Организационный момент | - Доброе утро, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний день нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу. | Организация рабочих мест, приветствие Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
Актуализация знаний | Повторим, что мы изучали на прошедших уроках: -Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа? (Царства: Животных Растений Бактерий) -Докажите, что эти царства относятся к живой природе. (дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются) Давайте вспомним отличительные признаки животных ТЕСТ Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений Ответы: • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей • Наличие хлоропластов • Фотосинтез. (Автотрофы). • Активное движение • Ограниченный рост • Отсутствие хлоропластов • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы). Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств. Посмотрите, пожалуйста, на парту. Выберите представителей царства животных и представителей царства растений. (работа с гербариями, экспонатами (грибы) | Отвечают на вопросы
Выполняют тест Проводят самопроверку, используя текст учебника вспоминают признаки царства растений
работают с гербарными материалами и муляжами | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Целеполагание и мотивация | У вас остались лишние организмы . Что за загадочные существа остались на парте? - Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах) Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? | Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. | Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. |
Создание проблемной ситуации Усвоение новых знаний | Грибы считали травами и кустарниками без цветов и плодов, относили даже к морским животным или к минералам. Французский ученый-ботаник Себастьян Вайян сказал о грибах: «Грибы — это дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы, чтобы смущать самых талантливых исследователей и приводить в отчаяние молодых ботаников». Карл Линней называл всю эту группу хаосом, в котором невозможно найти никакой системы. Почему же столь противоречивы мнения ученых о грибах? В какую систематическую категорию объединяются грибы? - что это за организмы? (Эукариоты) -Что это значит? (В клетках грибов есть ядра) Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли? Что такое гриб? Почему грибы выделили в отдельное царство? В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Физкультминутка Работа в группах 1 группа Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью цветной бумаги сделайте аппликацию строения шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба. (работа с цветной бумагой, клеем, ножницами) 2 группа Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Представить в виде схемы, используя прием «Ментальная карта»то ) Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство органического мира. Тело и грибница гриба образованы мицелием, представленным тонкими ветвящимися трубчатыми нитями, – гифами. Клетки грибов имеют ядра, все грибы относятся к эукариотам. Грибы питаются готовыми органическими веществами, по способу питания относятся к гетеротрофам. По типу питания грибы могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками. | Высказывают свое мнение Отвечают на вопрос учителя
Для грибов характерны следующие признаки растений: •Неподвижность •Неограниченный рост •Питание путём всасывания воды и минеральных солей. Для грибов характерны следующие признаки животных: • Отсутствие хлоропластов. • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы) Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных. Самостоятельная работа с учебником По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом. | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичное закрепление учебного материала | Подведем итог нашего урока, проверим усвоение материала. Выполнить тест: 1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что: а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу; б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; в) они не размножаются спорами и не имеют органов; г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества. 2. Надземная часть белого гриба называется: а) грибницей; б) пеньком; в) шляпкой; г) плодовым телом. 3.По способу питания грибы а) автотрофы б) гетеротрофы 4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов: а) симбиоз; б) грибокорень; в) грибница; г)автотроф. 5.К грибам паразитам относится: а) Подберезовик; б) Гриб-трутовик; в) Опёнок. 6. По способу питания грибы похожи на животных, так как: а) способны к фотосинтезу б) питаются готовыми органическими веществами в) поглощают пищу путём всасывания | Выполняют тест Оценивают себя | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции. Познавательные: логические: анализ и синтез информации. |
Рефлексия | Итак, завершился наш урок Хочу подвести небольшой итог Во-первых, спасибо за теплую атмосферу Второе, что я хотела бы сказать Урок помог мне сегодня узнать, Что знания наши прочны и крепки А значит, спасибо, ученики. Подводит итог урока, предлагает поработать по шаблону: О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Свои ответы начинайте со слов Я узнал… Я смогу… Я удивился… | Высказывают мнение об уроке. | - оценка процесса и результатов деятельности, - рефлексия способов и условий действий; -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи4 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |