kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по биологии 6 класс "Движение в живой природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Движение животных» - одна из самых интересных, а, главное, доступных для понимания учащихся. Это позволяет детям выступить в роли маленьких исследователей, чтобы найти истину, ответить на вопросы, поставленные в начале проекта. Результат, полученный самими детьми, будет для них более ценным, а знания, которые они приобретут  в ходе работы, более крепкими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«буклет к уроку»

Уважаемые ребята!

Мы начинаем новый проект, который, надеемся, будет интересен вам.

Желаю удачи!























Основной вопрос

ПРОСТЕЙШИЕ

ЧЕРВИ

МОЛЮСКИ

РЫБЫ

ЛЯГУШКИ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

ПТИЦЫ

ЗВЕРИ





















Контактная информация



ФИО: Мурашова Н.С.

Адрес: МОУ"ООШ с.Озерки Духовницкого района Саратовской обл.

E-Mail: [email protected]

Телефон: 2-11-62

















Проект по биологии

Движение животных

6 класс



Двигайтесь с нами!









Буклет для родителей учащихся





Это известно всем.

Тема «Движение животных» - одна из самых интересных, а, главное, доступных для понимания учащихся. Это позволяет детям выступить в роли маленьких исследователей, чтобы найти истину, ответить на вопросы, поставленные в начале проекта. Результат, полученный самими детьми, будет для них более ценным, а знания, которые они приобретут в ходе работы, более крепкими.



ЭТОТ ПРОЕКТ ОТКРОЕТ НАМ ВСЕ ТАЙНЫ ДВИЖЕНИЙ ЖИВОТНЫХ

  • Учебный проект призван привлечь интерес учащихся к теме "Движение животных", активизировать их познавательную деятельность. Занимаясь исследованием способов движения живых организмов, учащиеся установят связь между строением тела и особенностями образа жизни.

  • В ходе проекта ученики используют знания из смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, общению и сотрудничеству, пользуются электронными ресурсами, делают выборку полученной информации, знакомятся с особенностями проектной методики обучения.

Попробуйте с биологической точки зрения объяснить народную поговорку

Затрудняетесь?

После окончания проекта мы сможем объяснить биологический смысл этой народной мудрости.

Цель: Изучить движение животных

Задачи:

  • ВЫЯСНИТЬ В КАКИХ СРЕДАХ ОБИТАЮТ РАЗНЫЕ ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

  • ОПРЕДЕЛИТЬ. КАК ДВИГАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ В НАЗЕМНО–ВОЗДУШНОЙ И ВОДНОЙ СРЕДАХ

  • ИССЛЕДОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ КАКИХ ОРГАНОВ МОГУТ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ЖИВОТНЫЕ

Учебные вопросы:

1. Как двигаются простейшие животные.

2. Животные каких групп обитают в водной среде?

3. Какие способы движения используют водные животные?

4. Животные каких групп живут в наземно-воздушной среде?

5. С помощью каких органов двигаются животные в наземно-воздушной среде?

6. Особенности строения органов движения позвоночных животных.



Просмотр содержимого документа
«Конспект. Движение в живой природе»



МОУ ООШ с. Озерки Духовницкого района

Саратовской области



















Конспект открытого урока биологии в 6 классе

«Движение в живой природе»



















Подготовила и провела: учитель биологии

Мурашова Наталья Сергеевна















с. Озерки 2013 год





Тема урока: « Движение в живой природе»



Цели урока: познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.

Задачи урока:

Обучающие:

Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни; о взаимосвязи организма с окружающей средой.

Развивающие:

Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к животным.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе», таблицы по зоологии, кинофрагмент «Различные способы движений у беспозвоночных животных», кинофрагмент о способах передвижения в воде.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Средства обучения: компьютер, дидактический материал,

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) о типах, способах и видах движения животных.

2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;

3) знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;

4) развивают умение наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты наблюдения, делать выводы.



Хронометраж урока.

I.Организационный момент (1 мин.)

II. Постановка цели и задач урока (1мин.)

III. Актуализация знаний (1 мин.)

IV. Изучение нового материала.

1.Постановка познавательной задачи.(1 мин.)

2. Решение познавательной задачи

1) Беседа с элементами рассказа. (3мин.)

2) Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.(2 мин.)

3) Демонстрация видеофрагмента о простейших.(5 мин.)

4)Виды локомоций простейших.(1 мин.)

5) Локомоция дождевого червя. (5 мин.)

6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента. (7 мин.)

7)Движение в наземно – воздушной среде.(7 мин.)

V. Обобщение. ( 2мин.)

VI. Закрепление. (7мин.)

VII. Задания на дом. (2 мин.)



Тема урока «Движение в живой природе».



I.Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Слайды: №1, №2

III. Актуализация знаний.

  • Какие признаки живого вы знаете?

  • Что такое движение?

  • Какое значение имеет движение для живых организмов?

IV. Изучение нового материала.

  1. Постановка познавательной задачи.

Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизнедеятельности организма? В чем особенности движений животных? Слайд №3



  1. Решение познавательной задачи.

  1. Беседа с элементами рассказа.

Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма.

Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией.

(От лат. locus – место, motio – движение). Слайд № 4.

Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном.

Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных. Слайд № 5.

У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу. Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных? Слайд № 6.

  1. Создание проблемной ситуации. Выдвижение гапотез.

Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц? Выдвижение гипотез.

  1. Демонстрация видеофильма о простейших. Сравнение способов передвижения у одноклеточных организмов:

  • Движение с помощью ложноножек ( амеба обыкновенная)

  • Движение с помощью жгутика (эвглена зеленая)

  • Ресничное движение на примере инфузории - туфельки

Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.

4) Виды локомоций Простейших. Слайд №7.

5) Локомоция дождевого червя.

Актуализация личного опыта учащихся.

(Рассмотреть рис. и прочитать текст учебника на стр.104). Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?

Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью. Слайд № 8.

6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента.

Постановка познавательной задачи.

Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Демонстрация видеофрагмента о способах движения в воде, таблиц с изображением водных млекопитающих, моллюсков, медуз.

Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 106 – 107 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.

  • Какие животные занимают водную среду обитания?

  • По каким признакам легко узнать этих животных?

  • Какие органы передвижения есть у рыб? Дельфинов? Китов?

  • Как передвигаются медузы и осьминоги?

Слайды №9 – 12.

Сообщение о «рекордах» движения у водных животных, слайд №13.

Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.

  • Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств:

  • Плавников

  • Видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт).

  • Реактивного способа движения (выталкивания воды из тела).

  • Волнообразного изгибания тела.

Слайд № 11-12.

7) Движение в наземно – воздушной среде. Слайды №14 – 17

Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.

Вопрос:

Какими способами могут передвигаться данные животные?

  • Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.

  • Крыло птицы – это видоизмененная передняя конечность.

Работа с рисунками на стр. 108 – 109.

Ученики называют приспособления к полету. Слайд № 16.



Таблицы с изображением наземных животных.

Вопрос:

Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?

Работа с рис. на стр. 110 – 111. Слайды № 18 - 22

  • Большинство позвоночных и членистоногих животных – это «ходильные животные», при ходьбе они опираются на конечности – ноги.

  • Разнообразное строение конечностей у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих. Слайды № 20 -22

Обобщение. Ученики называют способы движения по твердой поверхности.

Слайд № 18.

V. Обобщение.

Движение – это проявление жизни. Животные способны к активным перемещениям. По способу движения животные отличаются большим разнообразием:

Слайды №21-23.

летающие

бегающие





животные жживотные животные

ходящие

прыгающие



ползающие

плавающие









VI. Закрепление.



Слайд № 24. Давайте обсудим…





Тест.

Какие утверждения верны?



1 вариант

1.Инфузории передвигаются с помощью ложноножек.

2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела.

3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон.

4.Человек – пальцеходящее животное.

5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги.

2 вариант

1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек.

2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения.

3. Китообразные передвигаются с помощью ласт.

4.Крыло птицы – это видоизмененная конечность.

5.Медведь – стопоходящее животное.


Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание. Изучить главу 16, стр. 103 – 111, подготовить сообщения о животных – рекордсменах на скорость движения. С какой целью ученые изучают кожу дельфинов? (найти ответ).



Литература.

1. Н. И. Сонин. Биология 6 класс. Москва «Дрофа» 2008 г.

2. Г. П. Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль.2002 г.

3. Л. Д. Парфилова, И. А. Шмарина. Тематическое планирование по биологии.

6 класс. Москва 2006 г.

4. А. Г. Резанов. Зоология в таблицах, рисунках, схемах. 7 – 8.Москва. 2000г.







Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Презентацию подготовила Мурашова Наталья Сергеевна

Презентацию подготовила

Мурашова Наталья Сергеевна

Содержание

Содержание

  • Движение животных
  • Движение простейших и беспозвоночных Движение в водной среде Движение в наземно-воздушной среде
  • Движение простейших и беспозвоночных
  • Движение в водной среде
  • Движение в наземно-воздушной среде
Для чего нужно движенье Бег, прыжок, ходьба, скольженье Плаванье, полет………. Как знать- Может лучше полежать?

Для чего нужно движенье

Бег, прыжок, ходьба, скольженье

Плаванье, полет……….

Как знать-

Может лучше полежать?

Перемещение всего организма с одного места на другое называется  локомоцией  ( от лат. locus – место, motio – движение )

Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией ( от лат. locus – место, motio – движение )

Животные способны к активным перемещениям

Животные способны к активным перемещениям

Значение локомоции у животных

Значение локомоции у животных

  • Поиск пищи
  • Спасение от хищников и неблагоприятных условий среды
  • Расселение и освоение новых местообитаний
  • Поиск половых партнеров
Простейшие имеют специальные органоиды движения Реснички Ложноножки Жгутик

Простейшие имеют специальные органоиды движения

Реснички

Ложноножки

Жгутик

Движения всех многоклеточных животных связаны с мышечной деятельностью

Движения всех многоклеточных животных связаны с мышечной деятельностью

Это толчок, за счет выбрасывания мощной струи воды Реактивное движение Характерно для водной среды

Это толчок, за счет выбрасывания мощной струи воды

Реактивное движение

Характерно для водной среды

В водной среде наиболее распространенным способом передвижения является плавание

В водной среде наиболее распространенным способом передвижения является плавание

  • Обтекаемая форма тела
  • Плавники (ласты, перепонки между пальцами)
  • Волнообразное движение тела
Какие приспособления к движению в водной среде вы можете назвать у данных животных?

Какие приспособления к движению в водной среде вы можете назвать у данных животных?

Знаете ли вы, что… Рыба-парусник плавает  быстрее, чем бежит гепард. Её скорость может достигать 109 км/ч. К числу спринтеров относятся также рыбы Ваху (77,6 км/ч) и мерлин (92 км/ч)

Знаете ли вы, что…

Рыба-парусник плавает

быстрее, чем бежит гепард.

Её скорость может достигать

109 км/ч.

К числу спринтеров

относятся также рыбы

Ваху (77,6 км/ч) и

мерлин (92 км/ч)

В воздушной среде оптимальным способом движения является полет. Крылья Аналогичные крыльям органы

В воздушной среде оптимальным способом движения является полет.

Крылья

Аналогичные крыльям органы

Специальные приспособления к полету есть у птиц:   Полые кости Воздушные мешки Обтекаемая форма тела

Специальные приспособления к полету есть у птиц:

  • Полые кости
  • Воздушные мешки
  • Обтекаемая форма

тела

Знаете ли Вы, что.. … Сокол-сапсан, падая с  высоты, развивает скорость до 250 км/ч. В горизонтальном полете его скорость равна 100 км/ч. Но его легко обгонит стриж, чья скорость достигает 171 км/ч

Знаете ли Вы, что..

Сокол-сапсан, падая с

высоты, развивает скорость

до 250 км/ч.

В горизонтальном полете

его скорость равна

100 км/ч.

Но его легко обгонит

стриж, чья скорость

достигает 171 км/ч

Для наземной среды обитания характерны такие способы передвижения как… Бег Прыжки Ползанье

Для наземной среды обитания характерны такие способы передвижения как…

Бег

Прыжки

Ползанье

Для успешного бега животному необходимы: Горизонтальное расположение тела  4 ноги одинаковой длины

Для успешного бега животному необходимы:

Горизонтальное расположение тела

4 ноги одинаковой длины

В зависимости от положения конечности во время бега, животных подразделяют на: Стопоходящие Пальцеходящие Копытные

В зависимости от положения конечности во время бега, животных подразделяют на:

Стопоходящие

Пальцеходящие

Копытные

Животные, передвигающиеся прыжками, имеют: Задние ноги длиннее и мощнее передних

Животные, передвигающиеся прыжками, имеют:

Задние ноги длиннее и мощнее передних

У ползающих животных  Веретено- образное тело  Нет конечностей

У ползающих животных

Веретено-

образное

тело

Нет

конечностей

Знаете ли Вы, что… Самый быстрый спринтер – гепард. Его скорость достигает 96-101 км/ч

Знаете ли Вы, что…

Самый быстрый спринтер –

гепард.

Его скорость достигает

96-101 км/ч

Давайте обсудим…. Какое животное здесь лишнее? Почему?

Давайте обсудим….

Какое животное здесь лишнее?

Почему?

Без движения – беда! Станешь пищей без труда И на солнышке сгоришь, От врагов не убежишь Вывод прост- Движение – жизни проявление

Без движения – беда!

Станешь пищей без труда

И на солнышке сгоришь,

От врагов не убежишь

Вывод прост-

Движение – жизни проявление


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок по биологии 6 класс "Движение в живой природе"

Автор: Мурашова Наталья Сергеевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР. "
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniie-urokov-biologhii-s-ispol-zovaniiem-tsor"
    ["file_id"] => string(6) "186776"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426418456"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок по биологии в 6 классе на тему: "Организм как единое целое" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-po-biologhii-v-6-klassie-na-tiemu-orghanizm-kak-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "160748"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422111632"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства