Просмотр содержимого документа
«" Разнообразие растений". Урок окружающего мира. 3 класс.»
Тема: Разнообразие растений.
Место урока в теме: изучение нового материала
. Педагогическая цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: называть объекты живой природы; приводить примеры представителей растительного мира; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки; различать группы животных и растений.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные.Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные.Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные.Обучающийсянаучится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Тип урока: решение учебной задачи.
Оборудование: учебник «Окружающий мир». 3-й класс. Автор: Н. Ф. Виноградова; иллюстрации растений, энциклопедии «Всё обо всем»; ноутбук, проектор.
Ход урока
1-й этап. Вызов
Деятельность учителя.
– Прочитайте выражение: «Зеленая одежда Земли».
– О какой такой зеленой одежде говорится? (О траве, о деревьях, о кустарниках, о цветах...)
– Наверное, вы слышали и такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Верно. О растениях.
Тему урока определяют дети.
– Что мы знаем о растениях? Отвечая на этот вопросы, мы будем заполнять таблицу:
Знаем
Хотим узнать
1.
2.
3.
4.
Дети заполняют таблицу.
Предлагается использовать рисунок учебника на с. 71. (Рисунок поможет им в составлении таблицы.)
– Попробуйте рассказать, что вы знаете о растениях.
– Что мы не знаем?
Знаем
Хотим узнать
1. Растения – часть живой природы.
2. Растения выделяют в воздух кислород.
3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.
Почему?
4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.
Какие еще есть группы растений?
Что такое виды растений?
Какие названия дают им ученые?
Дети работают самостоятельно.
– Это и станет темой нашего урока – «Разнообразие растений».
Обобщаются ответы обучающихся.
2-й этап. Осмысление (реализация)
– Начинаем приобретать знания. Предлагаю заполнить третью строку таблицы. Будем работать в парах. Откроем учебник на с. 72 – 75. Внимательно ознакомимся с текстом. (Дети работают с текстом.)
– Что вы узнали? Давайте запишем, что у вас получилось. Заполняем таблицу.
Систематизируются знания.
Знаем
Хотим узнать
Узнали
Растения делятся на несколько групп.
В каждой группе растений много видов.
Науку о растениях называют ботаникой.
– Молодцы. Давайте отдохнем.
Минутка отдыха
Включается музыка П.И. Чайковского«Времена года».
– Положите голову на руки, закройте глаза. Мысленно представьте, что вы совершаете прогулку по лесу.
– Что вы увидели в лесу?
– А какие растения встретили?
– Все ли они одинаковы?
Предлагается быстро составить кластер «Группы растений», используя страницы учебника (с. 72) и рисунки на с. 73.
- Давайте проверим. Что получилось?
Составление кластера. Индивидуальная работа в тетради.
Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
– Что вы не знали? (Существуют и другие группы растений: мхи и водоросли...)
– Что вам помогло это узнать и запомнить? (Чтение текста и заполнение кластера.)
– Посмотрите, пожалуйста, внимательно видеосюжет «Тайна растений». Это нам поможет выполнить следующую интересную работу.
Используется как дополнительный материал и как следующий шаг к переходу на новый прием.
– Выскажите свое мнение.
– Что интересного узнали?
3-й этап. Рефлексия
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. (Используется прием «Шесть шляп мышления».)
1-я группа. Белая шляпа
Раздаются шляпы, определяется направление поиска. Уточняются задание по группам.
– С помощью энциклопедий и атласа-определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2-я группа. Желтая шляпа
– Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3-я группа. Черная шляпа
– Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на с. 76 – 78.
4-я группа. Красная шляпа
– Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5-я группа. Зеленая шляпа
– Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась все краше и краше?
6-я группа. Синяя шляпа
– Обобщите высказывания других групп.
Предлагается походить по группам, послушать, что они говорят, и обобщить собранный материал.
– Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Выслушаем представителей каждой группы.
– Что вы узнали нового?
– Какой вывод сделали ребята группы «Синяя шляпа»?
– Внесем данные в таблицу. Что же получилось?
Слушаем представителей всех групп, последним выступает представитель «Синей шляпы».
Знаем
Хотим узнать
Узнали
1. Растения – часть живой природы.
Растения делятся на несколько групп.
В каждой группе растений много видов.
Науку о растениях называют ботаникой.
Существует 350 тысяч видов растений.
Названия видов дают им ученые.
Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.
Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними.
Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.
2. Растения выделяют в воздух кислород.
3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.
Почему?
4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.
Какие еще есть группы растений?
Что такое виды растений?
Какие названия им дают ученые?
Итог урока
- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. Мы не только узнали, что мир растений разнообразен, но и то, что без растений не будет жизни на Земле.
Помните, что зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
Берегите растения!
Предлагается дальше работать с приемом по таблице «З – Х – У».
Домашнее задание
– Прочитайте текст учебника еще раз на с. 73 – 79.
– Найдите материал о растениях в энциклопедии. Дополните третью строку нашей таблицы самостоятельно.
- Дерзайте! Стремитесь к новому!
Обучающиеся весь урок самостоятельно добывали знания, используя приемы «З – Х – У», кластер, «Шесть шляп». Учитель был в роли координатора. Использование каждого приема было осмысленным, так как ребята выполняли задание, рассуждали, делали выводы.
Литература
1. Атлас-определитель «От земли до неба». 2009. 2. Институт развития образования/Технология развития критического мышления. СПб., 2005. 3. Н. Ф. Виноградова. Учебник «Окружающий мир».