Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема урока: Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Учебник – Пономарева И.Н.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.
Задачи:
Оборудование: цифровой микроскоп, компьютер, проектор, микропрепараты: эпидермис листа герани и лист камелии, наглядный материал «Жилкование листьев», засушенные листья с разным жилкованием (герань, хлорофитум, традесканция), вырезанные из бумаги листья с вопросами на обратной стороне.
План урока:
Загадка: Когда растет, тогда зеленеет.
Упадет, тогда пожелтеет.
Полежит и весь почернеет (лист)
Природа любит загадывать загадки. (Учитель держит в руках зеленый лист растения. Что в нем интересного?- спрашивает он.)
400 лет ученые изучают процессы, в нем происходящие, и до сих пор не все окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно еще со времен Аристотеля. А какова роль листа? Листья называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора, услада слуха». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу; их обрывали, и растение погибало. А между тем лист, так же как и корень, необходим для питания растений; можно сказать, что в жизни листа выражается сама сущность растительной жизни, что растение – это лист.
Давайте сформулируем цель нашего урока: познакомиться с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.
Прежде чем мы перейдём к нашей теме у меня к вам вопрос.
Вопрос классу: Из чего появляется лист? (из почек)
На какие типы делятся почки? (вегетативные, генеративные)
Как устроена генеративная почка?
Как устроена вегетативная почка?
Что вырастает из генеративной почки? (цветок)
Что образуется из вегетативной почки? (побег)
Из каких органов вырастает побег? (таблица)
Прошу внимательно посмотреть на фотографию (демонстрация фотографии листа виктории амазонской)
Что за круглый лист такой
Плавающий на воде?
Он подобен большой – пребольшой
Сковороде –
Вероятно, неспроста
Так разросся и разбух,
Что диаметр листа
Достигает метров двух!
Я очень маленький листок
С крохотный твой ноготок,
Когда нас много – затянем пруд:
Ведь ряскою меня зовут! (демонстрация фотографии листа ряски)
Вопрос классу: На что мне хотелось обратить ваше внимание при прочтении стихов?
Конечно на размеры листьев. Листья могут быть от нескольких мм – ряска до нескольких метров.
На диалекте колумбийских индийцев викторию регию называют «Аппона», что означает птичья сковорода, благодаря двухметровым листьям дети туземцем приспособились использовать ее как плавательное средство.
Действительно разные не только размеры листьев, но и форма листа. Вообще листья растений очень разнообразны и на первый взгляд, кажется, что нет в них никакой системы, но это не так. В процессе урока мы узнаем на какие группы делятся листья.
Ваша задача внимательно заслушать сообщение и определить что такое лист?
Запись в тетрадь: Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение в побеге.
(Найти рисунок 46, стр. 65 и зарисовать лист в тетрадь)
Демонстрация наглядности черешковые и сидячие листья, на доске составить схему:
Прикрепление листьев
черешковые сидячие
Запись в тетрадь схемы:
Типы листьев
простые сложные
Работа по учебнику стр. 65-66. Найти в тексте, какие листья называются простые, а какие сложные?
Имеют 1 листовую пластинку имеют несколько листовых пластинок
Соотнесение картинок - для закрепления использовать наглядный материал с изображением растений с разными листьями
В качестве закрепления мы выполним первое задание лабораторной работы
Р. Т. с 36 используя гербарий заполнить таблицу.
Оказывается, по расположению жилок листья делят на 3 группы: перистое или сетчатое жилкование, параллельное, дуговое. Записать виды жилкования на доске в виде схемы. (Дети пишут в тетради)
Задача учащихся: Гербарий рассмотреть листья и соотнести их с определённым видом жилкования. Через минуту учитель вызывает к доске ученика, который, используя наглядный материал, дополняет схему. У остальных учащихся фронтально проверить: называют растение и говорят, какое жилкование листьев оно имеет.
Обратить внимание на однодольные и двудольные растения. У однодольных дуговое или параллельное жилкование, у двудольных сетчатое.
На нижней стороне листа, среди клеток кожицы, находятся мелкие зелёные клетки, между которыми есть щель. Замыкающие клетки и щель называют устьицем. Какую функцию выполняют устьица? Через устьица происходит газообмен и испаряется влага. Устьица либо закрыты, либо открыты.
Внутри листа много клеток, содержащих хлорофилл – мякоть. Какую функцию выполняет хлорофилл? Там идёт фотосинтез. В мякоти листа различают столбчатую и губчатую ткани.
Лабораторная работа – р.т. с 37 № 3 №4
Итог подводят учитель и ученики вместе.
Учитель: Лист – это… (Ученики: Часть побега.)
Учитель: Лист состоит из… (Ученики: Черешка и листовой пластинки.)
Учитель: листья бывают…(Ученики: простые и сложные.)
Учитель: Жилкование листьев бывает…(Ученик: Сетчатое, дуговое, параллельное.)
Учитель Лист выполняет функции…(Ученик: фотосинтеза, газообмена, испарения.)
Учитель Лист сверху покрыт…(Ученик: Эпидермисом.)
Учитель: мякоть листа состоит из …(Ученик: столбчатой и губчатой ткани.)
Учитель на нижней стороне листа расположены…(Ученик: устьица.)
Ответы учеников оцениваются
Либо
Прочитать параграф 18, устно ответить на вопросы после параграфа. Заполнение таблицы. Кто самый внимательный? Описать листья растений, которые растут на вашем огороде.
Индивидуальное творческое домашнее задание на дополнительную оценку:. Можно составить кроссворд на эту тему (не менее 15 слов).
Раздать учащимся листья (вырезанные из цветной бумаги) на обратной стороне которых написан короткий вопрос.
J - Я хорошо вел себя на уроке и хорошо понял тему.
K - Я волновался, и у меня были ошибки.
L -Я был не внимательным, не собранным и поэтому не понял внутреннее строение листа.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт