kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока биологии по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка окрытого  урока предназначена  обучающимсяся 12 класса  с нарушением слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока биологии по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»







РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по биологии в 12 классе на тему: «Гипотезы возникновения жизни на Земле»



Подготовила:

Лихачева Ирина Валентиновна

учитель биологии и химии







Луганск - 2024



Тема урока: «Гипотезы возникновения жизни на Земле»


Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: Комбинированный

Методическая цель: демонстрация метода самостоятельной работы обучающихся, элементов проблемного обучения, развитие критического мышления на уроке биологии.

Цель урока: Изучение особенностей различных гипотез возникновения жизни на Земле

Задачи:

Образовательные:

- Вызвать интерес обучающихся к гипотезам происхождения жизни.

- Продолжить формирование у обучающихся представления возникновения жизни на Земле.

Развивающие:

-Совершенствовать у обучающихся умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам.

-Развивать критическое мышление, коммуникативную компетентность, интерес к предмету, логическое мышление;

- Развивать речь обучающихся путем расширения словаря.

Воспитательные:

-Воспитывать у обучающихся самостоятельность, творчество и критическое мышление

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийное оборудование.

Методы обучения:

-Метод самостоятельной работы с источниками информации;

- Метод эвристической беседы

Наглядные методы: Демонстрационный метод с мультимедийными пособиями; портреты ученых (галерея), высказывания философов и ученых разных эпох о сущности жизни.

Структура урока:

1.Оргмомент.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3.Изучение нового материала.

4.Физкультминутка.

5.Первичная проверка практического материала.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

7.Домашнее задание.

СЛОВАРЬ: ГИПОТЕЗА, БИОГЕНЕЗ, АБИОГЕНЕЗ, КРЕАЦИОНИЗМ, ПАНСПЕРМИЯ, САМОЗАРОЖДЕНИЕ, СТАЦИОНАРНОЕ СОСТОЯНИЕ, БИОХИМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ


ХОД УРОКА

1.Организационный момент (2 мин)

Приветствие. (Проверка готовности класса куроку.



Создание благоприятного климата в классе (приветствие). С помощью смайликов определить свое настроение до урока.

Презентация (Слайд1)

Прежде чем приступить к уроку, давайте посмотрим, как мы себя чувствуем в начале урока?

Эпиграф к нашему уроку:

«Пусть каждый выражает свое мнение, не беспокоясь о том, что многие думают не так, как он. Нужно иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно».

Урок, я надеюсь, пройдет в доброжелательной, творческой обстановке. Пусть каждый выражает свое мнение, не беспокоясь о том, что многие думают не так, как он.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (7 мин)

Просмотр слайдов презентации с изображением процесса возникновения и развития жизни на Земле.

Презентация (Слайд 2,3)

Давайте попробуем сформулировать тему и задачи урока.

Тема: «Гипотезы возникновения жизни на Земле»

Задачи урока: Познакомиться с основными гипотезами возникновения жизни; Развивать умения обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с научно-популярной литературой и учебником; Показать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления знаний.

Учитель: А что такое жизнь? Что ассоциируется у вас с этим понятием?

Презентация (Слайд7-8)

(Каждому ученику в классе предлагается произнести несколько слов ассоциаций, заранее подготовив слова при выполнении д.з.) На слайде презентации появляется «Облако слов» на тему «Жизнь», в котором каждый ученик выделяет свои слова-ассоциации

(набор слов: развитие, природа, счастье, радость, дети, Бог, прошлое, будущее, мир , старение, семья, любовь , смерть, ненависть, благополучие и т. д.)

Давайте попытаемся сформулировать понятие «жизнь» с точки зрения биологии. У вас на партах листы с определением понятия «жизнь» мыслителями разных эпох. (Приложение 1).

Обучающиеся выбирают близкое для себя высказывание, зачитывают, составляют на доске «Ленту времени».

Презентация (Слайд 15)

3. Изучение нового материала (20 мин)

Презентация (Слайд16)




- Ребята, а что такое гипотеза? Работа со словарём к теме урока.

Гипо́теза - это научное предположение, которое можно доказать или опровергнуть.

Известно, что все гипотезы, предложенные учёными, сводятся к двум идеям:

Биогенез ( от греч. «bios» — жизнь, «genesis» — происхождение) — происхождение живого от живого.

Абиогенез ( от греч. «а» — не, «bios» — жизнь, «genesis» — происхождение) — происхождение живого от неживого.





- Задумывались ли вы над вопросом о происхождении жизни на земле? (Среди обучающихся заранее был проведен опрос- анкета по теме «Гипотезы возникновения жизни»)

1. Как, по-твоему мнению, возникла жизнь на Земле?

a. В результате появления живых существ из неживой материи. б. Была занесена из космоса при столкновении с каким-либо космическим телом (например, метеоритом).

в. Другое (своё мнение)

г. Затрудняюсь ответить.

2. Существует ли жизнь на других планетах?

a. Не сомневаюсь в этом.

б. Есть такая вероятность.

в. Думаю, что кроме Земли нигде во Вселенной жизни нет.

г. Затрудняюсь ответить.

3. Как ты думаешь, если есть внеземные цивилизации, то их представители похожи на нас – людей? а. Они почти не отличаются от нас. б. Совсем не похожи на нас. в. Затрудняюсь ответить. 4. Хотел(а) ли ты в будущем встретится с жителями других планет? а. Да. б. Нет. в. Может быть.

Учитель: Вопрос о возникновении и развитии жизни на нашей планете – один из наиболее сложных и в то же время интересных в современном мире.

С древнейших времен он занимал человечество и был предметом споров не одного поколения ученых. Не только биологи, но и химики, физики, геологи, философы принимают активное участие в поисках ответа на него. Это объясняется тем, что решение данной проблемы имеет не только научное, но и мировоззренческое значение.

Основная трудность связана с невозможностью проведения прямого эксперимента по возникновению жизни. Ученые могут лишь моделировать те условия и процессы, которые, по их мнению, смогли в конечном счете привести к появлению жизни на нашей планете.

Мы рассмотрим наиболее распространенные теории происхождения жизни. Большая часть соображений, на которых основываются эти теории, умозрительны, так как воспроизвести в сколько-нибудь наглядном виде события, происходившие при возникновении жизни, невозможно. Это относится как к научным, так и к теологическим построениям.

Презентация (Слайд17)

Вами были выбраны темы для докладов, которые сегодня мы с удовольствием послушаем. Следует особо отметить, что собранные нами данные и выведенные из них заключения соответствуют сегодняшним взглядам: эти взгляды постоянно пересматриваются, и их достоверность ограничена уровнем наших знаний в каждый данный момент времени.

Презентация (Слайд18-31)

4.Физкультминутка(2мин) Обучающиеся заполняют таблицу, слушая сообщения ребят. (После каждой презентации учащиеся проговаривают, как заполнили таблицу)

Гипотеза

Кем создана

Суть гипотезы

Кем опровергалась









1. Креационизм (жизнь была создана Творцом);

2. Гипотезы самопроизвольного зарождения (самозарождение; жизнь возникала неоднократно из неживого вещества);

3. Гипотеза панспермии (жизнь занесена на Землю с других планет);

4. Биохимическая гипотеза (жизнь возникла в условиях Земли в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам, т.е. в результате биохимической эволюции);

5. Гипотеза стационарного состояния.





5.Первичная проверка практического материала(5мин).


Учитель: Ребята, давайте проверим, как вы усвоили материал урока.

В рабочих листах необходимо выполнить тестовое задание. После выполнения обучающиеся проверяют свою работу исходя из эталона на слайде.


Тестовое задание.

1.Жизнь на Земле создана Творцом – это положение гипотезы:

А) креационизма

Б) панспермии

В) стационарного состояния

Г) самозарождения

Д) биохимической эволюции

2.Живые организмы зарождаются самопроизвольно, источником зарождения могут служить неорганические соединения или гниющие органические остатки – это положения гипотезы:

А) креационизма

Б) панспермии

В) стационарного состояния

Г) самозарождения

Д) биохимической эволюции

3.Земля никогда не возникала, а существовала вечно и всегда была способна поддерживать жизнь – это положения гипотезы:

А) креационизма

Б) панспермии

В) стационарного состояния

Г) самозарождения

Д) биохимической эволюции

4. Жизнь на Земле занесена случайно или преднамеренно космическими телами или космическими пришельцами – это положение гипотезы:

А) креационизма

Б) панспермии

В) стационарного состояния

Г) самозарождения

Д) биохимической эволюции

5.Жизнь возникла на земле как результат длительной эволюции органических соединений, абиогенным путем ( из неживых элементов) - это положение гипотезы :

А) креационизма

Б) панспермии

В) стационарного состояния

Г) самозарождения

Д) биохимической эволюции

6. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).

Изменилось ли ваше настроение к концу урока?


Презентация (Слайд33)


Презентация (Слайд34)

7. Домашнее задание (1мин)

1.Выучить словарь по теме урока

2.Выучить конспект урока

3.Ответить на вопрос: если бы мы оказались в период, когда только начала зарождаться жизнь,

смогли бы мы существовать там?

4.Найти другие гипотезы о возникновении жизни на земле
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока биологии по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

Автор: Лихачева Ирина Валентиновна

Дата: 25.11.2024

Номер свидетельства: 660289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства