1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 2.1. Фронтальный опрос Последние несколько уроков, ребята, вы изучали особенности строения, функции вегетативного органа растения – корня. Практически все вы отметили приспособленность его к условиям окружающей среды, в связи с этим у него имеется очень много видоизменений, давайте вспомним какие - Корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни, корни дыхательные, корни придаточные. Какие причины влияют на разнообразие видоизменений корней? - Условия климата, близость воды в почве, среда обитания. Выполним тест по прошлой теме урока. 1.Корнеплоды – это видоизменения а) корня и частично стебля б) листьев в) побега г) плодов 2. Основная роль корнеплодов а) образование боковых корней б) образование корня и побега в) образование придаточных корней г) накопление питательных веществ 3. Корнеплоды образует а) ландыш б) свекла в) картофель г) горох 4. К растениям, образующим корнеплоды, относятся: а) свекла б) укроп и петрушка в) морковь г) морковь и петрушка 5. Как изменится главный корень, если прищипнуть его? а) ускорится рост главного корня б) ускорится развитие боковых корней в) корневая система засохнет г) образуется мочковатая корневая система 6. Корни многолетних растений обладают способностью сокращаться и втягивать основание побегов в почву. Каково биологическое значение этого явления? 7. Определите правильный путь перемещения воды в корне а) - клетки коры – сосуды – корневой волосок – стебель и листья б) – корневой волосок – сосуды – клетки коры – стебель и листья в) корневой волосок – клетки коры – сосуды – стебель и листья г) стебель и листья – клетки коры – сосуды – корневой волосок 8. Одна из причин поглощения воды корнем а) корневое давление б) движение цитоплазмы в) дыхание растений г) фотосинтез 9. Благодаря корневому давлению а) происходит рост корня б) корень поглощает воду из почвы в) растение растет г) растение размножается 2.2. Подведение итогов 1 части урока (заполнение таблицы результативности) Проверку правильности выполнения задания провести в парах. 3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока 4. Изучение нового материала Ребята, тема нашего сегодняшнего урока будет логично рассматривать после тему: «Корень». Это естественно, ведь корень является первым органом зародыша, который начинает расти при попадании семени в почву. Следующий вегетативный орган, который трогается в рост – стебель. И как вы догадались, изучать мы сегодня будем побег. Его нельзя рассматривать без зачаточной его части, почки. Итак, тема урока «Побег и почки» (слайд № 1). Исходя из темы урока, определите учебные задачи. - мы познакомимся с понятием побег и его строением; - наверное, выясним, какие бывают почки, как они расположены на стебле, чем отличаются друг от друга; - я думаю, узнаем, как происходит рост молодого побега из почки. Кроме этих учебных задач, которые вы назвали, мы познакомимся с особенностью строения листа. Хорошо. Можно приступать к работе. Строение побега Особенности листорасположения Строение почек Строение листовой пластинки (слайд № 2) Побег – это один из основных органов высших растений. Побег состоит из оси – стебля – и отходящих от него листьев и почек. Побег строится из повторяющегося структурного элемента, метамера. Метамер – это узел из листьев с почками и междоузлие. Листья и почки на стебле находятся в пазухах. Расположение листьев на стебле бывает разное. На слайде, представленном на экране, вы можете это увидеть (слайд № 3). Листорасположение Очередное Супротивное Мутовчатое Что представляет собой строение побега, можете увидеть на слайде (слайд № 4). А чтобы познакомиться со строением почек, выполним лабораторную работу. 5. Выполнение лабораторной работы № 13. Изучение строения почек и расположение их на стебле. Итак, какие типы почек различают на стебле? -Вегетативные почки, состоящие только из зачаточных листьев (слайд № 5). - Генеративные или цветочные почки, состоящие из зачаточных бутонов цветка (слайд № 6). Хорошо. А что позволяет почке выживать в холодное время года? - Почка защищена благодаря наличию почечных чешуй, под которыми находится плотное вещество, защищающее зачаточные листья от промерзания. Правильно. Благодаря конусу нарастания из почек растет молодой побег, в нем происходят процессы тканевого образования, следовательно, побег удлиняется. Если побег укоротить, то он перестает расти в длину и начнет ветвиться. Практическое применение этому явлению нашли садоводы, дизайнеры. Они создают из кустистых растений причудливые композиции, горки, которые являются украшением садов и парков (слайд № 7). И, конечно же, главная функция листа – фотосинтез, газообмен и испарение воды. В связи с этим лист имеет разную форму, посмотрите на слайд и на растения в кабинете. Как видите, листья по разному прикрепляются к стеблю, имеют разный край листовой пластинки и жилкование (слайд 8-9). Выполним практическую работу на странице 106 и заполним по ее итогам таблицу в учебнике. Подведем итоги урока. 6. .Закрепление 1. Что такое побег? Из каких частей он состоит? 2. Какие виды листорасположения вы знаете? 3. Что такое почка? 4. Как различают почки? 5. Как почки располагаются на побегах? 6. Какое строение имеет вегетативная почка? 7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных почек? 8. Как происходит рост побега в длину? (слайд № 10) 6.Рефлексия - С какой темой вы познакомились на уроке? - Вам было интересно на уроке? - Что вы узнали нового на уроке? - Как вы считаете, вам пригодятся знания о побеге в вашей жизни? - Как бы вы оценили свое участие на уроке? (слайд № 11) 7. Домашнее задание На оценку «3» параграф 22 На «4» и «5» параграф 22, «Использование обрезки побегов в уходе за садом» (слайд № 12). |