Тема: Внешнее и внутреннее строение семян.
Цель: Изучить строение семян, выяснить, что общего и каковы различия семян фасоли и зерновки пшеницы; формировать практические навыки исследовательской работы учащихся; воспитывать бережное отношение и интерес к семенам, как к органам цветковых растений и к школьному оборудованию, развивать познавательный интерес к миру растений.
Оборудование: рисунки, наглядности, семена фасоли, пшеницы, коллекции семян однодольных и двудольных растений, интерактивная доска.
Ход урока:
- Организационный момент.
2.Проверка готовности к уроку.
3.Заполнение журнала
2. Актуализация пройденных тем:
1. Проверка домашнего задания. Заполнение таблицы о тканях и их функциях.
2. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока. (Записи на интерактивной доске)
Биологический диктант.
Дополни предложения:
- Учёный, создавший микроскоп и клетки растений является …………………………………………………………………………………………..
- Сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение мелких предметов - ……………………………………..
- В верхней части тубуса находится ……………………………………
- В нижней части тубуса находится ……………………………………
- Тубус крепится к ……………………………………
- Для улавливания света установлено ………………………………
- Снаружи клеток растений имеется …………………………………
- Прозрачное слизистое вещество в клетке называется…………….....
- Место запаса воды, органических веществ – это ………………………….
- Органоиды, характерные только для растений и, имеющие красящие вещества – это ……………………………………
Ответы:
- Р. Гук 6) зеркало
- Микроскоп 7)оболочка
- Окуляр 8) цитоплазма
- Объектив 9) вакуоль
- Штатив 10) пластиды
Шкала баллов:
- – «5», 8-7 – «4», 5-6 – «3», 0-3 – «2»
- Изучение новой темы:
- Беседа:
- Ребята,какие органырастений вы знаете?
- Сегодня мы будем изучать один из органов размножения- семена.
- Какие семена вы знаете?
- В какое время года используют семена для посева?
- Где используют семена?
- Что находится в семенах?
- Какие условия необходимы, чтобы растения росли?
- Давайте изучим внешнее и внутреннее строение семян и узнаем различия и сходства между семенами к примеру, фасоли и пшеницы.
- Работа с раздаточным материалом.
- У вас на столе лежат сухие и набухшие семена фасоли. На изгибе семени имеется рубчик – место прикрепления семени к стенке плода,рядоместь отверстие – это семявход, через который в семя попадает вода и воздух.
- Работа по рисунку: (учебник &27, страница 99, рис. 55 и стр. 100, рис.56.)
Кроме фасоли,такое же строениеимеют другие двудольные растения: подсолнечник, дыня, арбуз, тыква,берёза, помидоры. Питательные веществанакапливаются в семядоляхсемени растений, поэтомусемена фасоли, гороха,тыквы, подсолнечника используют в пищу.
У однодольных растенийсемя покрыто плотной кожурой, которая тяжело удаляется. Большая часть зерновки пшеницы занята эндоспермом, в клетках которых накапливается крахмал, белки, жиры. Эти вещества расщепляются с ферментами семядоли и расходуются на прорастание зародыша семени.К однодольным относятся: овёс, кукуруза, рис, а также ирисы, георгины, лук.Семена риса, кукурузы, овса, гречихи, пшеницы используют в пищу.
- Демонстрация коллекции семян, наглядностей
1. Проведениелабораторной работы №5 (работа на готовых листах А4)
- Изучение строения семян однодольных и двудольных растений
- изучить строения семян, выяснить, что общего и каковы различия семян фасоли и зерновки пшеницы; формировать практические навыки исследовательской работы.
Оборудование и материалы: лупа, микроскоп, нож, пинцет, сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, микропрепарат «Продольный разрез зерновки пшеницы»
Порядок работы и результат
- Рассмотри сухое и набухшее семена фасоли. Измерь линейкой их длину и ширину. Какое семя больше? Чем ты это можешь объяснить?
Сухое семя
Набухшее семя
- Найди на семени фасоли рубчик и семявход. Дай определение.
- …………………………………………………………………………………………
- ………………………………………………………………………………………………
- Ножом сделай надрез на кожуре набухшего семени, сними её. Какова роль кожуры в жизни семени? ………………………………………………………………………………………………………………
- Под кожурой находятся семядоли, разрежь семя, и ты увидишь, что зародыш состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. Зарисуй и подпиши названия частей семени.
1 -……………………………………………
2 - …………………………………………
3 - …………………………………………
4 - …………………………………………
5 - …………………………………………
6 - …………………………………………
- Рассмотри сухую и набухшую зерновку пшеницы. Попробуй снять кожуру. Легко ли это сделать? ………………………………………………………………………………………………………………
- Рассмотри микропрепарат «Продольный разрез зерновки пшеницы». Найди эндосперм. Что он содержит? ……………………………………………………………………………………………………………
Найди зародыш. Из чего он состоит? ………………………………………………………………………………………………………
- Что общего у семени фасоли и зерновки пшеницы?
- ………………………………………………………………………………………………
- ………………………………………………………………………………………………
- Заполни таблицу.
Признаки сравнения
- Из каких частей состоит семя?
- Из каких частей состоит зародыш
- Где находится запас питательных веществ?
Сформулируй выводы: …………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………
2.Сбор тетрадей для лабораторных работ.
5. Итог урока.
1. Мозговой штурм.
-Итак, ребята, что мы сегодня с вами изучили на уроке?
- Какое внешнее строение у семян двудольных растений?
- Какое внешнее строение у семян однодольных растений?
- Каково внутреннее строение у семян двудольных растений?
- Каково внешнее строение у семян однодольных растений?
- Чем отличаются и каковы сходства между этими семенами?
2. Заполнение таблицы Венна:
Семя фасоли Зерновка пшеницы
3. Оценки за урок.
6. Объяснение домашнего задания:
&27 читать, стр101 на вопросы ответить, задания выполнить.