Проектная работа : "Возникновение и начальное развитие жизни на Земле"
Проектная работа : "Возникновение и начальное развитие жизни на Земле"
Интегрированные уроки способствуют формированию у учащихся единой научной картины мира, помогают преодолеть фрагментарность знаний осуществлять синтез философского и естественно-научного материала, навести прочные «мости» между общими и конкретными знаниями о мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа : "Возникновение и начальное развитие жизни на Земле"»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ».
Проект выполнила:
Хусаинова Альфия Гумеровна,
преподаватель биологии и химии, высшей квалификации.
Казань 2019 г.
ПЛАН.
Актуальность темы.
Цель проекта.
Задачи.
Определение методов исследования.
План интегрированного урока по теме «Возникновение и начальное развитие жизни на Земле».
Литература.
Ход – урока.
Выводы и рекомендации.
Актуальность темы. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения.
Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов.
«Конечная цель таких уроков – писал А.Я. Герд – привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук».
Цель проекта. Интегрированный урок проводится с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме «Возникновение и начальное развитие жизни на Земле». Это комбинированный урок, на котором тема раскрывается с точек зрения двух наук – биология и химия. На уроке предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ видеофильма), выполнение заданий на закрепление изученного.
Задачи.
• создать условия для осознания и осмысления блока информации — уже известной, но расширив ее границы;
• актуализировать личностную значимость для учащихся роли этой темы в биологии
• создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;
• развивать коммуникативные способное через посредство работы в малых группах;
• продолжить формирование навыков получения информации учащимися с помощью различных источников;
• обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, возможность учащимся воспринимать учебный материал, одновременно используя зрительный, слуховой и кожно-мышечный анализаторы;
• в процессе взаимодействия учащихся на учебном занятии дать возможность каждому осознать, как его труд, участие в работе создают условия для собственного успеха и успеха других участников события (занятия) — одноклассников, учителя.
Методы исследования. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года.
Цели урока:
1 . Знать сущность современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.
2. Развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания из смежных учебных предметов; умения работать с дополнительной литературой и кинофильмом; конспектировать материал.
3. Уметь применять знания по биологии, химии, физике, астрономии, обществознанию при объяснении вопросов происхождения жизни на Земле » и углубить диалектико-материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеалистических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать диалектический характер процесса познания, интернациональный характер современной науки и роль российских ученых в решении изучаемой проблемы.
Оборудование: 1.Литература по проблеме происхождения жизни на Земле. 2. Портреты О. Ю. Шмидта и А. И. Опарина. 3. Самодельные таблицы с изображением приборов Л. Пастера и С. Миллера. 4. Уравнения химических реакций, Периодическая система Д.И.Менделеева. 5. Видеофильм «Возникновение жизни на Земле». 6. План урока (ксерокопии плана – на каждый стол) и список дополнительной литературы.
Метод проведения урока: лекция с элементами беседы, сообщениями учащихся и самостоятельной работой.
План интегрированного урока по теме «Возникновение и начальное развитие жизни на Земле».
I. История взглядов на происхождение жизни на Земле
(7 мин).
1. Представления о возникновении жизни на Земле ученых-философов античности и средневековья.
2. Теория биогенеза и абиогенеза.
3. Гипотеза самозарождения жизни.
II. Анализ определения жизни Ф. Энгельсом и современными учеными (18 мин).
1. Определение жизни по Ф. Энгельсу.
2. Критерии жизни.
3. Определение жизни по современным представлениям.
Вопросы для дискуссии:
1) В чем сходство и отличие между живым и неживым?
2) Являются ли живыми отдельные молекулы белков и нуклеиновых кислот?
3) Почему мы говорим, что клетка- элементарная единица жизни?
III. Современные представления о происхождении Земли и жизни на ней. Гипотеза А. И. Опарина (50 мин).
1. Происхождение планеты Земля (10 мин).
2. Химическая эволюция (15 мин).
3. Биологическая эволюция (25 мин).
IV. Другие гипотезы о происхождении жизни на Земле
(5 мин).
Вопросы для дискуссии:
1) Могли ли простейшие органические соединения образоваться в космосе и попасть на первичную Землю?
2) Случайно ли живое возникло на основе атомов углерода, водорода, кислорода, азота, фосфора?
3) Почему атомы углерода играют главную роль в образовании органических молекул, входящих в состав живого?
4) Докажите, что жизнь на Земле могла возникнуть биогенным путем?
5) Возможно ли возникновение жизни на Земле сейчас?
6) Возможна ли жизнь на других планетах и в какой форме?
V. Заключение (10 мин).
Дополнительная литература
1.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. М: Просвещение, 1991.
2.Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
3.От молекул до человека: Пособие для учителя /Пер. с англ.: М.: Просвещение, 1973.
4. Потапов В. М, Татаринчик С. Н. Органическая химия. М.: Химия, 1990.
5. Фолсом К. Происхождение жизни.
6. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М.: Наука, 1980.
7. Энциклопедия для детей: Биология.
За неделю до урока учитель дает опережающие задания:
1) Подготовить сообщения по истории развития взглядов на проблему «Происхождение Земли и жизни на ней».
2) Строение атомов элементов-органогенов (по учебнику химии).
3) Записать возможные уравнения реакций получения органических веществ, если исходными были вещества вторичной атмосферы.
Ход интегрированного урока по теме «Возникновение и начальное развитие жизни на Земле».
I. (Биология) Вступительное слово учителя биологии.
Учитель биологии.
1. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Каждый человек должен попытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы на основе частных знаний о явлениях и закономерностях природы должны создать научную картину мира, узнать, как сформировалась наша планета - Земля -и как на ней зародилась жизнь. В этом нам помогут все науки естественно-математического цикла - это биология, химия, генетика.
Ученые сделали различные открытия в области этих наук, особенно в век научно-технического прогресса. Достижения ученых велики. Соединив (мысленно) достижения этих наук, можем представить общую научную картину мира с момента происхождения Земли и появления на ней жизни и до современных форм живых организмов. Поэтому сегодня мы проводим интегрированный урок биологии и химии по теме «Возникновение и начальное развитие жизни на Земле».
2. Сообщение целей урока.
3. Знакомство с планом урока (у каждого на столе).
Итак, ребята, проблема происхождения жизни на Земле с давних времен вызывала огромный интерес у людей, они пытались предложить различные объяснения, порой фантастические. В предлагаемых ответах всегда сказывалась борьба двух непримиримых взглядов на эту проблему - идеалистического и материалистического.
По данным современной науки, жизнь существует на Земле 2,5-3 миллиарда лет. Она заполняет все уголки нашей планеты – озера, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю I жизни на Земле существовало 4,5 миллиарда видов растений и животных.
Много веков человечество волновали такие вопросы:
1) Как появилась наша планета - Земля?
2) Когда и как появилась на ней жизнь?
3) Существуют ли другие формы жизни?
4) Существует ли жизнь на других планетах?
Эти вопросы, конечно, волнуют и нас с вами. Сегодня мы попытаемся ответить на них, используя современные данные астрономии, химии, молекулярной биологии, генетики и других наук.
П. (Химия) Выступления учащихся с опережающими заданиями
Подготовить сообщения:
1. Высказывания Фалеса и Анаксимандра о зарождении жизни.
2. Высказывания Гераклита и Демокрита.
3. Высказывания Аристотеля.
Учитель химии. Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы в период от 600 до 500-х годов до н. э. Древние мыслители, каждый по-своему, искали единое в многообразии явлений окружающего мира.
Сообщение учащегося 1.
Родоначальником греческой науки был Фолес, основоположник философской школы в Милете. Он полагал началом всего воду и считал, что Вселенная в процессе зарождения возникла из воды. А мир считал одушевленным и полностью божественным. Действующие в мире силы Фалес отождествлял с «душами», а также с богами. Он считал, что даже магнит имеет душу, потому что притягивает железо.
Другой мыслитель древности – Анаксимандр первоначалом всего сущего считал «апейрон» - некое бесконечное и неопределенное начало. Апейрон все из себя производит сам. Находясь в движении, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих свойств образуют землю, воду, воздух и огонь. Земля оказывается в центре. Вокруг Земли расположены 3 кольца, как ободы колеса. В нижнем ободе много отверстий, сквозь них просматривается огонь, - это звезды, среднем ободе одно отверстие - это Луна. В верхнем тоже одно Солнце. Ободы вращаются вокруг Земли, с ними вращаются и отверстия - так объяснялось движение Солнца, Луны, звезд.
Отверстия способны частично или полностью закрываться так объясняли солнечные и лунные затмения.
Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые существа жили в море, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросили чешую и стали сухопутным!) животными. Человек зародился в громадной морской рыбе и взрослым вышел на сушу, потому что без родителей он бы не выжил. Такова была картина мира Анаксимандра. Нам она кажется абсурдной, в ней не сходятся концы с концами, но это была первая по пытка научного объяснения мира.
(При рассказе учащийся демонстрирует сделанные им самим рисунки научной картины мира этого философа.)
Сообщение учащегося 2.
В системе мира Гераклита роль единой субстанции игра огонь, вечно движущийся, вечно развивающийся. Источником движения Гераклит считал борьбу противоположностей. Мир - это не прерывное развитие, непрерывное изменение, обновление существующего. В этом непрерывном изменении огонь становится водой вода - землей, и обратно: земля - водой, вода - огнем. Оба противоположных процесса существуют вместе: «Путь вверх и вниз – один и тот же».
Основатель античной атомистики Демокрит полагал, что «начала Вселенной суть атомы и пустота». Атомы Демокрит представлял как неделимые, плотные, непроницаемые, не содержащие в себе никакой пустоты частицы, они могут иметь самую разнообразную форму (шарообразную, угловатую, вогнутую, выпуклую и т. д.). При этом он видел объяснение разнообразия явлений и их противоположностей друг другу. Демокрит и другие греческие атомисты считали, что движение - вечное свойство вечных атомов. В вопросе происхождении жизни Демокрит придерживался материалистических взглядов. Живое возникло их неживого вследствие действия законов природы, без всякого творца. Согласно Демокриту, полеобразования Земли поверхность ее вздулась, образовав покрытые тонкой кожицей гнилостные пузыри, внутри которых были живые плоды. После того как пузыри увеличились и лопнули, из плодов образовались люди и животные, Демокрит пытался объяснить, почему в его время не рождались живые существа из пузырей Земли: Земля уже не та, и небо не то; только иногда можно заметить, как в гниющей Земле зарождались живые существа/. Это ошибочное мнение о самозарождении червей, гусениц, насекомых долго бытовало в науке. (При рассказе можно демонстрировать рисунки.)
Сообщение учащегося 3.
Картина мира, которую создал Аристотель, продержалась в науке почти два тысячелетия. Аристотель - древнегреческий философ и ученый. Мир Аристотеля состоит из пяти стихий - земли, воды, воздуха, огня и эфира. Материя, в его понимании, - это то, «из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает»; он не признает пустоты. Материя у Аристотеля делима до бесконечности. Все многообразие веществ на Земле Аристотель конструирует из таких активных качеств, как холодное и теплое, и таких пассивных, как сухое и влажное. Земля – сочетание холодного с сухим, огонь – теплого с сухим, воздух – теплого с влажным, вода – холодного с влажным. Эти четыре элемента существуют в мире, где все бесконечно меняется, где наблюдаются различные виды движения.
В небесном мире все тела состоят из некоего вещества - эфира, который заполняет все пространство над землей, водой, воздухом и огнем. Эфир вечен, он не меняется и не превращается в другие элементы. Вселенная Аристотеля конечна, ее ничто не объемлет, вне ее находится только перводвигатель - Бог. Бог Аристотеля безличный. Под его жизнью Аристотель понимает деятельность его разума, сам Бог и есть чистый деятельный разум. Аристотель не мог обойтись без Бога, так как без него он не мог объяснить движение звезд, планет, Луны и Солнца. Согласно Аристотелю, все небесные тела прикреплены к сферам, движутся не сами тела, а эти эфирные сферы.
Космос Аристотеля вечен во времени и вечно его движение, но вечность движения - результат вечной деятельности Бога. (При рассказе можно демонстрировать рисунки.)
Вывод (сообщает учитель). Натурфилософские взгляды древних греческих мыслителей кажутся нам наивными. Но именно греческими учеными были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строения материи и материального мира, проблема движения, проблемы жизни и эволюции и т. д.
III. (Биология) Выступления учителя биологии и учащихся с сообщениями о теории биогенеза и абиогенеза.
Учитель биологии. Во всех высказываниях ученых просматриваются две точки зрения. Сторонники теорий биогенеза (греч. слово «био» - жизнь, «генезис» - происхождение) считали, что все живое происходит от живого, и, таким образом, приходили к выводу о вечности жизни. Их противники- сторонники теории абиогенеза, считали возможным происхождение живого от неживого, т. е. в той или иной мере допускали возможность самозарождения жизни. Против теории самозарождения в XVII в. выступил флорентийский врач и натуралист Франческа Реди.
Сообщение учащегося 1(объясняет по самодельной таблице опыты Франческо Реди).
Многие ученые средневековья допускали возможность самозарождения. В своих трактах они давали описания зарождения рыб из ила, червей из почвы, мышей из грязи, мух из мяса и т. п. Против теории самозарождения выступил флорентийский (Италия) врач Франческо Реди. Он в 1668 году опубликовал результаты следующих простых опытов.
В 8 стеклянных сосудов он положил по куску свежего мяса, 4 сосуда оставил открытыми, а 4 других накрыл марлей. Через несколько дней в загнившем мясе появились «черви» (личинки мух). Однако они появились только на мясе, лежавшем в открытых сосудах. На мясе в сосудах, прикрытых марлей, червей не было. Это свидетельствует о том, что «черви» зарождаются не из самого мяса (как это было принято считать), а из яиц, отложенных в мясе мухами. Это был неотразимый удар по представлению о самопроизвольном зарождении. Взгляды о самопроизвольном зарождении держались особенно долго в области микробиологии. Если мясной бульон или раствор сахара поставить в теплое место, все равно в открытых или закрытых сосудах, через несколько дней кишат микробы. Казалось бесспорным, что вся природа проникнута жизнью, и жизнь проявляется всегда при подходящих условиях тепла и влажности.
Невозможность самопроизвольного зарождения микроорганизмов была доказана молодым украинским ученым М. М. Тереховским в 1775 г. и итальянцем Спалланцани. Они показали, что если мясной бульон прокипятить и сосуд запаять, то в нем никаких микробов не появится. Этот опыт, казалось бы, вполне ясно говорил против самопроизвольного зарождения микробов. Однако ученые в то время сочли данные Тереховского и Спалланцани неубедительными, так как полагали, что для зарождения жизни необходимо будто бы присутствие свежего воздуха, а вместе с ним и «жизненной силы».
Учитель биологии. Споры между сторонниками абиогенеза и биогенеза продолжались в XVIII веке и I половине XIX века. Возможность самозарождения допускали Эразм Дарвин - эволюционист, дед Ч. Дарвина, и Ж. Б. Ламарк. Споры вокруг самозарождения разгорелись с новой силой в середине XIX века, когда французский медик Пуше в 1859 г. опубликовал трактат о самозарождении микроорганизмов. Французская академия наук назначила специальную премию за попытку осветить вопрос по-новому.
Спустя 3 года, в 1862г. эту премию получил французский ученый Луи Пастер.
Сообщение учащегося 2(объясняет опыты Луи Пастера).
Луи Пастер французский микробиолог провел эксперимент, который соперничал по своей простоте с знаменитым опытом Франческо Реди. Он кипятил в колбе (см. рис.) различные питательные срезы, в которых могли развиваться микроорганизмы. При длительном кипячении в колбе погибали не только микроорганизмы, но их споры. Помня возражения виталистов против опытов Тереховского, Спалланцани, что «жизненная сила» не может проникнуть в запаянную колбу, Пастер соединил колбу с наружным воздухом длинной 8-образной трубкой. Споры микроорганизмов оседали на поверхности тонкой изогнутой 8-образной трубки и не могли проникнуть в питательную среду. Хорошо прокипяченная питательная среда оставалась стерильной, в ней не наблюдалось самозарождения микроорганизмов, хотя доступ воздуха (а с ним и пресловутой «жизненной силы») был обеспечен.
Этим экспериментом Пастер нанес сокрушительный удар виталистам, разрушил безосновательные домыслы Пуше и поддержал теорию биогенеза, согласно которой все живое происходит только от живого.
Работы Пастера получили широкую известность и всеобщее признание. Его эксперимент имеет большое практическое значение. На основе его опытов были созданы методы стерилизации, разработано учение об асептике и антисептике. При внедрении их в медицину резко снизились осложнения и смертность после хирургических операций. Великое значение этих работ и для развития консервной промышленности.
Таким образом, Пастер опроверг возможность самозарождения, но не показал, как возникла жизнь на Земле.
Вопрос: Какие открытия опровергли представления о возможности образования органических веществ только в живых организмах? Как отвечают на этот вопрос химики?
IV. (Химия) Выступления учащихся с сообщениями об искусственном синтезе мочевины Ф. Вёлером (1828 г.).
1. Виталистическое учение.
2. Последние достижения (сейчас синтезировано несколько сот тысяч органических соединений).
Сообщение учащегося 1.
В XVIII веке теорию самозарождения жизни защищали немецкий математик и философ Г.Лейбниц, французский натуралист Ж. Бюффон, ирландский натуралист, физик, аббат Дж. Нидхем и др. Они утверждали, что в живых организмах существует «особая жизненная сила» и под действием ее только в живых организмах могут образовываться органические вещества. Это направление в наук получило название «виталистического учения» («виталис» жизнь). Виталистическая теория надолго затормозила развитие биологии, химии и других наук.
Защитниками и проводниками этой теории в химии были В. Парацельс, Г. Шталь. Но наиболее определенно эта точка зрения была сформулирована знаменитым шведским химиком И. Берцелиусом. Он считал, что полное познание органических веществ вообще невозможно. В его учебнике развивалась мысль о том, что в живой природе элементы подчинены иным законам, чем в неживой.
Берцелиус утверждал, что органические соединения не мог быть получены в результате обычных химических превращений и образуются в организмах только под влиянием «жизненной силы». Эта сила якобы сопутствовала органическим веществам и после выделения их из организма, чем и обусловлены специфические свойства этих веществ.
В этой теории появились распространенные тогда в науке идеи идеологической философии.
Сообщение учащегося 2.
Однако открытия в области органических соединений опровергли виталистические воззрения,
В 1824 г. Фридрих Вёлер, немецкий врач и химик, ученик Берцелиуса, впервые получил из неорганического газообразного вещества дициана (С2 N2) при нагревании его с водой щавелевую кислоту:
Это типично органическое вещество до тех пор выделяли только из растений - щавеля, некоторых водорослей.
Другим историческим синтезом, доказывающим, что между неорганическим и органическим веществами нет резкой грани, является синтез мочевины, который тоже осуществил Ф. Вёлер в 1828 году. В то время было известно неорганическое вещество - цианат аммония NH4CNO. Нагревая его в водном растворе, Вёлер получил органическое вещество - мочевину. А до этого считали, что мочевина может образовываться только в живых организмах. В дальнейшем выяснилось, что при нагревании NH4CNO происходит перегруппировка атомов. Открытия Ф. Вёлера привели к подлинному перевороту в представлениях о природе органических соединений. Они показали, что органические соединения могут быть получены человеком в лаборатории так же, как неорганические при помощи обычных химических приемов, и никакого участия «жизненной силы» для этого не требуется. Виталисты пытались опорочить опыты Вёлера, считая их случайными, ошибочными.
Но уже в течение ближайших десятилетий были синтезированы разнообразные органические соединения.
Так, в 1845 году в Германии Г. Кольбе из угля с помощью серы, хлора и воды синтезировал уксусную кислоту (СНзСООН).
В 1854 г. во Франции М. Бертло синтетическим путем получил жир.
В 1861 году знаменитый русский химик А. М. Бутлеров синтезировал сахаристое вещество: (С6Н12O6)n.
За сравнительно короткий период были получены синтезе такие типичные органические вещества, как лимонная, янтарная, винная и другие кислоты. Все это привело к установлению в органической химии новых материалистических представлений.
Учение о «жизненной силе» было отвергнуто большинстве химиков. Это способствовало бурному развитию органической химии.
(Учащиеся заранее пишут крупно на листах уравнения необходимых реакций и во время рассказа демонстрируют происхождение реакций.)
Выводы (делают ученики):
1) Самозарождения быть не может.
2) Органические вещества в своем составе имеют те же химические элементы, что неживая природа, - это указывает на единство живой и неживой природы.
V. (Биология) Рассмотрение II вопроса плана урока (с точки зрения биологии) - определение живого, дискуссия, определена жизни Ф. Энгельсом, критерии живого.
Учитель биологии. Итак, ребята, мы переходим к рассмотрению второго вопроса: анализ определения жизни Ф. Энгельсом и современными учеными.
Впервые научные подходы с позиций диалектического материализма к определению сущности жизни и ее происхождения были представлены во 2-й половине XIX в. Ф. Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».
Ф. Энгельс в книге «Анти-Дюринг» дает классическое определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».
Его определение состоит из двух частей.
В I части указывается на характерное для живых тел, резко отличающее их от неживых тел, - на содержание в них белка. Белки являются главной и постоянной составной частью всех без исключения живых систем, от самых примитивных до самых сложных и высокоорганизованных. «Повсюду, где мы встречаем жизнь, - пишет Ф. Энгельс, - мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни».
Но белки - вещества с легко изменяемой структурой. Для живого состояния характерно присутствие не любого белка (труп состоит также из белка), но лишь белка, сохраняющего свою уникальную конфигурацию, свою первичную, вторичную и третичную структуры. При умирании организма белки его утрачивают натуральную структуру, макромолекулы развертываются, и белки переходят в денатурированное состояние. Для поддержания белка в природной, присущей живому состоянию форме необходимо наличие условий, при которых мажет быть устойчивой природная форма белка.
Во II части определения Энгельс говорит о способе существования белка. Этот способ - обмен веществ, при помощи которого создаются и поддерживаются условия для сохранения белка в природном состоянии в живой системе и выполнение присущих ему функций. Определение жизни, сформулированное Энгельсом, прекрасное по форме и глубокое по содержанию, оказало существенное влияние на развитие исследований белка как основного субстрата жизни и до сих пор пользуется широким признанием. Далее учитель биологии предлагает учащимся самостоятельную работус учебником (с. 197).
Беседа по вопросам:
1) О чем говорит Энгельс в I части своего определения?
2) О чем говорится во II части определения?
Учитель биологии. В этих определениях указана материальная основа жизни - белковые тела. Понятие белка у Энгельса диалектично: это и химическое соединение, и живая система. Неоднократно он отмечал, что должны быть и другие химические соединения, определяющие явления жизни. В определениях жизнь представлена как особая форма движения материи, качественная специфика которой заключается в постоянном обмене веществ с окружающей природой и самообновлении живого.
Вопрос: Что же мы будем считать критериями живого? Что отличает живое от неживого?
Ответ:
1) Обмен веществ.
2) Способность к росту.
3) Способность к индивидуальному развитию.
4) Способность к воспроизведению себе подобных.
5) Способность к эволюционному развитию.
6) Раздражимость.
7) Движение, подвижность.
Учитель биологии. Исходя из этих критериев, можно ли считать ледник или реку живыми телами?
Ответ: Для них характерно – рост, подвижность, обмен веществ, развитие, но они не способны к воспроизведению себе подобных.
Учитель биологии. Звезды, планеты, звездные систем (галактики) рождаются, стареют и умирают, т. е. эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звезды. Можно считать их живыми телами?
Ответ: Нет, так как новые образования не будут подобны исходным, т.е. способность к самовоспроизведению себе подобных отсутствует.
Учитель биологии. К какому же выводу приводят эти примеры?
Ответ: Эти примеры приводят к выводу о том, что лишь комплекс критериев может считаться необходимым и достаточным для определения жизни. Если не будет отвечать хотя бы одному критерию - считать живым телом нельзя.
Учитель биологии. Только в 50-х годах нашего столетия стало ясно, что жизнь связана не только с белками, но и с нуклеиновыми кислотами- носителями наследственной информации. Некоторые ученые были склонны считать живыми уже единичные молекулы белка.
Вопрос: Можно ли согласиться с их точкой зрения? Как вы считаете?
Ответ: Так как белки не обладают способностью к самовоспроизведению и обмену веществ, следовательно, образование белка в результате химического процесса не равносильно возникновению жизни.
Вопрос: А какие же сложные соединения обладают свойством воспроизведения себе подобных?
Ответ: Таким свойством обладают нуклеиновые кислоты и даже отдельные фрагменты ДНК.
Вопрос: Можно ли их считать носителями жизни?
Ответ: Экспериментально доказано, что самокопирование ДНК и реализация заключенной в ней информации происходят только при наличии ферментов, источников энергии - АТФ, воды и других соединений. А также при условии изоляции от среды и связи с окружающим миром. Очевидно, что отдельные молекулы нуклеиновых кислот тоже не являются живыми.
Учитель биологии. Жизнь – одно из самых сложных, если не самое сложное явление природы, и очень трудно в рамках одного определения отразить все ее признаки. Но, безусловно, важнейшими из - них являются: 1) обмен веществ, 2) самовоспроизведение, 3) способность к индивидуальному и историческому развитию.
Но наука, основываясь на современных данных разнообразных отраслей естествознания (молекулярной генетики, биофизики, биохимии и др. наук), значительно расширила представления о химическом составе живых тел.
Что же нового появилось по этому вопросу у химиков?
VI. (Химия) Рассмотрение вопроса о критериях живого сточки зрения химии.
Учитель химии. Ни белки, ни нуклеиновые кислоты дельно, сами по себе не являются носителями жизни, живого.
Опираясь на данные самых разных отраслей естествознания ученые выявили ряд новых, существенно неизвестных в конце Х1Ц начале XX века свойств жизни.
В частности, установлено, что наряду с белками огромную роль в явлениях жизни играют и такие органические молекулы, нуклеиновые кислоты, жиры, углеводы, фосфорорганические соединения, вода и минеральные вещества. При этом органическим молекулам свойственна зеркальная (оптическая) изомерия, т. е. вещества могут существовать в двух структурных формах, схожих и вместе с тем отличных друг от друга, как левая и правая ладони.
Например, оптические изомеры молочной кислоты:
СООН СООН
Н—С*—ОН НО—С*—Н
СН3 СН3
Д (-) молочная кислота L (+) молочная кислота
Эта особенность молекул – существовать в двух зеркальных формах - известна в науке под названием «хиральность». К органических веществ, обладающих ею, принадлежат и молекулярные «кирпичики» живого- аминокислоты и сахара (можно показать) им присуща абсолютная хиральная чистота: белки содержат только «левые» аминокислоты, а нуклеиновые кислоты – только «правые» сахара. Эта важнейшая черта отличает живое от неживого.
Неживой природе присуща тенденция к установлению зеркальной симметрии (рацемизации) - равновесию между левым и правым изомером (можно привести пример), В результате многочисленных экспериментов выявлено, что белки, состоящие только из «левых» аминокислот, обладают целым рядом преимуществ перед рацемическими или хирально «грязными»: они достигают значительных размеров и способны образовывать спиральные структуры, играющие важнейшую роль в реализации белковых функций.
То же можно сказать и о нуклеиновых кислотах. В рацемическом растворе полинуклеиновая цепочка перестает расти, как только в нее включается нуклеотид с левой (неприродной) формой сахар) причем рост цепи прекращается очень быстро - она содержит не более 3-4 звеньев нуклеотидов. Эксперименты пролили свет и на связь хиральной чистоты с процессом самоудвоения ДНК и др., реакцию матричного типа, которые не могут начинаться и поддерживаться в рацемической среде.
Таким образом, можно утверждать, что жизнь характеризуется не только способностью к самовоспроизведению, основываясь на самоудвоении молекулы ДНК, но и хиральной чистотой.
VII. (Биология) Определение жизни А. С. Мамзиным М. В. Волькенштейном, обсуждение этого вопроса.
Учитель биологии. Итак, ребята, жизнь характеризуется не только способностью к самовоспроизведению, основанной на самоудвоении молекул ДНК, но и хиральной чистотой.
Философские определения жизни, сделанные Ф. Энгельсе сохраняют свое значение и для настоящего времени, хотя прошло более 100 лет. Однако новые открытия требуют дополнения и развития в определении жизни.
Далее учитель биологии предлагает учащимся самостоятельную работу с учебником (с. 198) и плакатом.
На плакате даны современные определения жизни, предложенные отечественными учеными А. С. Мамзиным и М. В. Волькенштейном:
«Жизнь в ее элементарной форме можно определить как способ существования открытых коллоидных систем, содержащих в качестве своих обязательных компонентов соединения типа белков нуклеиновых кислот и фосфорорганических веществ, обладают свойствами саморегулирования и развития на основе накопления и преобразования веществ, энергии и информации в процессе взаимодействия таких систем с окружающей средой» (А. С Мамзин).
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров- белков и нуклеиновых кислот» (М. В. Волькенштейн).
Вопрос: Какие же выводы можно сделать, сравнивая эти два определения?
О т в е т: Из этих определений мы видим, что:
1) жизнь связана со сложным коллоидным состоянием цитоплазмы;
2) характеризуется обменом веществ и энергии;
3) характеризуется особым способом реализации наследственной информации, заключенной в нуклеиновых кислотах;
4) живые тела представляют открытые системы, в которые энергия поступает извне. Без поступления энергии жизнь существовать не может;
5) живые тела (существа), в отличие от тел неживой природы, способны: а) к саморегуляции - сохранению и поддержанию относительного постоянства своего состава и свойств; б) самовоспроизведению; г) индивидуальному и историческому развитию.
Вопрос: Какая биологическая структура отвечает всем этим требованиям?
Ответ: Всем этим требованиям отвечает клетка, поэтому она и является элементарной единицей жизни.
Учитель биологии. Чтобы наиболее полно определить сущность жизни, необходимо выяснить ее место среди других форм движения материи. Между всеми формами движения материи существует тесная связь.
Неживой природе свойственны механическая, физическая, химическая формы движения материи.
Живой природе, кроме названных, присущи также биологическая и социальная формы движения.
Вывод (сообщает учитель). Таким образом, с философской точки зрения, жизнь можно определить как систему форм движения материи, возникшую на определенном этапе ее исторического развития.
Соотношение разных форм движения материи впервые осветил Ф. Энгельс. Он научно правильно, материалистически поставь эту проблему. Он указал, что в разрешении данного вопроса исходить из качественных отличий живого от неживого.
Следовательно, жизнь следует определить как качественно новый, особый этап движения и развития материи.
Учитель биологии. Общая картина возникновения жизни из неживой материи при соответствующих условиях на Земле в те далекие времена, представленная Энгельсом, подтверждается современной наукой, и ее можно изобразить в виде схемы.
Учитель биологии. Итак, ребята, мы подошли к рассмотрению третьего вопроса «Современные представления о происхождении планеты Земля и жизни на ней».
VIII. (Химия) Выступление учителя химии с сообщением
современных представлениях жизни на Земле. Демонстрация) части фильма с последующим обсуждением.
Существует множество гипотез о возникновении Земли и рождении на ней жизни. Из всех наибольшее признание получи гипотезы О. Ю. Шмидта в середине XX века и гипотеза Александр Ивановича Опарина о возникновении жизни.
Эпиграфом для этой части урока можно взять слова Дарвина
...В природе мировой,
В борьбе стихий,
В развитии постепенном
Все существа,
все формы создались,
И Жизнею
могучею зажглись!
Учитель химии. При просмотре I части фильма «Возникновение жизни на Земле» прошу обратить внимание на вопросы, которые лежат у вас на столе.
Демонстрация I части фильма «Возникновение жизни на Земле».
Учитель химии. Обобщая содержание фильма, мы подходим к выводу, что химическую эволюцию, или абиогенный синтез органических молекул из неорганических веществ можно разделить на три этапа:
1-й этап - начальный этап неорганической эволюции- возникновение атомов химических элементов.
2-й этап – образование простейших неорганических соединений.
3-й этап – образование простейших органических соединений - биополимеров.
1-й этап. Происхождение химических элементов.
Центральные части Солнца и других звезд почти не имеют в составе настоящих химических элементов и образованы из плазмы.
Плазмой в физике называется ионизированный газ, состоящий из хаотически движущихся положительно заряженных частиц (атомные ядра) и отрицательно заряженных частиц (электроны).
В центральной части Солнца, где температура очень высокая (3-20 млн град.), все вещества находятся в состоянии плазмы. А на поверхности Солнца, где температура снижается до 5500°С, большинство веществ находится в виде химических элементов. При спектральном анализе было установлено, что на поверхности Солнца обнаружено 60 химических элементов, среди которых преобладает Н и Не. Это объясняется тем, что другие элементы с более высоким Аr и сложной структурой атомного ядра не могут долго существовать при высокой температуре. Количество атомов водорода в Солнечной атмосфере в 4-5 раз больше атомов Не и в 1000 раз больше других элементов. В глубинах Солнца и звезд происходит образование сложных ядер из простейших вследствие захвата протонов и нейтронов. Образование яда гелия идет в три этапа.
2-й этап неорганической эволюции. Образование простейших неорганических веществ.
Водород, азот, кислород, фосфор (так называемые биогенные элементы- почему?) широко распространились в космосе и имели большую возможность реагировать между собой с образованием простейших неорганических соединений. Этому способствовало наличие энергии в космосе в виде электромагнитного излучения и тепла, испускаемого звездами.
Преобладание водорода, кислорода, азота и фосфора в живых системах не случайно: водород – хороший восстановитель, легко образует с кислородом и азотом водородные связи, имеющие большое значение в образовании биологических структур и для процессов жизнедеятельности. Кислород обладает большой окислительной активностью, а для фосфора характерно образование макроэргических связей (АТФ), в которых запасается энергия при химических реакциях.
3-й этап химической эволюции. Образование простейших органических соединений.
Связан со специфической валентностью углерода - главного носителя органической жизни, его специфичностью к соединению почти со всеми элементами, к образованию цепей, циклов, с его каталитической активностью и другими свойствами.
Простейшие органические молекулы широко распространены в межзвездной среде.
IX. (Химия) Выступления учащихся с сообщениями о происхождении Земли и атмосферы (при изложении вопроса можно сократить материал).
Сообщение учащегося.
Большинство ученых считают, что Земля и другие планеты Солнечной системы возникли при конденсации космического вещества из первичного протопланетного, т. е. газопылевого, облака. С тех пор, вследствие выпадения космической пыли и метеоритов, масса Земли увеличилась. Этот процесс незаметно идет и сейчас. Постепенно уплотнение первичного холодного пылевого облака привело к вторичному разогреванию.
Вторичное охлаждение поверхностных слоев протопланеты обусловило образование твердой оболочки земной коры. Начало образования коры относится к периоду, отстоящему от современности на 4-4,5 млрд лет. Уже в этот период существовала первичная атмосфера Земли.
Однако в этот период масса Земли была незначительна, и легкие газы ушли в мировое пространство, а О2 - незамедлительно расходовался на процессы окисления элементов, образовавших нашу планету. Таким образом, первичная атмосфера протопланеты была утеряна.
Постепенно газы, вовлеченные во внутренние слои Земли, начали выделяться, и благодаря им образовалась вторичная, собственно земная атмосфера.
В состав вторичной атмосферы нашей планеты входили: НН3, СО2, Н2, водяные пары. Однако не было кислорода в атмосфере Земли и азота - важнейших составных частей современной атмосферы, которая состоит из N2, О2, СО2, Н2О, Аг, Н2.
Естественно предположить, что жизнь возникла в водной среде (так как сходен солевой состав клетки и воды древнего океана), более благоприятны были районы прибрежных морей и океане здесь на стыке моря, суши и воздуха создавались условия для образования сложных органических веществ и возникновения жизни.
Когда началось частичное охлаждение планеты, последи часто вспучивалась от взрывов, сотрясавших ее недра. В рази местах образовались кратеры, из них изливалась раскаленная лава, извергались газы, что привело к образованию гор и глубоководных впадин. Когда температура на поверхности Земли стала 100 °С, - начались проливные дожди. Они шли день и ночь в течение тысячелетий, вода наполняла впадины на земной поверхности образуя моря и океаны. В горячей воде, как известно, растворяв NНз, СО2, CH4, НСN из атмосферы, а также соли и другие веществ вымываемые из поверхностных слоев Земли.
В то далекое время Солнце светило ярче, излучение представляло собой мощный источник энергии. Ультрафиолетовые лучи прямо попадали на Землю, так как не было еще озонового экрана. Грозы в то время были часты и необычны по своей силе, и в поверхность Земли то и дело ударяли молнии. В таких условиях между веществами, растворенными в первобытном океане, неизбежно должны были происходить химические реакции, в результате которых могли образоваться органические вещества (соединения): спирты мочевина, альдегиды, уксусная и муравьиная кислоты, сахар глюкоза, аминокислоты - глицин, аланин.
X. (Химия)Выступление учителя химии. Экспериментальные доказательства гипотезы А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Предсказание А. И. Опарина получило широкое признание и было подтверждено экспериментально. Особую известность получили опыты Г. Юри и С. Миллера (1955 г.), проведенные в Чикагском университете. Миллер сконструировал аппарат (см. рис.), где имитировал процессы, происходящие на Земле в начале зарождения жизни. В этот аппарат вводили (через кран А) вещества, которые могли находиться в воде первобытного океана: Н2О, СО2 МНз, СН4, Н2. Колбу Б подогревали, и вода в ней кипела, водяной пар заполнял аппарат, температура в нем поддерживалась t 80 °С под давлением нескольких паскалей. В расширенной части аппарата в стенки впаяли два электрода и пропускали ток под напряжением 60000 В, дающем искровые разряды. В холодильнике водяной пар конденсировался в Н20, которая стекала опять в колбочку. Аппарат хорошо герметизирован и работал непрерывно в течение многих часов. Уже в первые дни было отмечено изменение цвета жидкости в колбочке: из бесцветной она стала желтой, а к концу недели - темно-коричневой. При анализе раствора в нем было обнаружено присутствие большого числа органических соединений: спиртов, альдегидов, кислот (муравьиной и уксусной), Сахаров, аминокислот (глицин, аланин), также получили мочевину, жирные кислоты. Как известно, аминокислоты — это те же «кирпичики», из которых построены молекулы белков.
XI. (Биология) Выводы.
Учитель биологии. Итак, ребята, современные знания о происхождении жизни на Земле подводят нас к следующим выводам:
1. Жизнь возникла на Земле абиогенным путем. Биологической эволюции предшествовала длительная химическая эволюция.
2. Возникновение жизни - это этап эволюции материи во Вселенной.
3. Закономерность основных этапов возникновения жизни может быть проверена экспериментально в лаборатории и выражена в следующей схеме: атомы -» простые молекулы -» макромолекулы -» ультрамолекулярные системы (пробионты) -» одноклеточные организмы.
4. Первичная атмосфера Земли имела восстановительный характер. В силу этого первые живые организмы были гетеротрофами.
5. Дарвиновские принципы естественного отбора и выживания наиболее приспособленных можно перенести на предбиологические системы.
6. В настоящее время живое происходит только от живого (биогенно). Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.
(Выводы учащиеся записывают в тетради.)
Задание на дом: записи в тетради, заполнить таблицу:
Какие этапы выделяют?
Какие условия среды оказали влияние?
Какие изменения возникли в структурах
Выводы и рекомендации.
Интегрированные уроки способствуют формированию у учащихся единой научной картины мира, помогают преодолеть фрагментарность знаний осуществлять синтез философского и естественно-научного материала, навести прочные «мости» между общими и конкретными знаниями о мире.
Предлагаемый урок будет интересен и полезен учителям общеобразовательных школ.