kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Орган зрения. Строение и функции глаза."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить зрительный анализатор.

Задачи: изучить строение и функции частей глаза, развивать умения описывать, находить признаки различия, обобщать, делать выводы.

Тип урока : комбинированный

Методы и формы: работа с интерактивной доской, самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный, индивидуальная, групповая.

Технология: развитие критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Орган зрения. Строение и функции глаза."»

Тема: Орган зрения. Строение и функции глаза.

Цель: Изучить зрительный анализатор.

Задачи: Обучающие: изучить строение и значение зрительного анализатора, углубить знания о строении и функциях глаза и его частей. Развивающие: описывать , сравнивать, находить признаки различия. Воспитательные: содействовать формированию навыков здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы: работа с интерактивной доской, самостоятельная работа с учебником, словесный, демонстрационно-наглядный, индивидуальная и групповая.

Технология: урок разработан на основе технологии « Развитие критического мышления»

Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – (Русская пословица).

Ход урока

I Организационный момент

II Закрепление ранее изученного материала.

Полетный опрос.

1 Каким образом мы получаем информацию об окружающим нас мире?

2 Что такое анализатор?

3 Из каких частей состоит анализатор?

4 Какие виды ощущений вы знаете?

5 Что такое восприятие?

Работа двух учащихся по карточкам (приложение1)

II Изучение нового материала

Побуждение. Для определения темы учащиеся отвечают на загадки.

Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)

Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними ест гора. (Глаза и нос)

Придет беда – потечет вода. (Глаза)

Тема Органы зрения. Строения и функции глаза.

Учащиеся ставят задачи, которые должны достичь на уроке.

Знать: строение и функции зрительного анализатора.

Уметь :описывать, сравнивать, находить признаки различия.

Воспитывать ответственное и серьезное отношение к своему здоровью.

Осмысление. (презентация объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации, учащиеся слушают , смотрят и оформляют информацию в тетради. )

Рассказ учителя через зрительный анализатор человек получает 90% информации из окружающего мира. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем, прежде всего с помощью зрению. Благодаря зрению мы обучаемся бытовым и трудовым навыкам, выполнению определенных правил поведения. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.

Самостоятельная работа учащихся по новой теме.

Стратегия « Работа в микрогруппах»

Класс делится на 3 группы (экспертные). Каждая группа получает свое задание. Работая индивидуально с текстом, затем в группе составляя план своего выступления ( схема, рисунок, таблица)

1 группа- вспомогательные системы.

2 группа – оболочки глаза.

3 группа – оптическая, световоспринимающая.

Затем учащиеся выбирают эксперта, который будет доносит информацию классу, остальные учащиеся группы дополняют рассказ.

Лабораторная работа № 5 «Определение остроты зрения. Выявление функции радужки, нахождение слепого пятна.»

Проблема: Почему в глазу изображение уменьшенное и перевернутое, а воспринимается информация реально?

Мозговой штурм. Обмен мнениями.

Физминутка. Тренажер для глаз.

Группы меняются. Работа с текстом. Задание : Изучить нарушения зрения.

1 гр Дальтонизм.2 гр. Дальнозоркость

3 гр Близорукость. 4 гр Катаракта 5гр Глаукома.

Рассказать классу.

Задание: вставить в текст пропущенные слова.( индивидуальная работа). Взаимопроверка

IV Закрепление.

Рефлексия.

Тест

Самопроверка. Выставление оценок.(1 балл за правильный ответ)

VI Домашнее задание. параграф 18, составить синквейн по теме урока

VII Итог урока.





Приложение.

Занимательные факты

  • В составе черепномозговых нервов в мозг входит 2 600 000 нервных волокон, а выходит 140 000. Около половины выходящих волокон несут приказы к мышцам глазного яблока, управляя быстрыми и сложными движениями глаз. Остальные нервы управляют мимикой, жеванием, глотанием и деятельностью внутренних органов. Из входящих нервных волокон два миллиона – зрительные.

  • Глаз способен различить 130–250 чистых цветов и 5–10 миллиардов смешанных оттенков.

  • Даже самый суровый мужчина проливает ежедневно от 1 до 3 миллилитров слез. Слезы постоянно вырабатываются слезными железами и увлажняют роговицу глаза, предохраняя ее от воздействия воздуха и пыли.

  • Самая богатая водой ткань человеческого организма – стекловидное тело глаза, в котором ее 99 %.

  • У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки. Палочки различают только яркость объекта, колбочки воспринимают цвет. 125 миллионов палочек, расположенных на сетчатке, функционируют и днем и ночью, а вот 7 миллионов колбочек воспринимают окружающий мир только при достаточно ярком освещении. Ночью, когда света мало, основной поток информации от глаз в мозг посылают палочки, не различающие цвета, и все краски блекнут. В клеточной мембране колбочек имеется фотопигмент, чувствительный к световым волнам определенной длины, то есть к цвету. Самая длинноволновая часть спектра стимулирует «красные» колбочки (от пурпурного до оранжевого), средняя – «зеленые» колбочки (от изумрудного до желтого), а самая коротковолновая часть спектра – «фиолетовые» колбочки (от голубого до ультрамаринового). Палочки тоже не совсем безразличны к цвету и лучше всего воспринимают длину волн между «зеленым» и «фиолетовым». В итоге получается, что именно листву деревьев и происходящее за ней мы видим лучше всего и днем, и ночью. Когда же все виды клеток получают раздражение одинаковой силы, мы видим мир белым. Кошки также обладают двумя видами фоточувствительных клеток. Но если у человека на одну колбочку в области наиболее четкого зрения приходятся 4 палочки, то у кошек их 25. Кошки намного хуже нас видят цвета; красный, например, им вовсе недоступен, в отличие от голубого. Зато в области видения оттенков серого кошки настоящие рекордсмены: они способны различать 25 типов мышиной окраски.

Тест « Строение глаза»

1. Глаз человека от пыли и соринок защищен

А) хрусталиком  

  Б)  бровями  

  С) веками и ресницами  

  Д) радужной оболочкой

2 Зрительные рецепторы- это:

А)только палочки

Б)только колбочки

В)палочки и колбочки.

Г) зрительный нерв

3 В сетчатке глаза содержится:

А)палочек и колбочек одинаковое количество

Б)палочек больше чем колбочек

В)колбочек больше чем палочек.

Г)роговица

4.Сетчатка – оболочка глаза, которая:

А) защищает глаз от механических и химических повреждений

Б) снабжает глазное яблоко кровью

В) поглощает световые лучи

Г) преобразует лучи света в нервные импульсы

5. при слабом свете зрачок рефлекторно:

А) сужается

Б) расширяется

В) не изменяется

Г) то расширяется, то сужаются

6.роговица – это:

А) непрозрачная оболочка

Б) прозрачная оболочка глаза

В) оболочка, окрашенная пигментами

Г) оболочка, пронизанная кровеносными сосудами

7. цветной пигмент определяющий цвет глаз расположен в оболочке, которая называется:

А) сосудистой

Б) роговицей

В) радужной

Г) сетчаткой



Текст для групп «Заболевания глаз»

Глаукома (от греч. - цвет морской воды, лазурный) – тяжелое заболевание органа зрения, получившее название от зеленоватой окраски, которую приобретает расширенный и неподвижный зрачок в стадии наивысшего развития болезненного процесса – острого приступа глаукомы. Отсюда же происходит и второе название этого заболевания – «зеленая вода» или «зеленая катаракта»

Сегодня глаукомой принято называть хроническую болезнь глаз, характеризующуюся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления .

Развивается характерное поражение волокон зрительного нерва , что приводит к слепоте.

Глаукома может возникнуть в любом возрасте, начиная с рождения, но распространенность заболевания значительно увеличивается в пожилом, и в старческом возрасте. Так, частота врожденной глаукомы составляет 1 случай на 10-20 тысяч новорожденных, в возрасте 40-45 лет первичная глаукома наблюдается примерно у 0.1% населения. В возрастной группе 50-60 лет глаукома встречается уже в 1.5% случаев, а у лиц старше 75 лет более чем у 3%. Это заболевание занимает одно из первых мест среди причин неизлечимой слепоты и имеет важнейшее социальное значение.




Катаракта – это болезнь глаз, при которой происходит помутнение хрусталика, вследствие чего появляются расстройства зрения разного уровня. Несмотря на то, что чаще всего встречается катаракта именно у взрослых людей, старше 50 лет, всё же это заболевание характерно для любого возраста.

Причины : механические травмы и химические. Также на возникновение катаракты влияют такие причины как некоторые глазные заболевания – например, глаукома или близорукость высокой формы а также сахарный диабет, авитаминоз или же долгосрочные приемы некоторых препаратов. По данным некоторых источников, более чем у 20 000 000 человек в мире данное заболевание стало началом возникновения слепоты.

Причиной катаракты может стать и плохая экология, отравление различными токсическими препаратами, ультрафиолетовое или лучевое облучение, также курение.

Симптомами катаракты становится появление полосок и мелькания пятен или различных шариков. Древние греки называли эту болезнь водопадом, поскольку при катаракте у человека возникает ощущение, будто его глаза покрыты пеленой, и он смотрит будто через запотевшее стекло.

При катаракте глаза сложно читать, писать, работать с мелкими деталями. По мере «созревания» катаракты цвет зрачка вместо черного становится белым

Дальтонизм, неспособность правильно определять те или иные цвета, может иметь наследственную природу или быть вызванным заболеванием зрительного нерва или сетчатки. Приобретенный дальтонизм имеет место только на глазу, где поражена сетчатка или зрительный нерв. Ему также свойственно прогрессирующее ухудшение со временем и трудности в различении синего и желтого цветов, красного, зеленого.

Наследственный дальтонизм встречается чаще, поражает оба глаза. Болеют мужчины, не болеют, но являются носителями. Дальтонизм может быть частичным (связанным с отдельными цветами) или полным (связанным со всеми цветами). Полный дальтонизм встречается очень редко и, как правило, в сочетании с другими серьезными врожденными дефектами глаз.

Близору́кость— это дефект зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.. Наиболее распространённая причина — увеличенное в длину глазное яблоко, вследствие чего изображение получается перед сетчаткой. Более редкий вариант — когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем нужно (и, как следствие, они сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение.

Человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдали, и для решения этой проблемы может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.

Дальнозоркость — особенность глаза, состоящая в том, что изображения далёких предметов в покое фокусируются за сетчаткой. Изображение получается расплывчатое.

Причина - уменьшение глазного яблока.

Это аномалия зрения, которую имеют около четверти населения Земли. Дальнозоркие хорошо видят вдаль, часто испытывают головные боли при выполнении работы вблизи. Для решения проблемы человек пользуется очками, с положительными значениями оптической силы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Орган зрения. Строение и функции глаза."

Автор: Пащенко Неля Александровна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока  биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы." "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-biologhii-8-klass-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei-orghan-slukha-i-ravnoviesiia-ikh-analizatory"
    ["file_id"] => string(6) "112316"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408516552"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок  по окружающему миру с интерактивными методами обучения "Роль витаминов в жизнедеятельности  организма". "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-intieraktivnymi-mietodami-obuchieniia-rol-vitaminov-v-zhizniedieiatiel-nosti-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "230345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442092932"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства