Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии»
УТВЕРЖДАЮ
Зав.филиалом
___________О.А. Толстик
«___»_________2024г.
План проведения открытого урока
Преподаватель: А.В. Ушакова.
Группа: № 135-фПКД, первый год обучения.
Специальности: 43.02.15. Поварское и кондитерское дело.
Место проведения: кабинет № 4.
Дата проведения: 20.02.2024 г.
Раздел 4. Экология
Тема урока: «Экологические факторы и среды жизни».
Тип урока: лекция.
Цели урока:
- образовательные: сформировать представление о разных средах обитания организмов, их приспособлениях к обитанию к жизни в среде, познакомиться с экологическими факторами среды;
- воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний.
Ход урока
1.Организационный момент.
II. Повторение и обобщение пройденного материала – фронтальная беседа.
Что изучает антропология?
Систематическое положение человека.
Сходство и отличия человека с животными.
Основные стадии антропогенеза.
Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство.
Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды.
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя сопровождается показом (рисунков, фотографийв презентации).
- Почему же все организмы разные?Почему они отличаются друг от друга?
( Ответ: живут в разных местах- средах обитания)
- Что такое среда обитания организма?
Среда обитания — всё то, что окружает живые организмы в природе.
Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Например, из уроков географии, на которых вы изучали распространение животных по территории земли, мы знаем, что бурый медведь живет в лесах, т.е. среда обитания медведя - лес. (слайд 3)
На Земле существуют четыре основные среды обитания, каждая из которых имеет свои специфические условия жизни. Каждый организм живёт в определённой среде обитания: одни – в воде, другие – около воды, одни – на поверхности земли, другие – в почве или в пещерах, в воздухе. Каждый организм обитает только в определённых условиях. (слайд 4)
Выделите основные условия, без которых живые организмы не могут жить.(Ответ: вода, воздух, свет, определенная температура)
Самостоятельная работа (слайд 5)
Составить краткую характеристику условий среды обитания.(характеризующие факторы: свет, влага, воздух, температура)
Приведите примеры живых организмов, обитающих в данных средах.
Сделать записи в таблице
Среды обитания организмов
Водная
Почвенная
Наземно-воздушная
Среда, образуемая самим живым организмом
Характеристика условий среды обитания
Примеры
Сравните заполненную таблицу с таблицей готовых ответов. (слайд 6)
А как приспособились живые организмы к различным средам обитания жизни. Ответ аргументируйте.( Ответы: рассказывают о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Например окунь-обтекаемая форма тела, нет век у глаз; маскировка; предостерегающая окраска; мимикрия.)
Вывод: (совместно учащихся и учителя) Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействия разнообразных условий окружающей среды. Элементы среды, которые воздействуют на организмы, называют экологическими факторами.
Помимо абиотических факторов еще выделяются биотические и антропогенные. (слайд 7)
Задание: На основе материала учебника на с. 257-261 заполните таблицу «Экологические факторы». (слайд 8)
Экологические факторы
Общая характеристика
Абиотические
Биотические
Антропогенные
(Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный,может быть положительным и отрицательным, приведите примеры.)
Часто в природе бывает так, что одни экологические факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие (например, азот) – в недостаточных количествах. Факторы, снижающие жизнеспособность организма ,называют ограничивающими.
Любому живому организму для обеспечения процессов жизнедеятельности необходимы различные вещества, причем некоторые из них в крайне малых количествах. Немецкий агротхимик, член-корреспондент Петербургской академии наук Юстус Либих в 1840 г. разработал теорию минерального питания растений. Он установил, что развитие и урожайность растений зависит не от тех питательных веществ, которые присутствуют в изобилии, а от тех, которые необходимы в очень, незначительных количествах.
Как выяснилось позже, этот закон справедлив не только для растений, но и для всех живых организмов. Современная трактовка этого закона, называемого законом минимума Либиха, следующая: экологические факторы, значения которых приближаются к минимуму (лимитирующие факторы), наиболее существенно ограничивают развитие организмов, несмотря на оптимальное значение остальных факторов.
Ограничивающим фактором может быть не только его недостаток, но избыток. ( например, тепло для растений летом ).
Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание факторов среды, оптимальное для его роста, развития и размножения. Наилучшее сочетание условий называют биологическим оптимумом. (зарисовать схему в тетрадь) (слайд 9)
IV. Закрепление материала
Тестирование (слайды 10-19)
Студенты записывают ответы на чистых листах и сдают. (Ответы в приложении)
V. Подведение итогов урока
1.Оценить степень реализации поставленной на уроке цели.
2. Оценить работу учеников во время урока.
VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение по теме «Антропогенные факторы».
Приложение
Вопрос 1: Благоприятные и неблагоприятные условия окружающей среды называются
Ответ: Экологическими факторами.
Вопрос 2: Какой из факторов относится к неживой природе?
Ответ: Повышение температуры летом.
Вопрос 3: Выберите фактор живой природы
Ответ: Паразитический червь в желудке свиньи.
Вопрос 4: Почему с уменьшением количества зайцев уменьшается количество рысей?
Ответ: Из-за недостатка пищи.
Вопрос 5: Как переводится с греческого языка слово «антропос» ?
Ответ: Человек.
Вопрос 6: Один живой организм может быть связан с другим не только по одному фактору, но и по многим.
Ответ: Верно.
Вопрос 7: Разные формы влияния хозяйственной деятельности человека на природу называют
Ответ: Антропогенными факторами.
Вопрос 8: Сопоставьте факторы с их названиями
Ответ:
Вопрос 9: Отметьте антропогенные факторы
Ответ: Распашка степей
Вырубание лесов
Вопрос 10: Выберите правильные утверждения об антропогенных факторах
Ответ: Человек не может не влиять на природу
Под воздействием человека увеличивается численность только определенных видов
Воздействие антропогенных факторов можно уменьшить