kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Разработка урока по биологии на тему "стебель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭТО ГОТОВЫЕ КОНСПЕКТИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ ДЛА 6 КЛАССОВ

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии на тему "стебель"»

Дата: Класс: 6Б Предмет: Биология

Тема: Урок «Жизненные формы растений».

Цель: Сформировать знания учащихся о жизненных формах растений. Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы и оборудование:

1. Техническое: Мультимедийное оборудовнаие: процессор, проектор. Экран

2. Программное: презентация к уроку

3. Методическое: конспект урока, карточки задания, сообщения учеников.

План урока:

  1. Целеполагание.

  2. Проверка домашнего задания – работа с терминами

  3. Изучение нового материала.

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Сценарий урока

  1. Целеполагание – сообщение плана урока, проведение «Минутки настроения».

2. Проверка домашнего задания – работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Термины:

  • Биология

  • Ботаника

  • Царство

  • Культурное растение

  • Дикорастущее растение

  • Экология

  1. Изучение нового материала.

  • Представление эпиграфа урока

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”.


















  • Де́рево — типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, из древесины с лиственной кроной. (Сообщение ученика)

  • Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. (Сообщение ученика).

  • Кустарнички - одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. (Сообщение ученика).

  • Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу.

Физминутка


* Однолетники - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Пример — горох, цветная капуста, укроп. Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. (Сообщение ученика).

* Двулетники - травянистые растения, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Пример: анютины глазки, свекла, морковь, репа, капуста. (Сообщение ученика).

* Многолетники - это обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами.

Пример: деревья, кустарники, травы, люпин, тюльпаны, пионы.

  • Закрепление изученного материала.

Задание: заполните таблицу (работа в парах)




4. Рефлексия.

Ответить на вопросы:

  • Что интересного вы узнали на уроке?

  • Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?

  • Кто из одноклассников наиболее удачно отвечал на уроке?

  • Что еще по данной теме, вы хотели бы узнать?


5.Домашнее задание:

Параграф №1 стр.9, собрать гербарии листьев.












6 класс План-схема урока биологии

Урок № 2 на основе системно- деятельностного метода обучения

Тема урока: Жизненные формы растений

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм, связать жизненные формы растений со средой их обитания

Планируемый результат:

Предметные: Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм, устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитанияМетапредметные: умение работать с текстами и рисунками

Личностные: формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение жизненных форм растений, ориентироваться в системе познавательных ценностей

Задачи урока:

Воспитывающая: Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Развивающая: развитие познавательных интересов к жизненным формам растений, соответствие строению и выполняемым функциям, а также взаимосвязи с окружающей средой.
Обучающая: распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм, связать жизненные формы растений со средой их обитания

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Ботаника- наука о растениях»


Описание хода урока

Название технологических

этапов урока,

их содержания

Конспект урока

1.Мотивирование

(самоопределение)

к учебной деятельности:


Учитель спрашивает о том, без каких организмов на планете невозможна была бы жизнь? Как эти организмы умудряются поместиться на самом небольшом участке суши или в воде? Какие приспособления у них для это есть?

УУД: регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, высказывать гипотезы.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

Учитель спрашивает, нужно ли ученикам знать о приспособлениях растений , чем эти знания могут помочь ученикам в жизни, и чему могут нас научить растения

УУД: регулятивные Самостоятельно высказывать предположения.

3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель создает для учеников проблемную ситуацию- противоречие, порождающее удивление:

На планете в 6 раз меньше видов растений, чем животных. А именно они создают всю пищу ( первичную продукцию) на планете. Что позволило растениям занять почти все пригодные условия для жизни и создать все органическое вещество на планете? Достаточно ли знаний, чтобы ответить на этот вопрос? Что нам может помочь на него ответить?

Учащиеся отвечают , что эти знания мы можем получить в учебнике, энциклопедии, интернете, но на уроке мы будем использовать учебник, рисунки

УДД регулятивные: планирование достижения целей самостоятельно и учитывать средства достижения и условия, адекватно оценивать трудности и находить ресурсы их преодоления

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)


Учитель на доске пишет алгоритм выполнения работы.

В центре доски пишет слово «Жизненные формы» , а потом выписывает процессы жизнедеятельности живых организмов, обсуждая вместе с учащимися основные свойства живого. и ставит задачу, в тетради написать такую же схему, и дополнить ее ,используя текст учебника , параграф 2 ,и рисунки этого параграфа. Жизненная форма:

 

 



















































Дата: Класс: 6Б Предмет: Биология

Тема: Урок «По́чка».

Цель: Сформировать знания учащихся о жизненных формах растений. Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы и оборудование:

1. Техническое: Мультимедийное оборудовнаие: процессор, проектор. Экран

2. Программное: презентация к уроку

3. Методическое: конспект урока, карточки задания, сообщения учеников.

План урока:

  1. Целеполагание.

  2. Проверка домашнего задания – работа с терминами

  3. Изучение нового материала.

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Сценарий урока

  1. Целеполагание – сообщение плана урока, проведение «Минутки настроения».

2. Проверка домашнего задания – работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Термины:

  • Биология

  • Ботаника

  • Царство

  • Культурное растение

  • Дикорастущее растение

  • Экология

  1. Изучение нового материала.

Почка — зачаточный укороченный побег, из которого могут развиваться новые побеги (вегетативные почки) или цветки (генеративные почки). Из почки весной вырaстaют новые побеги. Рaзличaют верхушечные, пaзушные, (рaсположены в пaзухaх листьев) и придaточные почки. Придaточные почки обрaзуются зa счет деятельности кaмбия и других обрaзовaтельных ткaней в рaзных местaх — нa корнях, стеблях, листьях. Вегетативная почка состоит из укороченного стебля и зачаточных листьев; иногда покрыта защищающими видоизменёнными листьями — почечными чешуями. Выделяют верхушечные и боковые (пазушные) вегетативные почки. Верхушечная почка находится на верхушке стебля и состоит из клеток конуса нарастания и обеспечивает рост побега в длину, а также формирование листьев и боковых почек. Боковые почки образуются в пазухах листьев. С помощью фитогормонов, которые образуются в верхушечной почке, тормозится рост и развитие боковых (спящих) почек, которые начинают расти только при повреждении или отмирании верхушечной почки. Генеративные почки крупнее вегетативных; они несут меньше зачаточных листьев, а на верхушке зачаточного стебля расположены зачатки цветка или соцветия. Генеративная почка, заключающая один цветок, называется бутоном. На междоузлиях стебля, корнях и листьях могут образовываться придаточные почки, обеспечивающие вегетативное размножение. По́чка (лат. gémma) — в ботанике зачаток побега; обычно образуется у растения в пазухе листа (пазушная почка) либо на конце побега (верхушечная почка, или терминальная почка), либо на взрослых органах (стебле, листе, корне; в этом случае он не связан ни с верхушками побегов, ни с узлами и не обнаруживает чётких закономерностей в своем расположении) — придаточная почка. Однажды появившись, почка может оставаться нераскрытой на определённый промежуток времени в состоянии покоя (спящая почка), либо тут же из неё начинает развиваться побег. Вегетативные почки, из которых развиваются вегетативные побеги, состоят из зачаточного стебля и зачаточных листьев. Генеративные почки, из которых развиваются цветки или соцветия, состоят из зачатков соцветий и цветков. Почки у многих древесных растений, особенно в умеренном или прохладном климате, покрыты видоизменёнными листьями, называемыми чешуями. Такие почки называют закрытыми, или защищёнными. Если чешуи отсутствуют, то такие почки называют голыми, или незащищёнными. У кактусов имеются особые почки — ареолы, а почечные чешуи у них видоизменены в иглы. Иногда чешуи почек покрыты смолистым веществом для большей защиты. Когда почка раскрывается, чешуи могут увеличиться, но чаще опадают, оставляя на поверхности стебля ряд горизонтально-вытянутых рубцов. На основании количества таких рубцов можно частично определить возраст растения, так как в течение одного сезона растущий стебель образует на конце только одну почку, после которой образуется рубец. С течением времени такие рубцы постепенно стираются, так что определить полный возраст растения с помощью этого метода бывает затруднительно. У голой почки слаборазвитые листья часто покрыты избыточным ворсом. Голые почки присутствуют у таких кустарников, как Сумах (Rhus) и Калина (Viburnum), а также у травянистых растений. У последних очень часто почки более мелкие и состоят из однообразной массы клеток в пазухе листа. Поскольку почки формируются в пазухе листа, их распределение на стебле аналогично распределению листьев: они могут располагаться попеременно, супротивно, мутовчато, а также верхушечно на конце стебля. У некоторых видов растений почки могут появиться не в обычных местах их развития — такие почки называют придаточными. Например, у древесных растений придаточные почки могут развиться на корневой системе, в результате чего возникает корневая поросль. Некоторые травянистые растения, такие как, например, Татарник полевой (Cirsium setosum), переживают зиму за счёт придаточных почек, так как его главный стебель отмирает ещё в первый год. Если внутри почки заключены только зачатки цветков (одного или нескольких), то её называют цветочной почкой. Цветочные почки противопоставляют листовым, заключающим в себе лишь зачатки обыкновенных листьев, и смешанным, в которых, кроме листьев, находятся и зачатки цветов. Материнская почка — почка, формирующаяся на растущих или закончивших рост побегах. В материнских почках образуются дочерние. После распускания материнской почки и вырастания из неё побега продолжения заложенные на этом побеге дочерние почки сами становятся материнскими.

  • Закрепление изученного материала.

Задание: заполните таблицу (работа в парах)

4. Рефлексия.

Ответить на вопросы:

  • Что интересного вы узнали на уроке?

  • Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?

  • Кто из одноклассников наиболее удачно отвечал на уроке?

  • Что еще по данной теме, вы хотели бы узнать?

5.Домашнее задание:

Параграф №12 стр.30, рисунок 24.

Дата: Класс: 6Б Предмет: Биология

Тема: Урок «Формирование стеблей».

Цель: Сформировать знания учащихся о жизненных формах растений. Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы и оборудование:

Техническое: Мультимедийное оборудовнаие: процессор, проектор. Экран презентация к уроку Методическое: конспект урока.

План урока:

Целеполагание.

Проверка домашнего задания – работа с терминами

Изучение нового материала.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Сценарий урока

  1. Целеполагание – сообщение плана урока, проведение «Минутки настроения».

2. Проверка домашнего задания – работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Изучение нового материала.

В 1924-1928 гг. немецкие ученые Дж. Будер и А. Шмидт разработали теорию роста стебля (теорию туники и корпуса), отличающуюся от гистогенной теории Р. Ганштейна (от греч. histos - ткань и genos - род, происхождение). Согласно этой теории, в конусе нарастания стебля покрытосеменных растений выделяются две зоны: наружная - туника и внутренняя - корпус. Туника состоит из нескольких слоев клеток, чаще из двух, которые делятся перпендикулярно поверхности органа. Самый поверхностный ее слой дает начало протодерме, из которой в дальнейшем развивается эпидерма, покрывающая листья и стебли. Внутренний слой (или слой туники) образует все ткани первичной коры.Иногда внутренние слои туники могут образовывать только наружную часть первичной коры. В таком случае происхождение внутренней части первичной коры связано с корпусом. Это свидетельствует об отсутствии резкой границы между туникой и корпусом. Теория туники и корпуса объясняет и формирование органов побега: листьев и пазушных почек. Так, зачатки листьев закладываются во втором слое туники, а пазушные почки - в корпусе. Развитие стебля осуществляется за счет дифференциации клеток туники и корпуса - первичных меристем. Из них образуются первичная покровная ткань - эпидерма, первичная кора и центральный осевой цилиндр Нарастание побега осуществляется за счет апикальных меристем. Апекс побега отличается от апекса корня отсутствием чехлика и наличием листовых зачатков (примордиев). Гладким остается лишь кончик апекса, который называется конусом нарастания. В апексе побега имеются инициальные клетки, делящиеся непрерывно. У многих споровых имеется лишь одна инициаль тетраэдрической формы. У семенных растений апекс, как правило, представлен массивом инициальных клеток. В апексе цветковых растений выделяют два участка инициалей. На дистальном конце апекса хорошо выделяются два (реже 1–4) слоя клеток, делящихся антиклинально (перпендикулярно поверхности) и обеспечивающих рост апекса в поверхность. Эта зона инициальных клеток называется туникой. Несколько слоев клеток, лежащих под туникой, делящихся во всех направлениях и увеличивающих объем апекса, называют корпусом. Там, где должен возникнуть листовой зачаток, деление клеток усиливается, они становятся периклинальными; стираются границы между внутренним слоем туники и корпусом. Эта меристема называется периферической (область инициального кольца). В центре оси апекса обособляется стержневая меристема, образующая сердцевину. Первичное строение стебля формируется за счет деятельности первичных меристем апекса. В первичном строении выделяют три анатомотопографические зоны: 1) покровную ткань;

2) первичную кору; 3) центральный осевой цилиндр. Поверхность стебля однодольных растений покрыта однослойной эпидермой, которая впоследствии покрывается кутикулой. Непосредственно под эпидермой расположена первичная кора. Она представлена однородными клетками хлорофиллоносной паренхимы, граничащей со склеренхимой перициклического происхождения центрального осевого цилиндра. Перициклическая склеренхима придает растению прочность. Иногда хлорофиллоносная паренхима отсутствует, и тогда перициклическая склеренхима располагается сразу под эпидермой. Особенности строения центрального осевого цилиндра однодольных и двудольных растений Представления об эволюции типов стелы (центрального осевого цилиндра) обобщены в стелярной теории, основы которой в 1886 г. заложил французский ботаник Ф.Э.Л. ван Тигем. Типы стелы у двудольных и однодольных растений неодинаковы. Так, у двудольных часть клеток прокамбия сохраняется и преобразуется в клетки камбия. Если тяжи прокамбия очень сближены (то есть фактически имеется сплошное кольцо), формируются сплошные кольца первичных флоэмы и ксилемы, и, таким образом, возникает беспучковый (слитный) тип строения стебля. Если закладывающиеся прокамбиальные тяжи у двудольных растений не сближены и между ними из клеток образовательного кольца дифференцируется паренхима сердцевинных лучей, формируются изолированные проводящие пучки, расположенные кольцом. Такой тип строения стебля называют пучковым. Стела, главный компонент которой - расположенные кольцом проводящие пучки, получила название эустелы. Эустела характерна для большинства двудольных растений.У однодольных растений весь прокамбий полностью расходуется на формирование первичных проводящих тканей и первичная структура стебля сохраняется в течение всей жизни растения. В стебле однодольных растений образовательного кольца не возникает. В силу этого стела однодольных устроена иначе, чем стела двудольных растений. Многочисленные закрытые пучки однодольных растений равномерно распределены по всей толще стебля, занятой клетками основной паренхимы. Хорошо выраженной сердцевины здесь нет, а граница центрального цилиндра в связи со слаборазвитым перициклом также неясна. Стела однодольных растений известна под названием атактостелы. В отдельных случаях возникают модифицированные типы атактостелы с полостью в цилиндре (например, в стеблях злаков), а закрытые пучки располагаются в 1-2 круга по периферии.

Закрепление изученного материала.

Ответить на вопросы:

1. Где расположен конус нарастания и какое значение он имеет?

2. Что произойдет со стеблем и растением, если произвести чеканку его верхушки?

3. Приведите примеры быстрого и медленного утолщения стволов деревьев.

4. Изучите строение свежеспиленного полена с поперечным срезом.

5.Домашнее задание:

Параграф №14 стр.33-35, рисунок 27.

Дата: Класс: 6Б Предмет: Биология

Тема: Урок «Внешнее строение листьев».

Цель: Сформировать знания учащихся о жизненных формах растений. Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы и оборудование:

Техническое: Мультимедийное оборудовнаие: процессор, проектор. Экран презентация к уроку Методическое: конспект урока.

План урока:

Целеполагание.

Проверка домашнего задания – работа с терминами

Изучение нового материала.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Сценарий урока

  1. Целеполагание – сообщение плана урока, проведение «Минутки настроения».

2. Проверка домашнего задания – работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Изучение нового материала.

Лист – часть побега. Это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания).

Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:

  • большинство листьев зелёного цвета,

  • состоят из:- листовой пластинки, черешка, жилки, прилистники, основание листа.

Прикрепление листьев к стеблю

Листья



Черешковые Сидячие

(черешок соединяет лист, (черешков нет, прикрепляются

пластинку со стеблем) к стеблю основанием листовой

яблоня, пластины)

вишня. алоэ,

берёза пшеница

У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

Рассмотрите рис.по Форме

- Чем отличаются листья между собой

ЛИСТЬЯ

(по форме)



округлые овальные сердцевидные неравнобоким стреловидным




Продолговатые линейные ланцетные игольчатые, яйцевидные обратнояйцевидные

ЛИСТЬЯ

(по краю листовой пластинки)



цельный волнистый городчатый пильчатый зубчатый

выемчатые расчлененный лопастные раздельные рассеченные цельнокрайтие

Закрепление изученного материала.

Ответить на вопросы:

1. Какое утверждение верно?

1 – лист это генеративный орган растения

2 – лист это вегетативный орган растения

3 – лист растет на всех органах цветка

4 – лист не является основным органом растения

2. Какую функцию не выполняет лист?

1 – размножения

2 – дыхания

3 – газообмен

4 – нет верного ответа

3 . Из каких частей состоит лист?

1 – листовая пластина, черешок, прилистники, основания

2 – листовая пластина, прилистники, основания

3 – листовая пластина, черешок, прилистники

4 – черешок, прилистники, основания

5.Домашнее задание:

Параграф №15 стр.36-37, рисунок 28.

Дата: Класс: 6Б Предмет: Биология

Тема: Урок «Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле».

Цель: Сформировать знания учащихся о растениях и листей. Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы и оборудование:

Техническое: Мультимедийное оборудовнаие: процессор, проектор. Экран презентация к уроку Методическое: конспект урока.

План урока:

Целеполагание.

Проверка домашнего задания – работа с терминами

Изучение нового материала.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Сценарий урока

Целеполагание – сообщение плана урока, проведение «Минутки настроения».

Проверка домашнего задания – работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Изучение нового материала. Листья растений располагаются на стебле в определенном порядке. Выделяются очередное, су ротивное,

мутовчатое расположение. Поочередно листья отходят от каждого узла по одному. Такое расположение листьев встречается у хлопчатника, помидора, яблони, абрикоса, тополя, шелковицы, розы, псоралеи, боярышника, винограда. При супротивном расположении листья располагаются на каждом узле попарно, один против другого. Супротивное расположение свойственно базилику, мяте, гвоздике, лигустре, сирени, зверобою, зизифоре, шалфею, крапиве, триходесме. У некоторых растений листья располагаются в виде кольца. Такое расположение листьев называется мутовчатым. Оно встречается у олеандра, хвоща полевого, подмаренника. Как бы ни была густа крона, листья располагаются так, чтобы не затенять друг друга и хорошо освещаться солнцем. Лист, как и другие органы растения, состоит из клеток. Только под микроскопом можно рассмотреть внутреннее строение листа. Тонкий поперечный срез листа помещают на предметное стекло в каплю воды, сверху покрывают покровным стеклом. Лист сверху и снизу покрыт кожицей. Клетки кожицы плотно расположены, они прозрачные и сквозь них внутрь листа проникает свет. Кожица защищает внутренние слои

от повреждения и высыхания. В кожице находятся устьица. Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток, содержащих хлоропласты. У многих растений устьица имеются не только на нижней стороне кожицы, но и на верхней. Устьица обеспечивают транспирацию – испарение воды. Между верхней кожицей и нижней находятся клетки – мякоть листа. Все они состоят из оболочки, ядра и цитоплазмы, хлоропластов. Клетки мякоти листа расположены в несколько слоев. Те слои, которые находятся под верхней кожицей, состоят из вытянутых столбчатых клеток. Под ними расположены клетки с межклетниками неправильной формы. На поперечном срезе листа можно разглядеть строение жилок. Внутри жилок расположены сосуды, состоящие из мертвых клеток, по которым в клетки листа поступает вода и растворенные минеральные соли. Помимо сосудов в жилках есть ситовидные трубки, по

которым идет отток растворов органических веществ по всем органам растения. В жилках есть еще очень длинные клетки с толстыми прочными оболочками –волокна, которые придают листьям прочность. Сосуды, ситовидные трубки и волокна вместе образуют сосуди-

сто-волокнистые пучки. Жилки проникают во все части мякоти листа. Листья голосеменных растений имеют радиальное строение. Основная ткань листа представлена складчатой паренхимой, расположенной вокруг центральной жилки. Оболочки клеток складчатой паренхимы впячиваются внутрь. Это увеличивает общую ассимиляционную поверхность. В постенном слое цитоплазмы таких клеток расположено значительно больше хлоропластов. Между клетками складчатой паренхимы расположены смоляные ходы. Внутри ходов живые выстилающие клетки выделяют смолу. Снаружи расположены мёртвые толстостенные клетки.

Дыхание листьев. При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ и воду. Поглощение и выделение происходит через устьица. При дыхании огранические вещества (глюкоза) разлагаются до неорганических и выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности. Упрощённое уравнение: С 6Н12 О6 + 6О2 → 6С 2 + 6Н2О + 686 кКал В процессе дыхания высвобождается та энергия, которая была поглощена в процессе фотосинтеза на построение одной молекулы глюкозы. Процесс фотосинтеза является ассимиляцией, процесс дыхания – диссимиляцией. Дыхание является многоступенчатым процессом. Протекает как на свету, так и в темноте. Интенсивность дыхания зависит от многих факторов. Интенсивность дыхания возрастает в 2-2,5 раза при повышении температуры на 10°. Интенсивность дыхания зависит от насыщенности растения водой. Газовый баланс растения можно представить так: растения поглощают больше СО2, чем выделяют при дыхании и выделяют больше О2, чем поглощают при дыхании. Испарение воды листьями. Испарение воды называется транспирацией. При транспирации происходит переход воды из капельно-жидкого состояния в парообразное. Этот процесс регулируется клетками растения. Величина транспирации зависит от физиологического состояния растения и его анатомического строения. Интенсивность транспирации выражается количеством воды, теряемым растением на единицу листовой поверхности. Она выражается в граммах в час на 1 м2 или 1 дм 2. На транспирацию оказывают большое влияние внешние условия. Сильно влияет ветер. Он сдувает с поверхности листа влажные слои воздуха, они сменяются на сухие. Транспирация усиливается. Различают 2 вида транспирации: 1. Устьичная транспирация. 2. Кутикулярная транспирация. Кутикулярная транспирация значительно меньше устьичной. Молодые листья имеют высокую интенсивность кутикулярной транспирации. Продолжительность жизни листьев.

В условиях умеренной зоны листья большинства растений развиваются в течении одного вегетационного периода. Однако есть листья с более продолжительным существованием. Листья сосны (хвоя) живут 2 года, ели – от 8 до 12 лет. У вечнозелёных растений тропических стран листья имеют продолжительность жизни от 1 года до 15 лет. Сбрасываются они, однако, не все сразу, что и выражается в виде «вечнозелёности». Сбрасывание листвы уменьшает общую площадь поверхности дерева, что предотвращает поломку ветвей при снегопаде. Перед листопадом хлорофилл разрушается, а каротиноиды и ксантофилл становятся видимыми. Они придают жёлтую, оранжевую и красную окраску листьям. В основании листа паренхимные клетки черешка начинают усиленно делиться, образуя так называемый отделительный слой. Клетки этого слоя постепенно округляются, меду ними возникают большие межклетники и они разъединяются. Под тяжестью пластинки лист обрывается и падает. Ранка затягивается пробкой. Возникает листовой рубец. Форма, размеры листового рубца, порядок их расположения характерны для различных видов растений. На этом основано определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. Опавшие листья – хорошее органическое и минеральное удобрение.

Закрепление изученного материала.

Ответить на вопросы:

1. Как располагаются листья на стебле?

2. Почему листья растений не затеняют друг друга?

3. Какие ткани имеются в листьях?

Домашнее задание: Параграф №17 стр.39-41, рисунок 35.

Дата: Класс: 6-Б Предмет: Биология

Тема: Внутреннее строение листа. Устьица.

Цель урока: сформировать знания о Внутреннее строение листа и устьици показать их роль в процессах жизнедеятельности организмов; развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей; формировать научное мировоззрение, четкие представлений о роли естественных наук в современном обществе.

Оборудование: компьютер, проектор, книга и тд.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Беседа с учащимися по прошлой теме урока.

2. Сообщение цели урока.

II. Изложение нового программного материала. Лист, как и другие органы растения, состоит из клеток. Только под микроскопом можно рассмотреть внутреннее строение листа. Тонкий поперечный срез листа помещают на предметное стекло в каплю воды, сверху покрывают покровным стеклом. Лист сверху и снизу покрыт кожицей. Клетки кожицы плотно расположены, они прозрачные и сквозь них внутрь листа проникает свет. Кожица защищает внутренние слои от повреждения и высыхания. В кожице находятся устьица. Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток, содержащих хлоропласты. У многих растений устьица имеются не только на нижней стороне кожицы, но и на верхней. Устьица обеспечивают транспирацию – испарение воды.Между верхней кожицей и нижней находятся клетки – мякоть листа. Все они состоят из оболочки, ядра и цитоплазмы, хлоропластов. Клетки мякоти листа расположены в несколько слоев. Те слои, которые находятся под верхней кожицей, состоят из вытянутых столбчатыхклеток. Под ними расположены клетки с межклетниками неправильной формы. На поперечном срезе листа можно разглядеть строение жилок. Внутри жилок расположены сосуды, состоящие из мертвых клеток, по которым в клетки листа поступает вода и растворенные минеральные соли.Помимо сосудов в жилках есть ситовидные трубки, по которым идет отток растворов органических веществ по всем органам растения. В жилках есть еще очень длинные клетки с толстыми прочными оболочками – волокна, которые придают листьям прочность. Сосуды, ситовидные трубки и волокна вместе образуют сосуди- сто-волокнистые пучки. Жилки проникают во все части мякоти листа.


Структуры листа

Функции

а) губчатые клетки

1. происходит процесс фотосинтеза

b) устьица

2.проводит питательные вещества

c) столбчатые клетки

3.защита внутренней части листа от перегрева солнечными лучами

d) проводящие пучки

4. отвечает за транспирацию

e) мезофил

5. запасает газы и воду


Внутреннее строение листьев может отличаться в зависимости от вида растения и условий его произрастания. Однако у большинства растений наблюдается сходство во внутреннем строении листовой пластинки. Обычно внутреннее строение листовой пластинки рассматривают в поперечном разрезе. В этом случае можно увидеть все типы тканей, входящие в состав листа. Сверху и снизу лист покрыт кожицей. Ее клетки относятся к покровной ткани. Клетки кожицы плотно прилегают друг к другу, имеют примерно одинаковый размер и форму, прозрачные. Функции кожицы — это защита листа от повреждений и высыхания. Среди бесцветных клеток кожицы листа встречаются пары клеток, содержащих хлоропласты и поэтому зеленых. Между двумя такими рядом расположенными клетками есть щель, которая переходит в межклетник. Такая структура называется устьицем. Размер устьичной щели может меняться, чем контролируется газообмен между листом и воздухом, а также испарение листом воды. Чаще всего у растений устьица располагаются на нижней стороне листовой пластинки. Это предохраняет растение от повышенного испарения. Однако бывают растения, у которых устьица располагаются на верхней стороне. Такое строение листа характерно для водных растений или растущих в условиях повышенной влажности. Количество устьиц на листьях большинства растений достаточно большое. Может быть более 500 штук на 1 квадратный миллиметр. Под кожицей внутри листа находится фотосинтезирующая зеленая ткань. Обычно она состоит из клеток двух типов: сверху находится столбчатая ткань листа, а снизу — губчатая. Однако все эти клетки отвечают за фотосинтез, поэтому в них присутствуют хлоропласты. Столбчатые клетки мякоти листа похожи на одинаковые столбики и плотно прилегают друг к другу. Так как они находятся выше, то им достаточно солнечного света для фотосинтеза, и поэтому они могут располагаться плотно друг к другу. Губчатые клетки мякоти листа более круглые, они разной формы и неплотно прилегают друг к другу, здесь образуется много небольших межклетников, т. е. губчатая ткань рыхлая. В этих клетках хлоропластов уже меньше. Такое строение губчатой ткани объясняется тем, что в глубь листа проникает меньше солнечного света. На большое количество хлоропластов его бы уже не хватило. Кстати, у теневыносливых растений в листьях вообще может не быть столбчатой ткани, а только губчатая. На фотографии видны клетки кожицы, столбчатая и губчатая ткани листа, устьице Среди мягкой ткани листа встречаются жилки, которые представляют собой проводящие пучки листа. В их поперечном разрезе можно увидеть три типа клеток: сосуды, ситовидные трубки, механические волокна. Сосуды представляют собой мертвые клетки, по которым к листу поступают вода и растворенные в ней минеральные вещества. Ситовидные трубки состоят из живых клеток, поперечные перегородки между которыми похожи на сито, так как содержат множество отверстий. По ситовидным трубкам от листа оттекают образовавшиеся в нем в процессе фотосинтеза органические вещества. Волокна жилки образованы клетками с толстыми стенками. Благодаря им лист держит свою форму и обладает определенной степенью прочности.

Задаются вопросы учащимся.

1. Каково внутреннее строение листа?

2. Из чего состоит кожица листа?

3. Чем отличаются клетки мякоти листа от клеток кожицы?

4. Из чего состоят устьица листа?

5. Какие ткани имеются в листьях?

III. Заключительная часть. Контрольные вопросы?

IV. домашнее задание: прочитать: стр 40-41 рис 36


Дата: Класс: 6-Б Предмет: Биология

Тема: Видоизмененная побегои.

Цель урока: сформировать знания о Внутреннее строение побега и устьици показать их роль в процессах жизнедеятельности организмов; развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей; формировать научное мировоззрение, четкие представлений о роли естественных наук в современном обществе.

Оборудование: компьютер, проектор, книга и тд.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Беседа с учащимися по прошлой теме урока.

2. Сообщение цели урока.

II. Изложение нового программного материала. Видоизмененные побеги делятся на надземные и подземные. К подземным побегам относятся луковицы, клубни и корневища. Примерами видоизмененных надземных побегов являются усики, завитки и колючки. Видоизмененные подземные побеги имеют важное биологическое значение. Они защищают растения от внешних неблагоприятных условий. Накопленные в большом количестве питательные вещества способствуют размножению растений вегетативным способом. В результате сложных биологических процессов, происходящих в листьях растений, образуются органические (питательные) вещества. Эти вещества накапливаются в различных органах и расходуются при росте и развитии растений. Растения, образующие в почве луковицы, называются луковичными растениями. Нам хорошо знаком репчатый лук. Он, как почка, с внешней стороны покрыт сухими чешуйками, которые предохраняют луковицу от высыхания в жару и от замерзания в холодное время. Если разрезать луковицу вдоль, то можно увидеть укороченный плотный стебелек – донце. От донца книзу растут придаточные корни, кверху – мясистые листья (сочная чешуя), а между ними находятся зачаточные почки. Сочные мясистые чешуи – это видоизмененные листья, в клетках которых накапливаются запасы питательных веществ. Со временем из зачаточных почек вырастают листья и цветонос, а на его верхушке появляется соцветие, поэтому репчатый лук является видоизмененным побегом. Клубень. Клубень также является видоизмененным подземным побегом растений. Клубень характерен для картофеля и топинамбура. Клубень картофеля развивается на столонах (подземных стеблях). Клубни картофеля бывают округлой формы и содержат в себе в большом количестве питательные вещества (в особенности крахмал). Клубень картофеля отличается от других клубней тем, что на нем есть углубления – «глазки», в которых располагаются почки. Во влажном, теплом и светлом месте клубни быстро начинают зеленеть. Из почек клубней вырастают новые побеги. Большая часть почек располагается ближе к верхушке, поэтому обычно картофель начинает прорастать с верхушечной почки. Если разрезать клубень картофеля, то можно увидеть, что его внутреннее строение ничем не отличается от строения стебля. Чтобы определить содержание крахмала в клубне картофеля, на разрезанную часть капают одну каплю разведенной настойки йода. Картофель быстро синеет. Картофельный крахмал, как и крахмал других растений, образуется в листьях. В них он превращается в сахар ипо ситовидным трубочкам поступает в клубни, где снова превращается в крахмал и откладывается в запас. Корневище. В корневищах имеются придаточные корни, видоизмененные листья и почки. Из почек при благоприятных условиях вырастают подземные побеги. К корневищным растениям относятся гумай, камыш, пальчатка, мята, ирис, солодка и другие. Корневище служит органом вегетативного размножения. В корневищах также накапливаются запасы крахмала и других питательных веществ. Представителем корневищных растений является многолетний сорняк гумай. Гумай – злейший враг культурных растений, выращиваемых на орошаемых полях. Корневище служит органом вегетативного размножения.Корневище является видоизмененным побегом с придаточными корнями, видоизмененными листьями, боковыми и верхушечными почками. Изменение формы листьев метаморфоз. У большинства высших растений листья изменили внешний вид и приспособились выполнять другие физиологические функции. Листья некоторых растений видоизменились в колючки. Например, листья кактуса, барбариса выполняют функцию защиты. Листья лазающих растений видоизменились в усики и завитки (горох, нут). С помощью усиков растения цепляются к другим растениям, обеспечивая себе освещение. Сочные листья луковицы, кочана капусты накапливают питательные вещества, листья алоэ – воду.
















Задаются вопросы учащимся.

1. Что называют видоизмененными побегами?

2. В каких органах луковичных растений накапливаются питательные вещества?

З. Из каких частей состоит луковица культурного лука?

4. Какое значение имеет репчатый лук в жизни людей?

5. Какими свойствами отличаются корневище и луковица от клубня?

III. Заключительная часть. Контрольные вопросы?

IV. домашнее задание: прочитать: стр 42-44 рис 38

Дата: Класс: 6-Б Предмет: Биология

Тема: Видоизмененная побегои.

Цель урока: сформировать знания о Внутреннее строение побега и устьици показать их роль в процессах жизнедеятельности организмов; развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей; формировать научное мировоззрение, четкие представлений о роли естественных наук в современном обществе.

Оборудование: компьютер, проектор, книга и тд.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Беседа с учащимися по прошлой теме урока.

2. Сообщение цели урока.

II. Изложение нового программного материала. Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне. Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи). Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой. Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы. Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит. Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза. Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов. Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.  Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки. Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.
Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.
Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. 
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположенна тычиночнойнити. Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.
Пестик образован одним или несколькими сросшимися листочками – плодолистиками. Он состоит из нижней расширенной части – завязи, средней удлиненной – столбика (есть не у всех цветов), и верхней – рыльца. Столбик удерживает рыльце пестика над завязью так, чтобы на него могла попасть пыльца. Внутри завязи содержатся один или несколько семенных зачатков. В каждом семенном зачатке формируется зародышевый мешок, содержащий женскую половую клетку – яйцеклетку и центральную клетку. Семенные зачатки покрыты покровами, которые на его верхушке не срастаются и оставляют отверстие – пыльцевход. Из семенного зачатка после оплодотворения развивается семя, а из завязи – околоплодник.«Мужская» часть цветка – тычинки. Они имеют пыльники – место образования пыльцы, или пыльцевых зерен, содержащих мужские половые клетки. Пыльники, соответственно, должны располагаться над пестиком, иначе пыльца не попадет на рыльце. Эту функцию выполняют тычиночные нити.Изобразив основные элементы цветка, «прикрепляем» ее к побегу растения с помощью цветоножки. Через ее проводящие ткани цветок получает все необходимые вещества. А у некоторых растений, например, кукурузы, подсолнечника, цветоножка укорочена и незаметна. Такие цветки называют сидячими. Наш цветок уже имеет необходимый «комплект» для полового размножения. Но его тычинки и пестик очень уязвимы – их могут повредить и сильные порывы ветра, и весенние ливни. Поэтому им нужна защита. Непросто разместить на тоненькой цветоножке и защитные элементы цветка, и пестик, и тычинки. Поэтому в месте прикрепления всех частей цветка цветоножка расширяется и образует цветоложе.

Задаются вопросы учащимся.

1. Из каких частей состоит цветок?

2. Что называется околоцветником?

3. Какое строение имеет тычинка?

4. Из каких частей состоит пестик?

5. Чем отличается простой околоцветник от сложного?

III. Заключительная часть. Контрольные вопросы?

IV. домашнее задание: прочитать: стр 42-44 рис 38


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по биологии на тему "стебель"

Автор: БАХРОНОВ АЛИЖОН АСЛОНОВИЧ

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Разработка урока биологии "Организм растения  - единое целое" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-biologhii-orghanizm-rastieniia-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "231878"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442663069"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "175751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424317643"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Окружающий мир. Разнообразие растений. 3 класс ( конспект урока и презентация) "
    ["seo_title"] => string(85) "okruzhaiushchii-mir-raznoobraziie-rastienii-3-klass-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "144189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418664356"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства