kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Разнообразие, распространение, значение растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

задача сформировать предстовления о разнообразии растений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие, распространение, значение растений"»

Урок по теме "Разнообразие, распространение, значение растений"

  • Бондаренко М.П. учитель биологии

Разделы: Биология

Задачи:

  • сформулировать представление о многообразии  растений;

  • определить места обитания растений;

  • раскрыть значение растений в природе и жизни человека;

  • выявить  отличия низших растений от высших

Оборудование: таблицы «Одноклеточные водоросли», «Покрытосеменные», гербарий : мхи, папоротники, водоросли, покрытосеменные ; презентация к уроку.

План  урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного (мини-викторина).

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

Ход  урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Сегодня на уроке мы познакомимся многообразием и значением растений, но прежде . чем перейти к новой теме давайте выполни графический диктант по теме «Грибы». (Слайд 1)

Графический диктант.

  1. Грибы относятся к царству растений? (-)

  2. Грибы выделяют в отдельное царство? (+)

  3. Дрожжи размножаются почкованием? (+)

  4. Трутовик относится к шляпочным грибам? (+)

  5. Лисички относят к трубчатым грибам? (-)

  6. Гриб трутовик относится к шляпочным грибам? (-)

  7. Грибы паразиты снижают урожай растений? (+)

  8. Из пеницилла получают лекарство? (+)

  9. Грибы размножаются только половым способом? (-)

  10. Деревья и грибы не образуют симбиоз? (-)

Учащиеся обмениваются работами и проводят самопроверку.

(Слайд 2)

Обсуждение результатов графического диктанта.

III. Изучение нового материала

Учащиеся: записывают тему урока в тетрадях.

Рассказ учителя: В природе существует огромное разнообразие растений. Рясковые –самые маленькие, менее 1 см. Они похожи на крошечные пластинки, которые сплошным ковром покрывают стоячие водоемы. Цветет ряска крайне редко. Для средней полосы Росси с 1814 по 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев цветения. (Слайд  3)

Пальма . В тропиках и субтропиках известно около 3 тыс. видов пальм. Пальмира- из сока делают пальмовое вино, южноазиатская  сахарная пальма, масличная пальма, финиковая пальма. У  пальм встречаются самые большие листья (25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды-костянка (сейшельская пальма до 18 кг, созревают 7-10 лет) (Слайд 4,5,6).

Очень  интересны растения порядка липовых. Сюда относится шоколадное дерево, дерево кола, баобаб. (Слайд 7,8)

На Руси особо почитали липу, относились к ней очень поэтически, но использовали и в хозяйстве. Считают, что славяне поливают липу так же, как арабы – пальму, а греки- оливковое дерево. Древесина липы  тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких  банях легкий, душистый, медком пахнет.

Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. История сохранила немало рассказов о липах. В старинных немецких рукописях  упоминается липа, что росла возле города Вюртенберга. Она так разрослась, что ее нижние ветви поддерживались сначала шестьюдесятью, а затем двумястами столбами. Липа - одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам.

Семейство Мареновые - хинное и кофейное деревья. В особый порядок выделяют ясень, маслину, жасмин и сирень.

Маслину из-за ее костянок, дающих ценное оливковое масло, разводят в Средиземноморье не менее 5 тыс лет. (Слайд 10)

Очень хорошо известны растения порядка Губоцветные. Многие обладают ароматическими эфирными маслами , применяемыми в парфюмерии, пищевой промышленности и в медицине. (Слайд 11,12).

Мелиса лекарственная - очень популярное растение. Культивировали мелису как лекарственное растение уже в Древней Греции и Риме. Тогда ей приписывали  магические свойства, считали, что она восстанавливает силы, приносит вдохновение.  Великий Авиценна ценил мелиссу как средство « повышающее жизнеспособность и прогоняющее меланхолию», которое « бодрит и укрепляет сердце, способствует пищеварению». В средней Англии листья мелиссы разбрасывали в доме, чтобы освежить воздух перед приходом гостей.  В Германии в начале 17 века в аптеках уже продавалась трава мелиссы и мелиссовое масло. (Слайд 13)

Растения встречаются практически везде, в зависимости от климатических условий. Даже в безводных пустынях, во льдах Арктики, высоко в горах.  Так, в шерсти высокогорного животного яка  часто размножаются одноклеточные водоросли, поэтому шерсть приобретает зеленоватый оттенок. (Слайд 14)

Рассказ учителя о значении растений. (Слайд  15) Растения дают человеку продукты питания, сырье для промышленности, из них получают лекарства.  Разные растения задерживают пыль  та за лето взрослое дерево поглощает углекислого газа: тополь -44кг., дуб- 28 кг.,  липа- 26 кг., ель- 6 кг (Слайд 16).Многие деревья способствуют понижению температуры, снижают действие ветра и шума.

IV. Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 53, найдите слова « Все растения в зависимости от строения делятся на низшие и высшие». Прочитайте текст учебника и ответе на вопрос – Чем низшие растения отличаются от высших?

Высшие и низшие растения.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопрос (устно).

V. Закрепление изученного

Как распространены растения в природе? Что является причиной неравномерного распространения в природе?

Какую роль играют растения а природе?

Какова роль растений в жизни человека?

Мини - викторина

Какое дерево самое высокое в мире? (Слайд 17)

Ответ: секвойя вечнозеленая, до 132 м.

Какое дерево самое толстое в мире? (Слайд 18)

Ответ: Секвойя вечнозеленая, у основания 46м.

Какое дерево самое морозостойкое и выносливое? (Слайд 19)

Ответ: даурская лиственница.

У какого дерева самая тяжелая древесина? (Слайд 20)

Ответ: у дерева бакаут, тонет в воде как камень.

Почему нашу дальневосточную березу называют  железной березой?  (Слайд 21)

Ответ: она имеет самую прочную древесину – в 1.5 раза прочнее чугуна.

У какого дерева самые крупные простые листья? (Слайд 22)

Ответ: мадагаскарское дерево путешественников листья длинной 12м и более, черенок достигает 3 м в длину.

У какого дерева самые крупные сложные листья? (Слайд 23)

Ответ: у пальмы рафия, длина 22м., ширина 12 м., черешок 5 м.

Какие деревья наиболее чувствительны к загрязнению? (Слайд 24)

Ответ: хвойные, особенно ель, сосна. Лиственница.

У какого растения самые крупные семена? (Слайд 25)

Ответ: у сейшельской пальмы.

Почему гиацинт называют « цветком дождей»? (Слайд 26)

Ответ: у себя на родине гиацинты распускаются и зацветают после дождей.

Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Слайд 27)

Ответ: из-за шипов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Разнообразие, распространение, значение растений"

Автор: Марина Петровна Бондаренко

Дата: 23.11.2023

Номер свидетельства: 640498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Плод. Разнообразие и значение плодов. "
    ["seo_title"] => string(39) "plod-raznoobraziie-i-znachieniie-plodov"
    ["file_id"] => string(6) "168862"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423310468"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация к уроку биологии 6 класс "Плоды.Разнообразие и значение плодов". "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-6-klass-plody-raznoobraziie-i-znachieniie-plodov"
    ["file_id"] => string(6) "119896"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413549090"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по теме "Плоды. Разнообразие и значение плодов." 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-plody-raznoobraziie-i-znachieniie-plodov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119893"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413548825"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа факультатива по биологии "Жизнь растений" "
    ["seo_title"] => string(52) "proghramma-fakul-tativa-po-biologhii-zhizn-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153792"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421070482"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тема: Разнообразие растений на Земле."
    ["seo_title"] => string(36) "tiemaraznoobraziierastieniinaziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "293508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455475925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства