Конспект урока "Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа"
Конспект урока "Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа"
Тема урока: Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Учебник – Пономарева И.Н.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.
Задачи:
сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья; изучить внутреннее строение листа.
развивать познавательную деятельность через работу с учебником наглядным и раздаточным материалом; формировать умения выделять главное, развивать мышление, память, творческие способности учащихся.
воспитание бережного отношения к природе; формировать духовно-нравственные основы жизни человека.
Оборудование: цифровой микроскоп, компьютер, проектор, микропрепараты: эпидермис листа герани и лист камелии, наглядный материал «Жилкование листьев», засушенные листья с разным жилкованием (герань, хлорофитум, традесканция), вырезанные из бумаги листья с вопросами на обратной стороне.
План урока:
Орг. момент. Приветствие детей и гостей. Настрой на урок.
Изучение нового материала.
: Здравствуйте! Сегодня урок мы начнём с загадки.
Загадка: Когда растет, тогда зеленеет.
Упадет, тогда пожелтеет.
Полежит и весь почернеет (лист)
: Действительно, сегодня мы поговорим о листьях.
Природа любит загадывать загадки. (Учитель держит в руках зеленый лист растения. Что в нем интересного?- спрашивает он.)
400 лет ученые изучают процессы, в нем происходящие, и до сих пор не все окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно еще со времен Аристотеля. А какова роль листа? Листья называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора, услада слуха». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу; их обрывали, и растение погибало. А между тем лист, так же как и корень, необходим для питания растений; можно сказать, что в жизни листа выражается сама сущность растительной жизни, что растение – это лист.
Записываем тему урока в тетрадь.
Давайте сформулируем цель нашего урока: познакомиться с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.
Прежде чем мы перейдём к нашей теме у меня к вам вопрос.
Вопрос классу: Из чего появляется лист? (из почек)
На какие типы делятся почки? (вегетативные, генеративные)
Как устроена генеративная почка?
Как устроена вегетативная почка?
Что вырастает из генеративной почки? (цветок)
Что образуется из вегетативной почки? (побег)
Из каких органов вырастает побег? (таблица)
Разнообразие размеров листьев.
Прошу внимательно посмотреть на фотографию (демонстрация фотографии листа виктории амазонской)
Что за круглый лист такой
Плавающий на воде?
Он подобен большой – пребольшой
Сковороде –
Вероятно, неспроста
Так разросся и разбух,
Что диаметр листа
Достигает метров двух!
Я очень маленький листок
С крохотный твой ноготок,
Когда нас много – затянем пруд:
Ведь ряскою меня зовут! (демонстрация фотографии листа ряски)
Вопрос классу:На что мне хотелось обратить ваше внимание при прочтении стихов?
Конечно на размеры листьев. Листья могут быть от нескольких мм – ряска до нескольких метров.
На диалекте колумбийских индийцев викторию регию называют «Аппона», что означает птичья сковорода, благодаря двухметровым листьям дети туземцем приспособились использовать ее как плавательное средство.
Действительно разные не только размеры листьев, но и форма листа. Вообще листья растений очень разнообразны и на первый взгляд, кажется, что нет в них никакой системы, но это не так. В процессе урока мы узнаем на какие группы делятся листья.
Внешнее строение листа.
: Каково внешнее строение листа? О нем нам расскажет (сообщение ученика «Внешнее строение листа»)
Ваша задача внимательно заслушать сообщение и определить что такое лист?
Что такое лист?
Запись в тетрадь: Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение в побеге.
(Найти рисунок 46, стр. 65 и зарисовать лист в тетрадь)
: Оказывается не у всех листьев растений такое строение, у некоторых листьев отсутствуют прилистники, а у некоторых отсутствуют черешок и они называются сидячие листья.
Демонстрация наглядности черешковые и сидячие листья, на доске составить схему:
Прикрепление листьев
черешковые сидячие
Простые и сложные листья.
Запись в тетрадь схемы:
Типы листьев
простые сложные
Работа по учебнику стр. 65-66. Найти в тексте, какие листья называются простые, а какие сложные?
Имеют 1 листовую пластинку имеют несколько листовых пластинок
Соотнесение картинок - для закрепления использовать наглядный материал с изображением растений с разными листьями
В качестве закрепления мы выполним первое задание лабораторной работы
Р. Т. с 36 используя гербарий заполнить таблицу.
Жилкование листьев.
:При осмотре внешнего строения листа хорошо видно, что на листовой пластинке у растений чётко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью
Жилка – это пучки с проводящей и механической тканью.
Оказывается, по расположению жилок листья делят на 3 группы: перистое или сетчатое жилкование, параллельное, дуговое. Записать виды жилкования на доске в виде схемы. (Дети пишут в тетради)
Задача учащихся:Гербарий рассмотреть листья и соотнести их с определённым видом жилкования. Через минуту учитель вызывает к доске ученика, который, используя наглядный материал, дополняет схему. У остальных учащихся фронтально проверить: называют растение и говорят, какое жилкование листьев оно имеет.
Обратить внимание на однодольные и двудольные растения. У однодольных дуговое или параллельное жилкование, у двудольных сетчатое.
Внутреннее строение листа.
Сверху лист покрыт кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающих друг к другу. Какую функцию она выполняет? Правильно защитную. Почему кожица прозрачная? Она позволяет проникать свету внутрь листа.
На нижней стороне листа, среди клеток кожицы, находятся мелкие зелёные клетки, между которыми есть щель. Замыкающие клетки и щель называют устьицем. Какую функцию выполняют устьица? Через устьица происходит газообмен и испаряется влага. Устьица либо закрыты, либо открыты.
Внутри листа много клеток, содержащих хлорофилл – мякоть. Какую функцию выполняет хлорофилл? Там идёт фотосинтез. В мякоти листа различают столбчатую и губчатую ткани.
Закрепление
Лабораторная работа – р.т. с 37 № 3 №4
Итог подводят учитель и ученики вместе.
Учитель: Лист – это… (Ученики: Часть побега.)
Учитель: Лист состоит из… (Ученики: Черешка и листовой пластинки.)
Учитель: листья бывают…(Ученики: простые и сложные.)
Учитель Лист выполняет функции…(Ученик: фотосинтеза, газообмена, испарения.)
Учитель Лист сверху покрыт…(Ученик: Эпидермисом.)
Учитель: мякоть листа состоит из …(Ученик: столбчатой и губчатой ткани.)
Учитель на нижней стороне листа расположены…(Ученик: устьица.)
Ответы учеников оцениваются
Либо
Что ты новое узнал о листьях?
Какие типы жилкования ты знаешь?
Лист – это боковой орган побега? Да или нет.
Какие типы листа ты знаешь?
У малины простой или сложный лист?
У ландыша какое жилкование листьев?
У черёмухи простой или сложный лист?
У тополя сидячие листы или черешковые?
Где можно использовать полученные знания о листьях?
У берёзы какое жилкование листьев?
Домашнее задание.
Прочитать параграф 18, устно ответить на вопросы после параграфа. Заполнение таблицы. Кто самый внимательный? Описать листья растений, которые растут на вашем огороде.
Индивидуальное творческое домашнее задание на дополнительную оценку:. Можно составить кроссворд на эту тему (не менее 15 слов).
Рефлексия.
Раздать учащимся листья (вырезанные из цветной бумаги) на обратной стороне которых написан короткий вопрос.
J - Я хорошо вел себя на уроке и хорошо понял тему.
K - Я волновался, и у меня были ошибки.
L -Я был не внимательным, не собранным и поэтому не понял внутреннее строение листа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа" »
Тема урока: Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Учебник – Пономарева И.Н.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья; изучить внутреннее строение листа.
Развивающие: развивать познавательную деятельность через работу с учебником наглядным и раздаточным материалом; формировать умения выделять главное, развивать мышление, память, творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; формировать духовно-нравственные основы жизни человека.
Оборудование: цифровой микроскоп, компьютер, проектор, микропрепараты: эпидермис листа герани и лист камелии, наглядный материал «Жилкование листьев», засушенные листья с разным жилкованием (герань, хлорофитум, традесканция), вырезанные из бумаги листья с вопросами на обратной стороне.
План урока:
Орг. момент. Приветствие детей и гостей. Настрой на урок.
Изучение нового материала.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня урок мы начнём с загадки.
Загадка: Когда растет, тогда зеленеет.
Упадет, тогда пожелтеет.
Полежит и весь почернеет (лист)
Учитель: Действительно, сегодня мы поговорим о листьях.
Природа любит загадывать загадки. (Учитель держит в руках зеленый лист растения. Что в нем интересного?- спрашивает он.)
400 лет ученые изучают процессы, в нем происходящие, и до сих пор не все окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещесо времен Аристотеля. А какова роль листа? Листья называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора, услада слуха». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу; их обрывали, и растение погибало.А между тем лист, так же как и корень, необходим для питания растений; можно сказать, что в жизни листа выражается сама сущность растительной жизни, что растение – это лист.
Учитель: Записываем тему урока в тетрадь.
Давайте сформулируем цель нашего урока: познакомиться с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.
Прежде чем мы перейдём к нашей теме у меня к вам вопрос.
Вопрос классу: Из чего появляется лист? (из почек)
На какие типы делятся почки? (вегетативные, генеративные)
Как устроена генеративная почка?
Как устроена вегетативная почка?
Что вырастает из генеративной почки? (цветок)
Что образуется из вегетативной почки? (побег)
Из каких органов вырастает побег? (таблица)
Разнообразие размеров листьев.
Прошу внимательно посмотреть на фотографию (демонстрация фотографии листа виктории амазонской)
Что за круглый лист такой
Плавающий на воде?
Он подобен большой – пребольшой
Сковороде –
Вероятно, неспроста
Так разросся и разбух,
Что диаметр листа
Достигает метров двух!
Я очень маленький листок
С крохотный твой ноготок,
Когда нас много – затянем пруд:
Ведь ряскою меня зовут! (демонстрация фотографии листа ряски)
Вопрос классу:На что мне хотелось обратить ваше внимание при прочтении стихов?
Конечно на размеры листьев. Листья могут быть от нескольких мм – ряска до нескольких метров.
На диалекте колумбийских индийцев викторию регию называют «Аппона», что означает птичья сковорода, благодаря двухметровым листьям дети туземцем приспособились использовать ее как плавательное средство.
Действительно разные не только размеры листьев, но и форма листа. Вообще листья растений очень разнообразны и на первый взгляд, кажется, что нет в них никакой системы, но это не так. В процессе урока мы узнаем на какие группы делятся листья.
Внешнее строение листа.
Учитель: Каково внешнее строение листа? О нем нам расскажет (сообщение ученика «Внешнее строение листа»)
Ваша задача внимательно заслушать сообщение и определить что такое лист?
Сообщение
Учитель: Что такое лист?
Запись в тетрадь: Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение в побеге.
(Найти рисунок 46, стр. 65 и зарисовать лист в тетрадь)
Учитель: Оказывается не у всех листьев растений такое строение, у некоторых листьев отсутствуют прилистники, а у некоторых отсутствуют черешок и они называются сидячие листья.
Демонстрация наглядности черешковые и сидячие листья, на доске составить схему: Прикрепление листьев
черешковые сидячие
Простые и сложные листья.
Запись в тетрадь схемы:
Типы листьев
простые сложные
Работа по учебнику стр. 65-66. Найти в тексте, какие листья называются простые, а какие сложные?
Имеют 1 листовую пластинку имеют несколько листовых пластинок
Соотнесение картинок - для закрепления использовать наглядный материал с изображением растений с разными листьями
В качестве закрепления мы выполним первое задание лабораторной работы
Р. Т. с 36 используя гербарий заполнить таблицу.
Жилкование листьев.
Учитель:
При осмотре внешнего строения листа хорошо видно, что на листовой пластинке у растений чётко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью
Записать: Жилка – это пучки с проводящей и механической тканью.
Оказывается, по расположению жилок листья делят на 3 группы: перистое или сетчатое жилкование, параллельное, дуговое. Записать виды жилкования на доске в виде схемы. (Дети пишут в тетради)
Задача учащихся:Гербарий рассмотреть листья и соотнести их с определённым видом жилкования. Через минуту учитель вызывает к доске ученика, который, используя наглядный материал, дополняет схему. У остальных учащихся фронтально проверить: называют растение и говорят, какое жилкование листьев оно имеет.
Обратить внимание на однодольные и двудольные растения. У однодольных дуговое или параллельное жилкование, у двудольных сетчатое.
Внутреннее строение листа.
Учитель: Сверху лист покрыт кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающих друг к другу. Какую функцию она выполняет? Правильно защитную. Почему кожица прозрачная? Она позволяет проникать свету внутрь листа.
На нижней стороне листа, среди клеток кожицы, находятся мелкие зелёные клетки, между которыми есть щель. Замыкающие клетки и щель называют устьицем. Какую функцию выполняют устьица? Через устьица происходит газообмен и испаряется влага. Устьица либо закрыты, либо открыты.
Внутри листа много клеток, содержащих хлорофилл – мякоть. Какую функцию выполняет хлорофилл? Там идёт фотосинтез. В мякоти листа различают столбчатую и губчатую ткани.
Закрепление
Лабораторная работа – р.т. с 37 № 3 №4
Итог подводят учитель и ученики вместе.
Учитель: Лист – это… (Ученики: Часть побега.)
Учитель: Лист состоит из… (Ученики: Черешка и листовой пластинки.)
Учитель: листья бывают…(Ученики: простые и сложные.)
Учитель Лист выполняет функции…(Ученик: фотосинтеза, газообмена, испарения.)
Учитель Лист сверху покрыт…(Ученик: Эпидермисом.)
Учитель: мякоть листа состоит из …(Ученик: столбчатой и губчатой ткани.)
Учитель на нижней стороне листа расположены…(Ученик: устьица.)
Ответы учеников оцениваются
Либо
Что ты новое узнал о листьях?
Какие типы жилкования ты знаешь?
Лист – это боковой орган побега? Да или нет.
Какие типы листа ты знаешь?
У малины простой или сложный лист?
У ландыша какое жилкование листьев?
У черёмухи простой или сложный лист?
У тополя сидячие листы или черешковые?
Где можно использовать полученные знания о листьях?
У берёзы какое жилкование листьев?
Домашнее задание.
Прочитать параграф 18, устно ответить на вопросы после параграфа. Заполнение таблицы. Кто самый внимательный? Описать листья растений, которые растут на вашем огороде.
Индивидуальное творческое домашнее задание на дополнительную оценку:. Можно составить кроссворд на эту тему (не менее 15 слов).
Рефлексия.
Раздать учащимся листья (вырезанные из цветной бумаги) на обратной стороне которых написан короткий вопрос.
- Я хорошо вел себя на уроке и хорошо понял тему.
- Я волновался, и у меня были ошибки.
-Я был не внимательным, не собранным и поэтому не понял внутреннее строение листа.