1.Орг. момент 2.Актуализация знаний. Цель: выявление знаний уч-ся 3.Объяснение нового материала Просмотр видеофрагмента «Птицы, кормящиеся в воздухе» 5.Работа в тетради Ученик 1: Рассказывает 4.Физминутка Видеофрагмент « О птицах» 5.Объяснение учителя 6.Чтение по учебнику 5.Работа в тетради Итог: Д/З | Приветствие. Проверка готовности учащихся. Опрос - В связи с чем яйца у самок птиц развиваются и откладываются не все сразу, а по одному? - Что находится внутри яйца птицы? - Почему яичный желток и белок не смешиваются? - Какие части служат запасом пищи и воды развивающемуся зародышу? - Как птицы заботятся о птенцах? Объяснение учителя На предыдущих уроках мы изучили внешнее и внутреннее строение птиц, скелет птиц. Начиная с сегодняшнего урока мы будем изучать отдельные группы птиц, связанных с местом их обитания? Предлагаю вашему вниманию короткий видеофрагмент. Ваша задача запомнить название птиц и характерные особенности строения? - Назовите птиц, о которых говорилось в фильме. - Кто запомнил особенности строения, характерные этой группе птиц? - Откройте тетради, запишите число и тему урока? Запишите предложение к себе в тетрадь. Ласточки и стрижи – насекомоядные птицы. - Насекомоядные – это, какие птицы? _Сегодня у нас не совсем обычный урок, два моих помощника расскажут вам об этих птицах. Грища В. Жизнь ласточек тесно связана с жизнью человека. Городские белогрудые ласточки лепят свои уютные, закрытые гнёздышки под карнизами каменных и деревянных домов. Ласточки-касатки гнездятся под крышами деревенских сараев и домов. Свои открытые, слепленные из грязи гнёзда они прикрепляют к деревянным стропилам, к выступам деревянных стен и крыш. Часто можно наблюдать, как с краев непросохших луж носят ласточки в клювах мокрую землю, грязь, лепят из неё свои маленькие и опрятные жилища. И городские и деревенские ласточки питаются исключительно насекомыми. Почти всю свою жизнь проводят они в воздухе - в полёте. Широким клювом они ловко ловят летающих насекомых. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона мошек, комаров и тлей. Перед переменой погоды, перед грозой ласточки-касатки летают низко над землёй. Недаром это поведение ласточек вошло у людей в примету: ласточка летает низко над землёй - будет дождь. Случается, что в гнездо ласточки заберётся воробей. Ласточка беспокойно вьется вокруг гнезда, стараясь выгнать незваного гостя. Порой она даже бросает занятое воробьями гнездо и начинает лепить другое рядом. Обычно в начале мая в гнезде появляется 4-6 яиц, которые насиживает одна самка. Самец в это время носит ей корм, а потом оба родителя заботятся о потомстве. Птенцов в гнезде выкармливают три недели, потом ещё несколько дней после вылета из гнезда учат их ловить насекомых. Затем родители их покидают. Миша Г. Деревенская ласточка - небольшая птица сверху имеет сине-чёрную окраску с металлическим отблеском, снизу бледно-бежевая. На лбу и передней части шеи имеются светло-коричневые пятна. Хвост длинный, с глубоким вырезом посередине. Деревенские ласточки обитают повсюду, за исключением Австралии и Антарктиды. Они селятся в сёлах и деревнях возле амбаров и других служебных построек. Они также строят свои гнёзда под мостами, под карнизами домов, на лодочных причалах. Ведут ласточки общественный образ жизни, собираясь в большие группы и вместе усаживаясь на провода и другие возвышения. Чаще, чем другие ласточки, садятся на землю. Деревенские ласточки являются перелётными птицами. Прилетают около середины мая, строят гнёзда и откладывают яйца. Насиживание яйца 12—13 суток, выкармливают птенцов — около 20 дней. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Питаются деревенские ласточки насекомыми: мухами, кузнечиками, сверчками, стрекозами, жуками. Свою добычу они в основном ловят в полёте, и на лету способны кормить своих птенцов. В сентябре улетают на юг. - Почему ласточки не зимуют в наших краях? - Сейчас мы с вами отдохнем. Предлагаю вашему вниманию физминутку о птицах. Сядьте ровно, обопритесь о спинку стула и полюбуйтесь красотой. Я расскажу ещё об одной птице – стриже Стрижи – одни из наиболее распространенных представителей пернатых на планете. Живут они на всех материках, за исключением Антарктиды и нескольких островов. Внешне стрижи похожи на ласточек. Клюв короткий, разрез рта большой. Крылья длинные, острые; хвост чаще короткий; Ноги очень короткие, обычно все 4 пальца обращены вперёд (поэтому по земле они двигаться не могут; способны пить во время полёта). В горизонтальном полете стрижи являются самыми быстрыми пернатыми, а в падении их опережают соколы. Догнать в воздухе черного стрижа не может ни одна птица, поскольку эти пернатые могут летать со скоростью от 120 до 180 километров в час! На такой скорости птица может легко соперничать с небольшим «кукурузником». Но вот большой пассажирский самолет стриж обогнать не сможет, поскольку сила мышц уступает реактивным двигателям Температура тела не постоянна, как у большинства птиц, и при резком похолодании стрижи впадают в короткую спячку - оцепенение. Держатся стрижи обычно стаями, гнездятся небольшими группами или крупными колониями до нескольких тысяч пар. Строительный материал для гнезд подхватывают на лету. -Откройте учебники на стр. 105 - Найдите и зачитайте, почему ласточек и стрижей считают одними из самых лучших летунов? Запишите в тетради особенности строения птиц. - Найдите и зачитайте, где строят гнёзда деревенские ласточки и городские. - Чем деревенскую ласточку можно отличить от городской? - Почему ласточки и стрижи целый день проводят в воздухе? - Что способствует лёгкости и стремительности их полёта? - Почему осенью в природе нельзя увидеть ни стрижей, ни ласточек. - Где и из чего строят гнёзда ласточки, стрижи? -Почему ласточек и стрижей относят к полезным птицам? Стр.105 - 106, 1-2 гр. пересказ, 3гр – ответы на вопросы | Настраиваются на работу Пока идет фронтальный опрос учащихся. Подшивалова Л. Пахомов М. работают по карточкам Слушают учителя, с демонстрацией презентации Дети смотрят к/ф. Ученики отдыхают Слушают объяснение учителя. Работают с текстом учебника Записывают в тетради Дают ответы на вопросы учителя. | Коррекция поведения Закрепление имеющихся знаний через слуховое и зрительное восприятие (ответы учащихся) Развитие памяти, мышления. Коррекция произвольного внимания. Коррекция Слухового восприятия Коррекция поведения. Привитие усидчивости Коррекция мышления, обогащение словаря Систематизируются полученные знания |