Ознакомление с особенностями строения, жизнедеятельности, разнообразием настоящих наземных позвоночных пресмыкающихся, относящихся к группе амниотов – хордовых животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Пресмыкающиеся"»
Открытый урок по теме: «Пресмыкающиеся»
Цели: Ознакомление с особенностями строения, жизнедеятельности, разнообразием настоящих наземных позвоночных пресмыкающихся, относящихся к группе амниотов – хордовых животных; научить учащихся различать животных этого класса по рисункам, конкретно объяснить способы приспособления к жизнедеятельности на суше. Формирование мировоззренческих взглядов об историческом развитии животного мира.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека;
Развивающие: формирование умений работать с дополнительной литературой и составлять компьютерные презентации, опорно-схематические конспекты;
Воспитывающие: обосновать необходимость охраны пресмыкающихся.
Наглядность:
Рисунки пресмыкающихся в учебнике, слайды и влажные препараты, Красная книга Казахстана, зоогеографическая карта, скелеты и влажные препараты ящерицы, черепахи, змеи.
Ход урока.
I Проверка знаний
1.Фронтальный опрос.
Кто такие земноводные? Назовите их второе название.
Из каких отделов состоит скелет земноводных?
Что содержится в ротовой полости земноводных?
Чем представлена дыхательная система?
Чем представлена кровеносная система?
Чем отличается головной мозг земноводных от рыб?
Каковы особенности органов чувств?
Как осуществляется размножение и развитие земноводных?
Каково значение земноводных?
На какие отряды подразделяются земноводные? Назовите представителей.
Работа по карточкам и тестам.
Опрос домашнего задания
А) Земноводные – 1 ученик
Б) Строение скелета и особенности пищеварения- 2 ученик.
В) Кровеносная система и органы чувств – 3 ученик
Г) Отряды земноводных – 5 ученик
4. Вставьте пропущенные слова.
А) амфибии – это животные приспособленные к жизни … (на суше и в воде)
Б) Отделы тела земноводных … (голова, туловище, конечности)
В) Дыхание осуществляется при помощи … (легких и кожи)
Г) Кровеносная система состоит из … (з-хкамерного сердца, 2-х кругов кровообращения)
Д) Температура тела … (постоянная, зависит от окружающей среды)
Е) Размножение … (раздельнополые, оплодотворение внутреннее и наружное в воде)
Развитие с превращением: икра – личинка (головастик)- взрослое животное
Ж) Среда обитания … (суша, вода)
З) Размножение, рост, развитие осуществляется … (в воде)
И) Во взрослом состоянии обитают … (на суше)
5. Проблемные задачи:
1. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем можно это объяснить? (дыхание через кожу перестает осуществляться)
2. Голодная лягушка отказалась есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (они реагируют на движущуюся добычу)
II Изучение нового материала
- Класс Пресмыкающиеся
- Общая характеристика.
- Отряды пресмыкающихся
III Закрепление
Заполните сравнительную таблицу
№
Система органов
У земноводных
У пресмыкающихся
1
Кожный покров
2
Скелет
3
Дыхательная система
4
Кровеносная система
5
Выделительная система
6
Нервная система
7
Органы размножения
Выберите правильные утверждения
1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. (+) 2. Все пресмыкающиеся, за исключением змей – четвероногие животные. 3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (+) 4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное. 5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала. 7. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком. 8. Предки змей имели ноги. (+) 9. У всех пресмыкающихся верхнее и нижнее веки подвижные. 10. Панцирь черепахи сращен с позвоночником и ребрами. (+) 11. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное. 12. Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды. (+)
1 вариант: Стр. 200 заполнить таблицу, написав номера соответствующих признаков под названиями животных.
2 вариант: Стр. 200 Проверь знания.
IV Домашнее задание
Параграф 50.
Карточка № 1.
Используя схему кровеносной системы земноводных и соответствующий параграф учебника составьте характеристику кровеносной системы по следующим показателям.
Отделов сердца – Кругов кровообращения – Тип кровеносной системы – замкнутая или незамкнутая? Кровь – смешанная или несмешанная?