Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: обмен веществ и энергии, рост, развитие, раздражимость, организм, органы.
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
8. Домашнее задание, закрепление знаний
- рефлексируют.
учитель биологии МОУ Салмановской СОШ, Ульяновского района.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Организацион- ныйэтап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя | 2 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирова ние своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения. |
2 | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Повторение пройденного на прошлом уроке.Слушание домашнего творческого задания | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | 10 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Выделение и осознание того что уже пройдено. Пос тановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Самоопределение |
3 | Постановка целей и задач урока, мотивационная деятельность учащихся | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы. | Определяют цель урока. | 2 | Самостоятельн ое выделение- формулирование познавательной цели | Целеполагание | Постановка вопросов | Самоопределение |
4 1 | Работа по выявлению усвоения знаний к | Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания детьми изученной темы «Наука о живой природе» | Создает проблемную ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. | Делают вывод о Решают | 10 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирован ие знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. | Планирование, прогнозирова ние | Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение |
5 | Проверка усвоения знаний | Установление правильности и осознанности изучения темы. | Объясняет условия выполнения тестовых заданий | Самостоятельно отвечают на вопросы, решая задачи | 5 | Рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачу и контроль полученного результата | Умение слушать и понимать, правильно выполнять задания. | Ориентация в межлично- стных отношениях |
6 | Самооценка результатов | Самооценка результатов выполнения теста | Объявляет критерии выставления оценки. | Сравнивают результаты своей работы с правильными ответами. Оценивают себя. | 5 | Рефлексия способов и условий действия | Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляци я | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; | Самоопредел ение |
7 | Создание проблемной ситуации для перехода к проектной деятельности | Создать условия для формулировки темы предполагаемого проекта | Использует игровые моменты, используя опыт детей об увиденном на экскурсиях. | Принимают решение о составлении сравнительной таблицы
| 3 | Выделение и формулирование цели проектной деятельности | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать, высказывать свою точку зрения, умение вести диалог | Умение выделять нравственны й аспект поведения |
8 | Физкультминутка | | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 | | | | |
9 | Проектная деятельность | Выполнении проекта «Сравнительная характеристика тел живой и неживой природы» | Формулирует при помощи детей алгоритм проектной деятельности. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении работы. | Учащиеся выполняют в парах творческое задание по алгоритму. Делают записи в проектном листе. После выполнения задания выполняют взаимопроверку. | 15 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата коррекция полученного результата, саморегуляция. | Умение слушать и вступать в диалог. Интегрироваться в парную деятельность. участие в коллективном обсуждении проблем. | Профессиональное самоопределение. |
10 | Подведение итогов урока | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Подводит итоги работы в классе | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют оценку своего труда по количеству баллов, заработанных по ходу урока. | 5 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов изучения. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества сосверстниками; участие в коллективном обсуждении про. | Жизненное самоопределение ценностно-смысловая ориентация обучающихся. |
11 | Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задаёт домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. | 5 | | Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка. | Практико - ориентированное |
12 | Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционал ьного состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 2 | | Оцёнка своей деятельности и других людей | | Смыслообраз ование |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: - Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок биологии? Биологию, друзья, Не любить никак нельзя. Очень важная наука, Очень точная наука, Интересная наука - Это биология! | Учащиеся готовы к началу работы. |
II. Актуализация знаний. 1. Мы с вами на прошлых уроках ознакомились с наукой биологией. Приводили примеры взаимодействия природы и человека. | |
На дом у вас было творческое задание: написать мини рассказ : Почему появились культурные растения и животные? Послушаем! | Один из уч-ся читает своё сочинение |
2. Мотивация Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь ? Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке разгадаем загадку: Живой организм – какой организм? | Разгадывают загадку |
Итак, тема нашего урока: « Свойства живого» Записываем в тетрадь | Записывают тему и цель урока в тетради Отвечают (есть на слайде подсказки) |
Выполнения тестовых заданий «Живая и неживая природа» | Самостоятельно выполняют тест (Решение - в тетради, на слайде - ответы) |
YI. Самооценка | |
YII. Создание проблемной ситуации Ребята, посмотрите на эти живые организмы. (слайд, рис. №5, ст. 9) Что можно о них сказать? | Формулируют ответы : бегают, питаются , растут. Находят в тексте определение обмена веществ и энергии. |
YIII. Физминутка. Перед трудной работой надо размяться! Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки, Сразу станем все бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
IХ.Проектная деятельность Работа в парах по алгоритму. Учитель выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. «Живые организмы потерялись. Им грустно. Давайте поможем им найти своих родственников» АЛГОРИТМ выполнения работы: карточки с заданиями , рис.7, ст 10 | Проект : Составляют схемы развития организмов по алгоритму (карточки с рисунками) |
X. Подведение итогов урока. Эстетическое восприятие выполненной работы. Ребята, посмотрите, как правильно вы всех расположили! Как радуются ваши маленькие друзья! -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Какие получили результаты? Оцените себя | Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают себя Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок |
XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о свойствах живого, обмене веществ. На следующем уроке нам понадобятся эти знания. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают |
ХII. Рефлексия | Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |