Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме " Внешнее строение рыбы"»
Тема: Речной окунь – представитель костных рыб. Внешнее строение рыб.
Цель: показать более высокую организацию рыб по сравнению с ланцетником, выявить черты приспособленности к жизни в воде, развивать умения работать в группе, проводить наблюдения, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: групповая работа, икт, исследование.
Ход урока.
1 Полетный опрос.
Почему животные называются хордовыми?
На какие группы они делятся7
Среда обитания ланцетника?
Внешнее строение?
Внутреннее строение?
От кого произошел ланцетник?
Можно ли считать ланцетника переходной формой?
Кто из высших хордовых ближе всего стоит к ланцетнику?
2 Новая тема
Рассказ учителя
Рыбы – настоящие водные позвоночные, сохраняющие жабры в течении всей жизни. Большинство рыб быстрые пловцы, снабженные конечностями в виде плавников.
Рыбы – наиболее разнообразный и многочисленный класс позвоночных. Они заселяют все водоемы Земного шара.
Ваша задача провести исследование по предложенным вопросам и выделить каждой группе черту приспособленности рыб к жизни в воде. Выполните задание в тетради, сделайте вывод. Ваши результаты обсуждаем в конце урока.
Класс делиться на 6 групп. Выполняют работу по инструктивной карточке.
Лабораторная работа. Внешнее строение рыбы.
1гр. Внешний вид , форма тела.
2 гр. Слизь, чешуя, окраска.
3 гр. Органы чувств.
4. гр Плавники.
5 гр. Боковая линия.
6 гр. Жаберные крышки.
Обсуждение результатов. Выступление каждой группы, формулировка вывода : В чем выражается приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде?
Обобщение. Мы познакомились с внешним строением рыбы. Укажите черты приспособленности к жизни в воде.
Домашнее задание.
Подведение итогов. Поставьте на полях оценку по своему вкладу в выполненное задание.
Приложение. Инструктивные карточки – задания для групп.
Инструктивная карточка – задание
Лаборатория № 1
Рассмотрите внешний вид рыбы.
Определите форму тела рыбы.
Как по форме тела можно судить об их образе жизни ( камбала, сельдь) ?
Найдите голову, туловище, хвост
Зарисуйте в тетради внешнее строение тела рыбы. Отметьте голову , туловище, хвост.
Установите, как они соединены между собой. Какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы?
Сделайте краткие записи в тетради по всем вопросам.
Подготовить рассказ о своих исследованиях классу.
Сделать вывод: в чем выражается приспособленность внешнего строения ( по вашей работе) рыбы к жизни в воде?
Инструктивная карточка – задание
Лаборатория № 2
Почему трудно держать в руках живую рыбу?
Определите, чем покрыто тело рыбы.
Рассмотрите чешую . ( зарисуйте в тетради).
Какое значение имеет чешуя в жизни рыбы?
Что можно узнать по чешуе?
Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах; если она различна, то объясните эти различия.
Сделайте краткие записи в тетради по всем вопросам.
Подготовьтесь рассказать о своих исследованиях классу.
Сделать вывод: в чем выражается приспособленность внешнего строения ( по вашей работе) рыбы к жизни в воде?
Инструктивная карточка – задание
Лаборатория № 3
На голове рыбы найдите два отверстия - это ноздри. Какую функцию они выполняют?
Зарисуйте внешнее строение рыбы.
Рассмотрите по бокам головы рыбы глаза. Имеют ли они веки? Почему?
На рисунке в тетради отметьте ноздри, глаза. Какие еще органы чувств есть у рыбы7
Сделайте краткие записи в тетради.
Подготовьтесь рассказать о своих исследованиях классу.
Сделать вывод: в чем выражается приспособленность внешнего строения ( по вашей работе) рыбы к жизни в воде?
Инструктивная карточка – задание
Лаборатория № 4
Зарисуйте внешнее строение рыбы в тетради.
Найдите на теле рыбы парные плавники ( грудной, брюшной), непарные ( спинной, под хвостовой , хвостовой )
Отметьте их на рисунке.
Укажите , какие плавники работают во время стояния рыбы на месте и во время плавания.
Сделайте краткие записи в тетради.
Подготовьтесь рассказать о своих исследованиях классу.
Сделать вывод: в чем выражается приспособленность внешнего строения ( по вашей работе) рыбы к жизни в воде?
Инструктивная карточка – задание
Лаборатория № 5
Зарисуйте внешнее строение рыбы.
Почему даже в мутной воде рыбы не натыкаются на препятствия ?
Что из себя представляет боковая линия?
Отметьте ее на рисунке.
Сделайте вывод о роли боковой линии в жизни рыбы.
Подготовьтесь рассказать о своих исследованиях классу.
Сделать вывод: в чем выражается приспособленность внешнего строения ( по вашей работе) рыбы к жизни в воде?
Инструктивная карточка – задание
Лаборатория № 6
Зарисуйте внешнее строение рыбы в тетрадь.
Найдите жаберные крышки. Отметьте их на рисунке.
Какую функцию выполняют жаберные крышки?
Установите связь между движениями рта и жаберных крышек.
Сделайте краткие записи в тетради.
Подготовьтесь рассказать о своих исследованиях классу.
Сделать вывод: в чем выражается приспособленность внешнего строения ( по вашей работе) рыбы к жизни в воде?