Конспект урока по биологии "Внешнее строение листа"
Конспект урока по биологии "Внешнее строение листа"
Урок "Внешнее строение листа"
Дидактическая цель: формирование представлений о листе как элементарном боковом органе побега.
Цели по содержанию:
Образовательная – выяснить какое строение имеет лист, как могут располагаться листья на побеге, закрепить знания учащихся о вегетативных органах растения.
Развивающая – дать описание устройства листа и показать, что оно соответствует его значению, сформировать понятия: лист, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники, простой лист, сложный лист.
Воспитательная – воспитывать экологическую грамотность учащихся, показать значение листа в растительном организме.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, с элементами лабораторной работы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
Гербарий “Форма листовой пластинки”.
Гербарий “Листья простые и сложные”
Живой объект – комнатные растения: герань, циссус, гибискус, фикус, хлорофитум, кислица.
Таблица “Листорасположение”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Внешнее строение листа"»
Урок "Внешнее строение листа"
Дидактическая цель: формирование представлений о листе как элементарном боковом органе побега.
Цели по содержанию:
Образовательная – выяснить какое строение имеет лист, как могут располагаться листья на побеге, закрепить знания учащихся о вегетативных органах растения.
Развивающая – дать описание устройства листа и показать, что оно соответствует его значению, сформировать понятия: лист, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники, простой лист, сложный лист.
Воспитательная – воспитывать экологическую грамотность учащихся, показать значение листа в растительном организме.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, с элементами лабораторной работы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
Гербарий “Форма листовой пластинки”.
Гербарий “Листья простые и сложные”
Живой объект – комнатные растения: герань, циссус, гибискус, фикус, хлорофитум, кислица.
Таблица “Листорасположение”.
Проблема, которую призван решить урок: особенности строения и значение листа высших растений.
Планируемые результаты обучения:
в результате изучения данной темы учащиеся должны знать:
что такое лист, строение листа,
формы листовых пластинок;
виды и значение прилистников;
в результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
находить отличия в строении простых и сложных листьев,
работать с наглядным материалом.
Подготовка к уроку. Учитель заранее готовит наглядный материал.
План проведения урока.
Вступительное слово учителя.
Активизация познавательной деятельности.
Лист – боковой орган.
Листья простые и сложные.
Прилистники.
Листорасположение.
Закрепление изученного материала.
Объяснение домашнего задания.
Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний
Что за круглый лист такой Плавающий на воде? Он подобен большой – пребольшой Сковороде – Вероятно, неспроста Так разросся и разбух, Что диаметр листа Достигает метров двух! А в подводной части лист Исключительно мясист И напоминает он Нам растительный понтон. Можно по таким листам, По листам огромным, Проходить как по мостам, По мостам понтонным. (Данилова Т.Б.)
4. Изучение нового материала
Как вы уже поняли из стихотворения, сегодня мы будем изучать внешнее строение листа растения, узнаем, какие бывают листья, какие функции они выполняют, как устроены простые и сложные листья.
В листьях происходит процесс, отличающий растения от грибов и животных – образование органических веществ. Листья участвуют в испарении воды и газообмене.
Работа с терминами – карточками.
Лист – боковая часть побега. Он состоит из листовой пластинки, черешка, основания и прилистников.
Листовая пластинка – это расширенная часть листа.
Черешок – суженная стеблевидная часть листа.
Основание листа – нижняя часть черешка, которая связывает лист с узлом стебля.
Работа с гербарным материалом.
найдите основные части листа.
Рассмотрите на гербарных экземплярах простые листья. Отметьте у них: основание, прилистники, черешок, листовую пластинку. У всех ли листьев можно найти эти части?
Найдите на гербарных экземплярах литья черешковые и сидячие. Чем они отличаются?
Листья разных растений отличаются друг от друга по числу листовых пластинок.
Сделайте вывод: чем простой лист отличается от сложного? Приведите примеры комнатных растений в кабинете биологии с простыми и сложными листьями.
Листорасположение – порядок размещения листьев на побеге.
Распределите растения по расположению листьев на стебле. Ответ оформите в виде таблицы, в которую выпишите соответствующие цифры:
Липа
Сирень
Береза
Клен
Олеандр
Яблоня
Крапива
Вороний глаз
Ясень
Листорасположение
Мутовчатое
Очередное
Супротивное
5. Домашнее задание
§ прочитать, изучите расположение и разнообразие листьев ваших комнатных растений, используя учебник, комнатные растения дома, заполните таблицу: