kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " Промысловое значение рыб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов».

Цель: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятель­ности человека, основные меры охраны рыб; познакомить учащихся с биоло­гическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения.

Задачи:

Образовательная:   познакомиться с промысловыми отрядами: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; дать понятие  о значении  рыбного промысла.

Развивающая: продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания.

Воспитательная: формирование коммуникативных взаимодействий, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы: индивидуальная, групповая работа, частично-поисковый.

 Оборудование: учебник биология 7 класс, таблицы, « Промысловые рыбы».

                                                                           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Промысловое значение рыб" »

Предмет биология Класс : 7 Дата:

Тема урока: «Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов».

Цель: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятель­ности человека, основные меры охраны рыб; познакомить учащихся с биоло­гическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения.

Задачи:

Образовательная:   познакомиться с промысловыми отрядами: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; дать понятие  о значении  рыбного промысла.

Развивающая: продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания.

Воспитательная: формирование коммуникативных взаимодействий, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы: индивидуальная, групповая работа, частично-поисковый.

 Оборудование: учебник биология 7 класс, таблицы, « Промысловые рыбы».

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний.

         Фронтальный  опрос.

    1)Так какие же рыбы  называются  хрящевыми? ( Хрящевыми  

     называют рыб, у которых хрящевой  скелет.)

    2)Какие отряды  хрящевых  рыб  вам  известны? ( Отряды  Акулы,

    Скаты и  Химерообразные  или Химеры.)

    3)Назовите представителей  отряда  Акул ( Белая, сельдевая,

    полярная, тигровая, акула – молот.)

    4)Назовите  представителей  отряда  Скатов ( Хвостокол, орляк  

    пятнистый, манта, обыкновенный  электрический.)

    5) Какие  признаки  объединяют  акул,  скатов,  

    химер? (Хрящевой  скелет, отсутствие  жаберных  крышек, с

    каждой  стороны  головы 5-7 жаберных  щелей  и  

    плавательного  пузыря  нет.)

    6) Как  размножаются  хрящевые  рыбы? (Они  живородящие.)

III. Изучение нового материала.

Современный мир животных разнообразен. С момента появления первых организмов и до сегодняшнего времени история земли была наполнена превращениями,  не прерываясь ни на минуту. Вымирают одни. Появляются другие животные. Сам процесс вымирания был растянут во времени, и само вымирание было не всеобщим, а выборочным – например, динозавры, причем некоторые организмы не были затронуты. Так, например, рыбы. Рыбы появились на Земле более 450 миллионов лет назад. Они появились раньше динозавров, пережили динозавров, и существую, по сей день. Эти удивительные животные пережили метеоритные дожди и множество климатических изменений.  А в истории выделяют как минимум 5 временных точек, где происходили значительные исчезновения видов живых существ. Это так называемые "великие вымирания".

Возникает противоречие. Почему некоторые животные исчезли на земле, например, динозавры? А рыбы живы до сих пор? Почему же они тогда не вымерли вместе с динозаврами? Почему они не вымерли позднее, когда вымирали другие животные?

Какие гипотезы вы смогли бы выдвинуть, по данному вопросу?

Выдвижение гипотез детьми. После обсуждения выдвигаем общую гипотезу.

Гипотеза: мы предполагаем, что причины, позволяющие выжить, рыбам нужно искать в приспособленности  рыб к изменяющимся условиям существования.

Знали и промышляли осетровых с давних пор. Известно, что в Греции ни один званный обед не обходился без осетров. Из-за икры осетровых вспыхнула кровопролитная война между торговыми городами-государствами Венецией и Генуей. В домах богатых римских патрициев осетров подавали к столу на золотых блюдах, украшенных цветами. А в Китае право лакомиться осетровыми было привилегией членов императорской фамилии. Осетровых рыб называли на Руси красной рыбой. А ведь красного цвета в их окраске совсем нет. И мясо осетров бледно-розовое. Красными их называли за их прекрасные вкусовые качества,

  -Ребята,  сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  представителями  отрядов  промысловых  рыб.

   - А  что  означает  слово  промысел? (Добывание  чего -  нибудь, добыча, охота.)

   - В нашем  случае  лов  рыбы.

   -Ребята,  а  что  означает  слово  промысловые? 

(Те, которые являются  предметом  промысла.)

  - Ребята  я для вас приготовила  небольшую информацию  об  отрядах  промысловых  рыб. Надо  внимательно  прочитать,  потому   что  эта  информация  нужна  будет  для  дальнейшей работы на уроке.

          1.Отряд  Осетрообразные  - живые  ископаемые, уцелевшая  ветвь  древней  группы  костно - хрящевых  рыб. Мясо осетровых  ценится  за  прекрасные  вкусовые качества. Икра  осетровых – очень  ценный  питательный  продукт. Тело  этих  рыб  голое, с  пятью  рядами  костных  пластинок .  Скелет  хрящевой,  тела  позвонков  не  развиваются – по  этому  признаку  они  примитивнее  акул, - но  хорошо  развита  хорда. Сильно  развиты  накладные  кости  к  крышке  черепа.  Осетрообразные – это  морские  и  пресноводные  проходные  рыбы  северного полушария.                                                                                                            Самая  крупная  из  осетровых - белуга,   живущая  в  Каспийском и Черном  - достигает 8м  длины  и  11-12ц  массы.  До таких  размеров  доживают  белуги  к  столетнему  возрасту.

Род осетров включаем 16 видом, у нас в стране встречается 8. Наиболее  известными  являются русский осетр  и  стерлядь. Все  они чрезвычайно ценные промысловые рыбы, но варварский вылов, загрязнение рек, плотины, перегородившие рыбе путь к нерестилищами,  привели к значительному снижению их численности.)

2.Отряд Лососеобразные.

    - Это морские, иногда глубоководные, но чаще всего проходные и пресноводные рыбы.

   - О  лососеобразных  нам  расскажет  …   (Семейство лососевых – проходные и пресноводные рыбы средних и крупных размеров. Тихоокеанские лососи:  кета, горбуша, чавыча, кижуч, нерка, сима – дают красную икру и прекрасное мясо. Все они идут в реки на нерест один раз в жизни. У атлантических лососей – семги и кумжи – брачный наряд не очень выражен. После нереста они не погибают и могут нереститься неоднократно. Семга нагуливается в северной части Атлантики, а на нерест идет в реки нашего Севера, реже в другие реки Европы до Португалии включительно. Кумжа легко переходит  к оседлой жизни в озерах и ручьях, становясь некрупной, яркоокрашенной форелью.)

  3. Отряд  Сельдеобразные имеет  большое  практическое  значение.  

     (Типичный представитель –  атлантическая сельдь.  Нагуливается атлантическая сельдь в Норвежском, Баренцевом, Северном морях, питаясь планктоном и ракообразными, достигает 40 см в длину. Нерестилища с каменистым грунтом, от 100 до 250 м глубины. В  Атлантическом  океане обитает  атлантическая  сельдь, которая нерестится у самого берега, приклеивая икринки к водорослям. Широко распространены и активно промышляются более мелкие сельдевые:  европейские  шпроты (они же кильки)  и более крупные - сардинеллы. Не менее известно семейство анчоусов: японский  анчоус,  уловы которого исчисляются  миллионами тонн.)

         (4. Отряд  Трескообразные– отряд  лучеперых  рыб. Объединяет  12  семейств и  около 750  видов. Длина  от  15 см  до 1, 8 м. Единственный  пресноводный  вид – налим.  Морские  трескообразные  предпочитают  придонные  биотопы  холодных  и  умеренных  вод. Многие  ведут  стайный  образ  жизни.

Один  из  самых  крупных  видов – атлантическая  треска,  которая  живет  до  30  лет, достигая  длины  1, 5 м и массы  более 40 кг.)

            5. Отряд Карпообразные– в  подавляющем  большинстве это обитатели пресных вод. У карповых нет зубов на челюстях, но развиваются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Это мирные рыбы, питающие водной растительностью, моллюсками, насекомыми, червями. По этой причине у них нет желудка, а только длинный кишечник.

Представители: сазан, лещ, карп.)

    6. Отряд Окунеобразные - огромная  группа насчитывающая свыше 9тыс. видов большинство которых находится в стадии биологического  процветания.. Речной окунь-рыба средней величины до 40см  с полосатой окраской тела характерной  для хищников - засадчиков.  Судаки -  крупные   до 130 см длиной и массой до 20 кг ценные промысловые рыбы Европы и Северной Америки. Судака у нас специально разводят, это типичные  окуневидные.  Представители  других  отрядов  могут  сильно  отличаться. Таковы  колюшки  с  мощными  колючками  на  плавниках, нередко в  броне  из  костных  пластинок. Для  своих  икринок  они  строят  гнезда, охраняемые  самцом.)

         - Большое  значение  для  промысла  имеет  подотряд    скумбреевидных.

 ( Наиболее  известны: скумбрии и  тунцы. Тунцы  могут  развивать  скорость  до  90  км/час,  при  плавании  их  температура  поднимается  на  несколько  градусов  выше  температуры  воды  в  тропиках.

     Камбала – ценная  промысловая  рыба. Самый  причудливый  представитель  отряда – луна – рыба. Это  малоподвижная  рыба  поверхностных  вод  тропических  морей. Она  может  быть  размером  свыше  3 м, массой  1000 кг. У  нее  не  развивается  задняя  часть  позвоночника  и хвост,  первого  спинного  и  брюшного  плавников  нет, плавает  она,  руля  вторым  спинным  и  анальным  плавниками. Она  является  самой  плодовитой  рыбой – выметывает  до  300  млн  икринок.)

 - Ребята, а  каких  рыб  называют  пресноводными?

(Рыб, обитающих  в  пресных  водах,  а  именно,  в  реках,  прудах  и  озерах.) (Словарь!)

   - Каких  рыб  называют  морскими? (Рыб, обитающих  в  морях  и  океанах.)

   - А  как  вы  думаете, что  значит   проходные  рыбы? ( Даю  понятие проходных  рыб.  Проходные  рыбы - это  значит,  что  для  размножения  они  перемещаются  из  морей  в  реки  и  наоборот.)

Рыболовство.
1).Ежегодно в океанах вылавливается около 70млн.тонн рыбы. Самые
большие рыболовные флотилии принадлежат Японии и России.
Продуктивность рыболовных флотилий.
Большие рыболовные флотилии имеют при себе плавучий рыбозавод где  рыбу чистят и замораживают» Благодаря этому флотилия может дольше  пробыть в море, а значит, налшшъ больше рыбы. Чтобы выследить рыбные косяки, современные суда используют эхолокацию, В тем случае в глубь моря посылается звуковой сигнал который, отразившись от косяка рыбы, возвращается обратно. Компьютер определяет в каком месте произошло отражение. Траулер - рыболовное судно которое тянет за собой сеть ее называют трал, она размером с футбольное поле, Еще есть рыболовное судно называемое
сейнером. Его сеть, так называемый, кошельковый невод, обволакивает- косяк ры6? а затем затягивает веревкой. На рефрижераторных судах выпотрошенную рыбу укладывают радами, голова к хвосту и замораживают в блоки весом 40кг. Затем эти замороженные блоки помещают в специальное хранилище - морозильник. Суда* необорудованные морозильниками перед выходом в море запасаются большим количеством льда. Рыбу укладывают в ящики и обкладывают льдом, Эти суда должны вернуться в порт не позднее чем через 2 недели. иначе рыба испортится.

3Какова  роль  рыб  в  природе?

Какое  значение рыбы  имеют  в  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека?

Жители некоторых островов Тихого океана из кожи акул делают напильники, которыми можно полировать дерево и даже мрамор.
Профессор Т.Н.Пивольнев установил, что рыбы различают все цвета, в том числе и красный, но на различные цвета рыбы реагируют по- разному.
Сайра, например, при освещении воды голубым светом никак не реагирует, при освещении белым - ведет себя неспокойно и выскакивает из воды, а при красном цвете собирается плотным косякам у самой поверхности поря, значит, цветное освещение воды можно применять в практических целях при ловле рыбы. 
Специальные вытяжки из мозга африканских протоптеров используют в медицине для консервации донорских органов и тканей, благодаря неприметной рыбий гамбузии в южных районах СНГ в 30и-е годы удалось резко сократить численность малярийного комара. На очереди проекты по борьбе карликовых африканских "щучек" с сонной болезнью, американских гупки с желтой лихорадкой и личинками прочих кровососущих насекомых - переносчиками тяжелых недугов.
забывать и то обстоятельство, что торговля экзотическими рыбками для целого ряда развивающихся государств (Тайвани, Малазии, Тайланда и др.) является важной статьей национального дохода. Только в США ежегодно импортирует аквариумных животных на сумму свыше 80 млн. дол.
Издавне приручен человеком карп, Более 2000 лет ведется совершенствование его пород. среди которых особый интерес для аквариумистов представляют радужные карпы - ком. На традиционных выставках организуем в в Японии, можно увидеть до 50 цветовых вариаций ком одновременно , а цена за голову чемпиона достигает огромных величин
Рыбы являются неотъемлемой частью нашего питания, т.к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Рыбные блюда рекомендуются гипертоникам, больным язвой желудка, страдающим избыточным весом. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для скота. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.  Таким образом, роль рыб в жизни человека неоценима, поэтому они являются объектами промысла.  Одним из направлений по увеличению рыбных запасов является рыбоводство.  

IV Физминутка

V Закрепление:

Назовите основные отряды костных рыб. Какие из них имеют промысловое значение?
СЕЛЬДЕОБРАЗНАЯ: разные виды сельдей, сардина, шпроты, хамса, килька,
ЛОСОСЕОБРАЗНЫЕ: (проходные):кета, горбуша, семга, форель. Омуль,
КАРПООБРАЗНЫЕ: сазан, лещ, карась, толстолобик, белый амур-

ТРЕСКОВЫЕ: треска, хайда, хек, минтай, налим.

Главнейшие промысловые рыбы— это сельдь, лосось, лещ, судак.
всего 50 видов. По величине улова в мировом рыболовстве первое место
среди промысловых занимают сельдевые рыбы, на втором тресковые, далее
лососевые и карповые. Наиболее ценные - осетровые»

Разгадай шифровку

(Надо отгадать, названия каких рыб зашифрованы преставлением букв в словах.


1. Торес. (Осетр.)
2. Тапвол. (Плотва.)
3. Знаас. (Сазан.)
4. Оругь. (Угорь.)
5. Парк. (Карп.)
6. Нагопир. (Пинагор.)
7. Качорг. (Горчак.)

8. Секрат. (Треска.)
9. Бовал. (Вобла.)
10. Млина. (Налим.)
11. Сухари. (Хариус.)
12. Дакус. (Судак.)
13. Каюшлок. (Колюшка.)
14. Лубега. (Белуга.)




Домашнее задание : повторить Хрящевых и Костных рыб.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему " Промысловое значение рыб"

Автор: Зинченко Евгения Валерьевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Многообразие моллюсков "
    ["seo_title"] => string(25) "mnoghoobraziie-molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "100398"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402379553"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства