Презентация к уроку "Сохранение многообразия видов"
Презентация к уроку "Сохранение многообразия видов"
Презентация к уроку биологии "Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы". Презентация готова к использованию по ходу всего урока: с повторением пройденного, решением биологических задач, новым материалом, заданий на закрепление пройденного, проблемными вопросами и домашним заданием. К учебнику В.И. Сивоглазов. Биология: Общая биология. Базовый уровень.11 класс.: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агофонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2014г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Сохранение многообразия видов"»
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
к уроку биологии 11класса
Н.А. Руппель
учитель биологии
МБОУ СОШ №11 г.Бердск
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
Биология 11 класс
До теперешней нашей Земли
До её снегов и метелей
Бронтозавры не доползли.
Птеродактили не долетели.
Это личная их беда,
За неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит.
Ветвь направо и ветвь налево.
Человек разумный сидит на вершине этого древа.
А над ним проносится век.
Повороты, круговороты.
Да неужто, и человек - тупиковая ветвь природы?
О каком биологическом процессе идет речь?
Что такое эволюция?
Назовите основные движущие силы эволюции?
Что является результатом эволюции?
Назовите основные пути видообразования?
Решите задачу
1. Некоторые лососевые рыбы нерестятся через год: в четный год – одна популяция, в нечетный год – другая. Популяции оказываются изолированными. Какая изоляция – географическая или экологическая – существует в данном примере?
2. Почему на Мадагаскаре нет типичных для Африки крупных копытных животных, высших приматов, но много видов лемуров, которые нигде больше не встречаются?
Решите задачу
В 1987 г. в Африке были обнаружены белые львы. Сейчас их в мире 50 особей. Можно ли считать, что это новый вид животных?
Заяц-русак – вид исходно южный, степной, приспособленный к жизни на открытых пространствах, отличается от зайца-беляка – вида северного, лесного. В XIX в. северная граница ареала русака проходила южнее г. Тулы. Сейчас русак встречается даже в Карелии и Вологодской области. Что, на ваш взгляд, способствовало расширению ареала зайца-русака? Ответ поясните.
А.Н.Северцов
И.И.Шмальгаузен
Направления эволюции
Биологический прогресс
Биологический регресс
Ароморфоз
Идиоадаптация
Дегенерация
Ароморфоз (греч. airomorphosis — поднимаю форму) — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.
Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.
Ароморфоз взаимосвязан с эволюционным развитием (преобразованием) – дыхательных путей, нервной системы, кровеносной системы, и других систем в организме, которые являются вспомогательным фактором при увеличении интенсивности обмена веществ и энергии.
Примеры ароморфозов у растений
Ароморфоз водорослей. Эволюция водорослей способствует появлению наземных растений. Происходит образование проводящих тканей и листьев, ризоиды преобразовываются в корни, размножение происходит на земле.
Ароморфоз простейших наземных приводит к появлению голосеменных растений, появляются органы.
Размножение - семенное.
Примеры ароморфозов у животных
Ароморфоз кровеносной системы: мышечный узел развивается и переходит в однокамерное сердце затем – двухкамерное – трехкамерное – четырехкамерное – перегородки, система кровообращения.
Ароморфоз дыхательной системы, позволяющий дышать трахеями – жабрами – легкими.
Идиоадаптация (от греч. ίδιος — «свой, своеобразный, особый»), одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.
Благодаря формированию различных идиоадаптаций, животные близких видов могут жить в самых различных географических зонах. Например, представителей семейства волчьих можно встретить на всей территории от Арктики до тропиков, что значительно снижает конкуренцию между видами. И у каждого свои приспособленности. Идиоадаптация обеспечила этому семейству значительное расширение ареала и увеличение числа видов, что является критерием биологического прогресса. Но при этом ни про один вид, входящий в состав этого семейства, нельзя сказать, что он находится на более высоком уровне эволюции, чем другие.
Дегенерация – упрощение организации, исчезновение ряда органов и систем.
Повторение
Выпишите цифры, стоящие возле описания признаков ароморфозов, затем идиоадаптации речного окуня.
Замкнутая кровеносная система.
Наличие внутреннего скелета.
Наличие плавников.
Тело покрыто слизью.
Жаберное дыхание.
Орган боковой линии.
Наличие головного и спинного мозга.
Чешуя располагается от головы к хвосту.
Покровительственная окраска.
Обтекаемая форма тела.
Установите соответствие между направлениями эволюции и их признаками
Признаки
Направления эволюции
1. Сокращение ареала.
2. Активизация процесса видообразования.
А. Биологический прогресс
Б. Биологический регресс
3. Активное размножение, ведущее к увеличению
численности особей.
4. Уменьшение числа подчиненных систематических групп.
5. Расширение ареала.
6. Появление новых подчиненных систематических групп.
Работа с учебником
Обсуждение ответов на вопросы рубрики «Подумайте! Выполните!» стр.71
(Учебник: Сивоглазов В.И. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014)
Домашнее задание
Конспект урока, выучить понятия
Параграф 12 учебника
сочинение-рассуждение по проблеме: «Как сохранить существующее в природе многообразие видов?»
(Учебник: Сивоглазов В.И. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014)