Методическая разработка урока биологии в 7 классе.Урок-виртуальная рыбалка на тему: "Рыбы. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности"
Методическая разработка урока биологии в 7 классе.Урок-виртуальная рыбалка на тему: "Рыбы. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности"
Методическая разработка открытого урока биологии в 7 классе. Урок-виртуальная рыбалка. Класс вместе с учителем мысленно отправляется на рыбалку. По пути дети узнают много интересного о рыбах, а также некоторые рыбацкие хитрости. Игровая форма урока способствует активизации внимания учащихся на уроке, лучшему усвоению материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии в 7 классе.Урок-виртуальная рыбалка на тему: "Рыбы. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности" »
Открытый урок на семинаре РМО учителей биологии и химии.
Урок биологии 7 класс.
«Рыбы.
Общая характеристика и внешнее строение».
(Урок - виртуальная рыбалка)
Цель урока: Дать общую характеристику Надклассу Рыбы. Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.
Задачи:
Учебные: продолжить формирование представлений о позвоночных животных на примере костных рыб, их внешнего строения, некоторых физиологических особенностей.
Воспитательные:воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру общения.
Оборудование: рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран),презентация к уроку.
План урока
I. Организационный момент (1-2мин).
II. Актуализация знаний учащихся по теме (2-3 мин)
III. Постановка проблемы (5-7мин)
IV. Новый материал (15-20мин).
V.Закрепление и обобщение (5-10мин)
VI.Домашнее задание (2-3мин)
Ход урока.
I Организационный момент.
II Актуализация знаний учащихся по теме
Ребята, кто из вас не мечтал прохладным летним утром посидеть с удочкой у реки?! А кто-то из вас, наверняка, заядлый рыбак! (Дети оживленно реагируют на собственные воспоминания).
Ребята, как вы думаете: легко ли наловить много рыбы? (Иногда очень трудно)
III. Постановка проблемы
Что же позволяет рыбам (особенно взрослым) редко попадаться на крючок и избегать когтей и клювов хищников?
Сегодня мы с вами побываем на виртуальной рыбалке! И я надеюсь, что к концу урока вы многое узнаете о рыбах и сможете их обхитрить!
А девизом нашего урока будут следующие строчки:
Чтобы рыбку нам поймать,
Надо все о рыбах знать!
IV. Новый материал
Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Особенности строения и жизнедеятельности рыб» Слайд 1.
А теперь мысленно взяли снасти и вперед - на рыбалку! А по пути давайте поговорим о рыбах и о воде.
Рыбы – это одни из наиболее древних позвоночных животных- обитатели водной среды, в которой жили и все их предки. Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается не более 18000 видов, то число видов рыб превышает 22000. Длина тела рыб варьирует от менее, чем 1 см (бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и более 20 м (китовая и гигантская акулы), масса варьирует от 1,5 г до 12-14 тонн. Температурные границы обитания: от -2,1 С (антарктические воды) до +50 С
( термальные источники). Встречаются они как в морских, так и в пресных водоемах. Дышат рыбы при помощи жабр растворенным в воде кислородом.
В водных биогеоценозах рыбы вступают в различные отношения с другими организмами. Рассматривая, например, пищевые цепи водных биогеоценозов, можно убедиться в том, что рыбы поедают большое количество животных и растительных организмов. Но и сами они, в свою очередь, служат пищей многим другим организмам. Рыболовство – одна из самых древних форм хозяйственной деятельности людей. Рыба для человека – источник очень ценных пищевых веществ, главным образом животных белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные.
Рыбы (особенно костные) имеют для человека большое практическое значение. Помимо пищевых продуктов, рыбы служат сырьем для получения лекарства (рыбий жир и проч.), корма для скота и птицы (кормовая мука), удобрения для полей, технического жира, клея, кожи и других материалов, используемых в пищевой и легкой промышленности.
Надкласс рыбы делится на два класса: Хрящевые и Костные рыбы. Наука, изучающая рыб, называется ихтиология.
Ребята, почему же так тяжело поймать рыбу? Как рыбы приспособились к водной среде обитания? Вспомните, какими особенностями обладает эта среда? (большая плотность по сравнению с воздухом; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).
А теперь, ребята, давайте посмотрим на рисунок и сделаем вывод: какие особенности внешнего строения всех этих рыб помогают им быть хозяевами водной среды? Слайд№2
Правильно, ребята! Действительно в течение эволюции рыбы приобрели обтекаемую торпедообразную форму тела, сплющенную в боковом или в спинно-брюшном (у придонных рыб) направлениях. Передняя часть головы (рострум) имеет клинообразную форму, что уменьшает лобовое сопротивление. У большинства рыб продольная ось тела удлинена. Отделы тела (голова, туловище, хвост) плавно переходят друг в друга, что создает вокруг плывущей рыбы ламинарный (без завихрений) поток воды. Спинная поверхность тела рыбы обычно выпуклая и широкая, брюшная — плоская и узкая. Расположенные под некоторым углом к туловищу грудные плавники и рострум, а также брюшные и хвостовой плавники создают подъемную силу, подобно крылу самолета.
А вы заметили, что если посмотреть на рыбу снизу,- то мы увидим более светлый тон ее брюшной части? Это делает ее более незаметной для хищников, плывущих снизу,- она как бы сливается с фоном неба. И наоборот, спинная часть рыб имеет более темную окраску, что делает ее незаметной на темном фоне дна. Кожные покровы рыб имеют различную, маскирующую их, окраску.
Снаружи тело большинства костных рыб покрыто чешуёй: плакоидной (зубы, уложенные «в паркет»), ганоидной (ромбические пластинки с шипом), циклоидной (тонкие пластинки с гладким краем) или ктеноидной (пластинки с шипиками), периодически сменяющейся по мере роста животного. Годичные кольца на ней позволяют судить о возрасте рыбы.Слайд№3
Кожа рыб имеет многочисленные железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение при движении в воде, она защищает организм рыбы от вредных воздействий среды и способствует поддержанию постоянного осмотического давления. Кожа состоит из двух слоев: верхнего— эпидермиса, представляющего собой многослойный эпителий, и нижнего — кориума, состоящего в основном из соединительной ткани. Слайд№4
Строение кожи рыбы:
1 — бокаловидные слизеотделительные клетки, 2 — основной слой эпидермиса, 3 — собственно кожа, 4 — зернистые клетки, 5 — колбовидные клетки, 6 — нервы, 7 —сосуды, в —эпидермис.
Слизь, обладающая антисептическими свойствами, предохраняет рыбу от грибков и бактерий. В мутной воде слизь, выделяемая рыбой, осаждает взвесь и осветляет ее. Слизь предохраняет рыбу от вредных воздействий внешней среды и способствует быстрому свертыванию крови. У некоторых рыб в эпидермисе имеются ядоотделительные железы, расположенные в основном у основания шипов или колючих лучей плавников.
Внешние признаки рыб тесно связаны с условиями их жизни. Форма тела должна обеспечивать рыбе возможность передвигаться в воде с наименьшей затратой энергии и со скоростью, соответствующей ее жизненным потребностям. В соответствии с образом жизни рыбы имеют различную форму тела.
Рыбы, приспособленные к длительному плаванию в толще воды, имеют торпедовидную, хорошо обтекаемую форму тела (лососевые, сельдевые).
Рыбы, не приспособленные к длительному передвижению и развивающие большую скорость на коротком расстоянии, имеют стреловидную форму. Тело у них удлиненное, сжатое с боков, со спинным плавником, сдвинутым далеко назад (щука, таймень).
Встречаются рыбы и со змеевидной (миноги, угри), лентовидной (рыба-сабля), плоской (скаты) и шаровидной (кузовок) формами тела
Основные части тела рыб - голова, с характерной для костных рыб жаберной крышкой, туловище, хвост, плавники различаются у разных видов по размерам, форме, соотношению. Слайд№5
Ребята, рыболовы давно подметили, что различные виды рыб хватают крючок с наживкой по - разному:
- одни – со дна;
- другие - в толще воды;
- третьи – с поверхности.
Как вы думаете: почему?
Оказывается, потому, что у разных рыб различное положение рта! Посмотрите на рисунок. Слайд№6
При ловле этих рыб рыболовы используют различные виды снасти.
По бокам тела многих рыб можно наблюдать ряд выделяющихся чешуек с отверстиями, которые образуют боковую линию — один из важнейших органон чувств. Количество чешуй в боковой линии — один из признаков при определении видов рыб. В ихтиологической литературе боковую линию условно обозначают L.L. (Linia Lateralis). Формула L.L. 50—54 обозначает: в боковой линии данного вида рыб от 50 до 54 чешуек.
Ребята, а вы слышали о таком опыте? В аквариум, в котором плавала старая ослепшая щука, запустили мальков – ее добычу. Как вы думаете: что произошло? Да, щука всех их переловила!
- Но она ведь слепая,- скажете вы! А зрение ей и не помогло. Помогла боковая линия – орган, который чутко реагирует на колебания и давление воды!
Ребята, а какие органы помогают рыбам быстро передвигаться и маневрировать под водой?
Конечно же плавники!
Запомните их названия:
а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз. б) непарные: спинной, анальный, хвостовой – движение вперед. Слайд№7
Наша виртуальная рыбалка продолжается!
И вот мы подошли к реке и забросили удочки!
ФИЗМИНУТКА (под музыку делаем упражнения,- как будто забрасываем удочку и тащим рыбу).
Скажите пожалуйста, какие правила должен соблюдать рыболов, чтобы рыбалка была удачной и почему? (Не шуметь, не махать руками, не болтать ногами в воде, ловить сидя, а не стоя, в особенности если ловишь в водоеме со стоячей водой; стараться, чтобы солнце светило у тебя из-за спины, а не в лицо и т.д.)
Правильно! А все потому, что у рыб хорошо развиты органы чувств. Давайте изучим их подробней. С одним из них – боковой линией – вы уже познакомились.
Органы чувств рыб приспособлены к функционированию в водной среде. Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению. Плоская роговица и почти шаровидной формы хрусталик позволяют рыбам видеть только близко расположенные предметы (до 10— 15 м). А ясно видеть рыбы могут на расстоянии до 1,5 м. Зато на близком расстоянии рыбы видят очень хорошо. Хорошо также они видят предметы, расположенные вертикально над ними, а вот под углом – не очень. Зато угол зрения очень большой. Слайд№8
Ребята, кто из вас занимается фотографией? Вы слышали что-нибудь об объективе «рыбий глаз»? А видели его? Давайте посмотрим и сравним! Слайд№9
С помощью такого объектива фотографы делают широкоформатные панорамные снимки. Изображение по краям снимка бывает сильно искажено. Ученые считают, что примерно так видят рыбы. Слайд№10
Посмотрите на следующий слайд и подумайте: какое зрение у рыб: черно-белое или цветное? Слайд№11
Рыболовы так же тщательно подбирают леску под цвет грунта, чтобы рыба не заметила ее.
Обоняние у рыб хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу.
У хорошего рыбака всегда под рукой множество пахучих приманок.
Велико значение обоняния и «химической памяти» у мигрирующих рыб, с помощью которых они находят места нерестилищ.
Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом. Большая скорость распространения звуковых колебаний в воде и высокая звукопроводимость тканей тела рыб позволяют достаточно хорошо воспринимать звуки при относительно простом строении органа слуха.
Ребята, а вы знаете, какие рыбы обитают в Калмыкии? Назовите их. (Окунь, судак, плотва, карась, сазан, бычок, лещ и др.)
Какие меры необходимо принимать, чтобы рыба в наших водоемах не исчезла?
V.Закрепление и обобщение.
Ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали, и я надеюсь, что этот урок хоть немного расширил ваш кругозор. И вы не только многое узнали о рыбах, но и познакомились с некоторыми рыбацкими хитростями. Для того, чтобы закрепить наши с вами знания давайте заполним табличку. Слайд №12.
№
Факторы водной среды
Приспособления к факторам среды
1
Жидкая фаза среды плотностью больше, чем у воздуха
2
Прозрачность.
3
Растворенные вещества, малое содержание кислорода
4
Текучесть, высокая скорость передачи колебаний.
5
Высокое давление на глубинах
6
Сильное поглощение солнечных лучей
А теперь проверим себя: Слайд№13.
№
Факторы водной среды
Приспособления к факторам среды
1
Жидкая фаза среды плотностью больше, чем у воздуха
Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники.
2
Прозрачность.
Защитная окраска; органы зрения – глаза.
3
Растворенные вещества, малое содержание кислорода
Жаберное дыхание, обоняние.
4
Текучесть, высокая скорость передачи колебаний.
Органы боковой линии.
5
Высокое давление на глубинах
Изменение формы тела от веретенообразной к лентовидной и дисковой.
6
Сильное поглощение солнечных лучей
Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб.
Рефлексия.
Ребята, оцените, как вы усвоили сегодняшний урок? Был ли он для вас интересен? Перед вами лежат карточки с изображением рыбок. Поднимите, пожалуйста, те, которые соответствуют нашему уроку.
Ребята, на следующем уроке мы продолжим изучать Надкласс Рыбы и рассмотрим их внутреннее строение.
Оценки за урок получают все!
VI. Домашнее задание. Параграф учебника. Реферат на тему: «Особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб».