2. Проблемная ситуация и актуализация опорных знаний 3.Целеполагание | А не начать ли нам урок о самом главном, о нашей жизни, с веселой сказки? Сказка – присказка Задумался как -то в давние годы старый медведь о жизни. Задумался и спросил медведицу: -Скажи, бабка, чем жизнь жива? А та наелась свежей лесной малины, лежит себе в кустах, на солнышке греется и ухом не ведет. Дремлет. Тогда медведь громче рявкнул: - Не притворяйся глухой! Отвечай, чем жизнь жива? Зевнула медведица, повернулась на другой бок и пробормотала сквозь сон: - Едой жизнь держится… Услыхала это лиса и говорит: - Сущая правда. Жизнь едой держится , питанием. Курятинкой, тетеревятинкой, зайчатинкой… у кого какой вкус, тот тем и питается. Заяц кору гложет. Белка шишки шелушит. -Ха! – перебил лису пробегавший мимо волк. – Не одной едой жизнь держится. Попробуй проживи без логова… - Или без норы! – отозвался крот. И дятел то же самое подтвердил: - Без жилья и сытая тварь гибнет. Посветлело в голове у медведя. Понял он, что без еды и без жилья пропасть всякому зверю, а все же решил людей порасспросить. У него знакомый мужик был. Рассказал медведь мужику то, что ему звери сказали и спросил: - Так ли это? - Так , - ответил мужик. – Только человеку мало этого. - А что ему еще надо? – спрашивает косолапый. А мужик на это: - Ты сам, Потапыч , смекни. Говорит так и на шубу показывает. Понял медведь и сам себе ответил: - У меня шуба готовая. На мне растет. А у тебя такой нет. - То- то и оно, вразумляет медведя мужик. – Только и шубы мало человеку. Рубаха, зипун, и прочая одежда тоже нужны. А разутым как человеку жить? Хоть лапти , да надо сплести. Допоздна судили – рядили мужик с медведем, и далеко дело зашло. Оказалось, что без ложки, без чашки, без домашней утвари тоже нельзя. А там пошли: очаг, светец, топор, пила, веретено, прялка… До полуночи они даже самого необходимого перебрать не успели, без чего человеку жить нельзя. У медведя даже голова пухнуть начала. - Хватит! – рявкнул он. – Не нужна мне в лесу эта грамота. Я и без нее проживу. -это верно, согласился мужик, ты – то проживешь без нее. тебе зверю зачем много знать, а людям надо. Потому что жизнь не на одной еде держится, - она и ученьем крепка. Не стал медведь про ученье слушать. А нам едва ли стоит пропускать мимо ушей дельные слова. Ведь ради них и сказка сказывалась ими и урок начинается. (Евгений Пермяк. Азбука нашей жизни) - На какие вопросы медведь искал ответы? - Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере. Человечество - часть биосферы, продукт ее эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. - В ходе урока мы должны проследить историю взаимоотношений человека и биосферы, какое влияние он оказывал на природу. Рассмотреть пути решения экологических проблем и вы уточнить законы рационального природопользования. -Тема урока: « Сохранение разнообразия биогеоценозов ( экосистем). Экологические законы природопользования. Девиз урока: « Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни» / Э. Хеменгуэй/ В конце урока вы должны будете проанализировать полученную в ходе урока информацию и выполнить следующие задания: Объясните, как вы понимаете словосочетания «экологическое сознание». Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Что включает в себя это понятие? Сформулировать четыре основных закона экологии. - Что такое биосфера? Биоценоз? Экосистема? - Назовите о охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих природные сообщества? | - Чем жизнь жива? -Что нужно человеку для жизни? Биоценоз- совокупность популяций растений, животных, бактерий и грибов, совместно обитающих в одних и тех же условиях среды; является составной частью биогеоценоза. Экосистема- совокупность, совместно обитающих организмов и условий среды обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и обуславливающих равноправное функциональное участие абиотической среды и живого населения. -Продуценты, консументы, редуценты. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
4.Совместное открытие знаний Самостоятельное применение знаний | Презентация. « Природопользование в истории человечества» - Какой из этапов природопользования в наибольшей степени изменил свойства биосферы? - Подумайте, почему человек так активно воздействует на природу? - Как можно остановить губительное влияние человека на природу? Презентация «Пути сохранения биологического разнообразия», « Заповедная Брянщина » - Какой вред природе наносит истребление лесов? - Что вы можете сделать для сохранения живой природы и окружающей среды? Презентация «О, люди !» - Поясните , почему необходимо сохранять разнообразие биогеоценозов в биосфере? Презентация « Экологические законы природопользования» - Сохранение природных сообществ – основа благосостояния человечества в будущем. Разнообразие природных сообществ обеспечивает устойчивость в функционировании биосферы, что важно не только для материального благополучия, но и просто для полноценного существования человечества. - Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии. 1. ВСЕ СВЯЗАНО СОВСЕМ. Образное толкование первого закона Ч.Дарвином: «Чем больше в Англии старых дев, тем сильнее Британский флот» 2.ВСЕ ДОЛЖНО КУДА - ТО ДЕВАТЬСЯ. Безотходных технологий в производстве не бывает, Должно быть вторичное использование или надежные методы захоронения или переработки отходов. 3.ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ. Восстановление естественных экосистем; рациональное природопользование. 4.ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ. Не нарушать механизмов регуляции исторически сложившихся естественных процессов в природе. | 1. Природные экосистемы находятся в состоянии экологического равновесия. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы. 2. Ландшафты Земли, географическая оболочка в целом – системы, в которых химические элементы и вещества включены в разнообразные, хорошо отлаженные циклы – круговороты. 3. Все виды взаимодействия человека с природой должны оцениваться экономически. 4.Мы, подобно, человеку, не знакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. | Познавательные УУД Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно- следственные связи в живой природе Регулятивные УУД Спланировать свои действия и, при необходимости, Самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД Использовать языковые средства для выражения своих доводов и умозаключений. Формирование социально активной личности. |
5.Подведение итогов урока | Подводя итог урока, я предлагаю вам поразмышлять над следующими словами: « Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией» / Олдо Леопольд/ «Первый признак мудрости – именно уважительное отношение к природе» / Лао Цзы/ Природа – всеобъемлющее понятие материального мира, совокупность естественных ресурсов и условий обитания человека на Земле. Для человека это весь его мир, все то, что он видит, слышит, ощущает, воспринимает, преобразует в процессе труда. Властвовать над природой, управлять процессами в биосфере человек может только познав ее законы. И используя их в практической деятельности. Интерес к природе постоянно возрастает, поэтому возникает необходимость формирования экологической культуры. - Экологическая культура – социально необходимое нравственное качество личности. - Как вы думаете, что входит в это понятие ? Назовите составные части экологической культуры. - Сделайте вывод по уроку: Главная мысль урока ? - Сохранение разнообразия биогеоценозов ( экосистем) – всех природных сообществ и соблюдение экологических законов природопользования - Домашнее задание: * 22 – 23 Стр.115- 125 . Задание 3 Стр.125 Поясните , каким положениям современного природопользования созвучны слова, сказанные Иоганном Вольфгангом Гете в 1783 году. « Природа… всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей» « Мы постоянно на нее воздействуем, но власти над ней не имеем» | Развитие цивилизации привело к тому, что человек начал менять и разрушать целые природные сообщества с переходом к скотоводству и земледелию, а промышленная революция способствовала в целом нарушению природных ландшафтов. Экологическая культура: - знания человека о прроде, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде; - интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны; - чувства нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т.д.); - позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и приумножение природы, достойное поведение в окружающей среде человека; - мотивы, определяющие поступки детей в природе ( познавательные, санитарно- гигиенические, эстетические, утилитарные и т. д.) | Регулятивные УУД Делают вывод по полученной на уроке информации с упором на формирование экологической культуры Регулятивные УУД Оценить проблему и приложить усилия для ее решения Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты Коммуникативные УУД Использовать языковые средства для выражения своих доводов и умозаключений |
6.Рефлексия | 1 . Ф.И.______________________________ 2. На уроке я работал активно / пассивно 3. Своей работой на уроке я доволен / недоволен 4.Урок мне показался коротким / длинным 5. За урок я не устал / устал 6. Мое настроение стало лучше / хуже 7. Материал урока мне был: - понятен / непонятен - полезен / бесполезен - интересен / скучен 8. Домашнее задание мне кажется: - легким / трудным - интересным / неинтересным 9. Оцени себя! Урок окончен, спасибо за работу! | Оценивают свое эмоциональное состояние | Регулятивные УУД Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и. при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки. Волевая саморегуляция |