Просмотр содержимого документа
«Промысловое значение рыб»
Урок биологии
7 класс
Тема: «Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов».
Цель: Расширить и углубить знания об . основных группах промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др.; о рациональном использовании, охране и воспроизводстве рыбных ресурсов.
Убедить учащихся в том что рыбы занимают важное место в экологической нише природы.
1.Рыбы, обитающие в толще воды и у ее поверхности, обычно имеют:
А) плоскую форму, игловидный хвостовой плавник;
Б) обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник:
В) уплощенное тело,
Г) обтекаемую форму тела, плохо развитый хвостовой плавник
2. Рыбы, живущие среди ярких коралловых зарослей имеют:
А)серую окраску
Б) белую и черную окраску
В) пеструю и яркую окраску;
Г) светлую и темную окраску
3. Всего известно около
А) 20000 видов рыб
Б) 1000 видов рыб
В) 500 видов рыб
Г)15000 видов рыб
4. У хрящевых рыб (акул и скатов) скелет
А) костный
Б) хрящевой
В) частично костный
Г)череп костный, позвоночник хрящевой
5. У акул тело
А)плоское
Б) змееподобное
В) торпедообразное
Г) уплощенное
6. Большинство акул
А) живородящие рыбы
Б) мечут икру
7.Скаты приспособившиеся для жизни
А) на дне
Б) в толще воды
В) в иле
Г) у поверхности воды
8. У осетровых скелет
А)хрящевой
Б) костный
В) хрящекостный
Г)в виде хорды
9. Двоякодышащие рыбы могут дышать
А) растворенным в воде кислородом и атмосферным воздухом
Б) растворенным в воде кислородом
В) атмосферным воздухом
Г) не дышат
10. Двоякодышащие рыбы
А) Австралийский рогозуб и африканский чешуйчатник
Б) осетр и камбала
В) севрюга и карась
Г) щука и рыба клоун
11. Латимерии живут у
А) Коморских островов
Б) острова Ява
В) острова Тасмания
Г)острова Гренландия
3. Работа в группах.
Задание 1 группе.
Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.
Значение рыб в жизни человека исключительно велико.
Общий мировой улов рыбы равен примерно 50 млн. т в год. По пищевому значению это количество соответствует стаду крупного рогатого скота в 650 млн. голов! Большую часть добываемой рыбы употребляют в пищу. Главная ценность рыбы как пищевого продукта заключается в белках. Кроме того, из нее получают жир, витамины, а также кормовую муку для откорма скота. Из отходов рыбной промышленности изготовляют удобрения.
Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Блюда из рыбы очень вкусны и легко усваиваются организмом. Поэтому рыбу считают ценным питательным и диетическим продуктом. Используют ее в вареном, жареном, копченом, соленом или консервированном виде. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями.
Задание 2 группе.
Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.
Промысел рыбы.
Хотя промысловые рыбы обитают и в пресных водоемах, и в морях, наибольшее значение для промысла имеют морские виды. Главные промысловые скопления этих рыб сосредоточены на сравнительно небольших глубинах вблизи материков и на мелях, так называемых банках. В этих местах рыбы находят более обильный корм.
Спортивный лов рыбы развит очень широко. Этот способ ловли рыбы не преследует промысловых целей, но позволяет рыболову проявить свое умение, ловкость и знание биологии рыб. Рыболовный спорт служит хорошим и здоровым отдыхом, способствует более тесному общению человека с природой.
Отряд Сельдеобразные.
Главные представители этого отряда — сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования в поисках пищи и для икрометания. Сельди питаются мелкими рачками, живущими в толще воды, и имеют важное промысловое значение.
Отряд Тресковые.
Большинство тресковых - морские рыбы. Отличительный признак их - наличие усика на подбородке. Держатся они возле дна, но не лежат на нем, а постоянно передвигаются в поисках пищи. Питаются донными беспозвоночными и более мелкими рыбами. Обитают в холодных морях. В северных морях встречаются такие рыбы, как треска (массой до нескольких килограммов, а отдельные особи - более 20 кг) и более мелкие - пикша, салака, навага. Единственный пресноводный представитель тресковых, распространенный в пресных водах почти по всей стране, - это налим массой 3-5 кг, отдельные особи - до 20 кг. Налим, хотя живет в средней полосе в относительно теплых водах, сохранил привычки своих холодноводных родственников. Так, летом, когда все остальные наши пресноводные рыбы наиболее активны, налим, наоборот, забирается куда-нибудь поглубже, в ямы, под коряги, где похолоднее, и здесь проводит неподвижно все лето. Оживляется он лишь поздней осенью, а нерестится в декабре или январе.
Все тресковые - денные промысловые рыбы. Особую ценность представляет их печень, из которой добывается содержащий витамин Б медицинский рыбий жир.
Задание 3 группе.
Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.
Охрана рыбных богатств.
Используя современные мощные средства добычи, легко можно было бы полностью выловить всю рыбу и тем прекратить дальнейшее рыболовство. Чтобы этого не случилось, уже давно начали применять меры по охране и воспроизводству рыбы.
Закон об охране и использовании животного мира предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определенного размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушение рыбы взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы всех возрастов и пород. Большое внимание уделяется устройству очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в реки, озера и моря воды, загрязненной отбросами фабрик и заводов.
В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути. Лососи, например, и в природных условиях преодолевают каменистые пороги, поэтому они легко поднимаются по цементным каналам, в которых вода льется со ступеньки на ступеньку. Для осетровых рыб сооружают особые механические рыбоподъемники, напоминающие лифты.
Задание 4 группе.
Изучить материал. Написать небольшое эссе. Подготовить информацию для других групп.
Искусственное разведение рыб.
Вы уже знаете, что в природных условиях от разных причин погибает много икры и молоди рыб. Чтобы увеличить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах. От пойманных в период нереста взрослых рыб берут икру и молоки, смешивают их, заливают водой и помещают в рыбоводные аппараты - специальные сосуды, в которых поддерживаются благоприятные условия для развития икринок. Вышедших личинок содержат в искусственных бассейнах. Когда мальки достаточно подрастут и окрепнут, их выпускают в естественные водоемы.
Икру и мальков можно перевозить самолетами на дальние расстояния и заселять ценными породами рыб такие водоемы, где их не было. Так, в Каспийское море из Черного была переселена кефаль. Рыбы прижились, и теперь их там промышляют.
Прудовое хозяйство.
В небольших естественных и искусственных водоемах (прудах) выращивают некоторых рыб от мальков до взрослых. Чаще всего здесь разводят карпа - одомашненную форму сазана.
У карпа мясо более вкусное и жирное, чем у его дикого предка - сазана. Карп быстрее растет и прибавляет в массе . Сазан пуглив и осторожен, а карп спокойно подплывает к месту кормежки: у него легко вырабатываются условные рефлексы на место и на время кормления. При разведении карпа учитывают, в какой воде он живет, чем питается, где нерестится, как зимует. Соответственно создают и условия для разведения карпа.
4. Обмен информацией в группах.
5.Презентация работ.
6.Закрепление изученного материала.
Составить кластер «Охрана рыб»
7.Презентация работ.
8.Оценка учителя, оценка урока учащимися. (ученики с помощью смайликов выставляют оценку за урок)
9.Домашнее задание.
Подготовить доклады:
1. «Рыборазводные заводы и их значение».
2. «Прудовое хозяйство».
3. «Сазан и его одомашненная форма – карп и другие виды».
4. «Акклиматизация рыб, её биологическое и хозяйственное обоснование».