kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Происхождение и развитие жизни на Земле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на 9 классе, по биологии

                                                   Цели урока:

1. Знать сущность современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.

2. Развивать умения обобщать, выделить главное, делать логические выводы, синтезировать знания из смежных учебных предметов; умения работать с дополнительной литературой; конспектировать материал.

3. Уметь применять знания по биологии, химии, физике, астрономии, обществознанию при объяснении вопросов происхождения жизни на Земле и углубить диалектико- материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеалистических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать диалектический характер процесса познания, интернациональный характер современной науки и роль российских ученых в решении изучаемой проблемы.

   Оборудование: 1. Выставка литературы по космогонии и по проблеме происхождения жизни на Земле. 2. Портреты О. Ю. Шмидта и А. И. Опарина. 3. Самодельные таблицы с изображением приборов Л. Пастера и С. Миллера.

4. Схемы строения атомов элементов-органогенов, уравнения химических реакций, Периодическая система Д.И.Менделеева, модели атомов и молекул.

5. План урока – на каждый стол и список дополнительной литературы. 6.Выс-

тавка книг по данной теме.

          Метод проведения урока: лекция с элементами беседы, сообщениями учащихся и самостоятельной работой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Происхождение и развитие жизни на Земле»

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

САРМАНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

ФИЛИАЛ МБОУ «БОЛЬШЕНУРКЕЕВСКАЯ СОШ» -

«КАРАШАЙ-САКЛОВСКАЯ ООШ»













УРОК БИОЛОГИИ

9 класс


ПО ТЕМЕ: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»





Махмутов Назим Ахатович, учитель биологии высшей квалификационной категории














с. КАРАШАЙ-САКЛОВО

2016 год



Цели урока:


1. Знать сущность современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.

2. Развивать умения обобщать, выделить главное, делать логические выводы, синтезировать знания из смежных учебных предметов; умения работать с дополнительной литературой; конспектировать материал.

3. Уметь применять знания по биологии, химии, физике, астрономии, обществознанию при объяснении вопросов происхождения жизни на Земле и углубить диалектико- материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеалистических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать диалектический характер процесса познания, интернациональный характер современной науки и роль российских ученых в решении изучаемой проблемы.







Оборудование: 1. Выставка литературы по космогонии и по проблеме происхождения жизни на Земле. 2. Портреты О. Ю. Шмидта и А. И. Опарина. 3. Самодельные таблицы с изображением приборов Л. Пастера и С. Миллера.

4. Схемы строения атомов элементов-органогенов, уравнения химических реакций, Периодическая система Д.И.Менделеева, модели атомов и молекул.

5. План урока – на каждый стол и список дополнительной литературы. 6.Выс-

тавка книг по данной теме.






Метод проведения урока: лекция с элементами беседы, сообщениями учащихся и самостоятельной работой.







ПЛАН УРОКА

I. История взглядов на происхождение жизни на Земле.

1. Представления о возникновении жизни на Земле учёных философов античности и средневековья.

2 Теория биогенеза и абиогенеза.

3. Гипотеза самозарождения жизни.


II. Современные представления о происхождении Земли и жизни на ней. Гипотеза А.И.Опарина.

1. Происхождение планеты Земля.

2. Химическая эволюция.

3. Биологическая эволюция.


III. Другие гипотезы о происхождении жизни на Земле.

В о п р о с ы д л я д и с к у с с и и :

1) Могли ли простейшие органические соединения образоваться в космосе и попасть на первичную Землю?

2) Случайно ли живое возникло на основе атомов углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора?

3) Почему атомы углерода играют главную роль в образовании органических молекул, входящих в состав живого?

4) Докажите, что жизнь на Земле могла возникнуть биогенным путём.

5) Возможно ли возникновение жизни на Земле сейчас?

6) Возможно ли жизнь на других планетах, и в какой форме?


IV. Заключение.



Дополнительная литература

1.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. М.: Просвещение, 1991.

2.Ганты Т. Жизнь и её происхождение /Пер. с венгр. М.: Просвещение, 1984.

3.Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.

4.Интегрированные уроки в школе. Биология-химия, 11класс. Волгоград,2003.

5. От молекул до человека: Пособие для учителя/Пер. с англ.: М.: Просвеще-

ние, 1973.

6.Писаренко А.Н., Хавин З.Я. Курс органической химии: Учеб. Для техникумов. М.: Просвещение, 1985.

7.Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия. М.: Химия, 1990.

8.Фолсом К. Происхождение жизни.

9.Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М.: Наука, 1980.

10.Энциклопедия для детей: Биология. М.: «Аванта+», 1994.

Х О Д У Р О К А

1. Вступительное слово учителя.

Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Каждый человек должен попытаться познать этот мир и осознать свое место в нём. Чтобы познать мир, мы на основе частных знаний о явлениях и закономерностях природы должны создать научную картину мира, узнать, как сформировалась наша планета – Земля - и как на ней зародилась жизнь. В этом нам помогут все науки естественно-математического цикла – это биология, химия, астро-

номия, физика, биохимия, биофизика, молекулярная биология, генетика.

Учёные сделали различные открытия в области этих наук, особенно в век НТП. Достижения учёных велики. Мысленно соединив достижения этих наук, мы можем представить общую научную картину мира.


Сообщается цели урока.

Предлагается план урока (у каждого на столе).

Итак, проблема происхождения жизни на Земле с давних времён вызывала огромный интерес у людей, они пытались предложить различные объяснения, порой фантастические. В предполагаемых ответах всегда сказывалась борьба двух непримиримых взглядов на эту проблему – идеалистического и материалистического.

Много веков человечество волновали такие вопросы:

1) Как появилась наша планета – Земля?

2) Когда и как появилась на ней жизнь?

3) Существуют ли другие формы жизни?

4) Существует ли жизнь на других планетах?

Эти вопросы, конечно, волнуют и нас с вами. Сегодня мы попытаемся ответить на них, используя совремённые данные астрономии, химии, молекулярной биологии, генетики и других наук.

Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы в период от 600 до500-х годов до н.э. Древние мыслители, каждый по-своему, искали единое в многообразии явлений окружающего мира. Натурфилософ-

ские взгляды древних мыслителей кажутся нам наивными. Но именно греческими учёными были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строения материи и материального мира, проблема движения, проблемы жизни и эволюции и т. д. Во всех высказываниях учёных просматриваются две точки зрения. Сторонники теорий биогенеза считали, что всё живое происходит от живого. И, таким образом, приходили к выводу о вечности жизни. Их противники – сторонники теории абиогенеза, считали возможным происхождение живого от неживого, т.е. в той или иной мере допускали возможность самозарождения жизни. Против теории самозарождения в 18 веке выступил флорентийский врач и натуралист Франческо Реди.


2.Один из учеников объясняет по самодельной таблице опыты Франческо Реди.


3.Учитель биологии. Споры между сторонниками абиогенеза и биогенеза продолжались в 18 веке и в 1ой половине 19ого века. Возможность самозарождения допускали Эразм Дарвин и Ламарк. Французская академия наук назначила специальную премию за попытку осветить вопрос по-новому. Спустя 3 года, в1862 году, эту премию получил французский учёный Луи Пастер.


4.Один из учеников объясняет опыты Луи Пастера по рисункам.


5.Учитель биологии. В 18 веке теорию самозарождения жизни защищали немецкий математик и философ Лейбниц, французский натуралист Бюффон, ирландский физик Нидхем и другие. Это направление в науке получило название «виталистического учения». Она надолго затормозила развитие биологии, химии и других наук. Защитниками и проводниками этой теории в химии были Парацельс, Шталь. Но наиболее определенно эта точка зрения была сформулирована знаменитым шведским химиком Берцелиусом. Он считал, что полное познание органических веществ вообще невозможно. В его учебнике развивалась мысль о том, что в живой природе элементы подчинены иным законам, чем в неживой. Берцелиус утверждал, что органические соединения не могут быть получены в результате обычных химических превращений и образуются в организмах только под влиянием «жизненной силы». Эта сила якобы сопутствовала органическим веществам и после выделения их из организма, чем и обусловлены специфические свойства этих веществ. Однако открытия в области органических соединений опровергли виталистические воззрения.


6.Один из учеников знакомит этими открытиями:

-получение щавелевой кислоты,

-получение мочевины,

-получение уксусной кислоты,

-получение жира,

-получение сахаристого вещества.



(Ученик рассказывает пользуясь самодельными схемами и рисунками)










7.Ученики делают выводы:

1)Самозарождения быть не может.

2)Органические вещества в своем составе имеют те же химические элементы, что неживая природа – это указывает на единство живой и неживой природы.


8. Учитель биологии. (Рассказывает о теории происхождения Земли О.Ю. Шмидта и о происхождении жизни на Земле А.И. Опарина).


9. Один из учеников по самодельным схемам рассказывает об опытах Г.Юри и С.Миллера (1955г.).



10.Учитель биологии. Однако существуют другие гипотезы о происхождении жизни на Земле:

-гипотеза вечности жизни,

-гипотеза о внеземном происхождении жизни,

-гипотеза панспермии,

-теория катастроф и т.д. (исходя из оставшего времени сообщается о гипотезах и теориях).


11. Учитель биологии делает выводы.


1.Жизнь возникла на Земле абиогенным путём. Биологической эволюции предшествовала длительная химическая эволюция.


2. Возникновение жизни – это этап эволюции материи во Вселенной.


3. Закономерность основных этапов возникновения жизни может быть проверена экспериментально в лаборатории и выражена в следующей схеме: атомы - простые молекулы – макромолекулы – пробионты – одноклеточные организмы.


4. Первичная атмосфера Земли имела восстановительный характер. В силу этого первые живые организмы были гетеротрофами.


5. Дарвиновские принципы естественного отбора и выживания наиболее приспособленных можно перенести на предбиологические системы.


6. В настоящее время живое происходит только от живого (биогенно). Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.

(Выводы учащиеся записывают в тетради.)


Задание на дом. Прочитать параграфы 8.1.,8.2., 8.3., учебника 9 класса, записи в тетради.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Происхождение и развитие жизни на Земле

Автор: Махмутов Назим Ахатович

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osnovnyie-etapy-razvitiia-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "101728"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402429143"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Биологический диктант "Развитие жизни на Земле", 9 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "biologicheskii_diktant_razvitie_zhizni_na_zemle_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "495021"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547362840"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тестовые задания по теме " «Возникновение и развитие жизни на земле» 11 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "tiestovyie_zadaniia_po_tiemie_vozniknovieniie_i_razvitiie_zhizni_na_ziemlie_11_k"
    ["file_id"] => string(6) "395113"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1487913781"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Появление и развитие жизни на Земле .Презентация для урока. "
    ["seo_title"] => string(69) "poiavlieniie-i-razvitiie-zhizni-na-ziemlie-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "183120"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425729521"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разработка урока "Этапы развития жизни на Земле" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-etapy-razvitiia-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "170081"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423498653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства