Почему наш организм работает слаженно. 4-А класс
Ростовецкая Евгения Олеговна учитель начальных классов
Цели урока:
Формировать у учащихся новые понятия: о строении и функциях головного и спинного мозга, о функциях больших полушарий мозга.
Развивать умения отличать органы пищеварения от органов выделения, органы дыхания от органов кровообращения.
Воспитание здорового образа жизни, бережного отношения к своему организму.
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
У. Встали все красиво и тихо – тихо сели. Начинаем урок «Человек и природа»
А что мы изучаем на уроках «Человек и природа?
Изучаем строение человека. Узнаем о том, как люди познали окружающий мир природы, научились использовать и создали свой рукотворный мир.
. Нравятся ли вам уроки? Чем же они интересны?
1. Дыхательная гимнастика.
Сидя.
Диафрагмальное дыхание.
Сесть на край стула, откинувшись на спинку и вытянув ноги.
Ладони положить на живот. Вдох – стенка живота поднимается вверх, Выдох – стенка живота втягивается. 8 – 10 раз.
2. С чем связано упражнение, проделанное нами? (дыхательная система)
- Для чего нужна дыхательная гимнастика? (предупреждает заболевание дыхательных путей, стимулирует защитные силы организма, повышает эмоциональный тонус, улучшает адаптацию к физическим нагрузкам).
2. Актуализация знаний
У. Прежде чем начать новую тему, давайте мы с вами ответим на вопросы.
Человек - -это сложный организм с разнообразными функциями ,разделенными между многими органами.
А что такое орган?
Д. Орган - это часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определенной функции.
У. А какие органы вы знаете?
Д. Органы пищеварения, органы выделения, органы кровообращения, органы чувств.
У. Перечислите органы пищеварения и какие функции они выполняют?
Д.Рот, зубы, язык, слюнные железы, глотка, пищевод ,желудок ,желчный пузырь, поджелудочная железа, печень, тонкая кишка, толстая кишка, прямая кишка. Они снабжают организм строительным материалом и энергией.
У. Какие строительные материалы?
Д. Углеводы жиры, белки, кислород.
У. Органы дыхания?
Д. Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
У. Молодцы. Перечислите органы выделения и их функции.
Д. Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Они выводят из организма воду и вредные вещества.
У. Органы кровообращения?
Д. Сердце, артерии, вены, капилляры . Обеспечивают транспорт веществ внутри организма, поставляя к клеткам блоки и кислород для дыхания, а также выводят из организма вредные продукты жизнедеятельности.
У. Органы чувств?
Д. Глаза, уши, кожа, язык. Помогают познавать окружающий мир.
У. Умницы! Столько рассказали о своем организме!
3. Постановка проблемного вопроса.
У. Ребята, а как вы думаете, какие органы нашего организма работают самостоятельно, а какими мы можем управлять по собственному желанию?(работа в парах)
Заполнить таблицу.
Какие органы человека работают самостоятельно, а какими можем управлять по собственному желанию?
Органы, которыми мы можем управлять по собственному желанию. | Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от твоей воли. |
| |
Прежде всего можем управлять : руки, ноги, голова, глаза, язык, зубы (закрыть, открыть, стучать, хлопать и т.д.), также управлять работой части органов выделения ( сознательное выделение мочи из организма).
Работают самостоятельно органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем (сердце, почки, печень, кишечник - большинство органов, внутри нас)
Проблема!
Ребята, а вы не задумывались, кто же приказывает сердцу стучать, легким дышать, желудку переваривать?И почему нам сложно делать одновременно несколько дел , например вы можете на уроке разговаривать с соседом по парте и внимательно слушать учителя? А почему тогда мы одновременно дышим, перевариваем пищу, а ночью еще и спим?
Вот сегодня и постараемся ответить на поставленный вопрос.
Слышали ли вы словосочетание «Нервная система» или слова нервы, система?
(после обсуждения детей )
У. Оказывается, всеми действиями человеческого организма управляет нервная система.
Работа в учебнике рис .стр 40. Из каких частей состоит нервная система?
физминутка
Нервная система состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга.
У. А что это за чувствительные клетки? Где они интересно находятся? Что они могут чувствовать?
Проведем опыт :
Закройте глаза и определите, что находиться на тарелке?
Как вы определили, что это яблоко?(почувствовали)
Как вы определили, что это кубик?(почувствовали)
Гле находятся клетки,которые чувствуют?(на пальцах)
Могут ли быть такие клетки во внутренних органах?
У. Чувствительные клетки очень мелки и во множестве разбросаны по всему организму. Они есть в каждом органе, но особенно много их в органах чувств. От чувствительных клеток отходят нервные волокна. Они ведут в мозг – центр управления.
Ребята, а что вы, к примеру предпочитаете лимон или яблоко?
А что вы чувствуете, когда вам делают укол? Если даже вам еще не сделали его, что вы можете представить? Или ,когда ,вы, дотрагиваетесь случайно до горячего утюга?
(ответы детей)
4. Объяснение нового материала.
У. Значит, от чувствительных клеток отходят нервы. Они ведут сигналы в мозг.
Мозг – это центр управления. Головной мозг состоит из нескольких отделов. Мозг управляет сложными процессами в организме.
. Работа с рисунками на с. 41.
– Работать будем в группах: прочитайте текст на с. 41 и подберите к рисункам ключевые фразы.
а) – Что изображено на верхнем рисунке?
– Как нервная система узнала, что чайник горячий?
– Какому органу сообщается информация?
– Где анализируется информация: в спинном или головном мозге?
Вывод: простые и срочные решения принимает спинной мозг.
б) – Что изображено на среднем рисунке?
– Какие действия совершает Миша?
Вывод: совместное руководство спинного и головного мозга позволяет совершать действия, в которых участвует несколько органов.
в) – Что изображено на нижнем рисунке?
– Почему Лена не смотрит, где стоит соль?
– Какой отдел мозга будет отвечать за принятие решения?
Вывод: с помощью больших полушарий головного мозга принимаются наиболее сложные решения и осуществляются наиболее сложные действия.
Физминутка
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
3. Задание на с. 40 к рисункам. Выполняют задание.
– Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализованы туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом.
– Объясните, почему, по вашему мнению, у человека сохраняются сознание, мышление, а также работают внутренние органы, хотя у него «выключен» спинной мозг. (За согласованную работу органов, мышление, сознание отвечает головной мозг, а за простые движения – спинной мозг.)
– Представьте себе человека, у которого после болезни или ранения полностью перестали работать большие полушария, но нормально функционируют другие отделы головного мозга и спинной мозг. Будет ли этот человек жить? Какие изменения произойдут в его поведении? (Этот человек будет жить, но у него, наверно, будут проблемы с памятью, речью, мышлением. Такому человеку трудно будет анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.)
– Сделайте вывод: какова роль больших полушарий, головного и спинного мозга?
Делают вывод о роли различных отделов нервной системы.
– Может ли отдыхать нервная система? (Частично во время сна, но и тогда ей приходится следить за работой внутренних органов.)
– Как мы ответим на вопрос урока?
– Нервная система управляет слаженной работой всех органов.
Самостоятельное применение знаний
Работа в рабочей тетради
7. Итог урока.
Как же вы поняли тему урока? Почему же наш организм работает слаженно?
Д. Значит согласованно, дружно.
. VII. Рефлексия
Покажите, насколько вы поняли сегодня материал, можете показать рукой от пола до вытянутой руки.
Д/з выполнить задание по выбору, из оставшегося в плане.
У. Спасибо за урок.