Организационный | 1. Организационный момент | Мотивация к успешной деятельности | Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, юные мыслители. Я рада видеть ваши добрые лица. Давайте настроимся на творческую и продуктивную работу. -Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошел эффективно? Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока, и от себя лично, желаю всем удачи! | Эмоциональный настрой
Правила группы: Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! | Готовность начать урок Класс разделен на 2 группы Положительная мотивация к изучению новой темы |
2. Актуализация опорных знаний | Стимулировать обучающихся к постановке проблемного вопроса, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия. | Ребята, сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений. Но сначала решим кроссворд. Для этого вспомним знания, полученные на предыдущих уроках . (учебный диск Биология,6 класс) Чтобы жизнь на нашей планете никогда не прекращалась, все живые существа наделены универсальным свойством. Благодаря этому свойству из года в год появляются новые животные и растения, сменяются поколения людей. О каком свойстве живых организмов идет речь? Вам предстоит просмотреть видеофрагмент и назвать тему сегодняшнего урока (просмотр видеофрагмента) Что вы бы хотели узнать, о чем поговорить, а может быть и поделиться своими наблюдениями на эту тему? Давайте решим, каковы цели и задачи нашего урока, что мы должны сегодня узнать? Формулирует проблемный вопрос: Какое значение имеет размножение в живой природе? | Решают кроссворд Высказывают предположения (о процессе размножения) Размножение - это воспроизведение себе подобных. Формулируют тему урока «Размножение и оплодотворение растений». Постановка цели и задач урока самими обучающимися. Выражают готовность решить проблемный вопрос. | Готовность обучающихся к постановке проблемного вопроса, к поиску путей решения проблемы. |
О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О - П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Й | 3. Изучение новых знаний и способов действия | Овладеть новыми знаниями по теме «Размножение и оплодотворение растений». Обеспечить восприятие, согласовать его возрастным особенностям и содержанию программы. | При всем разнообразии живых организмов, населяющих планету, при всех различиях в строении и образе жизни, способы их размножения в природе сводятся к двум формам. Каким? Дает задание обучающимся, на основе работы с текстом учебника (с.113-114) заполнить таблицу «Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения» Какие виды бесполого размножения растений вам известны? Способы бесполого размножения растений (учебный диск Биология 6 класс) Физкультминутка: Ученикам предлагается рассмотреть слайды с изображением природы родного края в течении 30 сек. Закройте глаза и мысленно представьте и опишите, какие чувства вызвали у вас картины родного края? «Сторона моя, неприметная», - сказала Алевтина Сагирова о нашей родной Советской земле, о нашем родном крае, которому исполнилось 80 лет. Красота ее безгранична, берегите ее и сохраните для своих потомков. Проблемный вопрос: У вас на столах лежат картинки (семя финиковой пальмы и растение пальмы; семя кукурузы и растение...). Посмотрите внимательно и назовите взаимосвязь между данными объектами. А откуда берутся семена? Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Цветы, как люди на любовь щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. Ребята, берегите красоту, не рвите цветы. А что такое цветок? Давайте вспомним строение цветка В период цветения происходят важнейшие явления в жизни цветка. Что за явления происходят в это время? Какие виды опыления вам известны? Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения? А как же образуется семя? Творческое задание Перед вами стоит задача: показать путь образования семени из цветка. (группам выдаются карточки - задания) Работа с учебником с.114-116. | Составляют схему бесполого и полового размножения: - родители - потомство Работают с учебником, выполняют задание 3 на маршрутном листе: распределение отличительных признаков бесполого и полового размножения. Оценивание. (вегетативное, спорами) Ответы детей Отвечают, доказывая свою точку зрения (Семя нужно, чтобы вырасти растение, а без растений семени не бывает. Семя-зачаточное растение). Из цветка Орган полового размножения Работа у доски с плакатом «Строение цветка» (ученики показывают и называют все части цветка) Вывод: Тычинка – мужской орган цветка. Пестик- женский орган цветка. Каждое пыльцевое зерно растения содержит мужскую половую клетку-спермий, а каждый семязачаток женскую половую клетку-яйцеклетку. Опыление и оплодотворение Самоопыление, перекрестное и искусственное опыление На интерактивной доске распределить растения - на опыляемые насекомыми и ветром Ответы детей 1 группа – Из предложенных табличек составить схему образования семян и защитить ее (Опыление, Образование зародыша, Зигота, Семя, Прорастание пыльцевого зерна, Слияние спермия с яйцеклеткой, Образование эндосперма, Слияние спермия с центральной клеткой) 2 группа - Написать рассказ о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика для детского журнала «Кече». Защита творческих работ. | Овладение основными понятиями темы «Размножение и оплодотворение растений», определение признаков различий понятий и их соотношение. |
Организационно-познавательный | 4. Первичное закрепление знаний | Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция. | Просмотр видеофрагмента «Двойное оплодотворение растений» Двойное оплодотворение открыл С.Г. Навашин в 1898 году на примере тигровой лилии и рябчика нежного. | Проверяют правильность заполнения схемы, написания рассказа. Портрет Сергея Гавриловича Навашина. | Усвоение сущности тех знаний и способов действий, которые определены задачами урока |
6. Поиск решения проблемы. | Развивать логическое мышление, умение вести дискуссию | Предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса. | Представители групп высказывают свои соображения по поводу решения проблемного вопроса. В ходе занятия обучающиеся убедились в том, что цветковые растения размножаются половым путем. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что в завязь покрытосеменных растений проникает два спермия, один из них сливается с яйцеклеткой, дав начало диплоидному зародышу. Другой соединяется с центральной диплоидной клеткой. Образуется триплоидная клетка, из которой возникнет эндосперм - питательный материал для развивающегося зародыша. Значение двойного оплодотворения заключается в том, что обеспечивается активное развитие питательной ткани уже после оплодотворения. Семена развиваются из семязачатка, плоды – из завязи. Оценивание. | Получение информации о том, что проблемный вопрос вызвал активную мыслительную деятельность, что учащиеся умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. |
7. Подведение итогов занятия | Дать оценку успешности достижения цели и решения проблемы. | 1.Задания уровня «С» Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1) Цветок – орган размножения покрытосеменных растений. 2) Цветок представляет собой видоизмененный лист. 3) Функции цветка – это половое и бесполое размножение 4) Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 5) В цветке имеются пестики и тычинки. 2. Соотнесите термины с их определением | 2) цветок – это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег. 3)функция цветка – половое размножение. Оценивание Работа с маршрутным листом Проверка (1-Д, 2-Е, 3-Г, 4-В, 5-Ж, 6-Б, 7-А) Оценивание | |
| 8. Рефлексия (оценка результатов деятельности обучающихся) | Обеспечить рефлексию обучающихся, т.е. оценку ими своей деятельности | Дает задание обучающимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку | 1.Было ли тебе интересно на уроке?______ 2.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______ 3.Сумел ли ты применить свои знания?______ 4.Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____ | Открытость обучающихся к передаче и осмыслению своих действий, к выявлению положительных и отрицательных моментов урока |
Объяснение домашнего задания | 9.Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обеспечивает понимания цели домашнего задания (усвоение основных понятий темы, развитие умений устанавливать связь между семенами и растениями). Для достижения этих целей дается задание: работа с §32, составить 7 тестовых заданий с 4 вариантами ответов. Творческое задание: сочинить рассказ о размножении растений с биологическими ошибками. | Записывают домашнее задание, стараясь осмыслить и понять. | Реализация необходимости достижения условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися, в соответствии с поставленной задачей и уровнем развития обучающихся |