1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентацией, раздаточным материалом;
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Представление о грибах- как представителей живого царства; их строении и значении в природе и для человека.
Понимание общности грибов и живых организмов; их значение в живых царствах.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
2. Актуализация знаний, определение темы урока | Что за чудище такое? Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки? Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие. | Выдвигает проблему, сообщает тему урока | Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. |
3. Постановка учебной задачи. | - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Грибы! (Слайд 1) - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. (Слайд 2). | обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока. Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения. Учащиеся конкретизируют цель урока |
4. Усвоение новых знаний. | По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы. У малютки-кавалера Чрезвычайно важный вид, Он в огромнейшем сомбреро - На одной ноге стоит.) В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые). Грибница – главная часть гриба, состоит из тонких нитей – гиф. На них развивается плодовое тело. | Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов. Указывает на доску | Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части шляпочных грибов. Работа с учебниками стр. 48, изучение рисунка 26. Строение шляпочного гриба |
5. Физкультминутка (пауза релаксации) | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. | | |
6. Первичное закрепление знаний. | 1 группа – Выясняет, что общего между растениями и грибами 2 группа – Выясняет, что общего между животными и грибами 3 группа – Роль грибов в природе. 4 группа - Роль грибов в жизни человека 5 группа – Многообразие грибов (классификация, значение) | Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения | Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, выступают представители групп. |
7. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Фронтальный опрос: Чем грибы схожи с растениями? Чем они отличаются от растений? Сходство и различия животных и грибов? Каково строение шляпочных грибов? Какие грибы вы знаете? Какую роль грибы играют в природе и жизни человека? | Учитель задает вопросы | Учащиеся в тетради отвечают |
Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Я знал | Я узнал | Я хочу узнать | | | | | По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг; твоя группа. | Учащиеся заполняют таблицу и шкалу |
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. | §12. Индивидуальное задание на выбор: а) подготовить презентацию «В царстве грибов»; б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы); в) сообщение о плесневых грибах; г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание); д) сказка собственного сочинения по теме урока. | | записывают задание в дневники |