kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Кл. Рыбы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Рыбы"»

Тема урока: Обобщающий урок по теме: « Тип Хордовые. Классы: Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие рыб Тульской области».


Цель урока: - обобщить и систематизировать знания по теме: Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Кл. Рыбы.

- конкретизировать первые представления об особенностях позвоночных животных;

- установить отличительные признаки рыб;

- уметь на основе внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии рыб выделять систематические группы классов Хрящевых и Костных рыб;

- познакомиться с многообразием рыб Тульской области;

Оборудование:

Цветные таблицы с изображением костных рыб; выставка на тему: « Рыбы Тульской области; презентация на тему : Классы рыб. Многообразие рыб».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сообщаю цель урока.

2. Задаю вопросы по данной теме:


- Какие признаки являются общими для Типа Хордовых?

Ответ уч-ся.: двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представлен прочным осевым стержнем – хордой. Низшие хордовые - ланцетник ,минога имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому. Высшие хордовые – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,птицы,млекопитающие имеют хорду в зародышевом состоянии.С ростом и развитием этих организмов она заменяется хрящевым или костным позвоночником.Хорда или позвоночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

- Дать общую характеристику Классу Рыбы.

Ответ уч-ся : Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде. Появились более 400 млн. лет назад пресных водоёмах материков, а затем освоили и морскую смолёную воду.Сегодня известно около 20 тыс видов рыб,которые различаются по форме тела, размерам и массе. Большинство из них имеют хрящевой или костный скелет, хорошо развитый головной мозг, плавательный пузырь, жабры, прикрытые жаберными крышками, костную чешую, парные грудные и брюшные плавники.

-На какие классы делятся рыбы ?

Ответ : В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные.

-Какие признаки строения характерны для Класса Хрящевые рыбы ?

Ответ уч-ся : Большинство из них – постоянные орбитатели морской среды, в пресных водах встречаются лишь немногие виды. Современные хрящевые рыбы сохранили в своём строении ряд древних признаков: хрящевой скелет, жаберные щели,поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы.

- Какие отличительные признаки характерны для Кл. Костные рыбы ?

Ответ уч-ся : Это самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях и океанах, в реках и озёрах, в постоянных и временных водоёмах.Они состаляют 96 % от всех современных рыб на Земле. Скелет образован костной тканью.

-Перечислите особенности внешнего строения рыбы ?

Ответ уч-ся : Тело большинства рыб имеет вытянутую форму.Заострённая спереди голова слита с туловищем,которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником. Далее следует хвостовой отдел. Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй. В коже рыб располагаются различные железы, например слизеотделительные и ядоотделительные, у некоторых рыб есть светящиеся клетки. Выделяемая слизь способствует уменьшению трения и быстрому движению в воде._

- Из каких отделов состоит скелет рыбы ?

Ответ уч-ся : Внутренний скелет костных рыб состоит из костей головы, образующих череп, позвоночника, скелета парных и непарных плавников. Парные плавники: грудные и брюшные( горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз). Хвостовой, спинной,анальный – непарные плавники.

Давайте проверим.

- Расскажите об особенностях внутреннего строения рыб.

Ответ уч-ся : Пищеварительная система: рот, ротовая полость,глотка,пищевод,желудок, кишечник,пищеварительные железы ( печень и поджелудочная железа) , анальное отверстие;

Органы дыхания- жабры; Кровеносная система замкнутая, состоит из двухкамерного сердца и одного круга кровообращения; Органы выделения – лентовидные почкипод позвоночником; Рыбы раздельнополы, оплодотворение наружное; Нервная система : примитивна,отделы головного мозга (5) располагаются линейно и характеризуются малыми размерами.

- Каковы функции плавательного пузыря ?

Ответ уч-ся : Увеличение объёма пузыря уменьшает плотность тела и срособствует свободному перемещению к поверхности воды. Уменьшение объёма увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

- Что такое боковая линия?

Ответ уч-ся : Своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения. Хорошо заметна сбоку и тянется от переднего конца тела до заднего.

- Отряд Акулы. Особенности строения, поведения, среда обитания.

Ответ уч-ся : Рыбы с удлинённой торпедообразной формой тела, длиной от 20 см до 20 м .Акула- лилипут, обитающая в Мексиканском заливе имеет длину 20 см, китовая акула, длиной 18-20 м и массой 10 т, является гигантом среди всех рыб, существующих ныне на нашей планете.Тело покрыто твёрдой чешуёй, имеющей зубы на верхней стороне. Жаберных крышек нет. Хвостовой плавник неравнолопастный. Плавательного пузыря нет.

Отряд Скаты. Особенности организации. Ответ: Относительно крупные массы 2.5т. Самый маленький скат двукрылый, обитает в желтом море и шириной 10-15 см. Самый крупный представитель отряда - манта, имеющая массу 2,5 т и относящаяся к семейству широких дьяволов. Большинство видов ведут природный образ жизни, освоили мелководье и глубины (до 2700м). Тело их плоское, сплющенное в спинно- брюшном направлении, ромбовидное – химера европейская, или морская кошка со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. Глаза расположены на верхней стороне головы. Кожа некоторых скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожими с акульими.

- Отряд Химерообразные. Особенности строения, среда обитания, значение.

Ответ: малочисленная, глубоководная группа малоподвижных хрящевых рыб. Их тело имеет мощный передний отдел, переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, заканчивающийся нитевидным придатком. Длина тела 60см – 2м. Кожа голая. Обитают в морях Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Известно около 30 видов. Известный вид –, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000м. Их мясо считается несъедобным, жир, извлечённый из огромной печени, находит применение в медицине и в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.

Среди такого многообразия рыб выделяют некоторых систематические группы. Наиболее значимые:

Отряд Осетрообразные: немногочисленная группа рыб. В строение сохранились древние признаки, в течение всей жизни у них сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлинённое, голова начинается с утолщенного рыла, с нижней стороны имеются 2 пары усиков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В костном слое располагается 5 рядов крупных костных бляшек. Есть плавательный пузырь. Представители семейства Осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Большую часть жизни рыбы проводят в море. Байкальский осётр, американский озёрный осётр, стерлядь, дальневосточная калуга, европейская белуга. Ценятся мясо и чёрная икра – ценный питательный продукт.

Отряд Сельдеобразные – рыбы обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки тёмно- синяя или зеленоватая, брюшно белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметная. Длина тела обычно 5-75см, иногда до 5м. Большинство видов обитает в морях, есть и проходные. Наиболее известных рыб из Сем. Сельдевых. Длиной 35-45см, реже более, обитают в морях

Промысловое значение имеют океаническая сельдь, (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская, сардина, иваси, килька, тюлька).

Отряд Лососеобразные – рыбы, внешне похожие на сельдеобразных, длинной от 2,5 см до 1,5 м. Обитают в морях, для размножения заходят в реки. Кета, горбуша, сёмга, кулита, чавыча, форель, байкальский омуль, чудский сиг, ряпушка. Нерестятся в реках Дальнего Востока, европейского Севера. Все лососевые – промысловые рыбы, высоко ценятся за вкусное мясо и икру. Многих рыб из этого отряда разводят в рыбоводческих хозяйствах.

Отряд Карпообразные - сообщение. Число видов в отряде составляет около 15% всех косных рыб. Среди карпообразных имеются растительноядные, хищные и всеядные. К хищным рыбам принадлежит несколько видов пираний и электрический угорь. Длина тела рыб 1- 1,5 м и более. Угорь обитает в водоёмах с минимальным содержанием кислорода в воде. У электрического угря хорошо электрические органы, расположены по бокам тела от головы до хвоста и дающие в среднем напряжение в 350 В при силе тока 3/4 А.

В водоёмах России наиболее распространёнными представителями карпообразных являются плотва, елец, жерех, линь, усач, лещ, рыбец, уклейка, чехонь, сазан, карась, амур, все имеют большое промысловое значение. Ряд видов искусственно разводят в прудовых хозяйствах.

За последние годы в большинстве стран, в том числе и России, стали разводить таких растительноядных рыб, как амур, толстолобик и их гибриды: лабео, усачи, катлел, циррины. За многие годы селенционеры вывели красочных, разнообразных по форме золотых рыбок из карася серебристого.

Отряд Окунеобразные – самая многочисленная по видовому составу группа рыб. Распространены в водоёмах всех материков и в океанах. Характерная особенность окунеобразных – наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь у некоторых из них отсутствует. Длина тела от 1 см до 5 м и масса от менее грамма до 1000 кг и более . Например, луна-рыба бывает длиной до 3 м и массой до 1400 кг. Наиболее распространены семейства: каменных окуней; окуневых с родами судаки, окуни, ерши; ставридовых; морских карасей; нототиниевых; зубатковых; бычковых; парусниковых. Почти все рыбы отряда окунеобразных съедобны и являются объектами промысла, а также любительского лова. Мелкие рыбы этой группы прекрасно живут и размножаются в аквариумах.

- Каково значение этих рыб?

- Многообразие рыб Тульской области.

II. Закрепление изученного.

1. Тестовый программированный опрос.

2. Выполнить задания в рабочей тетради.

III. Домашнее задание: повторить § 21-23.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Рыбы"

Автор: Стукалова Елена Михайловна

Дата: 25.11.2016

Номер свидетельства: 362476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Методическая разработка урока биологии в 7 классе.Урок-виртуальная рыбалка на тему: "Рыбы. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности" "
    ["seo_title"] => string(171) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-biologhii-v-7-klassie-urok-virtual-naia-rybalka-na-tiemu-ryby-obshchaia-kharaktieristika-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "238626"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444593528"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Укусы змей"
    ["seo_title"] => string(11) "ukusy-zmiei"
    ["file_id"] => string(6) "320271"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461055737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства