Пищевые добавки и здоровье человека
Прозвенел звонок, а это значит мы готовы, к новым открытиям. (слайд 1)
Для того чтоб эффективно нам работать на уроке, урок начнем с игры. Перед Вами на столе продукты представьте себе, что Вы в магазине, Ваша задача сделать покупку на условную сумму 200 рублей.
- Ребята почему Вы выбрали именно эти продукты? Обоснуйте Ваш выбор? (недорогие, продукты известных рекламируемых фирм, красивые, всегда их беру, мама покупает именно эти……)
- А знаете ли Вы, что многие выбранные продукты содержат пищевые добавки. В последнее время очень актуально является использование пищевых добавок, мнение ученных по этому вопросу разделяются, они спорят о вреде или пользы этих продуктов.
- Я предлагаю рассмотреть нужны ли различные добавки. Какова будет конечная цель нашего урока?
«Разобраться вредны или полезны пищевые добавки? И буду ли я их употреблять?»
- Какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке для достижения поставленной цели?
1.Какие пищевые добавки бывают.
2.рассмотреть положительные и отрицательные характеристики
3.сделать вывод для себя нужны ли мне такие продукты и буду ли я их употреблять.
- А теперь давайте вернемся к нашим корзинам, слышу, что не все согласны с употреблением п.добавок. Давайте обратимся к нашим экспертам которые помогут Вам разобраться полезны или вредны для человека пищевые добавки? (Сообщения ребят)
- Самостоятельная работа-исследование.
Вы работаете в группах, первая группа попробует найти положительные характеристики, а вторая - будет искать отрицательные характеристики пищевых добавок.
Я попрошу выйти представителей команды к доске и поочереди называть все «за» и «против».
-И так ребята как мы видим, что аргументов против пищевых добавок больше чем за.
- А сейчас ребята давайте рассмотрим, как обстоит дело с трансгенными продуктами в России. Работа в группах продолжается, перед Вами на столах лежит текст, Ваша задача ознакомится с текстом и найти ответы на приведенные ниже вопросы выделив их маркером.
Текст «Трансгенные продукты в России»
В вопросе трансгенов Россия занимает осторожную позицию. Закон, разрешающий выращивать ГМ культуры, у нас не принят, поэтому, соответственно, нет ни одного занятого ими гектара (исключая небольшие экспериментальные участки научно-исследовательских учреждений). Но в пищевой промышленности разрешено использовать импортные трансгенные культуры. Это 13 сортов и линий видов растений, устойчивых к ядохимикатам и вредителям: 3 линии сои производства США и Германии, 5 линий кукурузы — четыре крупнейшего производителя ГМ-продукции американской фирмы «Монсанто» и по одной — от Германии и Франции, 2 линии картофеля, не поддающегося колорадскому жуку, от той же «Монсанто», 1 линия риса из Германии и 2 линии сахарной свеклы, производимой в США и Франции. Перед тем как попасть на наш рынок, каждая трансгенная линия должна пройти процедуру регистрации в России, которая, в свою очередь, осуществляется после проведения медико-биологической, медико-генетической и технологической экспертиз.
В частности, Центр «Биоинженерия» РАН устанавливает, что в геноме продукта вставлены именно те гены, которые указаны в декларации на продукт, технологи оценивают его с точки зрения органолептических свойств, а Институт питания РАМН осуществляет проверку воздействия данного продукта на здоровье потребителя.Как рассказал директор института академик РАМН В.А. Тутельян, Россия еще в 1997 году была первой страной, которая ужесточила методологию экспертизы: помимо соответствия химического состава ГМ продуктов традиционным аналогам, у нас они проверяются еще на наличие токсинов, канцерогенов, мутагенных и аллергенных веществ, причем сроки отслеживания результатов по сравнению с европейскими увеличены до полугода. Более того, была введена система маркеров, помогающая выявить незаданные эффекты генетически измененных продуктов. В ходе весьма сложных исследований, проводимых в лабораторных животных, которых кормят ГМ продуктами, сотрудники института по изменениям параметров обменных процессов оценивают степень воздействия этих продуктов на защитные системы организма. Только после того как в ходе проводимых наблюдений подтвердится безопасность ГМ продукта для животных на всех уровнях, его допускают к регистрации на территории России.
Еще в 1996 году, когда производство трансгенов не значилось в промышленных масштабах, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ было введено обязательное декларирование изделий на содержание таких компонентов. Впоследствии были приняты положения о маркировке продуктов питания, полученных из генетически модифицированных источников: сначала они носили рекомендательный характер, потом обязательный. До недавнего времени маркировке подлежала вся продукция, содержащая в своем составе более 5% компонентов из ГМ - источников. Сейчас же Главный государственный санитарный врач России Г.Г. Онищенко утвердил новые санитарные правила, которые устанавливают в стране пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов из ГМИ на уровне более 0,9% их содержания в общей массе продукта, что соответствует общеевропейским требованиям. Однако наличие обязательной маркировки о содержании в нем генно-модифицированных компонентов никоим образом не указывает на его опасность или безопасность. Она просто реализует право потребителя на получение информации о продукте, который предназначен для питания. Кроме того, возможны и случайные, так называемые технологические, заносы ГМ - компонентов, наличие которых, естественно, не обозначено на упаковке. А потому задача их достоверного наличия в продуктах питания стоит достаточно остро. Для этого используется ПЦР (полимеразноцепная реакция) — с детекцией результатов с применением электрофореза или биологического микрочипа. Это точный метод позволяющий получать множество копий определенного участка ДНК. К сожалению, возможность проводить исследование ПЦР пока имеют далеко не все лаборатории и санитарные службы. Так что об отлаженной системе контроля за движением ГМ - продуктов в России говорить рано.
1 группа: Какие трансгенные культуры разрешены использовать в пищевой промышленности России? Какие экспертизы проходят продукты питания, прежде чем будут допущены на рынок?
2 группа: Для чего используется полимеразноцепная реакция? как покупатель может узнать, что данный продукт содержит генномодифицированный компонент?
- Ребята давайте еще раз вернемся к нашей корзине, и посмотрим если на наших продуктах такая маркировка?
- К сожалению ее нет! Хотим мы того или нет, но каждый из нас уже съел изрядную порцию трансгенных продуктов. Генетически модифицированные источники содержатся не только в целом ряде овощных культур, но и в колбасах, сосисках мясных консервах, пельменях, сыре, йогуртах, кашах, конфетах, шоколаде н даже детском питании, то есть в обыкновенных повседневных продуктах, присутствующих на наших столах.
Отличить их по цвету или вкусу невозможно, а надписи на упаковках, причем только самых организованных производителей (другие как-то не считают нужным это делать), настолько малы, что разглядеть их можно разве что с лупой. - Делая покупки за границей, ориентируются по цене. Не хочешь продукты, содержащие ГМИ, выбирай более дорогой товар.
- Для российских же покупателей компания «Гринпис» выпустила брошюру, которая содержит информацию о компаниях мясо- и рыбоперерабатывающей, кондитерской промышленности, а также о предприятиях, выпускающих детское питание и напитки с компонентами ГМИ. Справочник разделен на три разных по цвету списка. В зеленом собраны компании, которые дали письменные гарантии в том, что не используют ГМИ при производстве продуктов, такие же зеленные ценники о экологически чистых продуктах можно встретить на прилавках наших магазинов. Во втором, красном, оказались компании, которые не собираются отказываться от использования ГМИ в производстве. Под оранжевым цветом значатся те, которые готовы отказаться от использования таких ингредиентов. Мы хотим представить вам компании, чья продукция содержит трансгенные компоненты: (слайд)
Kellogg's (Келлогс) - производит готовые завтраки, в том числе кукурузные хлопья
Nestle (Нестле) - производит шоколад, кофе, кофейные напитки, детское питание
Unilever (Юнилевер) - производит детское питание, майонезы, соусы и т.д.
Heinz Foods (Хайенц Фудс) - производит кетчупы, соусы
Hersheys (Хёршис) - производит шоколад, безалкогольные напитки
Coca-Cola (Кока-Кола) - Кока-Кола, Спрайт, Фанта, тоник «Кинли»
McDonald" s (Макдональдс) - сеть «ресторанов» быстрого питания
Danon (Данон) - производит йогурты, кефир, творог, детское питание
Similac (Симилак) - производит детское питание
Cadbury (Кэдбери) - производит шоколад, какао
Mars (Марс) - производит шоколад Марс, Сникерс, Твикс
PepsiCo (Пепси-Кола) - Пепси, Миринда, Севен-Ап
- С учетом новых знаний Вы хотели бы что - нибудь изменить в вашей корзинке
- Мы предлагаем Вам проявить свои творческие способности и попытаться создать свою маркировку ГМП (каждой команде по части ватмана).
Д/з Предложенную маркировку обосновать и защитить в начале следующего урока.
- В заключение надо сказать что - генетически модифицированные продукты, призванные решить проблему голода во многих развивающихся странах, пока появились на прилавках стран развитых. Однако жители этих стран предпочитают натуральные продукты, так как еще не до конца выяснены возможные негативные последствия употребления в пищу искусственно улучшенных растений или животных. Скорее всего, после отмены законов и постановлений, обязывающих производителей извещать покупателей о происхождении продукта, модифицированные образцы сольются с традиционными, и никто не сможет с уверенностью сказать, что он ест. Людей просто вынудят покупать «улучшенные» продукты. Стоит надеяться, что исследования возможных вредных воздействий модифицированных продуктов на организм человека продолжатся. Они будут призваны решить все споры.
- И сегодня мы с вами убедились, что проблема ГМП не имеет единого решения. Мы получили много информации о ГМП, о положительных и отрицательных качествах таких продуктов. Теперь уже вам решать: есть или не есть генетически модифицированные продукты, во благо они или во вред
Рефлексия:
На столах Вы видите смайлики разного цвета, зеленый – «я буду употреблять только экологически чистый продукт», желтый – «я иногда буду употреблять ГМП», красный – «я буду употреблять любые продукты, как и ранее». Выходя из класса наклейте смайлик определенного цвета на доску согласно Вашему мнению после данного урока.