На уроке биологии в 11 классе рассматриваются типы адаптаций и выясняются их особенности. Дается характеристика приспособлениям и на конкретных примерах определяется биологическое значение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приспособление – результат эволюции» (11 класс)»
Сморгунова Л.И., учитель биологии
ГУО«Средняя школа № 2 г.Белыничи
Тема урока: «Приспособление – результат эволюции» (11 класс)
Цели урока:
1.Общеобразовательные:
– познакомить с типами адаптации и выяснить их особенности;
–уметь давать характеристику приспособлениям и на конкретных примерах определить биологическое значение.
2.Развивающие:
–формирование учебно-познавательских действий в ходе работы с дополнительной литературой;
–умение анализировать, обобщать и устанавливать логическую связь между элементами темы.
3.Воспитательные:
– развивать умение коллективного труда;
– проверить глубину и качество знаний, способность к рефлексии.
План урока:
Организационная часть – постановка целей и задач урока (1 мин.).
Определение уровня подготовки домашнего задания (10 мин.).
Изучение новой темы. Мотивационная часть урока (учащимся раскрывается необходимость изучения данной темы и умение на практике доказать значимость изучаемого материала) (10 мин.).
Постановка проблемы, работа творческих групп. Умение применить полученные знания в незнакомой (нестандартной) ситуации (15 мин.).
Закрепление полученных знаний (5 мин.).
Рефлексия. Подведение итогов (3 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).
Подготовка к уроку.
На доске написаны тема и цель урока, вопросы, подлежащие обсуждению на уроке; висит таблица.
Подготовлены карточки по теме «Приспособленность организмов и ее относительность», два варианта тестов для проверки домашнего задания.
Формы работы:
– фронтальная;
– групповая.
Ход урока:
I этап – организационный (1 мин.)
Учащимся сообщаются тема и цели урока. Тему они записывают в тетрадь. Сообщаются этапы урока и вопросы, которые подлежат обсуждению.
II этап – определение уровня подготовки домашнего задания.
Фронтальный опрос. Каждый ученик получает вопрос на тему «Движущие силы эволюции»:
– Какой элементарный фактор эволюции является главной направляющей силой эволюционного процесса?
– Что следует понимать под борьбой за существование?
– Что является ареной борьбы за существование и почему?
– В чем особенность борьбы за существование прямой и конкуренции?
– Какие разновидности конкуренции вам известны?
– Каковы особенности конкурентной борьбы за существование?
– В чем суть естественного отбора с с позиции синтетической теории эволюции?
– Почему естественный отбор является направляющим фактором эволюции?
– Каков механизм действия отбора в популяции?
– Какие существуют формы естественного отбора?
– Каков механизм существования стабилизирующего отбора?
– В каких условиях внешней среды действует движущий отбор?
– Почему при применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится время от времени менять яды?
– Какая форма естественного отбора приводит к внутривидовым дифференциациям и полиморфизму? Как это осуществляется?
Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.И.Куприна «Скворцы» ПСС, стр. 371 и задает вопросы:
– Какой фактор эволюции, упоминается в рассказе?
– Какие формы борьбы за существование описаны?
Учащимся предлагается тест (2 варианта).
I вариант.
Виды борьбы за существование по Ч.Дарвину: а)определенная, б)неопределенная, в)внутривидовая, г)межвидовая, д)с факторами неживой природы.
Виды естественного отбора: а)движущий, б)определенный,
Главные причины борьбы за существование по Ч.Дарвину: а)изменение условий среды, б)быстрое размножение живых существ, в)недостаток кормовых ресурсов, г)постоянство условий среды, д)появление летальных мутаций.
Естественный отбор сохраняет признаки: а)полезные для вида, б)полезные для человека, в)нейтральные для вида, г)вредные для вида.
Элементарная единица эволюции: а)особь, б)вид, в)популяция, г)биоценоз, д)группа видов.
Виды приспособленности организмов к среде обитания:
Вступление учителя. Естественный отбор приводит к появлению новых приспособлений и осуществлению прогрессивного развития живой природы. Адаптации могут быть организменными и видовыми. Сейчас вы откроете стр. 107-109 учебника, ознакомьтесь с видами адаптаций.
Мотивация – разъяснение необходимости изучения данного материала и применение его на практике в знакомой ситуации. На столике имеются живые растения, раковины, лапки птиц и другой материал. Пользуясь текстом учебника, определите тип приспособления и дайте ему биологическое объяснение, данные внесите в таблицу:
Тип приспособления
Характеристика типа и биологическое значение
Применение
Закрепление. Обсуждаются 2-3 примера устно.
IV этап – Постановка проблемы, работа творческих групп, умение применять полученные знания к незнакомой (нестандартной) ситуации.
Класс разбивается на несколько групп по 4 человека таким образом, чтобы в каждой группе 2 ученика были «учеными-теоретиками» и 2 ученика-скептики или критики.
Учитель задает вопрос и ставит проблемы:
- Какие приспособления могут возникнуть у живых организмов в будущем, например, в 2050 году, если:
Произойдет затопление большей части суши?
Произойдет ли изменение прямой борьбы за существование в форме паразит-хозяин?
Интенсивное развитие генной инженерии.
Нарушение экологии в связи с «парниковым эффектом».
Влияние на развитие жизни внеземных объектов. Ученики выбирают проблемы и работают над их решением.
Обсуждение актуальных проблем, выступление представителей групп.
Закрепление полученных знаний.
Учащимся раздаются карточки «Приспособленность организмов и ее относительность».
I вариант – выполняет работу по №№ 1-7.
II вариант – выполняет работу по №№ 8-13.
VI этап – Рефлексия.
Что такое адаптация? Какие адаптации вам известны?
Всегда ли они совершенны для организмов?
Учитель : Сегодня на уроке мы полностью раскрыли практическую необходимость и теоретическую значимость темы «Приспособления – результат эволюции», можем применить свои знания в незнакомой ситуации и критически осмыслить свои результаты. Для того, чтобы оценить результаты работы на уроке, соберите все баллы, которые получили на уроке и сдайте тетради.
VII этап – домашнее задание: стр. 107-110 учебника.
– По желанию можете придумать кроссворд на заданную тему и решить его.
– Придумать проблему и обосновать ее, используя изученный материал.