kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Парнокопытные и непарнокопытные животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи: Ученики получат возможность продолжить знакомство с многообразием млекопитающих; научатся давать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА.

Ведущий. Здравствуйте. Сегодня у вас необычный урок.  И  я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на  моем уроке. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.

Вы на прошлом уроке изучали Отряды ластоногих, китообразных, дома рассматривали  хоботных. Давайте быстренько проверим пройденную тему.

  1. а)Проверка Д/З ( Тест) Слайд 1-9

          б)Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных?

          в) Установите соответствие между отрядами млекопитающих и их представителями.

 

2 . Актуализация знаний (Слайд 10) Загадка:

Заходишь в комнату: в комнате на кровати лежит 2 собачки, 4 котика. стоит жираф и сидит один гусь (маленький-маленький). сколько ног в комнате?

Какой ответ? у жирафа ноги или лапы, у бегемота ноги или лапы? В чем отличие? (У жирафа на ноге наличие копыта).

(Слайд 11) А какие копытные домашние животные вам известны?

(Слайд 12) (Ответы учащихся). Охарактеризуйте их на примере свиньи ( крупное или мелкое животное, что на пальцах ног, чем питаются, какие рождаются детеныши?)

(Слайд 13) Для начала давайте узнаем. Кто такие копытные? Копытные – это относительно крупные животные, пальцы ног одеты копытами, большинство растительноядные, обладают способностью быстро бегать; детеныши рождаются зрячими, покрыты волосяным покровом, способны через несколько часов после рождения бегать за родителями. В зависимости от числа пальцев на ногах и характер зубной системы копытных делят на два отряда. Сегодня, наш урок  посвящен знакомству с отрядами млекопитающих животных. Какие?

(Слайд 14) Парнокопытные и Непарнокопытные. А что бы вы хотели узнать об этом отряде? (Ответы учеников)

А какие животные относятся к отряду Парнокопытные? Как вы думаете?

Отряд Парнокопытные. Объединяет свиней, баранов, коз, антилоп, бегемотов, жирафов, верблюдов.

А почему отряд получил такое название? (учебник стр. 178)

  (Слайд 15) Название отряду дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом, как футляром или башмаком. Второй и пятый пальцы  недоразвиты, а первый – редуцирован.

А какие подотряды существуют: Ученики заполняют схему, используя учебник. Общее число видов около 200, объединенных в подотряды: Нежвачные и Жвачные.

(Слайд 16)                                    Парнокопытные:

                          Жвачные                                                      Нежвачные

6 сем-в: - Оленьковые                                                 3  сем- ва: - Свиньи

              - Оленевые                                                                        - Пекари

             - Жирафовые                                                                     - Бегемоы

             - Вилорогие

             - Полорогие 

              - Кабарги   

(Слайд 17)  Найдите в чем различие жвачных и нежвачных парнокопытных. Что   такое жвачка? Заполните таблицу:

Признаки

Жвачные

Нежвачные

1.

Строение и число зубов

2.

Наличие жвачки

3.

Строение желудка

4.

Внешнее строение

5.

Примеры

Подотряд жвачные                          

У жвачных копытных, питающихся травой и побегами деревьев, жующие поверхности зубов принимают характерное складчатое полулунное строение, число зубов сокращается. У видов, обрывающих растения языком и нижними резцами, верхних резцов нет, а нижние клыки приобрели форму резцов. Морда у них значительно удлинена и между резцами и коренными зубами образуется диастема. Отряд назвали за наличие жвачки. Жвачка- комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Пища отрыгивается из сложного желудка, состоящего из 4 –х отделов. В первом отделе – рубце - растительная пища сбраживается  и проталкивается в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, где смачивается слюной и перетирается. Эта частично переваренная пища и является жвачкой.

Полужидкая масса затем попадает в третий отдел- сычуг- для окончательной обработке желудочным соком. Какие жвачные животные вы знаете? (Корова, овцы)

Подотряд нежвачные. У нежвачных массивное тело, короткие четырехпалые конечности. Клыки выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой пятачок. Всеядны. Желудок простого строения. Рогов нет Подкожный слой жира значительный. Какое животное встречается у нас?(Свиньи)

Ребята А вам интересно от каких животных произошли Парнокопытные?

Биолог. Крупный рогатый скот произошел от европейского тура, который был распространен на юге Европы и Азии. В XYII в. в лесах Польши в небольших количествах еще встречались туры. Продолжительная охота на них ради шкуры и мяса привела к их истреблению.

(Слайд 18 - 24)

(Слайд 25 ) Как вы думаете  Какие особенности характерны для отряда Непарнокопытные?

(Слайд 26-27) В отряд входит 16 видов крупных животных. Представители отряда обладают общими признаками: конечности у большинства из них снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными. В скелете отсутствуют ключицы. Питаются эти животные только растительной пищей. Отряд включает три семейства: Тапиры, Лошади, Носороги.

Зоолог. Типичный представитель отряда Непарнокопытные – лошадь Пржевальского. В условиях пустыни и полупустыни Центральной Азии лошади обитают небольшими табунами, питаясь жесткими растениями, в поисках которых пробегали большие расстояния. Для сохранения и изучения лошади Пржевальского при Международном Союза охраны природы создан специальный международный комитет.

Лошадь – одно из полезнейших домашних животных, распространившееся вместе с человеком по всем частям света. В домашнем состоянии лошадь образовала более сотни пород.

Человек пользовался лошадью в первую очередь как средством передвижения и как тягловой силой. Некоторые народы употребляют в пищу молоко и мясо лошадей, но мясных и молочных пород лошадей нет. В кобыльем молоке содержится до 6% молочного сахара (в коровьем 4%), поэтому оно легче подвергается спиртовому брожению, образуя питательный пенистый освежающий напиток – кумыс, богатый витаминами А, В, С; он является лечебным средством при туберкулезе.

   (Слайд 28 )

 К семейству Лошади относятся зебры, куланы, ослы. Сомалийский и нубийский ослы обычно высотой до 100-120 см, песочно-серого цвета с темноватой полосой, идущей вдоль хребта. Живут в Африке – в пустыне и степях. Сомалийский и нубийский ослы считаются произошедшими от дикого осла, обитающего в пустынях Северной Африки. Оба вида занесены в Красную книгу.

       Непарнокопытным относится носороги

Семейство носорогов насчитывает 5 видов – суматранский, индийский, черный, белый, яванский. Это большие тяжелые звери, массой 3,5 т и более, высотой 1-2 метра при длине 2-5м. Кожа толстая, почти лишена волос. На передней части морды находятся один или два рога, у черного – от трех до пяти. Длина переднего рога может достигать 158 см. Ноги короткие, трехпалые. Живут носороги в Африке и Южной Америке.

(Слайд 29-30 )Тапир

  1. Закрепление темы.

- Что нового вы  узнали?

- Какие животные относятся к парнокопытным?

- На какие подотряды делятся парнокопытные?

- Какие жвачные животные вы узнали? Почему их так называют?

(Слайд 31 ) Д.з:  

(Слайд 32 ) Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Парнокопытные и непарнокопытные животные" »

Тема: "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Цель и задачи: Ученики получат возможность продолжить знакомство с многообразием млекопитающих; научатся давать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА.

Ведущий. Здравствуйте. Сегодня у вас необычный урок. И я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.

Вы на прошлом уроке изучали Отряды ластоногих, китообразных, дома рассматривали хоботных. Давайте быстренько проверим пройденную тему.

  1. Проверка Д/З ( Тест) Слайд 1-9

  1. Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных?

А) Живорождением;

Б) Теплокровностью

В) Выкармливанием детенышей молоком

Г) Четырехкамерным сердцем

  1. Как правильно классифицировать ласку и горностая?

А) Отряд – грызуны, семейство – мышиные;

Б) Отряд – насекомоядные; семейство – землеройки;

В) Отряд – хищники, семейство – куньи

Г) Отряд – хищники; семейство – кошачьи.

  1. Где указаны представители отряда ластоногих?

А) Киты и дельфины;

Б) Кашалоты и акулы;

В) Моржи и морские котики;

Г) Тюлени и пингвины.

  1. Глаза у млекопитающих

А) Имеют веки с ресницами

Б) Не имеют век

В) Не имеют ресниц.

  1. У насекомоядных млекопитающих зубы:

А) Заметно разделяются на резцы, клыки и коренные;

Б) Заметно выделяются клыки;

В) Почти все одинаковые.

  1. У грызунов отсутствуют

А) Резцы

Б) Клыки

В) Коренные зубы.

  1. Летучие мыши ориентируются в полете с помощью:

А) Зрения

Б) Обоняния

В) Издаваемых и улавливаемых органами слуха отраженных ультразвуков.


В3. Установите соответствие между отрядами млекопитающих и их представителями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТРЯДЫ

А) дельфин 1) Зайцеобразные

Б) тюлень 2) Грызуны

В) пищуха 3) Ластоногие

Г) кит 4) Китообразные

Д) брундук 5) Хоботные

Е) ондатра

Ё) Слон индийский



  1. Актуализация новых знаний.

(Слайд 10) Загадка:

Заходишь в комнату: в комнате на кровати лежит 2 собачки, 4 котика. стоит жираф и сидит один гусь (маленький-маленький). сколько ног в комнате?

Какой ответ? у жирафа ноги или лапы, у бегемота ноги или лапы? В чем отличие? (У жирафа на ноге наличие копыта).

(Слайд 11) А какие копытные домашние животные вам известны?

(Слайд 12) (Ответы учащихся). Охарактеризуйте их на примере свиньи ( крупное или мелкое животное, что на пальцах ног, чем питаются, какие рождаются детеныши?)

(Слайд 13) Для начала давайте узнаем. Кто такие копытные? Копытные – это относительно крупные животные, пальцы ног одеты копытами, большинство растительноядные, обладают способностью быстро бегать; детеныши рождаются зрячими, покрыты волосяным покровом, способны через несколько часов после рождения бегать за родителями. В зависимости от числа пальцев на ногах и характер зубной системы копытных делят на два отряда. Сегодня, наш урок посвящен знакомству с отрядами млекопитающих животных. Какие?

(Слайд 14) Парнокопытные и Непарнокопытные. А что бы вы хотели узнать об этом отряде? (Ответы учеников)

А какие животные относятся к отряду Парнокопытные? Как вы думаете?

Отряд Парнокопытные. Объединяет свиней, баранов, коз, антилоп, бегемотов, жирафов, верблюдов.

А почему отряд получил такое название? (учебник стр. 178)

(Слайд 15) Название отряду дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом, как футляром или башмаком. Второй и пятый пальцы недоразвиты, а первый – редуцирован.

А какие подотряды существуют: Ученики заполняют схему, используя учебник. Общее число видов около 200, объединенных в подотряды: Нежвачные и Жвачные.

(Слайд 16) Парнокопытные:

Жвачные Нежвачные

6 сем-в: - Оленьковые 3 сем- ва: - Свиньи

- Оленевые - Пекари

- Жирафовые - Бегемоы

- Вилорогие

- Полорогие

- Кабарги

(Слайд 17) Найдите в чем различие жвачных и нежвачных парнокопытных. Что такое жвачка? Заполните таблицу:

Признаки

Жвачные

Нежвачные

1.

Строение и число зубов



2.

Наличие жвачки



3.

Строение желудка



4.

Внешнее строение



5.

Примеры





Подотряд жвачные

У жвачных копытных, питающихся травой и побегами деревьев, жующие поверхности зубов принимают характерное складчатое полулунное строение, число зубов сокращается. У видов, обрывающих растения языком и нижними резцами, верхних резцов нет, а нижние клыки приобрели форму резцов. Морда у них значительно удлинена и между резцами и коренными зубами образуется диастема. Отряд назвали за наличие жвачки. Жвачка- комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Пища отрыгивается из сложного желудка, состоящего из 4 –х отделов. В первом отделе – рубце - растительная пища сбраживается и проталкивается в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, где смачивается слюной и перетирается. Эта частично переваренная пища и является жвачкой.

Полужидкая масса затем попадает в третий отдел- сычуг- для окончательной обработке желудочным соком. Какие жвачные животные вы знаете? (Корова, овцы)

Подотряд нежвачные. У нежвачных массивное тело, короткие четырехпалые конечности. Клыки выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой пятачок. Всеядны. Желудок простого строения. Рогов нет Подкожный слой жира значительный. Какое животное встречается у нас?(Свиньи)

Ребята А вам интересно от каких животных произошли Парнокопытные?

Биолог. Крупный рогатый скот произошел от европейского тура, который был распространен на юге Европы и Азии. В XYII в. в лесах Польши в небольших количествах еще встречались туры. Продолжительная охота на них ради шкуры и мяса привела к их истреблению.

(Слайд 18 - 24)

(Слайд 25 ) Как вы думаете Какие особенности характерны для отряда Непарнокопытные?

(Слайд 26-27) В отряд входит 16 видов крупных животных. Представители отряда обладают общими признаками: конечности у большинства из них снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными. В скелете отсутствуют ключицы. Питаются эти животные только растительной пищей. Отряд включает три семейства: Тапиры, Лошади, Носороги.

Зоолог. Типичный представитель отряда Непарнокопытные – лошадь Пржевальского. В условиях пустыни и полупустыни Центральной Азии лошади обитают небольшими табунами, питаясь жесткими растениями, в поисках которых пробегали большие расстояния. Для сохранения и изучения лошади Пржевальского при Международном Союза охраны природы создан специальный международный комитет.

Лошадь – одно из полезнейших домашних животных, распространившееся вместе с человеком по всем частям света. В домашнем состоянии лошадь образовала более сотни пород.

Человек пользовался лошадью в первую очередь как средством передвижения и как тягловой силой. Некоторые народы употребляют в пищу молоко и мясо лошадей, но мясных и молочных пород лошадей нет. В кобыльем молоке содержится до 6% молочного сахара (в коровьем 4%), поэтому оно легче подвергается спиртовому брожению, образуя питательный пенистый освежающий напиток – кумыс, богатый витаминами А, В, С; он является лечебным средством при туберкулезе.

(Слайд 28 )

К семейству Лошади относятся зебры, куланы, ослы. Сомалийский и нубийский ослы обычно высотой до 100-120 см, песочно-серого цвета с темноватой полосой, идущей вдоль хребта. Живут в Африке – в пустыне и степях. Сомалийский и нубийский ослы считаются произошедшими от дикого осла, обитающего в пустынях Северной Африки. Оба вида занесены в Красную книгу.

Непарнокопытным относится носороги

Семейство носорогов насчитывает 5 видов – суматранский, индийский, черный, белый, яванский. Это большие тяжелые звери, массой 3,5 т и более, высотой 1-2 метра при длине 2-5м. Кожа толстая, почти лишена волос. На передней части морды находятся один или два рога, у черного – от трех до пяти. Длина переднего рога может достигать 158 см. Ноги короткие, трехпалые. Живут носороги в Африке и Южной Америке.

(Слайд 29-30 )Тапир

  1. Закрепление темы.

- Что нового вы узнали?

- Какие животные относятся к парнокопытным?

- На какие подотряды делятся парнокопытные?

- Какие жвачные животные вы узнали? Почему их так называют?

(Слайд 31 )

Д.з: Изучить п. , знать систематику Подготовить сообщение о представителях красной книги. На опережение: о шимпанзе.


(Слайд 32 ) Спасибо за работу!
































Задания.

1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?

Ответ: Лошадь хуже, а у коровы при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ноги, сближаются и вокруг них свободно проходит воздух, а у лошади при вытаскивании ног из вязкой почвы по копытами создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног.

2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, и давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?

Ответ: Оказывается ,что у оленя «надувная» шерсть, пустотелые шерстинки заполнены воздухом, а т.к. воздух плохо проводит тепло, такая шерсть хорошо защищает от холода.

4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?

Ответ: Это объясняется влиянием местообитания и образа жизни.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Парнокопытные и непарнокопытные животные"

Автор: Земцова Надежда Сергеевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок-игра "Класс Млекопитающие" "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-ighra-klass-mliekopitaiushchiie"
    ["file_id"] => string(6) "151753"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420738327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства