kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пищеварительная система

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для учеников 8 классов по теме " Пищеварительная система".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварительная система»

Пищеварительная система

Одноклеточные организмы переваривают пищу внутриклеточно. У подавляющего большинства многоклеточных животных пищеварение происходит вне клетки – в пищеварительной полости, стенки которой являются продолжением внешней оболочки организма.

Пищеварительные системы животных

У примитивных многоклеточных все клетки пищеварительной системы выполняют одинаковые функции; таким образом, сама система не разделена на органы. Пища попадает внутрь через ротовую полость, через неё же выходят наружу экскременты. Так устроены пищеварительные системы кишечнополостныхплоских червей. У более развитых форм (например, кольчатых червей) клетки дифференцируются, и пищеварительная система состоит из нескольких частей: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, анального отверстия. Ещё более сложное строение имеет пищеварительная система позвоночных. К её изучению мы сейчас и перейдём.

Поперечный разрез желудочного тракта

Пищеварительная система млекопитающих представляет собой желудочно-кишечный тракт – трубку, соединяющую ротовое отверстие с анальным. На всём своём протяжении стенка тракта состоит из четырёх слоёв:слизистой оболочки (облегчение процесса продвижения пищи, защита тракта от пищеварительных ферментов), подслизистой основы (волокна коллагена и эластина), наружной мышечной оболочки (кольцевой и продольный слои мышц, между которыми находится ауэрбахово нервное сплетение, контролирующее перистальтику),серозной оболочки (рыхлая соединительная ткань). Ещё одно нервное сплетение – мейснерово – располагается под мышечными слоями и контролирует секрецию пищеварительных желёз. Снаружи пищеварительный тракт покрыт брюшиной. Брюшина также выстилает внутреннюю поверхность брюшной полости, где образуетбрыжейку, которая поддерживает желудок и кишечник.

Типы зубов


Строение зуба млекопитающего

Измельчение пищи происходит в ротовой полости при пережёвывании (у птиц – в желудке). Благодаря жеванию увеличивается поверхность пищи, доступная воздействию ферментов. Для пережёвывания большинство позвоночных имеют челюсти, снабжённые зубами. Рыбы и рептилии относятся к гомодонтным организмам, все зубы у них одинаковы и имеют, как правило, конусовидную форму. Млекопитающие гетеродонтны: так, у человека имеются 8 резцов, 4 клыка, 8 ложнокоренных (премоляры) и 12 коренных (моляры) – всего 32 постоянных зуба, которые сменяют 20 молочных зубов, выросших в детстве. Резцы, расположенные в передней части ротовой полости, имеют ровные острые края и используются для откусывания. Конусовидные клыки предназначены для захватывания жертвы и разрывания её на куски. Зубы растительноядных животных, как правило, имеют более плоскую форму, пригодную для перетирания растительной пищи, у хищников наоборот наиболее выделяются длинные и изогнутые клыки. Коренные зубы имеют несколько корней и несколько бугорков, они необходимы для дробления и перетирания пищи.

Стадии развития зуба

Зуб удерживается в ротовой полости благодаря своим корням, погружённым в челюстную кость. Снаружи корень покрыт цементом. Над корнем находится шейка зуба, окружённая десной. Верхнюю часть зуба составляет твердый дентин, внутри которого находится пульпарная полость. В этой полости содержатся нервы, кровеносные сосуды и одонтобласты – клетки, образующие дентин. Снаружи дентин покрыт эмалью – самым твёрдым веществом организма, которая образует коронку. Налёт из болезнетворных организмов может вызвать заболевания зубов: кариес, разрушающий эмаль, а потом и дентин, и пародонтоз, вызывающий воспаление дёсен.

Челюсти образуют ротовую полость. В её стенках находятся три пары слюнных и множество щечных желез, выделяющих слюну (у человека – 1,5 литра в день). Слюна – это водянистый секрет, содержащий слизь, пищеварительные ферменты, различные соли и ионы. Она выделяется не постоянно, а под действием рефлексов, безусловных (наличие пищи во рту) и условных (на вкус и запах пищи). В ротовой полости также находится язык – мышечный орган, переворачивающий пищу во рту. Вкусовые сосочки на поверхности языка помогают определить вкус пищи. У человека язык также выполняет функцию органа речи.

Пережёванная и полупереваренная во рту пища обволакивается слизью и в виде комка попадает через глотку впищевод. У человека его длина составляет около 25 см. Благодаря перистальтике (ритмическим движениям и сокращениям мышечных стенок) пища быстро проходит узкую трубку пищевода и попадает в желудок.

Слизистая оболочка желудка

Желудок человека располагается в левой части брюшной полости под диафрагмой; его основное назначение – хранение и частичное переваривание пищи. Оболочка желудка состоит из трёх слоёв мускулатуры и легко растягивается; полный желудок может вмещать до 5 литров пищи. Секрет желудка – желудочный сок (слизь, 0,05 % раствор соляной кислоты, пищеварительные ферменты) – выделяется клетками, находящимися в стенках желудка, и перемешивается с пищей, образуя полужидкую смесь – химус. Покрывающая стенки слизь защищает их от переваривания.

Четырёхкамерный желудок жвачных

У жвачных истинному желудку предшествует рубец, в котором особые симбиотические бактерии выделяют фермент целлюлазу, переваривающую целлюлозу. Без него животное не в состоянии переварить растительную пищу. Полупереваренная пища отрыгивается обратно, а затем заглатывается вновь, после чего её переваривание осуществляется, как и у всех млекопитающих.

Пищеварительная система человека

Химус через пилорический сфинктер попадает в двенадцатиперстную кишку. В эту 20-сантиметровую кишку открываются также протоки поджелудочной железы и желчного пузыря. Вместе с пятиметровойподвздошной кишкой она образует тонкий кишечник. Его подслизистая основа собрана в многочисленные складки, а слизистая складок образует множество подвижных ворсинок, увеличивающих поверхность, всасывающую питательные вещества. Слизь защищает тонкий кишечник от повышенной кислотности пищи.

Слизистая тонкого кишечника выделяеткишечный сок, в который входят разнообразные пищеварительные ферменты. Вместе с желчью и соком поджелудочной железы он активно переваривает пищу, после чего та всасывается через микроворсинки эпителиальных клеток, расположенных на ворсинках подвздошной кишки. Через кровеносные капилляры, сливающиеся в воротную вену печени, питательные вещества поступают в печень. Там они откладываются про запас или поступают в кровеносную систему и разносятся по клеткам организма, а токсичные вещества (например, алкоголь) обезвреживаются.

В следующем отделе пищеварительной системы – толстом кишечнике – благодаря бактериям-симбионтам синтезируются некоторые аминокислоты и витамины. Все они, а также вода и некоторые электролиты, всасываются в кровь. Оставшаяся непереваренной пища твердеет и обволакивается слизью, становясь каловой массой. В конце концов, она поступают впрямую кишку и, пройдя через пару сфинктеров, выводится из организма через анальное отверстие. Внешний сфинктер контролируется центральной нервной системой; у маленьких детей этот контроль осуществляется недостаточно хорошо.

И желудочный, и кишечный сок вырабатываются не постоянно, а только под действием специальных гормонов. Поглощение пищи также происходит только в те моменты, когда у организма пробуждается аппетит. У людей аппетит контролируется центрами голода и насыщения, расположенными в гипоталамусе. Контроль производится при помощи изменения концентрации глюкозы в крови. На аппетит также влияют дополнительные факторы (растяжение стенок желудка, физиологическое состояние организма, повреждение головного мозга).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пищеварительная система

Автор: Омарова Гаяна Нурушевна

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Краткосрочное  планирование урока биологии: «Значение процесса пищеварения. Строение пищеварительной системы человека» "
    ["seo_title"] => string(139) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-biologhii-znachieniie-protsiessa-pishchievarieniia-stroieniie-pishchievaritiel-noi-sistiemy-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "208450"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430817774"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Наше питание. Пищеварительная система "
    ["seo_title"] => string(46) "nashie-pitaniie-pishchievaritiel-naia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "112417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408609270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Пищеварительная система человека "
    ["seo_title"] => string(42) "pishchievaritiel-naia-sistiema-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "200570"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428856833"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "презентация по пищеварительной системе "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-po-pishchievaritiel-noi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "243679"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445784586"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Пищеварительная система человека"
    ["seo_title"] => string(36) "pishchevaritelnaia_sistema_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "577294"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1617273835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства