Экологическое образование- это необходимый элемент общего образования молодежи, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества, формированием нравственного отношения к природе и привитием умений и навыков сознательного отношения к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа прикладной курс "Экология"»
Солтүстік Қазакстан облысы
Тайынша ауданы
Ильич орта мектебі
Бағдарлама
Программа
прикладной курс
«Экология»
для 11 класса
общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля.
с. Ильич
2017 г
Автор и составитель программы прикладных курсов
«Экологии» для 11 класса общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля Абжатова А.Б
учитель биологии.
Экологическое образование- это необходимый элемент общего образования молодежи, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества, формированием нравственного отношения к природе и привитием умений и навыков сознательного отношения к ней.
Литература для учителя
Акимова Т.А, Хаскин В.В. Экология. Человек- экономика-среда., М., «ЮНИТИ», 2007 г.
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001 г.
Ильин В.И. Экология, М., «Перспектива», 2007 г.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС», 2003 г.
Никаноров А.М., Хорунжая Т.А.. «Глобальная экология», М., ЗАО, «Книга сервис», 2003 г.
Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова- Данильяна В.И., Степанов С.А. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002 г.
Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А Основы общей экологии Алматы, «Казак университети», 2007 г.
Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Казак университети», 2006 г.
Литература для ученика
Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007 г.
Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988 г.
Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.
Доклады Министерства охраны окружающей среды РК «О состоянии природной среды РК», 2000-2007 г.
Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых
1
Семинар
32
Почвенные ресурсы, их использование и охрана
1
Лекция
33
Охрана почв
1
Лекция
34
Итоговое повторение
1
Тесты
Бағдарлама
Программа
прикладной курс
«Экология»
для 11 класса
общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля.
2016 г
Нормативно- правовые документы:
Закон РК «Об образовании»
Концепция 12-летнего обучения
Концепция пред профильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников.
Методические рекомендации по организации и учебно - воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы.
Государственный общеобразовательной стандарт образования РК.
Требования к усвоению программы:
Продумать и осознать что такое экологическая ниша, популяция, биоценоз и его устойчивость.
Цель: сформировать понятие о экологии и ее значения для жизни человека и всего живого. Применение экологии в различных областях человеческой деятельности.
Задачи: акцентировать внимание учащихся на значении биологической среды для живых организмов. Развивать способности к экологическому мышлению. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
18
Демографические перспективы
1
Лекция
19
Возможные последствия демографических процессов
1
Лекция
20
Управление демографическими процессами
1
Семинар
21
Дискуссия на тему: «Социально- географические особенности демографии человечества»
1
Тесты
22
Современные проблемы охраны природы
1
Лекция
23
Тесты по теме «История развития экологических связей. Современность»
1
Тесты
24
Дискуссия на тему: «Современные проблемы охраны природы»
1
лекция
25
Правовые основы охраны природы
1
Семинар
26
Современное состояние и охрана атмосферы
1
Беседа
27
Меры по охраны атмосферы
1
Лекция
28
Тесты по теме «Современное состояние и охрана атмосферы»
1
тесты
29
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
1
лекция
30
Использование и охрана недр
1
Лекция
7
Дискуссия на тему: «Экология как научная основа природопользования»
1
Лекция
8
История развития экологических связей человечества.
1
Практическое занятие
9
Древние гоминиды
1
Лекция
10
Использование орудий и энергии
1
Лекция
11
Тесты по теме «Экология как основа природопользования»
1
Тесты
12
История развития экологических связей. Человек разумный.
1
Практическое занятие
13
История развития экологических связей. Современность.
1
Лекция
14
История развития экологических связей. Будущее
1
Семинар
15
Дискуссия на тему: «История развития экологических связей.»
1
лекция
16
Социально- географические особенности демографии человечества
1
Лекция
17
Рост численности человечества
1
Семинар
Пояснительная записка
Прикладной курс экологии необходимо изучать в школьной программе в связи с экологическими изменениями окружающей среды Казахстана и всего мира. После введения базисного учебного плана 2005 года из программы основной школы был исключен такой предмет как экология. Данные изменения обосновали тем, что в связи с введением в курс основной школы предмета общей биологии в нем значительная часть отведена на экологию. Однако при этом, такие значимые разделы как социальная и прикладная экология (охрана природы) не отражены в школьном курсе общей биологии. В разделе «Социальная экология» данного курса рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и фундаментальным законам экологии.
В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение «общество - природа», а также для обеспечения возможности восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном уровне, региональном и глобальном уровнях. Данный курс должен пополнить знания учащихся, а также ориентировать учащихся на дальнейшее обучение в профильных: естественно- научных, химико- биологических, эколого- географических классах старшей ступени обучения.
Учащиеся должны знать и уметь:
Знать типы взаимодействия организмов и популяции.
Уметь определять взаимосвязь отдельных популяции; составлять диаграмму, структуру и численность популяции.
Знать что такое биоценоз и его устойчивость.
Уметь распознавать доминанты и доминирующие виды.
Знать историю развития экологических связей человечества и социально- экологические особенности демографии человечества.
Знать демографические перспективы.
Уметь составлять демографическую диаграмму и возрастную пирамиду.
Знать современные проблемы охраны природы.
Уметь составлять схему классификации природных ресурсов.
Знать современное состояние атмосферы; причину дефицита пресной воды.
Уметь составлять задачи годового расхода воды.
Знать основные виды эрозии почв.
Тематическое планирование
учебного материала
для 11 класса. 34 часа
№ урока
Тема занятия
Сабақ тақырыбы
Сағат
Часы
сроки
Форма проведения
1
Саморазвитие экосистем сукцессии
1
Лекция
2
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции
1
лекция
3
Биосфера
1
Семинар
4
Экология как научная основа природа пользования
1
лекция
5
Дискуссия на тему «Саморазвитие экосистем сукцессии»