Урок предназначен учителям биологии для быстрой подготовки конспекта. Материал содержит много интересных фактов, методов работы.
Цель:
Образовательная: сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления, раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц и подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего
организма.
Развивающая: развивать аналитическое мышление, умения работать с книгой; в группах, проводить эксперименты и делать по ним соответствующие выводы
Воспитательная: Воспитывать в учениках стремление вести активный образ жизни, раскрыть важнейшее значение для здоровья двигательной активности (физического труда, физической культуры и спорта
Цель:
Образовательная: сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления, раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц и подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего организма.
Развивающая: развивать аналитическое мышление, умения работать с книгой; в группах, проводить эксперименты и делать по ним соответствующие выводы
Воспитательная: Воспитывать в учениках стремление вести активный образ жизни, раскрыть важнейшее значение для здоровья двигательной активности (физического труда, физической культуры и спорта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная: сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления, раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц и подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего организма.
Развивающая: развивать аналитическое мышление, умения работать с книгой; в группах, проводить эксперименты и делать по ним соответствующие выводы
Воспитательная: Воспитывать в учениках стремление вести активный образ жизни, раскрыть важнейшее значение для здоровья двигательной активности (физического труда, физической культуры и спорта
Оборудование: компьютер, гантели …
Ход урока
1. Организационный момент.
И так тема нашего урока: « Работа мышц»
Цель урока: Раскрыть секреты работы мышц, установить причины развития утомления в работающих мышцах.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: « В человеке должно быть все прекрасно, и душа, и мысли, и лицо, и внешность».
? ученикам: « А что вы понимаете под внешностью человека?»
Учитель: « А, как говориться, в здоровом теле – здоровый дух.»
Учитель предлагает ученикам устно решить такую задачу:
« Когда маленький ребенок учится ходит, он шатается, падает, балансирует руками. Чем объясняется такая неточность движений?».
Ученики: ( Ходьба, сложный процесс, при котором необходимо согласование работы множества мышц.)
Проблемный вопрос: От чего зависит работа мышц и утомление? Это мы должны выяснить сегодня на уроке.
3. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Что является активной частью опорно-двигательного аппарата?
(активную часть опорно-двигательного аппарата составляют скелетные мышцы. Они прикрепляются к костям при помощи сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Различают мышцы головы и шеи, туловища и конечностей.)
2. Каково значение опорно – двигательного аппарата в жизни человека?
Ответ учащихся Чтобы ни делал человек - шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, - все свои действия он совершает при помощи скелетных мышц. Эти мышцы - активная часть опорно-двигательного аппарата. Они удерживают тело в вертикальном положении, позволяют принимать разнообразные позы. Мышцы обеспечивают движения глазных яблок, слуховых косточек, дыхательные и глотательные движения.
Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 30-35% массы тела. У человека более 600 скелетных мышц, образованы они поперечнополосатой мышечной тканью.
2. Перечислите функции мышц?
двигательная;
защитная (например, защита брюшной полости брюшным прессом);
формировочная (развитие мышц в некоторой степени определяет форму тела);
энергетическая (превращение химической энергии в механическую и тепловую)
3. Строение мышцы
Задание на установление соответствия (слайд)
Вывод: на этом этапе урока мы с вами повторили значение опорно-двигательного аппарата, перечислили основные функции и строение мышцы.
Комментирование ответов учащихся
3. Изучение нового материала
Учитель: « Для того, чтобы человек мог двигаться, мышцы нашего тела должны совершать определенную работу ».
Каков же механизм работы мышц.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо вспомнить из курса физики, что такое работа? Какие используются механизмы для совершения работы?
Из курса физики 7 класса мы с вами знаем, что механическая работа совершается только тогда когда на тело действует сила, и оно движется, для её совершения используются простые механизмы, называемые рычагами.
А в биологии Работа - это сокращение мышцы, при котором она может поднимать или перемещать какой-либо груз.
На данных рисунках показать примеры действия рычагов в теле человека.
На рисунке (Рычаг II рода, показывает, как мы можем удержать груз в руке. Вес груза уравновешивается силой мышцы).
Различают два вида работы: это динамическая и статистическая (откройте учебник на стр. 112 и дайте краткую характеристику данных видов работ?)
(Ответы учащихся, с приведением примеров)
Рассмотрите слайды и определите вид выполняемых работ
Вывод: Динамическая и статическая работа.
Ответ (В разных жизненных ситуациях одни и те же мышцы человека могут совершать разную работу. Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, называется статической. Наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза.)
Наиболее утомительна статическая работа, поэтому в конструкциях машин, автобусов, поездом предусматриваются удобные кресла, снимающие хотя бы часть статических нагрузок. Наличие на сиденье спинки позволяет разгрузить мышцы спины, подлокотники снимают напряжение мышц рук и туловища.
Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них, как на рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры под влиянием приложенной к ним силы.
Движение в любом суставе обеспечивается как минимум двумя мышцами, действующими в противоположных направлениях. Их называют мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели. Например, при сгибании руки двуглавая мышца плеча сокращается, а трехглавая мышца расслабляется. Это происходит потому, что возбуждение двуглавой мышцы через центральную нервную систему вызывает расслабление трехглавой мышцы.
Скелетные мышцы прикрепляются с двух сторон от сустава и при своем сокращении производят в нем движение. Обычно мышцы, осуществляющие сгибание, - флексторы - находятся спереди, а производящие разгибание - экстензоры - сзади от сустава. Только в коленном и голеностопном суставах передние мышцы, наоборот, производят разгибание, а задние – сгибание.
Итак, мышцы при напряжении и сокращении совершают работу. Но ведь любой механизм требует контроля? и любая работа требует определённых затрат энергии.
- Итак, какая система регулирует работу мышц? (спинной и головной мозг);
- Где находятся центры движения мышц? (кора больших полушарий; передняя центральная борозда)
- Мы выяснили, какая система контролирует работу мышц.
Б) Утомление
Меня интересует
Может ли мышца работать бесконечно? Почему?
Временное снижение работоспособности, наступающее в результате работы, называется утомлением. Установлено, однако, что утомление наступает прежде всего не в самой мышце, а в центральной нервной системе. В нервной системе и в мышцах временно изменяется обмен веществ. При длительной работе накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышц. Необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность участков нервной системы и мышц. Работоспособность мышц находиться в прямо пропорциональной зависимости от быстроты утомления. Какие же факторы влияют на быстроту утомления мышц? - величина нагрузки, вид работы (статическая или динамическая) и ритм. Чтобы выяснить, как конкретно влияют эти факторы на работоспособность мышц, вам предлагается исследовать эту проблему опытным путем.
Предлагаю выполнить практическую работу и ответим на вопрос:
« Какая работа скорее вызывает утомление?»
Опыт: На двух уч-ся надо показать более скорое наступление утомления при удержании груза неподвижной рукой, чем при подъеме его и опускании.
/ В качестве груза может быть гантели или портфель. /
Ученики: /наблюдают за опытом и делают вывод./
Вид работы Нагрузка, кг Число движений, раз Начало утомления, сек
Учитель. «Какой вывод из этого следует?»
Утомление наступает скорее при статической работе мышц, чем при динамической работе).
Выводы:
1. С увеличением нагрузки утомление в мышцах наступает быстрее
2. Чем лучше развиты мышцы, тем продолжительнее их работа,.
Вывод записывают в тетрадь
2 задание (работа в парах)
Участвуют 3 ученика примерно одинакового телосложения , используя одинаковую нагрузку, но при разном ритме . 3 других ученика считают количество их движений . Учащиеся 3 группы записывают данные в таблицу. Берут груз – 3 кг.
Влияние ритма работы на развитие утомления
Группа Ритм Число движений
( раз) Начало утомления, с
1 Редкий
2 Средний
3 Частый
Вывод.
Наибольшая работоспособность и ее продолжительность
прослеживается при среднем ритме работы.
Два человека поспорили, как лучше нести груз: переменно правой и левой рукой без отдыха или нести его в правой руке, потом отдыхать и снова нести в той же руке.
Ответьте, - когда скорее восстановилось рабочее состояние правой руки, при отдыхе или при работе левой рукой? Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых?
Вывод.
Быстрее восстанавливается работоспособность правой руки при работе левой рукой. Активный отдых быстрее снимает утомление мышц, которые принимали участие в работе.
Почему при ручной стирке белья спина устаёт больше, чем руки.
Мышцы спины функционируют в статическом режиме, то есть способствуют сохранению одной и той же позы длительное время. При статическом усилии мышцы находятся в состоянии напряжения. При одновременном сокращении многих мышечных волокон работа не может быть очень продолжительной – мышцы устают. Руки совершают динамическую работу. Мышцы сокращаются поочерёдно.
Учитель. Установлено, что для более быстрого восстановления работоспособности благоприятнее не постоянный покой, а интенсивная работа другой группы мышц. Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов, который разработал теорию утомления, назвал это активным отдыхом.
Учитель. « Что вы понимаете под активным отдыхом еще?»
Ученик: ( Это переключение на другой вид деятельности, физические упражнения, помощь по дому, прогулка, игры на свежем воздухе и т.д. )
4. Проверка усвоения нового материала
1. Что такое работа мышц?
2. Какие виды работ мышц мы узнали?
3. Что такое утомление?
4. Какие условия влияют на развитие утомления?
4. С помощью чего восстанавливается работоспособность мышц? К чему приводит малоподвижный образ жизни?
Работа мышц необходимое условие их жизнедеятельности. Длительная бездеятельность мышц ведёт к их атрофии и потери ими работоспособности. Тренировка мышц способствует увеличению их объёма, силы и работоспособности, что влияет на развитие всего организма Подумайте, достаточно ли в вашем режиме дня двигательной активности.
/ Выставляются оценки за самостоятельные ответы и работу каждой группы./
Знаменитый борец И.М. Поддубный писал, что борцами не рождаются, борьба развивает человека и он из обыкновенного парнишки становится могучим силачом. Желание и настойчивость, тренировка и вдумчивое отношение к физическим занятиям делают чудеса. Даже больные, физически слабые и изнеженные люди могут стать прекрасными спортсменами. Так Ирина Роднина по совету врача стала заниматься фигурным катанием и стала известной фигуристкой. Чемпион Европы по спортивной ходьбе А.И.Егоров в детстве болел рахитом, не ходил до 5 лет. Под наблюдением врача он стал заниматься спортом и достиг высоких результатов.
« Самое элементарное приобщение к спорту, это утренняя зарядка.»
Значение:
(1. Быстрый переход от сна к бодрствованию,
2.Нормализует работу все систем органов,
3.Повышает работоспособность организма.
4. Поднимает жизненный тонус.
5. Усиливает дыхание и кровообращение.
6. Вырабатываются такие ценные качества, как : настойчивость, решительность, воля, самообладание,
Учитель: « Поднимите руки те ученики, кто занимается каким – либо видом спорта, помимо того, что ходит на уроки физ. культуры».
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(219) "Особенности организации работы по профилактике нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ."
["seo_title"] => string(80) "osobennosti_organizatsii_raboty_po_profilaktike_narushenii_zreniia_u_detei_stars"
["file_id"] => string(6) "473844"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1529493044"
}
}