kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка ЕГЭ по биологии. Раздел "Зоология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник материалов для подготовки ЕГЭ по биологии по теме "Эволюция животных". рекомендуется для использования на уроке и дополнительных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка ЕГЭ по биологии. Раздел "Зоология"»

ЕГЭ Биология. Зоология.

Вопросы для тренировки.







Содержание





1

Царство Животные (Общие признаки)


2

Простейшие


3

Многоклеточные


4

Кишечнополостные


5

Черви


6

Членистоногие


7

Моллюски


8

Хордовые


9

Бесчерепные


10

Позвоночные


11

Рыбы


12

Земноводные


13

Пресмыкающиеся


14

Птицы


15

Млекопитающие
















Царство Животные



Установите соответствие между особенностями строения организмов и царством



ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ЦАРСТВО

A) Клеточные стенки содержат целлюлозу

Б) Клеточных стенок нет

B) В цитоплазме есть пластиды

Г) Способ питания гетеротрофный

Д) В молодых клетках есть большие вакуоли

с клеточным соком

Е) Запанное вещество клетки — гликоген



1) Растения

2) Животные






Установите соответствие между признаком организма и царства, для которо­го он характерен.


ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА

ЦАРСТВО

A) активное передвижение

B) есть системы органов

В) оболочка клеток состоит из хитина

Г) клетки лишены оболочки

Д) тело образовано гифами

Е) рост в течение всей жизни



1) Грибы

2) Животные




ВЗ. Соотнесите таксон с группой животных, образующих этот таксон


ГРУППА ЖИВОТНЫХ, ОБРАЗУЮЩИХ ТАКСОН

ТАКСОН

A) Хордовые

Б) Земноводные

B) Саркодовые

Г) Членистоногие

Д) Плоские черви

Е) Птицы



1) тип

2) класс






Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов

2) листовидная форма тела у печеночного сосаль­щика

3) развитие стрекательных клеток у гидры

4) возникновение членистых конечностей у насе­комых

5) появление внутреннего оплодотворения у пре­смыкающихся

6) возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей







К ароморфозам относят

1) возникновение хорды у животных

2) образование пятипалых конечностей у назем­ных позвоночных

3) наличие у коров четырехкамерного желудка

4) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

5) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

6) возникновение полового размножения


126



Примерами полового размножения животных яв­ляются

1) почкование гидры

2) нерест рыб

3) деление обыкновенной амебы

4) регенерация дождевого червя

5) партеногенез тли

6) развитие бабочки из зиготы



256

Установите соответствие между видом животного и особенностью его постэмбрионального развития.



ВИД ЖИВОТНОГО

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

А) обыкновенная кукушка

Б) прудовая лягушка

В) азиатская саранча

Г) обыкновенный волк

Д) рыжий таракан

Е) прыткая ящерица


  1. Прямое

  2. непрямое



А

Б

В

Г

Д

Е











При половом размножении животных

  1. Участвует, как правило, две особи

  2. Половые клетки образуются путем митоза

  3. Споры являются исходным материалом при образовании гамет

  4. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом

  5. Генотип потомков является копией генотипа одного из родителей

  6. Генотип потомков объединяет наследственную информацию обоих родителей

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.



1. Животные – это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.





Простейшие



Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­но­ся­щи­е­ся к про­стей­шим жи­вот­ным

 

1) клет­ка – це­лост­ный ор­га­низм

2) ор­га­нел­лы пе­ре­дви­же­ния вре­мен­ные или по­сто­ян­ные

3) эу­ка­ри­о­ти­че­ские од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы

4) про­ка­ри­о­ти­че­ские од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы

5) мно­го­кле­точ­ные ор­га­низ­мы

6) ре­а­ги­ру­ют на из­ме­не­ние окру­жа­ю­щей среды с по­мо­щью ре­флек­са



36. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Амёба обыкновенная – представитель подцарства Простейшие обитает морской воде. 2. Передвигается с помощью пучка жгутиков. 3. Питание осуществляется путём фаго- и пиноцитоза. 4. При неблагоприятных условиях – похолодании или высыхании, образует цисту. 5. Амёба обыкновенная размножается половым путём. 6. У амёбы обыкновенной наблюдается отрицательный таксис на свет.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1 – амёба обыкновенная – обитатель пресных водоёмов;

2 – передвигается с помощью ложноножек;

5 – амёба размножается бесполым путём (половое размножение отсутствует).



Выберите признаки, характерные для простейших:

  1. при неблагоприятных условиях образуют споры;

  2. размножаются делением на две клетки;

  3. дыхание происходит всей поверхностью тела;

  4. хемотрофное питание;

  5. есть хищники и паразиты;

  6. есть внешний скелет из хитина.





В1. Выберите простейших, ведущих свободный образ жизни

  1. инфузория стентор

  2. лямблия

  3. амеба протей

  4. стилонихия

  5. трипаносома

  6. балаитидий



В2. Соотнесите представителя простейших с признаком, который у него есть



ПРИЗНАК

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

A) есть две сократительные вакуоли

Б) есть два ядра

B) передвигается с помощью жгутика

Г) есть светочувствительный глазок

Д) тело покрыто ресничками

Е) в цитоплазме есть хлоропласты



1) Эвглена зеленая

2) Инфузория-туфелька





Установите последовательность процессов конъ­югации у инфузорий. Запишите получившуюся последовательность цифр


1) мейотическое деление генеративного ядра

2) обмен частями генеративного ядра

3) образование конъюгационного мостика

4) рассасывание вегетативного ядра

5) митотическое деление генеративного ядра



К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?



Элементы ответа:

  1. Подцарство Простейшие (Одноклеточные); тип – Саркодовые (амеба)

  2. А – сократительная вакуоль, Б – ядро

  3. Функции: сократительная вакуоль выделяет избыток воды и продукты обмена веществ.





Зеленая эвглена имеет признаки сходства с растениями и животными. Укажите не менее трех признаков.



Элементы ответа:

  1. Способна к гетеротрофному питанию, как все животные;

  2. Способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;

  3. Содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.







Многоклеточные



Какие признаки можно отнести к многоклеточным животным?

1) синтез органических веществ из неорганических с использованием световой энергии;

2) гетеротрофный тип питания;

3) наличие хитина в клеточной стенке;

4) запасное вещество — гликоген;

5) только половое размножение;

6) наличие нервной системы и рефлексов.



Установите последовательность возникновения групп беспозвоночных животных в процессе исторического развития.

  1. Плоские черви

  2. Одноклеточные животные

  3. Кишечнополостные

  4. Кольчатые черви

  5. Колониальные одноклеточные организмы

  6. Членистоногие







Кишечнополостные





Установите соответствие между функцией клеток гидры и их типом

ФУНКЦИИ КЛЕТОК

ТИП КЛЕТОК

А) поражение жертвы

Б) защита организма от врагов

В) ответ организма на раздражение

Г) образование покрова

Д) передвижение


  1. Кожно-мускульные

  2. Нервные

  3. Стрекательные









На­зо­ви­те изоб­ражённый на ри­сун­ке ор­га­низм и тип, к ко­то­ро­му его от­но­сят. Что обо­зна­че­но бук­ва­ми А и Б, на­зо­ви­те функ­ции ука­зан­ных кле­ток.





Пояснение.

1) Гидра, тип Ки­шеч­но­по­лост­ные.

2) А — стре­ка­тель­ные клет­ки (на­хо­дят­ся в эк­то­дер­ме). Стре­ка­тель­ные клет­ки слу­жат гидре ору­ди­ем на­па­де­ния и за­щи­ты.

3) Б – пи­ще­ва­ри­тель­но-му­скуль­ные клет­ки (на­хо­дят­ся в эн­то­дер­ме) – участ­ву­ет пе­ре­дви­же­нии и обес­пе­чи­ва­ет внут­ри­кле­точ­ное пи­ще­ва­ре­ние. (Му­скуль­ные во­ло­кон­ца их спо­соб­ны к со­кра­ще­нию. Когда они уко­ра­чи­ва­ют­ся, тело гидры ста­но­вит­ся более тон­ким. Пи­ще­ва­ри­тель­но-му­скуль­ные клет­ки эн­то­дер­мы спо­соб­ны об­ра­зо­вы­вать лож­но­нож­ки, за­хва­ты­вать и пе­ре­ва­ри­вать в пи­ще­ва­ри­тель­ных ва­ку­о­лях мел­кие пи­ще­вые ча­сти­цы).





В1. Выберите клетки, находящиеся в эктодерме гидры

1) железистые

2) пищеварительные

3) промежуточные

4) стрекательные

5) нервные

6) половые





Установите соответствие между особенностями строения и группой живот­ных, для которой она характерна.


ОСОБЕННОСТИ

ГРУППА ЖИВОТНЫХ

A) все виды — раздельнополые

Б) большая часть жизненного цикла — стадия медузы

B) морские и пресноводные организмы

Г) гаметы образуются в энтодерме

Д) у некоторых видов нет стадии медузы



1) Гидроидные

2) Сцифоидные






Установите соответствие между особенностью размножения и группой животных, для которой она характерна.


ОСОБЕННОСТЬ

ГРУППА ЖИВОТНЫХ

А) раздельнополые или гермафродиты

Б) раздельнополые животные

В) только половое размножение

Г) чередование половою и бесполого поколений

Д) формирование зародыша из двух зародыше­вых листков



1) Круглые черви

2) Кишечнополостные










Найдите ошибки в приведенном тексте.


1) Кишечнополостные— это трехслойные животные, обитающие в водной среде.

2) Их характерным признаком служит наличие стрекательных клеток, которые используются для защиты от врагов и для добывания пищи. 3) Эти клетки выстреливают стрекательной нитью. 4) После срабатывания стрека­тельные клетки могут использоваться повторно. 5) Газообмен кишечнополо­стных происходит всем телом, а пищеварение — только в кишечной полости. 6) У кишечнополостных появляется диффузная нервная система.



Ошибки:

1 — кишечнополостные относятся к двухслойным животным;

4 — стрекательные клетки используются только один раз, после чего они отмирают;

5 — пищеварение также происходит в клетках.




Какой способ размножения животных изображён на рисунках 1 и 2? Назовите виды этого способа размножения у представленных организмов. В чём особен­ность наследственной информации потомства?





Элементы ответа:

  1. Бесполое размножение

  2. 1 – деление клетки надвое у инфузории; 2 – почкование гидры;

  3. Особенность состоит в том, что потомки получают наследственную информацию, идентичную родительскому организму.





Установите, в какой последовательности происходит половое размножение и развитие пресноводной гидры, начиная с образования половых клеток.

  1. Появление в водоемах молодых гидр нового поколения

  2. Образование зиготы и развитие защитной оболочки

  3. Образование осенью половых клеток у взрослой гидры

  4. Зимовка зародыша и его развитие весной

  5. Оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей



Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.


1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (Диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.


Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1 – кишечнополостные – двухслойные животные;

3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;

5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы (коралловые полипы).





2. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2,3?



Ответ:

1- стрекательные клетки кишечнополостных

2 - эктодерма

3 - энтодерма





Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных и группой животных этого типа.



ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ

ГРУППА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ

А) обитание в толще морской воды

Б) обитание в полосе прибоя

В) образуют колонии

Г) не образуют колоний

Д) имеют известковый скелет

Е) не имеют известкового скелета


  1. Медузы

  2. Коралловые полипы









Черви



Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка, на­чи­ная с опло­до­тво­рен­но­го яйца.

 

1) Вы­ве­де­ние опло­до­тво­рен­ных яиц из ор­га­низ­ма червя в ки­шеч­ник круп­но­го ро­га­то­го скота, а затем на­ру­жу.

2) При­креп­ле­ние ли­чи­нок к вод­ным рас­те­ни­ям и пре­вра­ще­ние их в цисты.

3) Вы­луп­ле­ние из яиц в воде мик­ро­ско­пи­че­ских ли­чи­нок, по­кры­тых рес­нич­ка­ми.

4) По­па­да­ние цист в ки­шеч­ник круп­но­го ро­га­то­го скота.

5) Внед­ре­ние ли­чи­нок в ор­га­низм ули­ток, рост и раз­мно­же­ние ли­чи­нок в этом ор­га­низ­ме.

6) Выход ли­чи­нок из ор­га­низ­ма про­ме­жу­точ­но­го хо­зя­и­на в воду.





Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком жи­вот­ных и эко­ло­ги­че­ской груп­пой, ко­то­рую он ха­рак­те­ри­зу­ет.

 

ПРИ­ЗНАК ЖИ­ВОТ­НЫХ

ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКАЯ ГРУП­ПА

A) вы­со­кая пло­до­ви­тость

Б) раз­ви­тие ор­га­нов чувств

B) раз­ви­тие со сме­ной хо­зя­и­на

Г) на­ли­чие спе­ци­аль­ных ор­га­нов при­креп­ле­ния (крюч­ков, при­со­сок)

1) сво­бод­но­жи­ву­щие

2) па­ра­зи­ты

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 





Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Плос­кие черви — это трех­слой­ные жи­вот­ные.

2. К типу Плос­кие черви от­но­сят белую пла­на­рию, че­ло­ве­че­скую ас­ка­ри­ду и пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка.

3. Плос­кие черви имеют вы­тя­ну­тое упло­щен­ное тело.

4. У лен­точ­ных чер­вей хо­ро­шо раз­ви­та пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма.

5. Плос­кие черви — раз­дель­но­по­лые жи­вот­ные, от­кла­ды­ва­ют яйца.



Пояснение.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 2 — к типу Плос­кие черви не от­но­сят че­ло­ве­че­скую ас­ка­ри­ду; это круг­лый червь;

2) 4 — у лен­точ­ных чер­вей пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма от­сут­ству­ет;

3) 5 — Плос­кие черви — гер­ма­фро­ди­ты.





Жи­вот­ные, име­ю­щие пер­вич­ную по­лость тела, — это

1) бычий це­пень

2) ас­ка­ри­да

3) ост­ри­ца

4) ришта

5) сви­ной солитёр

6) печёноч­ный со­саль­щик





38. Какие черты организации печёночного сосальщика, эхинококка, бычьего и свиного цепней способствуют их процветанию? Ответ поясните

Элементы ответа:

1) обитание в теле хозяина обеспечивает защищённость этих паразитических животных от неблагоприятных условий, обилие пищи, отсутствие врагов;

2) имеют органы прикрепления (крючки или присоски) и плотные покровы тела, которые не перевариваются в теле хозяина;

3) циклы развития сложные, происходят со сменой хозяев; высокая плодовитость.



В1. Выберите из предложенного списка представителей круглых червей

1) эхинококк

2) аскарида

3) луковая нематода

4) картофельная нематода

5) дождевой червь

6) пиявка



В1. Выберите особенности строения многощетинковых червей

1) тело сегментировано

2) есть кровеносная система

3) есть органы чувств

4) органов чувств нет

5) тело несегментировано

6) кровеносной системы нет



В1. Выберите признаки, характерные для паразитических червей

1) анаэробное дыхание

2) сложный цикл развития

3) наличие ресничек

4) простой цикл развития

5) есть кутикула

6) есть органы чувств



Какие особенности строения и жизнедеятельности характерны для червей-паразитов?

1) образуют огромное число половых клеток;

2) хорошо развита нервная система и органы чувств;

3) большинство обитает в анаэробной среде;

4) для дыхания необходим кислород;

5) выделительная система отсутствует:

6) поглощение питательных веществ поверхностью тела.



В2. Соотнесите особенности строения и жизнедеятельности червя с видом животного, обладающего этими особенностями



ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРВЯ

ВИД ЧЕРВЯ

A) в развитии нет личиночной стадии

Б) тело покрыто многослойной кути­кулой

B) ведет свободный образ жизни

Г) есть светочувствительные клетки

Д) раздельнополое животное

Е) гермафродит


1) аскарида

2) дождевой червь




В2. Установите соответствие между признаком животного и его названием



ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО

A) есть первичная полость тела

Б) кишечник сквозной

B) полости тела нет

Г) кишечник замкнутый

Д) гермафродит

Е) раздельнополое животное


1) луковая нематода

2) печеночный сосальщик




Установите соответствие между признаком и типом животного, для которого он характерен.


ПРИЗНАК

ТИП ЖИВОТНОГО

A) имеется полость тела

Б) есть брюшная нервная цепочка

B) замкнутая кровеносная система

Г) все представители типа — гермафродиты

Д) кишечник слепозамкнут


1) Плоские черви

2) Кольчатые черви






В2. Установите соответствие между особенностями цикла развития плоского червя и видом животного



ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА РАЗВИТИЯ

ВИД ЖИВОТНОГО

A) Яйцо превращается в ресничную личинку

Б) В яйце формируется шестикрючный зародыш

B) Личинка превращается в финну

Г) В цикле развития есть хвостатая личинка

Д) Промежуточный хозяин — ма­лый прудовик

Е) Окончательный хозяин — чаще всего корова


1) печеночный сосальщик

2) свиной цепень




Установите последовательность развития печеночного сосальщика, начиная со взрослой особи:


1) взрослая особь;

2) покоящаяся стадия;

3) личинка с ресничками;

4) яйцо;

5) личинка с хвостом



Установите правильную последовательность заражения человека аскаридозом

1) развитие личинки в печени

2) попадание яйца в кишечник

3) вторичное попадание личинки в глотку и кишечник

4) развитие личинки в легких

5) развитие взрослого червя в кишечнике


Установите последовательность этапов в цикле раз­вития человеческой аскариды, начиная с яйца.

1) выход личинок из яйца

2) попадание яиц в организм человека

3) продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4) внедрение личинок в стенку кишечника и попа­дание их в кровь

5) попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6) развитие половозрелой аскариды в тонком ки­шечнике



214365

Установите последовательность этапов миграции личинки аскариды в организме человека.

  1. Поступление личинки с током крови в сердце

  2. Миграция личинки по большому кругу кровообращения

  3. Вторичное поступление аскариды в кишечник

  4. Проникновение личинки в альвеолы легких

  5. Миграция личинки в глотку, а затем в ротовую полость

  6. Попадание яиц с развивающейся личинкой в кишечник человека.



8. Найдите три ошибки в приведенном тексте и исправьте их.


1) Оплодотворенные яйца печеночного сосальщика выводятся из кишечника промежуточного хозяина, и некоторые из них попадают в водоем.2) Здесь из яиц выходят хвостатые личинки. 3) Эти личинки внедряются в тело улитки - малого прудовика, которая является окончательным хозяином. 4) Покинув прудовика, хвостатые личинки превращаются в цисты. 5)Весной коровы или овцы поедают листы и заражаются сосальщиком. б)В кишечнике овец паразиты освобождаются от оболочек цисты и проникают в печень хозяина.



Ответ:

Ошибки допущены в предложениях 1,2,3-

1. Предложение 1 - яйца выходят по кишечнику окончательного хозяина.

2. Предложение 2 - из яиц выходят личинки, покрытые ресничками.

3. Предложение 3 - малый прудовик - промежуточный хозяин сосальщика.



7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.


1) В богатых перегноем почвах живёт один из представителей класса Кольчатых червей - дождевой червь. 2) Он относится к типу Малощетинковые черви.

3) Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4) Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая. 5) Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды. 6) Газообмен происходит в подкожных капиллярах. 7) Дождевые черви гермафродиты.



Ответ:


Ошибки допущены в предложениях 1,2,4.

1) Кольчатые черви - это тип, а не класс животных.

2) Малощетинковые черви - это класс, а не тип животных.

4) Кровеносная система у кольчатых червей замкнутая

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.


1. Плоские черви из классов Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосаль­щика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик.

4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот, 5. Взрослый червь - печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.



Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

3- основным хозяином печеночного сосальщика является

крупный рогатый скот, а промежуточным - малый прудовик;

4 - основным хозяином бычьего цепня является человек;

5 - взрослый червь размножается в организме крупного рогатого скота.




Объясните, почему после дождя можно увидеть на поверхности земли большое количество дождевых червей.


Элементы ответа:

1) дождевая вода заполняет ходы дождевых червей, вытесняя воздух.

2) кислород воздуха необходим для дыхания дожде­вых червей, его уменьшение «заставляет» червей вы­ползать на поверхность.










Назовите стадии развития печеночного сосальщика, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Назовите не менее двух отличий строения печеночного сосальщика от строения цепней.



Элементы правильного ответа:

1)

1. взрослый червь;

2. бесхвостая личинка с ресничками (мирацидий);

3. хвостатая личинка (церкарий).

2) У печеночного сосальщика есть пищеварительная система, у цепней ее нет

3) Сосальщик не имеет членистого строения, цепни имеют такое строение



Установите соответствие между признаком и типом животного.


ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ

A) рост и развитие сопровождаются линькой

Б) членики тела примерно одинаковые, не образуют отделов

B) отделы тела отличаются по строению и размерам

Г) есть кожно-мускульный мешок

Д) покровы плотные, состоят из хитина


1) Кольчатые черви

2) Членистоногие




21212



Членистоногие



Вы­бе­ри­те при­зна­ки, яв­ля­ю­щи­е­ся об­щи­ми для чле­ни­сто­но­гих и мол­люс­ков.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов.

 

1. лу­че­вая сим­мет­рия тела

2. дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела

3. трех­слой­ное стро­е­ние тела

4. сег­мен­та­ция тела

5. хи­ти­но­вый по­кров

6. не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма





Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми чле­ни­сто­но­гих и клас­сом, для ко­то­рых они ха­рак­тер­ны

 

ОСО­БЕН­НО­СТИ

 

КЛАСС

А) от­де­лы тела: го­ло­ва, грудь и брюш­ко

Б) три пары хо­диль­ных ног

В) на­ли­чие па­у­тин­ных желез

Г) че­ты­ре пары хо­диль­ных ног

Д) от­де­лы тела: го­ло­во­грудь и брюш­ко

Е) на­ли­чие уси­ков

 

1) Па­у­ко­об­раз­ные

2) На­се­ко­мые

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



К насекомым с полным превращением относятся:

  1. бабочка махаон;

  2. зеленый кузнечик;

  3. оса обыкновенная;

  4. комнатная муха;

  5. клоп-долгоносик;

  6. тля листовая.





В1. Выберите признаки, характерные только для насекомых

1) тело разделено на голову, грудь и брюшко

2) дышат легкими и трахеями

3) есть три пары ног

4) есть ногочелюсти или хелицеры

5) кровеносная система незамкнутая

6) развиваются как с метаморфозом, так и прямым путем





Установите соответствие между отрядом насекомых и типом превращения.


ОТРЯД

ТИП ПРЕВРАЩЕНИЯ

A) Чешуекрылые

Б) Перепончатокрылые

B) Прямокрылые

Г) Полужесткокрылые

Д) Жесткокрылые

Е) Двукрылые



1) полное превращение

2) неполное превраще­ние






Распределите животных, указанных в списке, по классам.



ЖИВОТНОЕ

КЛАСС

А) мокрица

Б) бокоплав

В) тарантул

Г) сенокосец

Д) лангуст

Е) скорпион



1) Ракообразные

2) Паукообразные






В2. Соотнесите особенности строения животного с видом животного


ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ВИД ЖИВОТНОГО

A) количество ног 10

Б) дышат жабрами

B) имеется 4 пары ног

Г) органы выделения — зеленые железы

Д) тело четко разделено на голову,

грудь и брюшко

Е) на головогруди есть несколько

пар простых глаз

Ж) имеется три пары ног


1) Речной рак

2) Таракан домашний

3) Паук крестовик






1. Найдите ошибки в приведенном тексте; Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.


1. Основные классы типа членистоногих - Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукооб­разных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насеко­мых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных уси­ков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных - од­на пара.





Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

2- тело ракообразных и паукообразных состоит из голо­вогруди и брюшка;

3 - тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка;

5 - у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных -две пары.








Установите соответствие между насекомым и типом его развития.


НАСЕКОМЫЕ

ТИП РАЗВИТИЯ

A) медоносная пчела

Б) майский жук

B) азиатская саранча

Г) капустная белянка

Д) зеленый кузнечик


1) с неполным превращением

2) с полным превращением





22121



Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.


1. Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Пищеварительная система жуков на­чинается на голове ротовым отверстием с колю­щим ротовым аппаратом. 3. Продукты обмена веществ выделяются через зеленые железы. 4. Га­зообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5. Незамкнутая кровеносная сис­тема состоит из сердца и сосудов.

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1 — тело майского жука, покрытое хитином, под­разделяется на голову, грудь и брюшко.

2 — пищеварительная система жуков начинается на голове ротовым отверстием с грызущим ротовым аппа­ратом .

3 — продукты обмена веществ выделяются через мальпигиевы сосуды и жировое тело.




Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растет и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.



Определите по рисунку тип и класс изображенного животного. По каким признакам это можно сделать? В чем особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните.




Элементы ответа:

1) тип Членистоногие. Класс Паукообразные

2) признаки — 4 пары ходильных ног, маленькая го­ловогрудь, большое нечленистое брюшко

3) по способу питания паук — хищник, пищеварение внеорганизменное (внекишечное).





Кровососущие насекомые — обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.



Элементы ответа:

  1. на теле растительноядного животного они – консументы II порядка;

  2. На теле хищника они - консументы III (IV) порядка.





Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.



1. Животные типа Членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая.







Моллюски



Вы­бе­ри­те при­зна­ки, яв­ля­ю­щи­е­ся об­щи­ми для чле­ни­сто­но­гих и мол­люс­ков.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов.

 

1. лу­че­вая сим­мет­рия тела

2. дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела

3. трех­слой­ное стро­е­ние тела

4. сег­мен­та­ция тела

5. хи­ти­но­вый по­кров

6. не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма



Выберите признаки, характерные для двустворчатых моллюсков


1) тело разделено на голову, туловище и ногу

2) животные раздельнополы

3) есть глаза и щупальца

4) дышат легкими

5) есть два сифона

6) глотка, терка, слюнные железы отсутствуют



Выберите признаки, характерные для головоногих моллюсков


1) раковины нет или редуцирована

2) медленно передвигаются по дну водоема

3) характерен «реактивный» способ передвижения

4) снабжены длинными щупальцами с присосками

5) дыхание легочное

6) пищеварительная система упрощена





Установите соответствие между особенностями и классом животного, для которого они характерны.


ОСОБЕННОСТИ

КЛАСС

A) раковина хорошо развита

Б) реактивный принцип движения

B) обитают только в морской воде

Г) органы выделения представлены одной почкой

Д) раздельнополые, развитие прямое

Б) гермафродиты или раздельнополые, развитие прямое или с личинкой


1) Головоногие

2) Брюхоногие






Найдите ошибки в приведенном тексте.


1) К моллюскам относят животных с мягким нечленистым телом и мантией.

2) У всех моллюсков хорошо развита раковина, выполняющая защитную функцию. 3)Тело моллюсков состоит из трех отделов— головы, туловища и ноги. У некоторых видов голова отсутствует. 4) Кровеносная система моллю­сков замкнутая, имеется сердце. 5) Органы выделения— мальпигиевы сосу­ды, открывающиеся в кишечник. 6) Дыхательная система представлена жаб­рами или легкими.




Ошибки:

2— раковина развита не у всех моллюсков, например, у боль­шинства головоногих она редуцирована;

4 — кровеносная система не­замкнутая;

5 — органом выделения служат почки.



Установите соответствие между признаком большо­го прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАК БОЛЬШОГО

ПРУДОВИКА

КРИТЕРИЙ ВИДА


A) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

B) населяет пресные водоемы

Г)питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная



1) морфологический

2) экологический




11221





Хордовые



ВЗ. Установите соответствие между признаками животных и типом, к которому относятся эти животные


ПРИЗНАК

ТИП ЖИВОТНЫХ

A) у животных нет соединительно­тканного внутреннего скелета

Б) все представители типа — холод­нокровные животные

B) в тип входят как холоднокровные, так и теплокровные животные

Г) количество камер в сердце от двух до четырех

Д) развит передний отдел головного мозга

Е) головной мозг образован окологло­точным нервными узлами



1) Хордовые

2) Беспозвоночные






С2. Внимательно прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните и исправьте их.


1. Тип хордовых - один из крупнейших по числу видов в царстве животных.

2. Внутренним осевым скелетом у всех представителей этого типа служит хорда - костный, плотный, упругий тяж 3. Тип Хордовые разделяется на два подтипа - Позвоночные и Беспозвоночные. 4. В нервной системе наибольшее развитие получает передний отдел головного мозга. 5. Все хордовые имеют радиальную симметрию, вторичную полость тела, замкнутую кровеносную систему.

6. Примером примитивных хордовых животных является ланцетник.





Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы хордовых животных.


Элементы ответа:

1) подтип Бесчерепные, ланцетник — замкнутая кровеносная система, один круг кровообращения, сердце отсутствует. Надкласс Рыбы — один круг кровообра­щения, двухкамерное сердце;

2) класс Земноводные — два круга кровообращения, сердце трехкамерное. Класс Пресмыкающиеся — два круга кровообращения, трехкамерное сердце с зачат­ком перегородки между желудочками;

3) классы Птицы и Млекопитающие — четырехкамерное сердце, теплокровность.





Становите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.

  1. Кистеперые рыбы

  2. Пресмыкающиеся

  3. Стегоцефалы

  4. Бесчерепные хордовые

  5. Птицы и млекопитающие





Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

  1. Возникновении легких

  2. Образование головного и спинного мозга

  3. Образование хорды

  4. Возникновение четырехкамерного сердца.



3214





25. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?





Бесчерепные



Уста­но­ви­те, в какой по­сле­до­ва­тель­но­сти про­ис­хо­дят про­цес­сы эм­брио­ге­не­за у лан­цет­ни­ка.

 

1) об­ра­зо­ва­ние од­но­слой­но­го за­ро­ды­ша

2) об­ра­зо­ва­ние ме­зо­дер­мы

3) об­ра­зо­ва­ние эн­то­дер­мы

4) диф­фе­рен­ци­ров­ка ор­га­нов

5) об­ра­зо­ва­ние бла­сто­ме­ров





В2. Выберите признаки, имеющие отношение к бесчерепным животным

1) головной мозг не дифференцирован на отделы

2) внутренний скелет представлен хордой

3) органы выделения - почки

4) кровеносная система незамкнута

5) органы зрения и слуха хорошо развиты

6) глотка пронизана жаберными щелями



Позвоночные



Установите соответствие между строением сердца и животным, которому оно характерно.



ЖИВОТНОЕ

СЕРДЦЕ

A) большая белая акула

Б) треска обыкновенная

B) огненная саламандра

Г) миссисипский аллигатор

Д) египетская кобра

Е) пустельга обыкновенная



1) двухкамерное

2) трехкамерное

3) четырехкамерное






Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных.

1) двухкамерное сердце рыб

2) развитие детеныша в матке млекопитающих

3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

4) легочное дыхание у земноводных



1432





Рыбы



В1. Выберите правильные утверждения

1) у рыб трехкамерное сердце

2) переход головного отдела в туловищный у рыб хорошо заметен

3) в органах боковой линии рыб есть нервные окончания

4) хорда у некоторых рыб сохраняется всю жизнь

5) рыбы не способны к образованию условных рефлексов

6) нервная система рыб состоит из головного, спинного мозга и периферических нервов



Какие признаки характерны для хрящевых рыб?

1) нет плавательного пузыря;

2) 3-камерное сердце:

3) оплодотворение внутреннее;

4) зубы дифференцированы;

5) есть клоака и первичные почки;

6) жабры снаружи прикрыты жаберными крышками.



Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­мно­же­ние рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, вы­бе­ри­те пра­виль­ные утвер­жде­ния.

 

Раз­мно­же­ние рыб

 

На­зва­ние

рыбы

Ко­ли­че­ство

ик­ри­нок,

тыс.

Сред­ний

диа­метр

ик­ри­нок, мм

Сред­нее время

на­ступ­ле­ния

по­ло­возре­ло­сти,

лет

Сред­ний

воз­раст рыб,

вы­лов­лен­ных

ры­ба­ка­ми

в раз­ных

водоёмах, лет

Щука обык­но­вен­ная

30

2,7

3–4

5

Нор­веж­ская сельдь

200

1,3

2–7

8

Трес­ка бал­тий­ская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Ко­люш­ка

трёхиг­лая

0,1–1

1,8

1

2

 

1) Наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок у щук.

2) Трес­ку бал­тий­скую ры­ба­ки от­лав­ли­ва­ют в не­по­ло­возре­лом воз­расте.

3) Наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок у са­за­на и трес­ки.

4) Ко­ли­че­ство ик­ри­нок у ко­люш­ки самое низ­кое, так как дей­ству­ет есте­ствен­ный отбор: по­еда­ют хищ­ни­ки, гиб­нут от бо­лез­ней и слу­чай­ных фак­то­ров.

5) Сазан вы­ме­ты­ва­ет самое боль­шое ко­ли­че­ство ик­ри­нок, т.к. это самые круп­ные рыбы, из ука­зан­ных пред­ста­ви­те­лей.





Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки.

1. Окунь — пер­вич­но­вод­ное жи­вот­ное, кит — вто­рич­но­вод­ное жи­вот­ное. 2. У пер­вич­но­вод­ных жи­вот­ных есть ор­га­ны бо­ко­вой линии, вос­при­ни­ма­ю­щие дав­ле­ние, на­прав­ле­ние дви­же­ния, ско­рость те­че­ния воды. 3. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти кита пре­вра­ти­лись в груд­ные плав­ни­ки 4. Зад­ние ко­неч­но­сти кита ви­до­из­ме­не­ны в хво­сто­вой плав­ник. 5. У окуня и кита жа­бер­ное ды­ха­ние. 6. У китов к крест­цо­во­му от­де­лу по­зво­ноч­ни­ка при­креп­ле­ны та­зо­вые кости.




В процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке. Определите тип и класс животного, для которого характерен такой головной мозг. Каковы особенности органов дыхания и кровообращения этого животного?







Ответ:



Рыбы





Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак. К каждому элементу пер­вого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


ПРИЗНАК

КЛАСС

A) жаберные крышки имеются

Б) жаберные крышки отсутствуют

B) оплодотворение внешнее

Г) характерно внутреннее оплодотво­рение и разные типы живорожде­ния

Д) наличие плавательного пузыря

Е) зубы являются видоизменением чешуи



1) Хрящевые рыбы

2) Костные рыбы
















Земноводные




Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен.


ПРИЗНАК

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

А) сердце заполнено венозной кровью

Б) наличие трехкамерного сердца

В) в желудке сердца кровь смешивается

Г) один круг кровообращения

Д) наличие одного предсердия


  1. Костные рыбы

  2. Земноводные


А

Б

В

Г

Д








В1. Какие признаки доказывают родство земноводных и рыб?

1) развитие потомства в водной среде

2) наличие пятипалых конечностей

3) сходство зародышей

4) кожное дыхание

5) наличие внутреннего уха

6) наличие жабр у тритонов





Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми кожи и клас­са­ми по­зво­ноч­ных, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны

 



Осо­бен­но­сти кожи

Класс позвоночных

А) обес­пе­чи­ва­ет вса­сы­ва­ние воды

Б) за­щи­ща­ет от вы­сы­ха­ния

В) имеет ро­го­вую чешую

Г) со­дер­жит много желез

Д) участ­ву­ет в га­зо­об­ме­не



  1. Земноводные

  2. Пресмыкающиеся



Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты клас­си­фи­ка­ции вида Серая жаба, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) класс Зем­но­вод­ные

2) тип Хор­до­вые

3) род Жабы

4) цар­ство Жи­вот­ные

5) отряд Бес­хво­стые





Какие особенности земноводных сформировались в связи с обитанием в наземно-воздушной среде?

1) замкнутая кровеносная система;

2) малый круг кровообращения;

3) голая тонкая кожа;

4) появление легких;

5) наличие отделов в позвоночнике;

6) две пары конечностей, состоящих из трех отделов.





Что из перечисленного можно считать приспособлениями земноводных к жизни на суше?

1) наружное оплодотворение

2) наличие языка

3) конечности рычажного типа

4) голая, слизистая кожа

5) холоднокровность

6) дыхание атмосферным воздухом





ВЗ. Установите соответствие между особенностями строения личинки лягушки и стадиями развития, для которых эти особенности характерны.


ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ

A) один круг кровообращения

Б) двухкамерное сердце

B) есть органы боковой линии

Г) два круга кровообращения

Д) трехкамерное сердце

Е) легочное дыхание



1) личинка

2) взрослая лягушка






Установите соответствие между особенностями дыхательной системы и животных, для которых они характерны.


ОСОБЕННОСТЬ

КЛАСС

A) в газообмене участвуют только легкие

Б) есть воздушные мешки

B) дыхательные пути короткие

Г) характерно двойное дыхание

Д) вдох и выдох обеспечивают мышцы ротовой полости



1) Птицы

2) Земноводные





Установите последовательность размножения и развития лягушки, начиная с брачного периода:

1) оплодотворение;

2) формирование молодой особи;

3) исчезновение хвоста;

4) появление личинок с одним кругом кровообращения;

5) у самцов развиваются резонаторы.





Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки.



1. К земноводным относятся самые высокоорганизованные наземные животные.

2. Хотя их развитие происходит в воде, яйцеклетки земноводных покрыты плотной защитной оболочкой. 3. На коже земноводных имеются многочисленные слизистые железы. 4. Выделяемая слизь увлажняет кожу, что способствует проникновению через нее атмосферного кислорода. 5. Скелет земноводных состоит из нескольких отделов - скелета головы, скелета туловища, скелета парных поясов конечностей и свободных конечностей. 6. Голова неподвижно соединена с позвоночником.







Установите соответствие между признаком живот­ных и классом, для которого этот признак характе­рен.


ПРИЗНАК

КЛАССЫ

A) оплодотворение внутреннее

Б) оплодотворение у большинства видов наружное

B) непрямое развитие

Г) размножение и развитие происходит на суше

Д) яйца с большим запасом питательных веществ


1) Земноводные

2) Пресмыкающиеся



21122




От каких древних представителей ныне сущест­вующей систематической группы рыб произошли древние земноводные животные? Приведите дока­зательства.


Элементы ответа:

1) древние земноводные животные произошли от древних кистеперых рыб.

2) современный представитель кистеперых рыб латимерия имеет скелет конечностей, сходный со скелетом пятипалой конечности.

3) у латимерии есть легкое.





24. Ученые считают, что первые наземные позвоночные – стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?





Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее трех доказательств.



Элементы ответа:

  1. Обеспечивает газообмен через кожу;

  2. Предохраняет кожу от иссушения;

  3. Выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые);

  4. Уменьшает трение при плавании.







Пресмыкающиеся



Установите соответствие между особенностями размножения и классом животных, для которого он характерен.


ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ

КЛАСС

А) наружное оплодотворение

Б) внутреннее оплодотворение

В) прямое развитие

Г) постэмбриональное развитие с метаморфозом

Д) зародыш развивается в воде

Е) яйцеклетки содержат зародышевые оболочки


1) Земноводные

2) Рептилии


Установите соответствие между признаком живот­ного и классом, для которого он характерен.


ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО

КЛАСС

A) дыхание легочное и кожное

Б) оплодотворение наружное

B) кожа сухая, без желез

Г) постэмбриональное развитие с превращением

Д) размножение и развитие происходят на суше

Е) оплодотворенные яйца с большим содержанием желтка


1) Земноводные

2) Пресмыкаю­щиеся



112122

Установите соответствие между признаком животного и классам, к которому его относят.


ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО

КЛАСС

А) кожа тонкая, слизистая

Б) дышат при помощи легких и гладкой кожи

В) кожа сухая, органы дыхания – легкие

Г) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

Д) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке

Е) размножается в воде


  1. Земноводные

  2. Пресмыкающиеся




В2. Установите соответствие между признаком животного и представителем обладателем этим признаком


ПРИЗНАК

ЖИВОТНЫЕ

A) Грудная клетка, состоящая из гру­дины и ребер

Б) Развитие с метаморфозом

B) Развитие прямое

Г) Оплодотворение наружное

Д) Есть первичная кора головного мозга

Е) Дыхание легочное


1) Прудовая лягушка

2) Сухопутная черепаха






Какие факторы среды ограничивают численность пресмыкающихся в пустынях?

1) температура и влажность воздуха;

2) газовый состав атмосферы;

3) наличие пиши;

4) количество древесной растительности;

5) уровень антропогенного воздействия;

6) количество перегноя в почве.



Укажите особенности пресмыкающихся, обеспечивающие им жизнь на суше

1) смешанная кровь в сердце

2) наличие яйцевых оболочек

3) роговые чешуи на коже

4) выделение мочевой кислоты

5) неполная перегородка в желудочке сердца

6) холоднокровность




Установите соответствие между характеристикой и классом животных.


ХАРАКТЕРИСТИКА

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

A) имеют постоянную температуру тела

Б) на задних конечностях развита цевка

B) сердце трехкамераое с неполной перегородкой в желудочке

Г) клетки тела снабжаются смешанной кровью

Д) на грудине хорошо развит киль


1) Пресмыкающиеся

2) Птицы



22112



Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого характерен.

ПРИЗНАК

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

А) теплокровность

Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды

В) сердце трехкамерное, два круга кровообращения

Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землей

Д) характерно двойное дыхание

Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешивается



  1. Птицы

  2. Пресмыкающиеся



А

Б

В

Г

Д

Е











26. Ароморфоз, благодаря которому древние пресмыкающиеся освоили наземную среду  обитания, –

  

 1) 

внутреннее оплодотворение

  

 2) 

покровительственная окраска

  

 3) 

пятипалая конечность

  

 4) 

глаза с веками









Птицы



К чему при­ве­ли идио­адап­та­ции в клас­се Птицы?

 

1) об­ще­му подъёму ор­га­ни­за­ции

2) уве­ли­че­нию числа по­пу­ля­ций и видов

3) ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию

4) упро­ще­нию ор­га­ни­за­ции

5) воз­ник­но­ве­нию част­ных при­спо­соб­ле­ний к усло­ви­ям среды

6) по­ни­же­нию пло­до­ви­то­сти





Кровеносная система птиц характеризуется следующими особенностями:


1) имеет два круга кровообращения;

2) от сердца отходят две артерии;

3) в сердце — неполная перегородка между желудочками;

4) к головному мозгу поступает артериальная кровь, а к остальным органам — смешанная;

5) венозная кровь течет только по венам, а артериальная — только по артериям;

6) венозная и артериальная кровь не смешиваются.





В1. Выберите признаки птиц, обеспечившие их приспособленность к полету

1) развит один яичник

2) две пары конечностей

3) есть костный киль

4) теплокровность

5) сросшиеся отделы скелета

6) наличие цевки



Укажите признаки приспособленности птиц к полету. Выберите три верных ответа из ше­сти.

1) наличие крыльев

2) развитие киля

3) теплокровность

4) облегченность скелета

5) легочное дыхание

6) наличие клюва





В2. Важными факторами, определяющими миграции птиц, являются:

1) избыток освещенности

2) недостаток освещенности

3) влажность климата

4) количество пищи

5) наличие врагов

6) температура воздуха и воды





Установите соответствие между признаком и клас­сом позвоночных животных, для которых он ха­рактерен.


ПРИЗНАК

КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

A) непостоянная температура тела

Б) интенсивный обмен веществ в клетках

B) отсутствие мочевого пузыря

Г) сердце четырехкамерное

Д) неполная перегородка в желудочке сердца

Е) наличие киля





1) Пресмыкающиеся

2) Птицы







Найдите ошибки в приведенном тексте.


1) По отношению к сезонным миграциям выделяют три группы птиц — осед­лые, кочующие и перелетные. 2) Перелетные птицы ориентируются по Солн­цу и звездам. 3) Кочующие виды ежегодно совершают миграции на тысячи и десятки тысяч километров. 4) Оседлые птицы постоянно обитают в опреде­ленной местности. 5) К оседлым птицам относятся скворцы, ласточки и стрижи. 6) Разные особи одного вида могут быть перелетными или оседлыми, в зависимости от индивидуальных особенностей.




Ошибки:

3 — кочующие птицы перемещаются в пределах одной природ­ной зоны, на расстоянии не более нескольких сотен километров;

5 — скворцы, ласточки и стрижи — перелетные птицы;

6 — особи одного вида могут быть или только оседлыми, или только перелетными.







На каком рисунке изображен мозг птицы?









Что в скелете птицы обозначено цифрами 1,7,11? Объясните их функции.









Элементы ответа:

1 –череп, По сравнению с пресмыкающимися резко бросается в глаза значительное увеличение объема мозговой полости, большие глазницы, появление клюва, полное исчезновение зубов, у большинства птиц — заметное смещение вниз большого затылочного отверстия. Кости черепа настолько тонки, что соединение их друг с другом при помощи швов становится невозможным. Поэтому у птиц большинство костей черепа сливается друг с другом;

7 – киль, образованием киля, — прямое приспособление к полету; оно обеспечивает возможность прикрепления мощных мышц, приводящих в движение крыло;

11 – цевка, предплюсна и все элементы плюсны сливаются у птиц в единую кость — цевку, или плюсну-предплюсну. Благодаря этому в конечности появляется добавочный рычаг. Мощные длинные кости скелета задних конечностей, появление добавочного рычага, резкий рельеф суставных поверхностей — все это обеспечивает прочность и подвижность задних конечностей.





К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

  1. Общему подъему организации

  2. Увеличению числа популяций и видов

  3. Широкому распространению

  4. Упрощению организации

  5. Возникновению частных приспособлений к условиям среды

  6. Понижению плодовитости





1. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2,3? Укажите функцию структур 1 и 3?





Ответ:


1) Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 - желток, цифрой 3 -воздушная камера.

2) Зародышевый диск - оплодотворенная яйцеклетка, из которой развивается цыпленок.

3) Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца







Млекопитающие





Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для че­ло­ве­ка и мле­ко­пи­та­ю­щих жи­вот­ных?

 

1) теп­ло­кров­ность

2) на­ли­чие во­ро­ньих ко­стей

3) ле­во­сто­рон­няя дуга аорты

4) трех­ка­мер­ное серд­це

5) на­ли­чие диа­фраг­мы

6) вы­карм­ли­ва­ние де­те­ны­шей мо­ло­ко





Установите соответствие между признаком и классом животных, для которо­го он характерен.

ПРИЗНАК

КЛАСС

A) трехкамерное сердце

Б) клетки тела снабжаются смешанной кровью

B) наличие желез в эпидермисе кожи

Г) эмбрион развивается в матке

Д) постоянная температура тела


1) Млекопитающие

2) Пресмыкающиеся







Установите соответствие между признаком и классом животных, для которо­го он характерен.

ПРИЗНАК

КЛАСС

A) три слуховые косточки

Б) газообмен происходит в альвеолах

B) хорошо развиты воздушные мешки

Г) кожа сухая, тонкая, практически без желез

Д) большие полушария гладкие, кора практически не развита

Е) у всех видов зрение цветное



1) Млекопитающие

2) Птицы








Опре­де­ли­те, какой бук­вой на ри­сун­ке обо­зна­чен орган, от­де­ля­ю­щий груд­ную по­лость от брюш­ной, как он на­зы­ва­ет­ся? Какие дру­гие функ­ции вы­пол­ня­ет, какой мы­шеч­ной тка­нью об­ра­зо­ван. Чем эта ткань от­ли­ча­ет­ся от дру­гих мы­шеч­ных тка­ней?





Пояснение.

1) Б — диа­фраг­ма.

2) Диа­фраг­ма об­ра­зо­ва­на су­хо­жи­ли­я­ми и по­пе­реч­но-по­ло­са­той мы­шеч­ной тка­нью. Дру­гие функ­ции: участ­ву­ет в ды­ха­нии (при со­кра­ще­нии уве­ли­чи­ва­ет объем груд­ной клет­ки), яв­ля­ет­ся верх­ней стен­кой брюш­ной по­ло­сти, с дру­ги­ми мыш­ца­ми жи­во­та осу­ществ­ля­ет функ­ции брюш­но­го прес­са.

3) По­пе­реч­но­по­ло­са­тая мы­шеч­ная ткань со­сто­ит из длин­ных мно­го­ядер­ных во­ло­кон и об­ра­зу­ет ске­лет­ные мышцы, ко­то­рые ра­бо­та­ют как про­из­воль­но (по воле че­ло­ве­ка), так и ре­флек­тор­но. Во­лок­на этой ткани спо­соб­ны к быст­ро­му со­кра­ще­нию и долго могут на­хо­дить­ся в со­кра­щен­ном или рас­слаб­лен­ном со­сто­я­нии. Из-за че­ре­до­ва­ния бел­ков раз­ной плот­но­сти (ак­ти­на и мио­зи­на) в мы­шеч­ных во­лок­нах, дан­ная ткань под мик­ро­ско­пом имеет по­пе­реч­ную ис­чер­чен­ность.

 

К отряду Грызуны относятся

1) заяц-беляк;

2) белка обыкновенная;

3) землеройка;

4) полевка стенная;

5) суслик крапчатый;

6) еж обыкновенный.



В2. Выберите три названия отрядов животных

1)рыбы

2) пресмыкающиеся

3) хрящевые рыбы

4) хищные

5) бесхвостые (амфибии)

6)крокодилы



Установите последовательность систематических категорий, начиная с наи­большей:

1) Горилла;

2) Позвоночные;

3) Горилла восточная;

4) Приматы;

5) Хордовые;

6) Млекопитающие.



12. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

  

 1) 

превращение передних конечностей в ласты

  

 2) 

дыхание кислородом, растворённым в воде

  

 3) 

дыхание кислородом воздуха

  

 4) 

обтекаемая форма тела

  

 5) 

толстый подкожный слой жира

  

 6) 

постоянная температура тела




С. Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.



Элементы ответа:

  1. Обилие растительной пищи

  2. Плодовитость и быстрая смена поколений

  3. Приспособленность к различному образу жизни: наземному, древесному, полуводному.



С. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырех признаков.

Элементы ответа:

  1. Четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови, альвеолярные легкие;

  2. Наличие волосяного покрова;

  3. Высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции;

  4. Живорождение и выкармливание потомства молоком;

  5. Высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения.




Птицы и млекопитающие достигли в эволюции успеха в освоении наземно – воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трех признаков.

Элементы ответа:

  1. полное разделение артериальной и венозной крови

  2. высокий уровень обмена веществ, теплокровность

  3. более совершенная дыхательная система, обеспечивающая организм кислородом

  4. развитие переднего мозга и сложное поведение (забота о потомстве, перелеты птиц и др.)



50



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка ЕГЭ по биологии. Раздел "Зоология"

Автор: Демина Нина Алексеевна

Дата: 21.08.2018

Номер свидетельства: 476143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Подготовка к ЕГЭ по биологии "Раздел Зоология" "
    ["seo_title"] => string(50) "podghotovka-k-iege-po-biologhii-razdiel-zoologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "140492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417961618"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Подготовка к ОГЭ"
    ["seo_title"] => string(16) "podgotovka_k_oge"
    ["file_id"] => string(6) "623677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1674321035"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_klass_paukoobraznyie_ikh_mnoghoobraziie_i_"
    ["file_id"] => string(6) "387657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486208235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства