Технологическая карта урока «Значение и охрана земноводных»,7 класс УМК В.В. Пасечник Григорьева Н.Н., учитель биологии высшей кв. категории МБОУ «СОШ №2 пгт. Кировский» Учебно-методический материал - технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме « Значение и охрана Земноводных» (ФГОС ООО) на 1 час, курс «Животные» для 7 класса к УМК автора В.В. Пасечника. Реализован в феврале 2019 года. Методическое пособия к учебнику биологии в 7 классе содержат рекомендации по проведению уроков в традиционной форме и не отражают всех требований ФГОС, в связи с этим учителю приходится самостоятельно разрабатывать технологические карты к уроку в формате ФГОС на основе системно- деятельностного подхода. Цель разработки данного материала: разработать технологическую карту урока в формате ФГОС и реализовать ее на практике. Литература. 1. Учебник биологии для 7 класса Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.ФГОС. 2.Шестакова С.Н. Рабочая программа по биологии. 5 класс. М. вако,2016._32с. 3. В.В. Пасечник. Методическое пособие к учебнику Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.ФГОС. 4. С.Г. Мамонтов. Биология.М. Дрофа,1997 г. 5. Материалы Презентации. «Многообразие земноводных. Их значение и охрана» Учителя биологии Кругловой О.Н. 6. материалы Презентации. «Многообразие земноводных. Их значение и охрана» с сайта 5biologiya.net . 7. Загадка о земноводных с сайта http://zagadki.info/zag/zemnovodnye.html). 8. Статьи о земноводных с фотографиями с сайта https://ru.wikipedia.org Цель: Сформировать убеждение, что в природе не существует полезных и вредных животных на примере земноводных. Технология: системно- деятельностный подход. Оборудование: учебник, презентация к уроку, раздаточный материал « Информация о значении земноводных», проектор, ноутбук. |
1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | Запись даты. Заполнение листа самооценки. Отгадайте загадку. Земля с водой - её стихия, А кровь холодная всегда, Поэтому всю зиму в иле В анабиозе спит она. Весной из каждой теплой лужи Хоры звучат и день, и ночь, Потомство, как мальки, не хуже - Не отличишь от сына дочь. В питании неприхотлива - Ест комаров и мух порой. Язык... (такой, как у болтливых) Липучий длинный... мухобой. Не скрыться от неё и мушке, Враг насекомых всех - ... К какому отряду и классу относят лягушку? Мы изучаем класс земноводные. Задание. Определите, о каком земноводном идет речь? В первый столбик записать название земноводных, обитающих в Приморском крае, во второй столбик остальные виды земноводных (презентация1). Подчеркните виды из Красной книги. Эндемики отметьте *. Слайд №1. Люди боялись из-за её устрашающего внешнего вида и ядовитых кожных выделений. Сегодня огородники очень ценят её и охраняют как полезного союзника. Слайд №2.Имеет ярко-зеленую окраску, но она не постоянна и меняется в зависимости от фона окружающей среды. Концы пальцев расширены в диски, на них есть особые железы, выделяющие липкий секрет, позволяющий лягушкам удерживаться на вертикальной поверхности. Слайд №3. Самое северное земноводное, встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45°С, способен вмерзать в лёд и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное Слайд №4. Самые ядовитые среди земноводных. Их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают ядом стрелы. Малейшая рана от такой стрелы может быть смертельной. Слайд №5. Самая крупная из бесхвостых земноводных. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. В апреле 1989 года поймали лягушку, которая весила 3,66 кг. Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100 км – в Камерунских горных реках с водопадами. Слайд №6. Слайд №7. Подводит итог обсуждения сведений о многообразии земноводных. Задание. Отметьте верные суждения знаком «+»,неверные - знаком «-». 1.Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред. 2. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса. 3.Жабы - это вредители садов и огородов. 4.От прикосновения к жабе появляются бородавки. 5. Все земноводные – хищники. Какими только эпитетами люди награждают этих животных. Прочитайте высказывание. «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем). О чём пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Почему люди относятся к земноводным несправедливо? | Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. Это лягушка Класс земноводные, отряд бесхвостые. Ответы записывают в тетрадь Земноводные ПК | Земноводные других регионов | №1Жаба обыкновенная | №4 Лягушка- Древолаз | №2 Дальневосточная квакша | №5 Лягушка- Голиаф | № 3. Сибирский углозуб | | №6. Уссурийский когтистый тритон* | | №7. Бугорчатая лягушка | | Итого.7+, переносят набранный балл в лист самооценки. Выполняют задание. 1.Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред. (-) 2. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса. (-). 3.Жабы - это вредители садов и огородов.(-). 4.От прикосновения к жабе появляются бородавки. (-). 5. Все земноводные – хищники. (+). Итого :5 баллов максимально (переносят в лист самооценки). Тема. Значение и защита земноводных (запись в тетраде, отмечают в листе самооценки). От того, что у людей нет объяснений некоторым особенностям их строения и жизнедеятельности. |
3.Построение выхода по решению учебной задачи 4.Выполнение действий по алгоритму | Выведение алгоритма. Пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией заполните, схему «Значение земноводных». Пользуясь алгоритмом, оцените значение земноводным (положительное или отрицательное). | Алгоритм. 1. Сформулировать суждение. 2. Оценить его: А. если приносит пользу, то имеет положительное значение.( +) Б. если несёт вред, то Отрицательнее значение( - ). 3. Сделать вывод. Работают в парах. Проверка выполнения задания |
5. Первичное закрепление знаний | Игра «Черный ящик» Назовите два предмета, которые изобрел человек, когда изучил строение частей тела земноводных. И третий предмет, обладающий свойством земноводных. Проанализируйте информацию. Сделайте вывод. В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты). | Ответы. Ласты, вакуумные присоски, камуфляжная ткань. Всё живое взаимосвязано, нельзя нарушать экологическое равновесие. |
Включение знаний в систему | Распределите признаки. Выпишите номера. Признаки рыб. Признаки земноводных. Общие признаки хордовых. Обтекаемая форма тела. Жаберное дыхание. 2 круга кровообращения. Кожа , покрытая слизью. Лёгочное дыхание. Наличие нервной системы с обособленным спинным и головным мозгом. Развитие яиц в воде. Наличие барабанной перепонки. Развитие с превращением. Наличие внутреннего уха. Слюнные железы. Сложное поведение. | Выполняют работу. Ответы. 1,2,7,10 (рыбы) 3,4,5,7,8,9,10,11,12 (амфибии) 6 (хордовые) Итого 14 баллов (переносят в лист самооценки). |