kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока биологии в 7 классе.Урок-виртуальная рыбалка на тему: "Рыбы. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока биологии в 7 классе. Урок-виртуальная рыбалка. Класс вместе с учителем мысленно отправляется на рыбалку. По пути дети узнают много интересного о рыбах, а также некоторые рыбацкие хитрости. Игровая форма урока способствует активизации внимания учащихся на уроке, лучшему усвоению материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии в 7 классе.Урок-виртуальная рыбалка на тему: "Рыбы. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности" »

Открытый урок на семинаре РМО учителей биологии и химии.


Урок биологии 7 класс.

«Рыбы.

Общая характеристика и внешнее строение».

(Урок - виртуальная рыбалка)


Цель урока: Дать общую характеристику Надклассу Рыбы. Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.

Задачи:

Учебные: продолжить формирование представлений о позвоночных животных на примере костных рыб, их внешнего строения, некоторых физиологических особенностей.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру общения.

Оборудование: рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран),презентация к уроку.


План урока

I. Организационный момент (1-2мин).

II. Актуализация знаний учащихся по теме (2-3 мин)

III. Постановка проблемы (5-7мин)

IV. Новый материал (15-20мин).

V.Закрепление и обобщение (5-10мин)

VI.Домашнее задание (2-3мин)


Ход урока.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний учащихся по теме

Ребята, кто из вас не мечтал прохладным летним утром посидеть с удочкой у реки?! А кто-то из вас, наверняка, заядлый рыбак! (Дети оживленно реагируют на собственные воспоминания).

Ребята, как вы думаете: легко ли наловить много рыбы? (Иногда очень трудно)

III. Постановка проблемы

Что же позволяет рыбам (особенно взрослым) редко попадаться на крючок и избегать когтей и клювов хищников?

Сегодня мы с вами побываем на виртуальной рыбалке! И я надеюсь, что к концу урока вы многое узнаете о рыбах и сможете их обхитрить!

А девизом нашего урока будут следующие строчки:


Чтобы рыбку нам поймать,

Надо все о рыбах знать!


IV. Новый материал

Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Особенности строения и жизнедеятельности рыб» Слайд 1.

А теперь мысленно взяли снасти и вперед - на рыбалку! А по пути давайте поговорим о рыбах и о воде.

Рыбы – это одни из наиболее древних позвоночных животных- обитатели водной среды, в которой жили и все их предки. Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается не более 18000 видов, то число видов рыб превышает 22000. Длина тела рыб варьирует от менее, чем 1 см (бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и более 20 м (китовая и гигантская акулы), масса варьирует от 1,5 г до 12-14 тонн. Температурные границы обитания: от -2,1 С (антарктические воды) до +50 С

( термальные источники). Встречаются они как в морских, так и в пресных водоемах. Дышат рыбы при помощи жабр растворенным в воде кислородом.

В водных биогеоценозах рыбы вступают в различные отношения с другими организмами. Рассматривая, например, пищевые цепи водных биогеоценозов, можно убедиться в том, что рыбы поедают большое количество животных и растительных организмов. Но и сами они, в свою очередь, служат пищей многим другим организмам. Рыболовство – одна из самых древних форм хозяйственной деятельности людей. Рыба для человека – источник очень ценных пищевых веществ, главным образом животных белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные.

Рыбы (особенно костные) имеют для человека большое практическое значение. Помимо пищевых продуктов, рыбы служат сырьем для получения лекарства (рыбий жир и проч.), корма для скота и птицы (кормовая мука), удобрения для полей, технического жира, клея, кожи и других материалов, используемых в пищевой и легкой промышленности.

Надкласс рыбы делится на два класса: Хрящевые и Костные рыбы. Наука, изучающая рыб, называется ихтиология.

Ребята, почему же так тяжело поймать рыбу? Как рыбы приспособились к водной среде обитания? Вспомните, какими особенностями обладает эта среда? (большая плотность по сравнению с воздухом; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

А теперь, ребята, давайте посмотрим на рисунок и сделаем вывод: какие особенности внешнего строения всех этих рыб помогают им быть хозяевами водной среды? Слайд№2


Правильно, ребята! Действительно в течение эволюции рыбы приобрели обтекаемую торпедообразную форму тела, сплющенную в боковом или в спинно-брюшном (у придонных рыб) направлениях. Передняя часть головы (рострум) имеет клинообразную форму, что уменьшает лобовое сопротивление. У большинства рыб продольная ось тела удлинена. Отделы тела (голова, туловище, хвост) плавно переходят друг в друга, что создает вокруг плывущей рыбы ламинарный (без завихрений) поток воды. Спинная поверхность тела рыбы обычно выпуклая и широкая, брюшная — плоская и узкая. Расположенные под некоторым углом к туловищу грудные плавники и рострум, а также брюшные и хвостовой плавники создают подъемную силу, подобно крылу самолета.

А вы заметили, что если посмотреть на рыбу снизу,- то мы увидим более светлый тон ее брюшной части? Это делает ее более незаметной для хищников, плывущих снизу,- она как бы сливается с фоном неба. И наоборот, спинная часть рыб имеет более темную окраску, что делает ее незаметной на темном фоне дна. Кожные покровы рыб имеют различную, маскирующую их, окраску.

Снаружи тело большинства костных рыб покрыто чешуёй: плакоидной (зубы, уложенные «в паркет»), ганоидной (ромбические пластинки с шипом), циклоидной (тонкие пластинки с гладким краем) или ктеноидной (пластинки с шипиками), периодически сменяющейся по мере роста животного. Годичные кольца на ней позволяют судить о возрасте рыбы.Слайд№3


Кожа рыб имеет многочисленные железы, которые вы­деляют слизь, уменьшающую трение при движении в воде, она защищает организм рыбы от вредных воздействий среды и способствует поддержанию постоянного осмотического давления. Кожа состоит из двух слоев: верхнего— эпидермиса, представляю­щего собой многослойный эпителий, и нижнего — кориума, состоя­щего в основном из соединительной ткани. Слайд№4


Строение кожи рыбы:

1 — бокаловидные слизеотделительные клетки, 2 — основной слой эпидермиса, 3 — собственно кожа, 4 — зернистые клетки, 5 — колбовидные клетки, 6 — нервы, 7 —сосуды, в —эпидер­мис.


Слизь, обладающая антисептическими свойствами, предохраня­ет рыбу от грибков и бактерий. В мутной воде слизь, выделяемая рыбой, осаждает взвесь и осветляет ее. Слизь предо­храняет рыбу от вредных воздействий внешней среды и способст­вует быстрому свертыванию крови. У некоторых рыб в эпидермисе имеются ядоотделительные же­лезы, расположенные в основном у основания шипов или колючих лучей плавников.

Внешние признаки рыб тесно связаны с условиями их жизни. Форма тела должна обеспечивать рыбе возможность передвигаться в воде с наименьшей затратой энергии и со скоростью, соответствующей ее жизненным потребностям. В соответствии с образом жизни рыбы имеют различную форму тела.

Рыбы, приспособленные к длительному плаванию в толще воды, имеют торпедовидную, хорошо обтекаемую форму тела (лососевые, сельдевые).

Рыбы, не приспособленные к длительному передвижению и развивающие большую скорость на коротком расстоянии, имеют стреловидную форму. Тело у них удлиненное, сжатое с боков, со спинным плавником, сдвинутым далеко назад (щука, таймень).

Встречаются рыбы и со змеевидной (миноги, угри), лентовидной (рыба-сабля), плоской (скаты) и шаровидной (кузовок) фор­мами тела

Основные части тела рыб - голова, с характерной для костных рыб жаберной крышкой, туловище, хвост, плавники различаются у разных видов по размерам, форме, соотноше­нию. Слайд№5

Ребята, рыболовы давно подметили, что различные виды рыб хватают крючок с наживкой по - разному:

- одни – со дна;

- другие - в толще воды;

- третьи – с поверхности.

Как вы думаете: почему?

Оказывается, потому, что у разных рыб различное положение рта! Посмотрите на рисунок. Слайд№6


Положение рта у карповых рыб:

а- верхний рот (чехонь); б— конечный рот (сазан), в- полунижний рот (вобла); г—ниж­ний рот (остролучка)

При ловле этих рыб рыболовы используют различные виды снасти.

По бокам тела многих рыб можно наблюдать ряд выделяющихся чешуек с отверстиями, которые образуют боковую линию — один из важнейших органон чувств. Количество чешуй в боковой линии — один из признаков при определении видов рыб. В ихтиологической литературе боковую линию условно обозначают L.L. (Linia Latera­lis). Формула L.L. 50—54 обозначает: в боковой линии данного ви­да рыб от 50 до 54 чешуек.

Ребята, а вы слышали о таком опыте? В аквариум, в котором плавала старая ослепшая щука, запустили мальков – ее добычу. Как вы думаете: что произошло? Да, щука всех их переловила!

- Но она ведь слепая,- скажете вы! А зрение ей и не помогло. Помогла боковая линия – орган, который чутко реагирует на колебания и давление воды!

Ребята, а какие органы помогают рыбам быстро передвигаться и маневрировать под водой?

Конечно же плавники!

Запомните их названия:

а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты,  движение вверх, вниз.
б) непарные: спинной, анальный, хвостовой – движение вперед. Слайд№7


Наша виртуальная рыбалка продолжается!

И вот мы подошли к реке и забросили удочки!


ФИЗМИНУТКА (под музыку делаем упражнения,- как будто забрасываем удочку и тащим рыбу).


Скажите пожалуйста, какие правила должен соблюдать рыболов, чтобы рыбалка была удачной и почему? (Не шуметь, не махать руками, не болтать ногами в воде, ловить сидя, а не стоя, в особенности если ловишь в водоеме со стоячей водой; стараться, чтобы солнце светило у тебя из-за спины, а не в лицо и т.д.)

Правильно! А все потому, что у рыб хорошо развиты органы чувств. Давайте изучим их подробней. С одним из них – боковой линией – вы уже познакомились.

Органы чувств рыб приспособлены к функционированию в водной среде. Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению. Плоская роговица и почти шаровидной формы хрусталик позволяют рыбам видеть только близко расположенные предметы (до 10— 15 м). А ясно видеть рыбы могут на расстоянии до 1,5 м. Зато на близком расстоянии рыбы видят очень хорошо. Хорошо также они видят предметы, расположенные вертикально над ними, а вот под углом – не очень. Зато угол зрения очень большой. Слайд№8

Ребята, кто из вас занимается фотографией? Вы слышали что-нибудь об объективе «рыбий глаз»? А видели его? Давайте посмотрим и сравним! Слайд№9

С помощью такого объектива фотографы делают широкоформатные панорамные снимки. Изображение по краям снимка бывает сильно искажено. Ученые считают, что примерно так видят рыбы. Слайд№10


Посмотрите на следующий слайд и подумайте: какое зрение у рыб: черно-белое или цветное? Слайд№11

Рыболовы так же тщательно подбирают леску под цвет грунта, чтобы рыба не заметила ее.

Обоняние у рыб хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу.

У хорошего рыбака всегда под рукой множество пахучих приманок.

Велико значение обоняния и «химической памяти» у мигрирующих рыб, с помощью которых они находят места нерестилищ.

Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом. Большая скорость распространения звуковых колебаний в воде и высокая звукопроводимость тканей тела рыб позволяют достаточно хорошо воспринимать звуки при относительно простом строении органа слуха.

Ребята, а вы знаете, какие рыбы обитают в Калмыкии? Назовите их. (Окунь, судак, плотва, карась, сазан, бычок, лещ и др.)

Какие меры необходимо принимать, чтобы рыба в наших водоемах не исчезла?


V.Закрепление и обобщение.

Ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали, и я надеюсь, что этот урок хоть немного расширил ваш кругозор. И вы не только многое узнали о рыбах, но и познакомились с некоторыми рыбацкими хитростями. Для того, чтобы закрепить наши с вами знания давайте заполним табличку. Слайд №12.


Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1

Жидкая фаза среды плотностью больше, чем у воздуха


2

Прозрачность.


3

Растворенные вещества, малое содержание кислорода


4

Текучесть, высокая скорость передачи колебаний.


5

Высокое давление на глубинах


6

Сильное поглощение солнечных лучей




А теперь проверим себя: Слайд№13.

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1

Жидкая фаза среды плотностью больше, чем у воздуха

Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники.

2

Прозрачность.

Защитная окраска; органы зрения – глаза.

3

Растворенные вещества, малое содержание кислорода

Жаберное дыхание, обоняние.

4

Текучесть, высокая скорость передачи колебаний.

Органы боковой линии.

5

Высокое давление на глубинах

Изменение формы тела от веретенообразной к лентовидной и дисковой.

6

Сильное поглощение солнечных лучей

Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб.





Рефлексия.

Ребята, оцените, как вы усвоили сегодняшний урок? Был ли он для вас интересен? Перед вами лежат карточки с изображением рыбок. Поднимите, пожалуйста, те, которые соответствуют нашему уроку.











Ребята, на следующем уроке мы продолжим изучать Надкласс Рыбы и рассмотрим их внутреннее строение.

Оценки за урок получают все!

VI. Домашнее задание. Параграф учебника. Реферат на тему: «Особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Парахоня Владимир Алексеевич

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238626


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства