Корень и его функции. Корневые системы
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению корня как органа, его функции и корневые системы; создать условия для формирования представлений о понятиях: орган, корень, главный корень, боковой корень, придаточный корень, ветвление корня, корневые системы: стержневая, мочковатая и др.
Задачи:
- Образовательные: формировать представления о понятиях: орган, корень, главный корень, боковой корень, придаточный корень, ветвление корня, корневые системы: стержневая, мочковатая и др; выяснить расположение корня как органа; установить функции изучаемого органа;
- Развивающие: развивать навыки: логические – навыки структурировать, выделять главное, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; организационные – навыки работы с текстом; коммуникативные – навыки общаться, выслушивать и отстаивать свою точку зрения; оценочные – навыки рефлексии, анализа своей работы; развивать познавательный интерес к биологии.
- Воспитательные: продолжить воспитание научного мировоззрения; эстетическое направление воспитания, прививать любовь к природе как к объекту науки; развивать работоспособность, профилактика утомления.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Методы и приёмы обучения: словесные (рассказ, беседа, работа с учебником), частично – поисковые, кроссворд, приемы рефлексии: «Смайл», «Горячий стул».
Средства обучения: учебное пособие 7 класса, презентация «Корень и его функции. Корневые системы», рабочие тетради.
Ход урока
План урока:
I Ориентировочно – мотивационный этап.
Актуализация знаний.
II Операционно – познавательный этап.
Освоение нового материала.
Закрепление материала.
III Оценочно-рефлексивный этап.
Выводы.
Рефлексия.
Домашнее задание.
I Ориентировочно – мотивационный этап.
Приветствие, проверка отсутствующих. Раздать смайлики и предложить оценить эмоциональное состояние с которым учащиеся пришли на урок.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
- Что такое ткань?
- Какие типы тканей Вы знаете?
- Какие функции выполняют механические ткани?
- Из каких клеток состоит механическая ткань?
- Какие функции выполняют основные ткани?
- Из каких клеток состоит основная ткань?
- Какие функции выполняет проводящая ткань?
- Назовите типы проводящей ткани.
- Из каких клеток состоит ксилема?
- Чем отличается ксилема от флоэмы?
II Операционно – познавательный этап.
- Освоение нового материала.
Открываем свои конспекты и записываем тему урока: «Корень и его функции. Корневые системы».
Растения по сравнению с бактериями, протистами и грибами, которые мы уже изучали, являются более сложно устроенными организмами. Тело растения разделено на отдельные органы. Орган – это часть тела. Которая имеет определенное строение и выполняет определенные функции.
У растений имеются две группы органов: репродуктивные и вегетативные. Репродуктивные органы обеспечивают размножение растений. К ним относятся спорангии и гаметангии. Репродуктивные органы высших растений всегда многоклеточные.
Вегетативные органы выполняют функции питания и роста. К ним относятся корень и стебель с листьями и почками (побег).
Ребята, давайте на доске и в своих тетрадях нарисуем схему:
ОРГАНЫ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ
СПОРАНГИИ ГАМЕТАНГИИ КОРЕНЬ СТЕБЕЛЬ ЛИСТ
Корень – это подземный орган растения.
Основные функции корня:
- опорная: корни закрепляют растение в почве и удерживают на протяжении всей жизни;
- питательная: через корни растение получает воду с растворенными минеральными и органическими веществами;
- запасающая: в некоторых корнях могут накапливаться питательные вещества.
Различают главные, придаточные и боковые корни. При прорастании семени первым появляется зародышевый корешок, который превращается в главный. На стеблях могут появляться придаточные корни. От главных и придаточных корней отходят боковые корни. Придаточные корни обеспечивают растение дополнительным питанием и выполняют механическую функцию. Развиваются при окучивании, например, томатов и картофеля. У некоторых растений (бегонии, сенполии) корни могут образовываться и на листьях.
Совокупность всех корней растения составляет его корневую систему. В зависимости от типа входящих в нее корней различают корневые системы стержневого и мочковатого типа. В стержневой корневой системе хорошо развит главный корень. Ее имеет большинство двудольных растений (свекла, морковь). У многолетних растений главный корень может отмирать, а питание происходит за счет боковых корней, поэтому главный корень можно проследить только у молодых растений.
Мочковатая корневая система образована только придаточными и боковыми корнями. В ней нет главного корня. Такую систему имеют однодольные растения, например, злаки, лук.
Корневые системы занимают много места в почве. Например, у ржи корни распространяются вширь на 1-1,5 м и проникают вглубь до 2 м.
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
СТЕРЖНЕВАЯ МОЧКОВАТАЯ
(одуванчик, подсолнечник, фасоль) (пшеница, кукуруза, картофель)
- Закрепление материала.
Фронтальный опрос:
- Что такое орган?
- Вспомните, какие два типа растительных органов вы уже знаете?
- Перечислите известные Вам генеративные органы растений?
- Перечислите известные Вам вегетативные органы растений?
- Какие функции выполняет корень?
- Чем, по-вашему, отличается корень от других вегетативных органов?
- Что такое корневая система?
- Какие типы корневых систем Вам известны?
- Каким корням дает начало зародышевый корешок?
Прием «Горячий стул»: вызвать одного учащегося и каждый из класса задает ему один вопрос по теме, вопросы не должны повторяться.
III Оценочно-рефлексивный этап.
- Выводы: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие основные понятия мы сегодня разобрали?
- Рефлексия:
Образовательная: (один человек отвечает, остальные письменно)
- сегодня мне понравилось …
- я выполнял задания ….
- было необычным ….
- сегодня я узнал …
- теперь я могу …
Эмоциональная: прием «Смайлик»: зелёный ☺ - мне было хорошо и всё понятно на уроке; синий☻- мне было неуютно и не понятно на уроке.
Домашнее задание: §25, вопросы после §.