kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Экологические законы природопользования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления об экологическом состоянии Земли, о путях рационального природопользования,  о природопользовании в истории человечества; экологических законах  природопользования; обобщить знания учащихся об отрицательной и позитивной деятельности человека в биосфере.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Экологические законы природопользования"»

Тема урока : «Сохранение разнообразия биогеоценозов ( экосистем).

Экологические законы природопользования»

Девиз урока. « Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни» / Э. Хеменгуэй/


Цели:

  • образовательная: формирование представления об экологическом состоянии Земли, о путях рационального природопользования, о природопользовании в истории человечества; экологических законах природопользования; обобщить знания учащихся об отрицательной и позитивной деятельности человека в биосфере;

  • развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебником, выделять и формулировать главное; развитие навыков наблюдательности, умения обобщать, устанавливать связи между компонентами природы; сравнивать , ориентироваться в терминах и понятиях; развитие эмоциональной сферы мышления, воображения;

  • воспитательная: воспитание эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; формирование социально активной личности, осознающей глобальные проблемы современности.

Метапредметные и личностные результаты. Формирование УУД:

*познавательные УУД: продолжить формировать умение работать с периодическими изданиями, Интернет – ресурсами; выявлять причины и следствия простых явлений;

*регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, сверять свои действия с целью и , при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

* коммуникативные УУД: использовать языковые средства для выражения своих доводов и умозаключений;

* личностные УУД : активная жизненная позиция.


Тип урока: комбинированный.

Способ представления информации: текстовый, структурно – логический, информационно - технологический.

Метод обучения: частично – поисковый.

Технология: Личностно – ориентированная, на основе системно – деятельностного подхода.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, доска.


Ход урока


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

И технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент

Приветствие. Настраивает детей на урок

Готовятся к уроку


2. Проблемная ситуация и актуализация опорных знаний

















































3.Целеполагание

А не начать ли нам урок о самом главном, о нашей жизни, с веселой сказки?

Сказка – присказка

Задумался как -то в давние годы старый медведь о жизни. Задумался и спросил медведицу:

-Скажи, бабка, чем жизнь жива?

А та наелась свежей лесной малины, лежит себе в кустах, на солнышке греется и ухом не ведет. Дремлет. Тогда медведь громче рявкнул:

- Не притворяйся глухой! Отвечай, чем жизнь жива?

Зевнула медведица, повернулась на другой бок и пробормотала сквозь сон:

- Едой жизнь держится…

Услыхала это лиса и говорит:

- Сущая правда. Жизнь едой держится , питанием. Курятинкой, тетеревятинкой, зайчатинкой… у кого какой вкус, тот тем и питается. Заяц кору гложет. Белка шишки шелушит.

-Ха! – перебил лису пробегавший мимо волк. – Не одной едой жизнь держится. Попробуй проживи без логова…

- Или без норы! – отозвался крот. И дятел то же самое подтвердил:

- Без жилья и сытая тварь гибнет. Посветлело в голове у медведя. Понял он, что без еды и без жилья пропасть всякому зверю, а все же решил людей порасспросить. У него знакомый мужик был. Рассказал медведь мужику то, что ему звери сказали и спросил:

- Так ли это?

- Так , - ответил мужик. – Только человеку мало этого.

- А что ему еще надо? – спрашивает косолапый. А мужик на это:

- Ты сам, Потапыч , смекни. Говорит так и на шубу показывает. Понял медведь и сам себе ответил:

- У меня шуба готовая. На мне растет. А у тебя такой нет.

- То- то и оно, вразумляет медведя мужик. – Только и шубы мало человеку. Рубаха, зипун, и прочая одежда тоже нужны. А разутым как человеку жить? Хоть лапти , да надо сплести. Допоздна судили – рядили мужик с медведем, и далеко дело зашло. Оказалось, что без ложки, без чашки, без домашней утвари тоже нельзя. А там пошли: очаг, светец, топор, пила, веретено, прялка… До полуночи они даже самого необходимого перебрать не успели, без чего человеку жить нельзя. У медведя даже голова пухнуть начала.

- Хватит! – рявкнул он. – Не нужна мне в лесу эта грамота. Я и без нее проживу.

-это верно, согласился мужик, ты – то проживешь без нее. тебе зверю зачем много знать, а людям надо. Потому что жизнь не на одной еде держится, - она и ученьем крепка. Не стал медведь про ученье слушать. А нам едва ли стоит пропускать мимо ушей дельные слова. Ведь ради них и сказка сказывалась ими и урок начинается.

(Евгений Пермяк. Азбука нашей жизни)


- На какие вопросы медведь искал ответы?



- Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.

Человечество - часть биосферы, продукт ее эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными.

- В ходе урока мы должны проследить историю взаимоотношений человека и биосферы, какое влияние он оказывал на природу. Рассмотреть пути решения экологических проблем и вы уточнить законы рационального природопользования.

-Тема урока: « Сохранение разнообразия биогеоценозов

( экосистем). Экологические законы природопользования.

Девиз урока: « Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни» / Э. Хеменгуэй/


В конце урока вы должны будете проанализировать полученную в ходе урока информацию и выполнить следующие задания:

  1. Объясните, как вы понимаете словосочетания «экологическое сознание».

  2. Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Что включает в себя это понятие?

  3. Сформулировать четыре основных закона экологии.

- Что такое биосфера? Биоценоз? Экосистема?

- Назовите о охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих природные сообщества?




















































- Чем жизнь жива?

-Что нужно человеку для жизни?

Биоценоз- совокупность популяций растений, животных, бактерий и грибов, совместно обитающих в одних и тех же условиях среды; является составной частью биогеоценоза.

Экосистема- совокупность, совместно обитающих организмов и условий среды обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и обуславливающих равноправное функциональное участие абиотической среды и живого населения.


-Продуценты, консументы, редуценты.


Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

4.Совместное открытие знаний


Самостоятельное применение знаний

Презентация. « Природопользование в истории человечества»

- Какой из этапов природопользования в наибольшей степени

изменил свойства биосферы?

- Подумайте, почему человек так активно воздействует на природу?

- Как можно остановить губительное влияние человека на природу?


Презентация «Пути сохранения биологического разнообразия», « Заповедная Брянщина »

- Какой вред природе наносит истребление лесов?

- Что вы можете сделать для сохранения живой природы и окружающей среды?




Презентация «О, люди !»

- Поясните , почему необходимо сохранять разнообразие биогеоценозов в биосфере?

Презентация « Экологические законы природопользования»

- Сохранение природных сообществ – основа благосостояния человечества в будущем. Разнообразие природных сообществ обеспечивает устойчивость в функционировании биосферы, что важно не только для материального благополучия, но и просто для полноценного существования человечества.


- Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии.

1. ВСЕ СВЯЗАНО СОВСЕМ.

Образное толкование первого закона Ч.Дарвином: «Чем больше в Англии старых дев, тем сильнее Британский флот»

2.ВСЕ ДОЛЖНО КУДА - ТО ДЕВАТЬСЯ.

Безотходных технологий в производстве не бывает, Должно быть вторичное использование или надежные методы захоронения или переработки отходов.

3.ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ.

Восстановление естественных экосистем; рациональное природопользование.

4.ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ. Не нарушать механизмов регуляции исторически сложившихся естественных процессов в природе.


1. Природные экосистемы находятся в состоянии экологического равновесия. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы.



2. Ландшафты Земли, географическая оболочка в целом – системы, в которых химические элементы и вещества включены в разнообразные, хорошо отлаженные циклы – круговороты.


3. Все виды взаимодействия человека с природой должны оцениваться экономически.


4.Мы, подобно, человеку, не знакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить.

Познавательные УУД

Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно- следственные связи в живой природе




Регулятивные УУД

Спланировать свои действия и, при необходимости,

Самостоятельно исправлять ошибки.


Коммуникативные УУД

Использовать языковые средства для выражения своих доводов и умозаключений.

Формирование социально активной личности.

5.Подведение итогов урока

Подводя итог урока, я предлагаю вам поразмышлять над следующими словами:

« Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией» / Олдо Леопольд/


«Первый признак мудрости – именно уважительное отношение к природе» / Лао Цзы/

Природа – всеобъемлющее понятие материального мира, совокупность естественных ресурсов и условий обитания человека на Земле. Для человека это весь его мир, все то, что он видит, слышит, ощущает, воспринимает, преобразует в процессе труда.

Властвовать над природой, управлять процессами в биосфере человек может только познав ее законы. И используя их в практической деятельности.

Интерес к природе постоянно возрастает, поэтому возникает необходимость формирования экологической культуры.

- Экологическая культура – социально необходимое нравственное качество личности.

- Как вы думаете, что входит в это понятие ?

Назовите составные части экологической культуры.




- Сделайте вывод по уроку:

Главная мысль урока ?


- Сохранение разнообразия биогеоценозов ( экосистем) – всех природных сообществ и соблюдение экологических законов природопользования





- Домашнее задание:

* 22 – 23 Стр.115- 125 . Задание 3 Стр.125


  • Поясните , каким положениям современного природопользования созвучны слова, сказанные Иоганном Вольфгангом Гете в 1783 году.

  • « Природа… всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»

  • « Мы постоянно на нее воздействуем, но власти над ней не имеем»

Развитие цивилизации привело к тому, что человек начал менять и разрушать целые природные сообщества с переходом к скотоводству и земледелию, а промышленная революция способствовала в целом нарушению природных ландшафтов.

Экологическая культура:

- знания человека о прроде, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

- интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т.д.);

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и

приумножение природы, достойное поведение в окружающей среде человека;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе ( познавательные, санитарно- гигиенические, эстетические, утилитарные и т. д.)

Регулятивные УУД

Делают вывод по полученной на уроке информации с упором на формирование экологической культуры







Регулятивные УУД

Оценить проблему и приложить усилия для ее решения


Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты


Коммуникативные УУД

Использовать языковые средства для выражения своих доводов и умозаключений


6.Рефлексия


1 . Ф.И.______________________________

2. На уроке я работал активно / пассивно

3. Своей работой на уроке я доволен / недоволен

4.Урок мне показался коротким / длинным

5. За урок я не устал / устал

6. Мое настроение стало лучше / хуже

7. Материал урока мне был:

- понятен / непонятен

- полезен / бесполезен

- интересен / скучен

8. Домашнее задание мне кажется:

- легким / трудным

- интересным / неинтересным

9. Оцени себя!

Урок окончен, спасибо за работу!



Оценивают свое эмоциональное состояние


Регулятивные УУД

Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и. при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.


Волевая саморегуляция





















« Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией»

/ Олдо Леопольд/




«Первый признак мудрости – именно уважительное отношение к природе»

/ Лао Цзы/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок "Экологические законы природопользования"

Автор: Белоусова Нина Николаевна

Дата: 14.11.2017

Номер свидетельства: 438880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок географии. Природа России"
    ["seo_title"] => string(29) "urokghieoghrafiiprirodarossii"
    ["file_id"] => string(6) "285092"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454085345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства