kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Промысловое значение рыб

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие расширит и углубит знания об основных группах промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Промысловое значение рыб»

Урок биологии

7 класс

Тема: «Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов».

Цель: Расширить и углубить знания об . основных группах промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др.; о рациональном использовании, охране и воспроизводстве рыбных ресурсов.

Убедить учащихся в том что рыбы занимают важное место в экологической нише природы.

Закрепить знания рыбах

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация, видеофрагменты.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Рыбы, обитающие в толще воды и у ее поверхности, обычно имеют:

А) плоскую форму, игловидный хвостовой плавник;

Б) обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник:

В) уплощенное тело,

Г) обтекаемую форму тела, плохо развитый хвостовой плавник

2. Рыбы, живущие среди ярких коралловых зарослей имеют:

А)серую окраску

Б) белую и черную окраску

В) пеструю и яркую окраску;

Г) светлую и темную окраску

3. Всего известно около

А) 20000 видов рыб

Б) 1000 видов рыб

В) 500 видов рыб

Г)15000 видов рыб

4. У хрящевых рыб (акул и скатов) скелет

А) костный

Б) хрящевой

В) частично костный

Г)череп костный, позвоночник хрящевой

5. У акул тело

А)плоское

Б) змееподобное

В) торпедообразное

Г) уплощенное

6. Большинство акул

А) живородящие рыбы

Б) мечут икру

7.Скаты приспособившиеся для жизни

А) на дне

Б) в толще воды

В) в иле

Г) у поверхности воды

8. У осетровых скелет

А)хрящевой

Б) костный

В) хрящекостный

Г)в виде хорды

9. Двоякодышащие рыбы могут дышать

А) растворенным в воде кислородом и атмосферным воздухом

Б) растворенным в воде кислородом

В) атмосферным воздухом

Г) не дышат

10. Двоякодышащие рыбы

А) Австралийский рогозуб и африканский чешуйчатник

Б) осетр и камбала

В) севрюга и карась

Г) щука и рыба клоун

11. Латимерии живут у

А) Коморских островов

Б) острова Ява

В) острова Тасмания

Г)острова Гренландия


3. Работа в группах.

Задание 1 группе.

Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.

Значение рыб в жизни человека исключительно велико.

Общий мировой улов рыбы равен примерно 50 млн. т в год. По пищевому значению это количество соответствует стаду крупного рогатого скота в 650 млн. голов! Большую часть добываемой рыбы употребляют в пищу. Главная ценность рыбы как пищевого продукта заключается в белках. Кроме того, из нее получают жир, витамины, а также кормовую муку для откорма скота. Из отходов рыбной промышленности изготовляют удобрения.

Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Блюда из рыбы очень вкусны и легко усваиваются организмом. Поэтому рыбу считают ценным питательным и диетическим продуктом. Используют ее в вареном, жареном, копченом, соленом или консервированном виде. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями.


Задание 2 группе.

Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.

Промысел рыбы.

Хотя промысловые рыбы обитают и в пресных водоемах, и в морях, наибольшее значение для промысла имеют морские виды. Главные промысловые скопления этих рыб сосредоточены на сравнительно небольших глубинах вблизи материков и на мелях, так называемых банках. В этих местах рыбы находят более обильный корм.

Спортивный лов рыбы развит очень широко. Этот способ ловли рыбы не преследует промысловых целей, но позволяет рыболову проявить свое умение, ловкость и знание биологии рыб. Рыболовный спорт служит хорошим и здоровым отдыхом, способствует более тесному общению человека с природой.

Отряд Сельдеобразные.

Главные представители этого отряда — сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования в поисках пищи и для икрометания. Сельди питаются мелкими рачками, живущими в толще воды, и имеют важное промысловое значение.

Отряд Тресковые.

Большинство тресковых - морские рыбы. Отличительный признак их - наличие усика на подбородке.
Держатся они возле дна, но не лежат на нем, а постоянно передвигаются в поисках пищи. Питаются донными беспозвоночными и более мелкими рыбами. Обитают в холодных морях. В северных морях встречаются такие рыбы, как треска (массой до нескольких килограммов, а отдельные особи - более 20 кг) и более мелкие - пикша, салака, навага. Единственный пресноводный представитель тресковых, распространенный в пресных водах почти по всей стране, - это налим массой 3-5 кг, отдельные особи - до 20 кг. Налим, хотя живет в средней полосе в относительно теплых водах, сохранил привычки своих холодноводных родственников. Так, летом, когда все остальные наши пресноводные рыбы наиболее активны, налим, наоборот, забирается куда-нибудь поглубже, в ямы, под коряги, где похолоднее, и здесь проводит неподвижно все лето. Оживляется он лишь поздней осенью, а нерестится в декабре или январе.

Все тресковые - денные промысловые рыбы. Особую ценность представляет их печень, из которой добывается содержащий витамин Б медицинский рыбий жир.


Задание 3 группе.

Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.

Охрана рыбных богатств.

Используя современные мощные средства добычи, легко можно было бы полностью выловить всю рыбу и тем прекратить дальнейшее рыболовство. Чтобы этого не случилось, уже давно начали применять меры по охране и воспроизводству рыбы.

Закон об охране и использовании животного мира  предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определенного размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушение рыбы взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы всех возрастов и пород. Большое внимание уделяется устройству очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в реки, озера и моря воды, загрязненной отбросами фабрик и заводов.

В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути. Лососи, например, и в природных условиях преодолевают каменистые пороги, поэтому они легко поднимаются по цементным каналам, в которых вода льется со ступеньки на ступеньку. Для осетровых рыб сооружают особые механические рыбоподъемники, напоминающие лифты.


Задание 4 группе.

Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.

Искусственное разведение рыб.

Вы уже знаете, что в природных условиях от разных причин погибает много икры и молоди рыб. Чтобы увеличить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах. От пойманных в период нереста взрослых рыб берут икру и молоки, смешивают их, заливают водой и помещают в рыбоводные аппараты - специальные сосуды, в которых поддерживаются благоприятные условия для развития икринок. Вышедших личинок содержат в искусственных бассейнах. Когда мальки достаточно подрастут и окрепнут, их выпускают в естественные водоемы.

Икру и мальков можно перевозить самолетами на дальние расстояния и заселять ценными породами рыб такие водоемы, где их не было. Так, в Каспийское море из Черного была переселена кефаль. Рыбы прижились, и теперь их там промышляют.

Прудовое хозяйство.

В небольших естественных и искусственных водоемах (прудах) выращивают некоторых рыб от мальков до взрослых. Чаще всего здесь разводят карпа - одомашненную форму сазана.

У карпа мясо более вкусное и жирное, чем у его дикого предка - сазана. Карп быстрее растет и прибавляет в массе . Сазан пуглив и осторожен, а карп спокойно подплывает к месту кормежки: у него легко вырабатываются условные рефлексы на место и на время кормления. При разведении карпа учитывают, в какой воде он живет, чем питается, где нерестится, как зимует. Соответственно создают и условия для разведения карпа.


4. Обмен информацией в группах.

5.Презентация работ.

6.Закрепление изученного материала.

Составить кластер «Охрана рыб»

7.Презентация работ.

8. Оценка учителя, оценка урока учащимися. (ученики с помощью смайликов выставляют оценку за урок)

9.Домашнее задание.

Подготовить доклады:

1. «Рыборазводные заводы и их значение».

2. «Прудовое хозяйство».

3. «Сазан и его одомашненная форма – карп и другие виды».

4. «Акклиматизация рыб, её биологическое и хозяйственное обоснование».

5. «Аквариумное рыбоводство».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Промысловое значение рыб

Автор: Дудник Валентина Николаевна

Дата: 21.07.2016

Номер свидетельства: 337838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему " Промысловое значение рыб" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-promyslovoie-znachieniie-ryb"
    ["file_id"] => string(6) "175982"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424347337"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Открытый урок по теме: "Хозяйственное значение рыб" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi_urok_po_tiemie_khoziaistviennoie_znachieniie_ryb_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "400578"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489581255"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок зоологии в 7 классе на тему:«Класс костные рыбы»"
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyiurokzoologhiiv7klassienatiemuklasskostnyieryby"
    ["file_id"] => string(6) "287778"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454523008"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "презентация " Промысловые рыбы" "
    ["seo_title"] => string(33) "priezientatsiia-promyslovyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "166028"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422895353"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тема: « Классы Хрящевые и Костные рыбы» "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-klassy-khriashchievyie-i-kostnyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "132722"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416401781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства