kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме «Скелет человека».

Цель: формирование знаний учащихся о строении скелета человека и значении опорно-двигательной системы.

Задачи:

1) Сформировать представление о строении скелета человека.

2) Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих.

3) Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

4) Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; формировать диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека; пробуждать творческие начала личности.

5) Развивать когнитивные способности: анализ, синтез, обобщение; развивать воображение, интеллектуальные и креативные способности обучающихся.

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Применяемые технологии:

1) коммуникативно-ориентированное обучение;

2) разноуровневое обучение;

3) развитие познавательных интересов;

4) личностно-ориентированное обучение;

5) здоровье сберегающие технологии;

6) информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы:

1) по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;

2) по степени взаимодействия: самостоятельная работа, эвристическая беседа, дозированная помощь учителя;

3) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Скелет человека», видеофильм «Анатомия человека. Строение скелета», муляж скелета человека, муляж черепа, скелет кошки.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии»

Открытый урок по теме «Скелет человека».

Учитель биологии: Полушина И. Н. "ПСОШИ № 2"

Цель: формирование знаний учащихся о строении скелета человека и значении опорно-двигательной системы.

Задачи:

1) Сформировать представление о строении скелета человека.

2) Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих.

3) Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

4) Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; формировать диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека; пробуждать творческие начала личности.

5) Развивать когнитивные способности: анализ, синтез, обобщение; развивать воображение, интеллектуальные и креативные способности обучающихся.

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Применяемые технологии:

1) коммуникативно-ориентированное обучение;

2) разноуровневое обучение;

3) развитие познавательных интересов;

4) личностно-ориентированное обучение;

5) здоровье сберегающие технологии;

6) информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы:

1) по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;

2) по степени взаимодействия: самостоятельная работа, эвристическая беседа, дозированная помощь учителя;

3) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Скелет человека», видеофильм «Анатомия человека. Строение скелета», муляж скелета человека, муляж черепа, скелет кошки.

Ход урока.

1. Актуализация знаний, определение темы урока, постановка цели и задач, проблемного вопроса.

Учитель: На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Вы уже догадались, о чём пойдёт разговор? (о скелете).

Тема нашего урока: «Скелет человека».

Вопросы о строении и значении скелета для вас не новые. Ведь скелетами обладают многие животные, которых мы изучали в курсе биологии 7 класса.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о скелетах животных.

Что такое скелет? (Скелет – в переводе с греческого языка означает «высохший» - совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или его отдельных частей и защищающих организм от механических повреждений).

Какие бывают типы скелетов? (Наружным: кораллы, раки; внутренним: рыбы, птицы).

В чем преимущества и недостатки наружных скелетов? А внутренних?

Вызов: Какой скелет у человека? (Как у всех млекопитающих - внутренний).

Перед нами возникает проблемный вопрос: скелет человека уникален или нет? Имеется ли какое-либо сходство в строении скелета человека и животных, или он построен по особому плану?

Давайте определим цель и задачи урока (учитель корректирует ответы обучающихся).

2. Изучение строения скелета человека. Работа в группах.

1 группа. Рассказ учащихся о сходстве и отличиях скелета человека и млекопитающих животных с использованием муляжа скелета человека и скелета кошки.

Сходство (задание для более слабых учащихся):

  1. 3 отдела скелета: череп, скелет туловища, скелет конечностей.

  2. В черепе 2 отдела: лицевой и мозговой.

  3. В скелете туловища позвоночник (отделы: шейный – 7 позвонков, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой-копчиковый) и грудная клетка.

  4. Скелет конечностей: скелеты поясов конечностей и скелеты свободных конечностей.

Вывод обучающихся: Сходство скелетов человека и млекопитающих животных свидетельствует об общности их происхождения.

Отличия (задание для более сильных учащихся):

Отдел скелета

Особенности, свойственные скелету человека

Причины появления этих особенностей (вывод обучающихся)

Череп

Преобладание мозгового отдела над лицевым; появление подбородочного выступа

Увеличение объема головного мозга; развитие речи

Позвоночник

S-образный (4 изгиба); массивность костей поясницы; срастание позвонков крестца

Прямохождение; смещение центра тяжести вниз

Грудная клетка

Сжата в спинно-брюшном направлении, расширена в стороны

Прямохождение

Таз

Широкий, в виде чаши; сросшиеся кости

Прямохождение; смещение центра тяжести

Верхние конечности

Подвижные кости кисти; большой палец противопоставлен остальным

Трудовая деятельность

Нижние конечности

Массивные кости; сводчатая стопа

Прямохождение; смещение центра тяжести

Физминутка.

Просмотр видеофильма «Скелет человека».

2 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях черепа с демонстрацией на муляже.

Череп состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Мозговой отдел состоит из парных (теменные и височные) и непарных (лобная и затылочная) костей, соединенных неподвижно с помощью швов. В полости этого отдела находится головной мозг. Лицевой отдел состоит из 15 костей, соединенных неподвижно. Подвижной является нижнечелюстная кость. В ячейках нижнечелюстной и верхнечелюстной костей расположены зубы. Кроме этих костей в отдел входят клиновидные, решётчатые, слёзные, скуловые, носовые кости. Они служат местом прикрепления лицевых мышц.

3 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях позвоночника.

Позвоночник образован 33-34 позвонками. Каждый позвонок состоит из тела, дуги и нескольких остистых отростков. Располагаясь друг над другом, тела образуют позвоночный столб, а дуги формируют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Позвонки отделены друг от друга межпозвоночными хрящевыми дисками, благодаря этому позвоночник обладает гибкостью. В позвоночнике выделяют отделы:

а) шейный – 7 позвонков, первый – атлант – соединен с черепом;

б) грудной – 12 позвонков, к ним прикрепляются рёбра;

в) поясничный – 5 позвонков, самых массивных;

г) крестцовый – 5 позвонков, сросшихся в крестец;

д) копчиковый – 4-5 позвонков, рудиментарных, соответствующих хвостовым позвонкам животных.

Позвоночник является остовом скелета, к нему прикрепляются все отделы скелета. В нем различают 4 изгиба: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Поэтому позвоночник S-образный, что смягчает толчки при ходьбе.

1 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях грудной клетки.

Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, к которым подвижно прикрепляются 12 пар ребер. 10 пар верхних рёбер с помощью хрящей полуподвижно прикрепляются к грудине, а 2 пары нижних рёбер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие, а также верхние части печени и желудка от механических повреждений.

4 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях скелета верхних конечностей.

Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей (рук).

Скелет плечевого пояса состоит из 2 ключиц и 2 лопаток. Служит для прикрепления скелета свободных верхних конечностей к туловищу.

Скелет свободных верхних конечностей (рук) состоит из трёх отделов:

а) плечо – 1 плечевая кость;

б) предплечье – 2 кости: лучевая и локтевая, обеспечивают большую подвижность руки;

в) кисть – 7 костей запястья, 5 костей пясти, фаланги пальцев (в большом – 2 фаланги, в остальных – по 3).

Руки совершают всё многообразие трудовых операций.

5 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях скелета нижних конечностей.

Скелет нижних конечностей состоит из скелета тазового пояса и скелета свободных нижних конечностей (ног).

Скелет тазового пояса состоит из 2 тазовых костей, сросшихся с крестцом и между собой. Каждая тазовая кость состоит из трёх сросшихся костей: подвздошной, седалищной и лобковой. Скелет тазового пояса служит для прикрепления скелета свободных нижних конечностей к туловищу.

Скелет свободных нижних конечностей (ног) состоит из трёх отделов:

а) бедро – 1 бедренная кость;

б) голень – 2 кости: большая и малая берцовые, обеспечивают большую подвижность ноги;

в) стопа – 7 костей предплюсны (самые большие – пяточная и таранная), 5 костей плюсны, фаланги пальцев (в большом пальце – 2 фаланги, в остальных – по 3).

Ноги обеспечивают перемещение тела в пространстве (бег, ходьба, прыжки).

3. Закрепление.

  1. Назовите и покажите отделы скелета.

  2. Назовите и покажите отделы черепа, кости отделов.

  3. Назовите и покажите отделы скелета туловища: позвоночник, грудная клетка, опишите их строение.

  4. Назовите и покажите кости скелета верхних конечностей (плечевой пояс, рука); нижних конечностей (тазовый пояс, нога).

4. Рефлексия.

Давайте подведем итоги урока.

  1. Чем мы сегодня занимались? (Повторяли пройденный материал. Изучали новую тему).

  2. Что нового узнали? (Изучили строение и функции скелета человека. Определили сходства и различия в строении скелета человека и млекопитающих животных).

  3. Какие навыки приобрели? (Научились сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы).

5. Домашнее задание. Учебник: с. 98-105, т. с. 61, 65-68. Творческое задание: нарисовать и описать скелет человека будущего (результат эволюции).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по биологии

Автор: Полушина Ирина Николаевна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Открытый урок. Биология. 6 класс. Тема: "Испарение воды растениями. Листопад" "
    ["seo_title"] => string(77) "otkrytyi-urok-biologhiia-6-klass-tiema-isparieniie-vody-rastieniiami-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "174016"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424080209"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация к открытому уроку биологии  "Значение растений в природе и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-k-otkrytomu-uroku-biologhii-znachieniie-rastienii-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "175879"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424335370"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация для урока биологии по теме "Воздушное питание растений – фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193159"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427587890"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока биологии  "Неклеточные формы жизни. Вирусы""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologhii-nieklietochnyie-formy-zhizni-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "258706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448552780"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект открытого урока по биологии в 7 классе по теме:  «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-khriashchievyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "191229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427285703"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства