kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии по теме " Значение земноводных",7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме  Значение земноводных по технологии системнодеятельностного подхода может использоваться на уроках биологии, экологии, внеклассных мепроприятих. У обучающихся формируется бережное отношение к земноводным, показывается их большое значение в природе. Используется краеведческий материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме " Значение земноводных",7 класс»

Технологическая карта урока «Значение и охрана земноводных»,7 класс УМК В.В. Пасечник

Григорьева Н.Н., учитель биологии высшей кв. категории

МБОУ «СОШ №2 пгт. Кировский»

Учебно-методический материал - технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме « Значение и охрана Земноводных» (ФГОС ООО) на 1 час, курс «Животные» для 7 класса к УМК автора В.В. Пасечника. Реализован в феврале 2019 года.

Методическое пособия к учебнику биологии в 7 классе содержат рекомендации по проведению уроков в традиционной форме и не отражают всех требований ФГОС, в связи с этим учителю приходится самостоятельно разрабатывать технологические карты к уроку в формате ФГОС на основе системно- деятельностного подхода.

Цель разработки данного материала: разработать технологическую карту урока в формате ФГОС и реализовать ее на практике.

Литература.

1. Учебник биологии для 7 класса Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.ФГОС.

2.Шестакова С.Н. Рабочая программа по биологии. 5 класс. М. вако,2016._32с.

3. В.В. Пасечник. Методическое пособие к учебнику Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.ФГОС.

4. С.Г. Мамонтов. Биология.М. Дрофа,1997 г.

5. Материалы Презентации. «Многообразие земноводных. Их значение и охрана» Учителя биологии Кругловой О.Н.

6. материалы Презентации. «Многообразие земноводных. Их значение и охрана» с сайта 5biologiya.net .

7. Загадка о земноводных с сайта http://zagadki.info/zag/zemnovodnye.html).

8. Статьи о земноводных с фотографиями с сайта https://ru.wikipedia.org


Цель: Сформировать убеждение, что в природе не существует полезных и вредных животных на примере земноводных.

Технология: системно- деятельностный подход.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, раздаточный материал « Информация о значении земноводных», проектор, ноутбук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.


Запись даты. Заполнение листа самооценки.

Отгадайте загадку.

Земля с водой - её стихия,
А кровь холодная всегда,
Поэтому всю зиму в иле
В анабиозе спит она.
Весной из каждой теплой лужи
Хоры звучат и день, и ночь,
Потомство, как мальки, не хуже -
Не отличишь от сына дочь.
В питании неприхотлива -
Ест комаров и мух порой.
Язык... (такой, как у болтливых)
Липучий длинный... мухобой.
Не скрыться от неё и мушке, 
Враг насекомых всех - ...


К какому отряду и классу относят лягушку?

Мы изучаем класс земноводные.

Задание. Определите, о каком земноводном идет речь? В первый столбик записать название земноводных, обитающих в Приморском крае, во второй столбик остальные виды земноводных (презентация1). Подчеркните виды из Красной книги. Эндемики отметьте *.


Слайд №1. Люди боялись из-за её устрашающего внешнего вида и ядовитых кожных выделений. Сегодня огородники очень ценят её и охраняют как полезного союзника.



Слайд №2.Имеет ярко-зеленую окраску, но она не постоянна и меняется в зависимости от фона окружающей среды. Концы пальцев расширены в диски, на них есть особые железы, выделяющие липкий секрет, позволяющий лягушкам удерживаться на вертикальной поверхности.



Слайд №3. Самое северное земноводное, встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45°С, способен вмерзать в лёд и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное


Слайд №4. Самые ядовитые среди земноводных. Их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают ядом стрелы. Малейшая рана от такой стрелы может быть смертельной.


Слайд №5. Самая крупная из бесхвостых земноводных. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. В апреле 1989 года поймали лягушку, которая весила 3,66 кг.

Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100 км – в Камерунских горных реках с водопадами.



Слайд №6.



Слайд №7.


Подводит итог обсуждения сведений о многообразии земноводных.

Задание. Отметьте верные суждения знаком «+»,неверные - знаком «-».

1.Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред.

2. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса.

3.Жабы - это вредители садов и огородов.

4.От прикосновения к жабе появляются бородавки.

5. Все земноводные – хищники.

Какими только эпитетами люди награждают этих животных.

Прочитайте высказывание. «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем).

О чём пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Почему люди относятся к земноводным несправедливо?






Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.











Это лягушка





Класс земноводные, отряд бесхвостые.



Ответы записывают в тетрадь

Земноводные ПК

Земноводные других регионов

№1Жаба обыкновенная

№4 Лягушка- Древолаз

№2 Дальневосточная квакша

№5 Лягушка- Голиаф

№ 3. Сибирский углозуб


№6. Уссурийский когтистый тритон*


№7. Бугорчатая лягушка






Итого.7+, переносят набранный балл в лист самооценки.






























































































Выполняют задание.

1.Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред. (-)

2. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса. (-).

3.Жабы - это вредители садов и огородов.(-).

4.От прикосновения к жабе появляются бородавки. (-).

5. Все земноводные – хищники. (+).

Итого :5 баллов максимально (переносят в лист самооценки).




Тема. Значение и защита земноводных (запись в тетраде, отмечают в листе самооценки).



От того, что у людей нет объяснений некоторым особенностям их строения и жизнедеятельности.


2. Постановка учебной задачи

Какая сегодня цель урока?

ЦЕЛЬ. Выяснить, какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека.


3.Построение выхода по решению учебной задачи










4.Выполнение действий по алгоритму

Выведение алгоритма.











Пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией заполните, схему «Значение земноводных». Пользуясь алгоритмом, оцените значение земноводным (положительное или отрицательное).

Алгоритм.

1. Сформулировать суждение.

2. Оценить его:

А. если приносит пользу, то имеет положительное значение.( +)

Б. если несёт вред, то

Отрицательнее значение( - ).

3. Сделать вывод.



Работают в парах.

Проверка выполнения задания








Значение земноводных

В ПРИРОДЕ

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

  1. Важное звено в цепях питания живых организмов.+

  1. В некоторых странах употребляют в пищу.+


  1. Объект для науки.+


  1. Объект для бионики.+


  1. Яд используют охотники, медики.+

  2. Эстетическое (обитатели аквариумов и террриумов).+

Вывод. Земноводные имеют положительное значение в природе и для человека.

5. Первичное закрепление знаний

Игра «Черный ящик» Назовите два предмета, которые изобрел человек, когда изучил строение частей тела земноводных. И третий предмет, обладающий свойством земноводных.

Проанализируйте информацию. Сделайте вывод.

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной

Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту,

экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли

достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому

государству пришлось потратить значительно большие

суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных

экологических последствий подобного бизнеса.

Как вы полагаете, почему?

(История весьма незамысловата: из-за того,

что численность лягушек сократилась, мухи и комары

(среди последних был и переносчик малярии)

размножились до такой степени,

что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды

и истратить гораздо больше валюты).


Ответы.

Ласты, вакуумные присоски, камуфляжная ткань.





Всё живое взаимосвязано, нельзя нарушать экологическое равновесие.

  1. Включение знаний в систему

Распределите признаки. Выпишите номера.

Признаки рыб.

Признаки земноводных.

Общие признаки хордовых.

  1. Обтекаемая форма тела.

  2. Жаберное дыхание.

  3. 2 круга кровообращения.

  4. Кожа , покрытая слизью.

  5. Лёгочное дыхание.

  6. Наличие нервной системы с обособленным спинным и головным мозгом.

  7. Развитие яиц в воде.

  8. Наличие барабанной перепонки.

  9. Развитие с превращением.

  10. Наличие внутреннего уха.

  11. Слюнные железы.

  12. Сложное поведение.

Выполняют работу.

Ответы.

1,2,7,10 (рыбы)

3,4,5,7,8,9,10,11,12 (амфибии)

6 (хордовые) Итого 14 баллов (переносят в лист самооценки).

7.Итоги урока. Рефлексия

Беседа

- Какая задача стояла перед нами на уроке?

- Удалось нам её выполнить?

Что нового вы узнали?


Выводы.

Земноводные – часть живой природы, они поддерживают сложившееся равновесие в биосфере. Все живые существа взаимосвязаны друг с другом. Человек не вправе нарушать это хрупкое равновесие. Какие земноводные занесены в Красную Книгу Приморского края? (уссурийский когтистый тритон, бугорчатая лягушка).

Берегите природу!


8.Домашнее задание

По желанию подготовить листовки в защиту земноводных или сообщение о необычном земноводном.


Итоги урока

Подсчитайте сумму баллов. Заполните лист самооценки до конца. Максимальный балл 7+5+14= 26баллов. ( 0-8 баллов-2, 8- 17баллов -3, 18-23балла -4,24-26 баллов -5).






Приложение. Дополнительная информация о значении земноводных


Значение земноводных в природе и жизни человека

А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.

Прочитайте текст в учебнике и дополнительную информацию. Запишите данные в схему.

  1. Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.).

  2. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

  3. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Во многих селах России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

  1. Земноводные служат объектом для науки

5) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

6)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты.

7)Служат индикаторами чистоты водоемов.

8)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока биологии по теме " Значение земноводных",7 класс

Автор: Григорьева Наталья Николаевна

Дата: 15.01.2022

Номер свидетельства: 597758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока на тему: "Разнообразие земноводных, их значение Охрана земноводных.""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_na_tiemu_raznoobraziie_ziemnovodnykh_ikh_znachieniie_okhrana_zi"
    ["file_id"] => string(6) "470162"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526674412"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме " Класс Земноводные " "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "194619"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427796808"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока биологии в 7 классе по теме:  «Класс земноводные или амфибии» "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "172310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423806822"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zashchita-niezasluzhienno-ghonimykh-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "222486"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436358472"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Разработка урока по биологии в 7-м классе  на тему «Путешествие в мир Хордовых» "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-po-biologhii-v-7-m-klassie-na-tiemu-putieshiestviie-v-mir-khordovykh"
    ["file_id"] => string(6) "130458"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415900489"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства