kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Разнообразие земноводных, их значение Охрана земноводных."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Разнообразие земноводных, их значение

Охрана земноводных.


Цели: 1) Сформировать знания о разнообразии и роли земноводных в экосистемах, их значение в жизни человека; 2) Развивать логическое мышление, познавательный интерес к изучению биологии; совершенствовать умения, сравнивать, делать выводы. 3) Воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к животным.

Проблема урока.
Многие люди не любят земноводных, относятся к  ним брезгливо. Заслуживают ли они такого отношения? Нужно ли их охранять?

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: рассказ, беседа, презентации.

Оборудование: карточки, компьютер, презентации учащихся, видеоролик «Многообразие земноводных», таблица «Класс земноводных», кроссворд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Разнообразие земноводных, их значение Охрана земноводных."»

Тема. Разнообразие земноводных, их значение

Охрана земноводных.


Цели: 1) Сформировать знания о разнообразии и роли земноводных в экосистемах, их значение в жизни человека; 2) Развивать логическое мышление, познавательный интерес к изучению биологии; совершенствовать умения, сравнивать, делать выводы. 3) Воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к животным.

Проблема урока.
Многие люди не любят земноводных, относятся к ним брезгливо. Заслуживают ли они такого отношения? Нужно ли их охранять?

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: рассказ, беседа, презентации.

Оборудование: карточки, компьютер, презентации учащихся, видеоролик «Многообразие земноводных», таблица «Класс земноводных», кроссворд.



Ход урока

I. Организационный момент.

Я хочу, чтобы вы на уроке не просто слушали, а слышали. Не просто смотрели, а видели, не просто учили, а выучили и очень хорошо знали.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальная беседа:

- Какой класс животных мы изучаем?

- К какому типу он относится?

- Почему земноводные получили такое название?

- По каким признакам земноводных мы относим к хордовым?

2. Игра «Путаница». Найдите ошибки в тексте.

Упражнение «Путаница».

Найдите ошибки в тексте.

Земноводные - это животные, которые живут в пресных и соленых водоёмах. Их тело состоит из головы, шеи, туловища и конечностей. Лягушки имеют четыре одинаковые ноги, с помощью которых легко ходят. Кожа у жаб гладкая, без желез. Глотают пищу с помощью глаз. Органами дыхания лягушки являются жабры. Сердце двухкамерное, два круга кровообращения, температура тела постоянная. К органам чувств относится боковая линия, которая, как и у рыб, тянется вдоль всего тела.



3. Биологический диктант с взаимопроверкой.

Биологический диктант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Выберите признаки характерные для земноводных:

1. Постоянная температура тела 2. холоднокровные

3.Живут в воде и на суше 4.Живут в воде

5.Есть плавники 6.Имеют две пары конечностей

7.Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками 9.Дышат жабрами

8.Тело покрыто влажной скользкой кожей 10.Сердце трехкамерное



III. Мотивация учебной деятельности.

Отношение к лягушкам, жабам и другим представителям земноводных очень разное. Им приписывают разнообразное зло. Где заканчивается выдумка и начинается правда о земноводных. Зачем нам такие животные?

Сегодня мы с вами попробуем это выяснить, познакомившись с разнообразием этих животных, их значением в природе и жизни человека. А также сделаем вывод, нужно ли охранять земноводных.

IV. Изучение нового материала.

1. Сообщение, темы, цели, задачи урока (слайд №1).

Запишите в тетрадях тему, цель, план и проблему урока.

2. Рассказ учителя и составление системы классификации земноводных (слайд №2).



Класс земноводные

Отряд хвостатые Отряд бесхвостые Отряд безногие

Саламандра пятнистая Лягушка озерная Червяга кольчатая

3. Презентации учащихся (отчеты творческих групп).

- 1-я группа (систематики). Характеристика представителей различных отрядов земноводных

- 2-я группа (медики). Значение земноводных для медицины. Памятники лягушкам.

- 3-я группа (синоптики). Земноводные и погода.

- 4-я группа (кулинары). Лягушки и кулинария.

- 5-я группа (экологи). Роль земноводных в экосистемах.

4. Просмотр презентации «Разнообразие земноводных» с заполнением таблицы.

Название отряда

Характерные признаки

Представители












5. Беседа по выяснению значения земноводных в природе и жизни человека с составлением конспекта.

6. Презентация учащихся «Охрана земноводных».

V. Обобщение и систематизация знаний.

Сейчас мы можем уже ответить на поставленный в начале урока вопрос. Полезны или вредны земноводные? Нужно ли их охранять?

VI. Закрепление знаний учащихся.

1. «Цепочка». Что нового вы узнали сегодня на уроке о земноводных?

2. Кроссворд. Решение кроссворда.

3. Просмотр видеоролика «Многообразие земноводных».

VII. Домашнее задание.

Изучить §51, стр. 196 – 199, рис. 126 – 128, подготовить плакат в защиту земноводных. Найти примеры, как амфибии заботятся о потомстве.





Карточка №1 класс­­____________

Ф.И.О.____________

Упражнение «Путаница».

Найдите ошибки в тексте.

Земноводные - это животные, которые живут в пресных и соленых водоёмах. Их тело состоит из головы, шеи, туловища и конечностей. Лягушки имеют четыре одинаковые ноги, с помощью которых легко ходят. Кожа у жаб гладкая, без желез. Глотают пищу с помощью глаз. Органами дыхания лягушки являются жабры. Сердце двухкамерное, два круга кровообращения, температура тела постоянная. К органам чувств относится боковая линия, которая, как и у рыб, тянется вдоль всего тела.

Биологический диктант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Карточка №2

1. Сравните головастика, костную рыбу и лягушку.

Признаки

Головастик

Карась

Лягушка

Форма тела




Органы дыхания




Круги кровообращения




Сердце




Боковая линия






2. Приведите примеры представителей разных отрядов земноводных.

Класс земноводные.

Отряд безногие Отряд хвостатые Отряд бесхвостые

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3.

4. 4.







Карточка№3

1.Обычное у нас хвостатое земноводное.

2.Представитель семейства бесхвостых земноводных.

3.Бесхвостое земноводное, развитие личинок которого происходит в ячейках кожи спинной части родителя.

4.Хвостатое земноводное с блестящей чёрной окраской тела и ярко-жёлтыми пятнами.

5.Бесхвостое земноводное с ядовитыми кожными железами. Обитает в лесах Центральной и Южной Америке.

6.Бесхвостое земноводное, ведущее древесный образ жизни.

7. Бесхвостое земноводное, с яркой окраской брюха.

8. Жаба со своеобразной заботой о потомстве.

9.Самая крупная жаба.

10. Хвостатое земноводное, имеющее три пары наружных жабр.

11. Бесхвостое земноводное, на верхней челюсти имеются мелкие зубы













Земноводные и погода

Лягушки – чудесные синоптики, они реагируют на изменение температуры, давления и влажности воздуха. Чтобы узнать, какой будет погода, люди помещали лягушку в банку с водой и ставили маленькую лестницу. Если лягушка поднималась по ступенькам вверх - надвигается непогода, а если сидела в воде – будет хорошая погода.

Есть множество примет, когда по поведению лягушки определяют погоду. По первым кваканьям лягушек определяют, сколько дней еще будут продолжаться заморозки.

- Озерные лягушки вылазят на берег – будет дождь.

- Если жабы вечером квакают, то будет хорошая погода.

- Много жаб на тропинках – на дождь.

- Лягушки квакши вылазят на деревья и кусты – в течении суток продержится ясная, тихая погода.

- Лягушки громко квакают – на хорошую погоду, молчат – можно ожидать похолодания.

- Лягушки сидят в воде – дождя не будет.



Лягушки и кулинария.

Некоторые виды земноводных, например, гигантскую саламандру, тигровую и остромордую лягушку, лягушку-голиаф, бурую лягушку, люди употребляют в пищу, отдельные виды даже разводят на специальных фермах. Во Франции, например, их съедают около 8 тыс. тонн, в Швейцарии около 3-х сот тонн. На мировом рынке 1 кг. лягушек стоит в двое дороже чем 1 кг. осетровых рыб. Блюда из лягушек часто украшает меню престижных ресторанов Бельгии и Италии. Лягушачьи бедрышки в некоторых местах Закарпатья ценятся не меньше чем сало. Деликатес сушат, замораживают, а потом готовят разные блюда: бульоны, жарят как рыбу. Лягушки никогда не повредят здоровью, так как водятся только в чистых водоемах.





Медицина

Земноводные классический объект лабораторных исследований ученых, студентов – биологов и медиков, благодаря которым сделано ни мало открытий. Именно опыты на лягушках помогли Л. Гальвани и А. Вольту доказать наличие в организме – мышцах и нервах – электрического тока, а И.М. Сеченову обосновать рефлекторную теорию. Кожа лягушек выделяет много разных веществ, некоторые из них ядовитые. Лягушка кокоа, с тропических лесов Колумбии, является чемпионом. Прикосновение к её коже может стоить жизни человеку. В небольших дозах могут быть лекарственными. Препарат батрахотоксин, приготовленный из лягушечьего яда используют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Некоторые яды способны снижать кровяное давление, расширять сосуды, усиливать дыхание и кровообращение, ускорять заживление ран. Японцы готовили из лягушек препараты для лечения опухоли. Яд ропух в восточной медицине использовали для остановки кровотечений, лечения язвы, заболевания сердца.

Отряд хвостатые.

К хвостатым земноводным относится протей и сирены. Протей живет в пещерах Югославии и южной Австрии. Имеет червеобразное тело длиной до 28 см. И стиснутый с боков хвост. В нормальных условиях рождает в пещере одну или две очень большие (до 12 см. ) живые личинки.

Протей в течении всей жизни сохраняет внешние жабры, покровы его тела лишены пигментов, а глаза спрятаны под кожей.

Сирены живут в болотах Южной Америки, у них тоже в течении всей жизни сохраняются жабры, передние конечности недоразвиты, задние отсутствуют, глаза затянуты кожей. Длина тела достигает 70см.







Отряд бесхвостые.

Среди лягушек выделяют квакш. Это единственный вид среди земноводных Украины, который живет на деревьях. Её легко узнать по ярко-зелёной окраске и круглым присоскам на кончиках пальцев, при помощи которых она может прикрепляется к плоским предметам, к стволам деревьев, листьям и даже к стеклу. Ловит насекомых на лету, прыгая с ветки на ветку.

Жаба имеет бугорчатую кожу, верхний слой которой роговеет, что является защитным приспособлением от пересыхания, имеет ядовитые кожные железы, которые защищают ее от хищников. Очень полезная и требует защиты людей. Среди жаб самой большой является ага, которая живет в центральной и южной Америке.

Лягушки отличаются от жаб тем, что передвигаются прыжками и кожа у них гладкая. Лягушки едят с феноменальной скоростью, за одну минуту до 4000 тыс. глотательных движений. На территории Украины встречаются зеленые лягушки озерная и прудовая, бурые лягушки, остромордая и травяная.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока на тему: "Разнообразие земноводных, их значение Охрана земноводных."

Автор: Михайлик Ольга Ивановна

Дата: 18.05.2018

Номер свидетельства: 470162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства