Просмотр содержимого документа
«План урока на тему: "Класс Головоногие моллюски", 7 класс.»
Тема урока: Класс Головоногие моллюски. Особенности строения.
Задачи урока: сформировать знания о Головоногих моллюсках, как о наиболее высокоразвитых представителях Типа Моллюски.
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомить с общей характеристикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
Воспитательные:
1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
Развивающие:
1. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений
2. Умение получать информацию из разных источников знаний.
3. Умение работать в группах.
Форма урока: комбинированный урок с применением ИКТ
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Презентация “Головоногие моллюски ”,
3. Коллекции раковин моллюсков.
4. Видеоролик
5. Рисунки Головоногих, карточки с таблицей и тестом.
Опережающее задание: Сообщения о моллюсках
План урока:
Организационный момент.
Повторение. Опрос в форме работы с терминами.
Объяснение нового материала.
- рассказ учителя
- работа в группах
- обсуждение
- вывод
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Молитва.
2. Опрос:
1.Тело брюхоногих моллюсков состоит из…
2.Снаружи тело большинства моллюсков заключено в ….
3.Между телом моллюска и кожной складкой находится …
4.Тип питания двустворчатых моллюсков называется….
5.Развитие многих моллюсков происходит со стадией личинки, которая называется …
6.При попадании песчинки в тело моллюска образуется жемчужина благодаря тому, что мантия выделяет вещество…
7. Тело двустворчатых моллюсков обладает симметрией….., а тело брюхоногих моллюсков….
3. Ход урока.
Итак, тема нашего урока? (Класс Головоногие)
Сделаем запись в тетради. Тема урока: Класс Головоногие. Особенности строения.
Постановка проблемы: Головоногие моллюски уже не одну сотню лет будоражат воображение человека. Слишком много в них загадочного и до сих пор непонятного. Российский биолог Игорь Иванович Акимушкин, в своей книге, посвященной головоногим, назвал их «приматами моря»? Как вы думаете почему? Кого называют приматами? (Обезьян. Прима – значит первый. Прима-балерина это лучшая балерина в театре.). Итак, цель нашего урока познакомиться с классом головоногие и с особенностями их внешнего и внутреннего строения. И узнав, как устроены головоногие, мы должны будем ответить на вопрос, почему их называют приматами моря.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя: Головоногие появляются 500 млн. лет назад и сразу же становятся «господами морей». Дело в том, что на тот момент у них еще нет реальных врагов. Первые головоногие были малоподвижны, родственными современному наутилусу, но с незакрученной конической раковиной, так называемые прямые головоногие.
С появлением настоящих рыб ситуация меняется. Рыбы начинают охотиться на головоногих, в связи с чем прямые головоногие не выдерживают конкуренции, и их разнообразие заметно сокращается.
Затем головоногие сумели дать позвоночным достойный эволюционный ответ – появились головоногие, имеющие спирально закрученную раковину - аммониты.
Дело в том, что моллюски с прямыми раковинами плохо перемещались в горизонтальном направлении. А моллюски с закрученной раковиной хорошо перемещались в любую сторону.
В знаменитый юрский период появились водные динозавры – плезиозавры, и жизнь моллюсков снова оказалась под угрозой. Но головоногие снова нашли выход: с этого времени начинается расцвет групп, имеющих внутреннюю раковину.
Отказ от раковины в обмен на увеличение скорости передвижения - оказывается генеральной линией эволюции головоногих. Чтобы не перевернуться в воде они пользовались плавниками-стабилизаторами. Кроме этого, у всех современных головоногих моллюсков имеются хорошо развитые щупальца – складывая их определенным образом, осьминог может не только великолепно управлять своим движением, но и резко изменять направление движения!
Головоногие открыли еще один способ передвижения – реактивное движение.
В чем заключается такой способ движения? Напомню вам, что между кожной складкой – мантией и телом моллюска располагается мантийная полость. Она сообщается с окружающей средой щелевидным отверстием. Вода засасывается в мантийную полость через это отверстие, а выбрасывается через специальную трубку (воронку), направленную вперед и располагающуюся в районе головы.
При этом раз у них нет раковины, ничто не мешает им хорошо расти и достигать очень крупных размеров.
Современный гигантский кальмар достигает в длину 18 м (со щупальцами) и является самым крупным беспозвоночным, а ведь в древности вполне могли существовать и более крупные виды! Как бы то ни было, внутреннераковинные головоногие успешно дожили до наших дней и вымирать явно не собираются. Достаточно сказать, что в некоторых частях Тихого океана число кальмаров на один квадратный метр варьирует от нескольких десятков до нескольких сотен.
Вы видите, что у головоногих очень необычное строение тела, но их поведение и внутренние органы устроены тоже очень сложно и необычно. Чтобы больше узнать об особенностях этих животных мы разделимся на две творческие группы, проведем исследование, и затем группы обменяются результатами.
Головоногие моллюски имеют ряд уникальных особенностей: большую активность, способ и быстроту движения, необычайно высоко развитую нервную систему, зачатки "интеллекта", набор средств защиты и нападения. Эти животные обладают такой высокой организацией, что их называют приматами моря.