kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приспособление – результат эволюции» (11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке биологии в 11 классе рассматриваются типы адаптаций и выясняются их особенности. Дается характеристика приспособлениям и на конкретных примерах определяется биологическое значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приспособление – результат эволюции» (11 класс)»

Сморгунова Л.И., учитель биологии

ГУО«Средняя школа № 2 г.Белыничи


Тема урока: «Приспособление – результат эволюции» (11 класс)


Цели урока:

1.Общеобразовательные:

– познакомить с типами адаптации и выяснить их особенности;

–уметь давать характеристику приспособлениям и на конкретных примерах определить биологическое значение.

2.Развивающие:

–формирование учебно-познавательских действий в ходе работы с дополнительной литературой;

–умение анализировать, обобщать и устанавливать логическую связь между элементами темы.

3.Воспитательные:

– развивать умение коллективного труда;

– проверить глубину и качество знаний, способность к рефлексии.


План урока:

  1. Организационная часть – постановка целей и задач урока (1 мин.).

  2. Определение уровня подготовки домашнего задания (10 мин.).

  3. Изучение новой темы. Мотивационная часть урока (учащимся раскрывается необходимость изучения данной темы и умение на практике доказать значимость изучаемого материала) (10 мин.).

  4. Постановка проблемы, работа творческих групп. Умение применить полученные знания в незнакомой (нестандартной) ситуации (15 мин.).

  5. Закрепление полученных знаний (5 мин.).

  6. Рефлексия. Подведение итогов (3 мин.).

  7. Домашнее задание (1 мин.).


Подготовка к уроку.

На доске написаны тема и цель урока, вопросы, подлежащие обсуждению на уроке; висит таблица.

Подготовлены карточки по теме «Приспособленность организмов и ее относительность», два варианта тестов для проверки домашнего задания.


Формы работы:

– фронтальная;

– групповая.


Ход урока:

I этап – организационный (1 мин.)

Учащимся сообщаются тема и цели урока. Тему они записывают в тетрадь. Сообщаются этапы урока и вопросы, которые подлежат обсуждению.

II этап – определение уровня подготовки домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос. Каждый ученик получает вопрос на тему «Движущие силы эволюции»:

– Какой элементарный фактор эволюции является главной направляющей силой эволюционного процесса?

– Что следует понимать под борьбой за существование?

– Что является ареной борьбы за существование и почему?

– В чем особенность борьбы за существование прямой и конкуренции?

– Какие разновидности конкуренции вам известны?

– Каковы особенности конкурентной борьбы за существование?

– В чем суть естественного отбора с с позиции синтетической теории эволюции?

– Почему естественный отбор является направляющим фактором эволюции?

– Каков механизм действия отбора в популяции?

– Какие существуют формы естественного отбора?

– Каков механизм существования стабилизирующего отбора?

– В каких условиях внешней среды действует движущий отбор?

– Почему при применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится время от времени менять яды?

– Какая форма естественного отбора приводит к внутривидовым дифференциациям и полиморфизму? Как это осуществляется?

  1. Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.И.Куприна «Скворцы» ПСС, стр. 371 и задает вопросы:

– Какой фактор эволюции, упоминается в рассказе?

– Какие формы борьбы за существование описаны?

  1. Учащимся предлагается тест (2 варианта).

I вариант.

  1. Виды борьбы за существование по Ч.Дарвину: а)определенная, б)неопределенная, в)внутривидовая, г)межвидовая, д)с факторами неживой природы.

  2. Виды естественного отбора: а)движущий, б)определенный,

в)стабилизирующий, г)неопределенный.

  1. Элементарные эволюционные факторы: а)мутации, б)естественный отбор, в)искусственный отбор, г)популяционные волны, д)изоляция.

  2. Элементарным эволюционным материалом является: а)модификация, б)мутация, в)популяция, г)организм, д)отбор.


II вариант.

  1. Главные причины борьбы за существование по Ч.Дарвину: а)изменение условий среды, б)быстрое размножение живых существ, в)недостаток кормовых ресурсов, г)постоянство условий среды, д)появление летальных мутаций.

  2. Естественный отбор сохраняет признаки: а)полезные для вида, б)полезные для человека, в)нейтральные для вида, г)вредные для вида.

  3. Элементарная единица эволюции: а)особь, б)вид, в)популяция, г)биоценоз, д)группа видов.

  4. Виды приспособленности организмов к среде обитания:

а)дивергенция, б)покровительственная окраска, в)маскировка, г)мимикрия, д)предупреждающая окраска.

Ответы:

1 вариант

2 вариант

I. в, г, д.

I. а, б, в.

II. а, в.

II. а, в.

III. а, б, г, д.

III. в.

IV. б.

IV. б, в, г, д.


III этап – Изучение новой темы.

  1. Вступление учителя. Естественный отбор приводит к появлению новых приспособлений и осуществлению прогрессивного развития живой природы. Адаптации могут быть организменными и видовыми. Сейчас вы откроете стр. 107-109 учебника, ознакомьтесь с видами адаптаций.

  2. Мотивация – разъяснение необходимости изучения данного материала и применение его на практике в знакомой ситуации. На столике имеются живые растения, раковины, лапки птиц и другой материал. Пользуясь текстом учебника, определите тип приспособления и дайте ему биологическое объяснение, данные внесите в таблицу:

    Тип приспособления

    Характеристика типа и биологическое значение

    Применение




  3. Закрепление. Обсуждаются 2-3 примера устно.

IV этап – Постановка проблемы, работа творческих групп, умение применять полученные знания к незнакомой (нестандартной) ситуации.

  1. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека таким образом, чтобы в каждой группе 2 ученика были «учеными-теоретиками» и 2 ученика-скептики или критики.

  2. Учитель задает вопрос и ставит проблемы:

- Какие приспособления могут возникнуть у живых организмов в будущем, например, в 2050 году, если:

  1. Произойдет затопление большей части суши?

  2. Произойдет ли изменение прямой борьбы за существование в форме паразит-хозяин?

  3. Интенсивное развитие генной инженерии.

  4. Нарушение экологии в связи с «парниковым эффектом».

  5. Влияние на развитие жизни внеземных объектов. Ученики выбирают проблемы и работают над их решением.

Обсуждение актуальных проблем, выступление представителей групп.

Закрепление полученных знаний.

Учащимся раздаются карточки «Приспособленность организмов и ее относительность».

I вариант – выполняет работу по №№ 1-7.

II вариант – выполняет работу по №№ 8-13.

VI этап – Рефлексия.

  1. Что такое адаптация? Какие адаптации вам известны?

  2. Всегда ли они совершенны для организмов?

Учитель : Сегодня на уроке мы полностью раскрыли практическую необходимость и теоретическую значимость темы «Приспособления – результат эволюции», можем применить свои знания в незнакомой ситуации и критически осмыслить свои результаты. Для того, чтобы оценить результаты работы на уроке, соберите все баллы, которые получили на уроке и сдайте тетради.

VII этап – домашнее задание: стр. 107-110 учебника.

– По желанию можете придумать кроссворд на заданную тему и решить его.

– Придумать проблему и обосновать ее, используя изученный материал.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приспособление – результат эволюции» (11 класс)

Автор: Сморгунова Лариса Ивановна

Дата: 05.03.2021

Номер свидетельства: 574813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "основы учения об эволюции тест 9 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "osnovy-uchieniia-ob-evoliutsii-tiest-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275705"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1452611503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "итоговый срез по биологии для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(43) "itoghovyi-sriez-po-biologhii-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "215920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1432823511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "зачетно-обобщающий урок Основы учения об эволюции "
    ["seo_title"] => string(63) "zachietno-obobshchaiushchii-urok-osnovy-uchieniia-ob-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "205818"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430036485"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства