Просмотр содержимого документа
«Покрытосемянные растения.»
Конспект урока по теме: «Отдел Покрытосеменные или Цветковые растения»
7 кл.
Цель: Охарактеризовать растения отдела Покрытосеменные, познакомить учащихся с особенностями строения и многообразием покрытосеменных растений.
Планируемые результаты:
Предметные: объяснить значение понятий по теме - цветок, однолетние, многолетние, трава, дерево, кустарник; познакомить с характерными признаками и многообразием покрытосеменных растений.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений
Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.
Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Проверка знаний
Фронтальный опрос:
Какие растения называют голосеменными?
В чем состоит принципиальное отличие голосеменных от споровых растений?
В каких шишках находится пыльца?
Где находятся Женские гаметы?
Как происходит опыление?
Что способствует переносу пыльцы сосны ветром?
Как распространяются семена сосны?
Что такое янтарь?
Почему воздух в хвойных лесах почти не содержит болезнетворных бактерий?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они.
Обсуждение эпиграфа урока.
- Как вы думаете, почему голосеменные растения не господствуют? (устроены просто)
4. Изучение нового материала
Тогда кто же будет властелином и почему? Какую группу растений мы ещё не изучили?
- Следовательно, как будет звучать тема нашего урока? (Отдел Покрытосеменные растения)
- А сейчас скажите мне, что мы должны сделать на уроке? ( формулируем цели)
Хорошо, молодцы! Сегодня мы познакомимся с некоторыми новыми терминами (понятия записаны на доске: Покрытосеменные, цветок, плод, семя, дерево, кустарник, трава, однолетние, двулетние и многолетние растения)
_ Как вы думаете, какая общая черта характерна для голосеменных и покрытосеменных? (Эти растения размножаются при помощи семян)
Второе название покрытосеменных – цветковые. О чем это говорит? (наличие цветка)
- А почему покрытосеменные? (семя защищено, а не лежит на поверхности как у голосеменных)
Таким образом, покрытосеменные растения более продвинутые в эволюционном плане. Это один из показателей их господства на Земле. Численность представителей около250 тыс. видов – это самая молодая группа и многочисленная.
Первые отпечатки растений имевших признаки покрытосеменных, были обнаружены в пластах мелового периода, а затем 100 – 66 миллионов лет назад цветковые растения стали доминирующей формой растительности. Покрытосеменные распространены на всех континентах и во всех климатических зонах. Они приспособились к жизни в воде, в умеренном климате, в пустыне.
Среди покрытосеменных встречаются представители всех жизненных форм.
- Вспомните, какие жизненные формы растений вы знаете?
(демонстрируется таблица «Жизненные формы растений»)
Жизненная форма
Особенности внешнего строения
Деревья
Один одревесневший ствол с кроной из ветвей
Кустарники
Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты
Кустарнички
Несколько одревесневших невысоких стволиков
Полукустарнички
Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, травянистая часть существует один сезон
Травы
Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают
Учащиеся вместе с учителем разбирают таблицу, учитель в случае необходимости делает развернутые пояснения.
Как вы думаете, какие органы можно отнести к вегетативным, а какие к генеративным?
Вегетативные – функция питания и обмена веществ с окружающей средой (корень, стебель, лист)
Продолжаем работу. Откройте параграф 9 (учебник В.В. Пасечника) и найдите информацию о многообразии покрытосеменных, используя рис. 37 и текст учебника, скажите, по каким признакам подразделяют данных представителей? Приведите примеры.
Продолжительность жизни – однолетние, двулетние и многолетние;
По разнообразию стеблей – прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся.
Приспособленность к условиям внешней среды.
Дикорастущими и культурными.
Последний момент, который нам необходимо обсудить – значение покрытосеменных. Обсудите в парах (2 мин) и запишите в тетрадь.
Рефлексивно – оценочный этап.
В чем состоит принципиальное отличие покрытосеменных растений от представителей других систематических групп?
Почему их называют цветковые?
Что дают нам растения?
Скажите , понравился ли вам урок? Что вы узнали интересного?.
Домашнее задание
Параграф 9, вопросы в конце параграфа проработать, выполнить задание после параграфа (заполнить таблицу (по 10 примеров в каждый столбик)
Покрытосеменные имеют орган семенного размножения — _______________, отсюда их второе название — цветковые растения. После цветения образуется ______________, в котором находятся _________________. У покрытосеменных семена развиваются внутри _______________, то есть они защищены (покрыты). Среди покрытосеменных есть __________________, ___________________ и ____________; по продолжительности жизни выделяют: ______________________, _____________________ и _________________________ растения.
5.Сделайте вывод о характерных признаках цветковых растений._____________________________________________________________________