kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовая разработка по биологии для СПО. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии»


УТВЕРЖДАЮ

Зав.филиалом

___________О.А. Толстик

«___»_________2024г.





План проведения открытого урока



Преподаватель: А.В. Ушакова.

Группа: № 135-фПКД, первый год обучения.

Специальности: 43.02.15. Поварское и кондитерское дело.

Место проведения: кабинет № 4.

Дата проведения: 20.02.2024 г.

Раздел 4. Экология

Тема урока: «Экологические факторы и среды жизни».

Тип урока: лекция.

Цели урока: 

- образовательные: сформировать представление о разных средах обитания организмов, их приспособлениях к обитанию к жизни в среде, познакомиться с экологическими факторами среды;

- развивающие: учить систематизировать, способствовать навыкам самостоятельной работы, устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний.

Ход урока

1.Организационный момент.

II. Повторение и обобщение пройденного материала – фронтальная беседа.

  1. Что изучает антропология?

  2. Систематическое положение человека.

  3. Сходство и отличия человека с животными.

  4. Основные стадии антропогенеза.

  5. Эволюция современного человека.

  6. Человеческие расы и их единство.

  7. Время и пути расселения человека по планете.

  8. Приспособленность человека к разным условиям среды.



III. Изучение нового материала

Рассказ учителя сопровождается показом (рисунков, фотографий в презентации).

- Почему же все организмы разные?Почему они отличаются друг от друга? 

( Ответ: живут в разных местах- средах обитания)

- Что такое среда обитания организма?

Среда обитания — всё то, что окружает живые организмы в природе.

Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Например, из уроков географии, на которых вы изучали распространение животных по территории земли, мы знаем, что бурый медведь живет в лесах, т.е. среда обитания медведя - лес. (слайд 3)

На Земле существуют четыре основные среды обитания, каждая из которых имеет свои специфические условия жизни. Каждый организм живёт в определённой среде обитания: одни – в воде, другие – около воды, одни – на поверхности земли, другие – в почве или в пещерах, в воздухе. Каждый организм обитает только в определённых условиях. (слайд 4)

Выделите основные условия, без которых живые организмы не могут жить.(Ответ: вода, воздух, свет, определенная температура)

Самостоятельная работа (слайд 5)

  1. Составить краткую характеристику условий среды обитания.(характеризующие факторы: свет, влага, воздух, температура)

  2. Приведите примеры живых организмов, обитающих в данных средах.

  3. Сделать записи в таблице

Среды обитания организмов


Водная

Почвенная

Наземно-воздушная

Среда, образуемая самим живым организмом

Характеристика условий среды обитания





Примеры







Сравните заполненную таблицу с таблицей готовых ответов. (слайд 6)

А как приспособились живые организмы к различным средам обитания жизни. Ответ аргументируйте.( Ответы: рассказывают о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Например окунь-обтекаемая форма тела, нет век у глаз; маскировка; предостерегающая окраска; мимикрия.)

Вывод: (совместно учащихся и учителя) Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействия разнообразных условий окружающей среды. Элементы среды, которые воздействуют на организмы, называют экологическими факторами.

Помимо абиотических факторов еще выделяются биотические и антропогенные. (слайд 7)


Задание: На основе материала учебника на с. 257-261 заполните таблицу «Экологические факторы». (слайд 8)

Экологические факторы

Общая характеристика

Абиотические


Биотические


Антропогенные




(Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный, может быть положительным и отрицательным, приведите примеры.)

Часто в природе бывает так, что одни экологические факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие (например, азот) – в недостаточных количествах. Факторы, снижающие жизнеспособность организма ,называют ограничивающими.

Любому живому организму для обеспечения процессов жизнедеятельности необходимы различные вещества, при­чем некоторые из них в крайне малых количествах. Немецкий агротхимик, член-корреспондент Петербургской ака­демии наук Юстус Либих в 1840 г. разработал теорию минерального питания растений. Он установил, что раз­витие и урожайность растений зависит не от тех питатель­ных веществ, которые присутствуют в изобилии, а от тех, которые необходимы в очень, незначительных количествах.

Как выяснилось позже, этот закон справедлив не только для растений, но и для всех живых организмов. Современ­ная трактовка этого закона, называемого законом минимума Либиха, следующая: экологические факторы, значе­ния которых приближаются к минимуму (лимитирующие факторы), наиболее существенно ограничивают развитие организмов, несмотря на оптимальное значение остальных факторов.

Ограничивающим фактором может быть не только его недостаток, но избыток. ( например, тепло для растений летом ).

Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание факторов среды, оптимальное для его роста, развития и размножения. Наилучшее сочетание условий называют биологическим оптимумом. (зарисовать схему в тетрадь) (слайд 9)

IV. Закрепление материала

Тестирование (слайды 10-19)

Студенты записывают ответы на чистых листах и сдают. (Ответы в приложении)

V. Подведение итогов урока

1.Оценить степень реализации поставленной на уроке цели.

2. Оценить работу учеников во время урока.

VI. Домашнее задание

Подготовить сообщение по теме «Антропогенные факторы».

Приложение

Вопрос 1: Благоприятные и неблагоприятные условия окружающей среды называются

Ответ: Экологическими факторами.

Вопрос 2: Какой из факторов относится к неживой природе?

Ответ: Повышение температуры летом.

Вопрос 3: Выберите фактор живой природы

Ответ: Паразитический червь в желудке свиньи.

Вопрос 4: Почему с уменьшением количества зайцев уменьшается количество рысей?

Ответ: Из-за недостатка пищи.

Вопрос 5: Как переводится с греческого языка слово «антропос» ?

Ответ: Человек.

Вопрос 6: Один живой организм может быть связан с другим не только по одному фактору, но и по многим.

Ответ: Верно.


Вопрос 7: Разные формы влияния хозяйственной деятельности человека на природу называют

Ответ: Антропогенными факторами.

Вопрос 8: Сопоставьте факторы с их названиями


Ответ:

Вопрос 9: Отметьте антропогенные факторы

Ответ: Распашка степей

Вырубание лесов

Вопрос 10: Выберите правильные утверждения об антропогенных факторах

Ответ: Человек не может не влиять на природу

Под воздействием человека увеличивается численность только определенных видов

Воздействие антропогенных факторов можно уменьшить

V. Подведение итогов занятия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по биологии

Автор: Ушакова Анна Викторовна

Дата: 21.03.2024

Номер свидетельства: 647690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Методическая разработка урока биологии в 7 классе.Урок-виртуальная рыбалка на тему: "Рыбы. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности" "
    ["seo_title"] => string(171) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-biologhii-v-7-klassie-urok-virtual-naia-rybalka-na-tiemu-ryby-obshchaia-kharaktieristika-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "238626"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444593528"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытый урок "Приспособленность организмов""
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyi_urok_prisposobliennost_orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "396261"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488214032"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "открытый урок по биологии по теме "Генетика человека""
    ["seo_title"] => string(59) "otkrytyi-urok-po-biologhii-po-tiemie-gienietika-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "249146"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446828991"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Разработка открытого урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор""
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotkaotkrytoghourokapobiologhiiv8klassiepotiemieslukhovoianalizator"
    ["file_id"] => string(6) "332047"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464805694"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Открытый урок "Строение цветка" "
    ["seo_title"] => string(33) "otkrytyi-urok-stroieniie-tsvietka"
    ["file_id"] => string(6) "147522"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419417625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства