содержание учебного материала: внешнее и внутреннее строение спинного мозга, местоположение, функции, регуляция, повреждения.
Средства обучения: учебник «Биология. Человек- 8 кл» НИ Сонин, МР Сапин, рисунки, презентация, разноуровневые тесты, доп литература.
Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа;
Формы обучения: индивидуальная, коллективная.
Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями.
Урок- презентация.
План урока:
Проверка знаний (тестирование по вариантом)
Изучение новой темы:
Местоположение мозга
Внешнее и внутреннее строение мозга
Функции спинного мозга
Получение коленного рефлекса
Закрепление знаний (тестирование)
Домашнее задание.
Ход урока - презентации:
Слайд -1. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сядьте поудобнее следите за осанкой, снимите с себя напряжение и настроитесь на изучение навой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке.
Цель урока: изучить местоположение, внешнее и внутреннее строение спинного мозга, функции, повреждения.
Изучая данную тему, вы узнаете много нового о строении вашего организма, что позволит вам, больше заботится о своем здоровье.
Слайд-3. Проверим ранее полученные знания по вариантам, приступайте к выполнению( звучит музыка 5 мин). Будьте внимательны при выполнении задания. Закончив выполнять задания, сдайте тетради.
Слайд-4 (учитель рассказывает)
Спинной мозг располагается в позвоночнике. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, почти цилиндрической формы тяж длинной 45 см и массой 34-38 г. Начинается он на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка.
Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем. Сл-5
Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)
Сам работа. Задание: (на слайде- 6)
на стр 56 прочитайте 2 абзац;
рассмотрите рис на стр 57;
сравните рис на стр 57 с рис на стр 59. найдите части спинного мозга.
Выйти к доске показать части спинного мозга. ( слайд-7, слайд-8)
Вывод: учащиеся самостоятельно делают вывод (слайд-9)
Слайд- 10 Учитель. От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде 2 тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Слайд- 11. Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже, внутренним органам.
Спинной мозг под руководством головного мозга регулирует работу, обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц.Слайд-12.
А теперь давайте отдохнем.Предлагается учащимся гимнастика для глаз.(слайд-13)
Какими же функциями обладает спинной мозг: (слайд-14)
Рефлекторная. Как вы понимаете? (учащиеся отвечают);
Проводящая? Как можете объяснить?
Слайд-15
Проведем небольшой опыт «Коленный рефлекс»( к доске выходят 2 учащихся)
Задание: запишите путь передачи возбуждения коленного рефлекса.
Когда может прерваться связь между спинным и головным мозгам? К чему это может привести? (слайд- 16).
Что вы узнали сегодня на уроке? Учащиеся делают вывод.
Закрепление. (слайд- 17,18 с текстом задания для закрепления.)- 5 мин.
Запишите домашнее задание. Слайд-19
Спасибо за урок! Слайд- 20
Проверка знаний по теме: «Строение и значение нервной системы».
1 вариант.
1 уровень
Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?
1. Спинным и головным мозгом.
2. Кровью.
3. Нервной системой и гуморальной системой
С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:
1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.
2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.
3. Гормонов, выделяющихся в кровь.
Какой тканью образована нервная система:
Мышечной тканью.
Нервной тканью.
Соединительной тканью.
Рецепторы это:
Нервные окончания.
Гормон роста.
Нервные клетки в местах соединения друг с другом.
Рефлекс- это:
Ответная реакция организма.
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния организма.
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды.
2 уровень
Что регулирует вегетативная нервная система?
Проверка знаний по теме: «Строение и значение нервной системы».
2 вариант.
1 уровень
1. Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?
1. Спинным и головным мозгом.
2. Кровью.
3. Нервной системой и железами эндокринного аппарата..
С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:
1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.
2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.
3. Гормонов, выделяющихся в кровь.
Какой тканью образована нервная система:
1.Мышечной тканью.
2.Нервной тканью.
3.Соединительной тканью.
Основу нервной системы составляют:
1.Нервные окончания.
2.Нейроны.
3.Нервные клетки в местах соединения друг с другом.