МОУ ООШ с. Озерки Духовницкого района
Саратовской области
Конспект открытого урока биологии в 6 классе
«Движение в живой природе»
Подготовила и провела: учитель биологии
Мурашова Наталья Сергеевна
с. Озерки 2013 год
Тема урока: « Движение в живой природе»
Цели урока: познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.
Задачи урока:
Обучающие:
Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни; о взаимосвязи организма с окружающей средой.
Развивающие:
Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе», таблицы по зоологии, кинофрагмент «Различные способы движений у беспозвоночных животных», кинофрагмент о способах передвижения в воде.
Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.
Средства обучения: компьютер, дидактический материал,
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся расширяют знания
1) о типах, способах и видах движения животных.
2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;
3) знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;
4) развивают умение наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты наблюдения, делать выводы.
Хронометраж урока.
I.Организационный момент (1 мин.)
II. Постановка цели и задач урока (1мин.)
III. Актуализация знаний (1 мин.)
IV. Изучение нового материала.
1.Постановка познавательной задачи.(1 мин.)
2. Решение познавательной задачи
1) Беседа с элементами рассказа. (3мин.)
2) Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.(2 мин.)
3) Демонстрация видеофрагмента о простейших.(5 мин.)
4)Виды локомоций простейших.(1 мин.)
5) Локомоция дождевого червя. (5 мин.)
6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента. (7 мин.)
7)Движение в наземно – воздушной среде.(7 мин.)
V. Обобщение. ( 2мин.)
VI. Закрепление. (7мин.)
VII. Задания на дом. (2 мин.)
Тема урока «Движение в живой природе».
I.Организационный момент.
Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.
II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Слайды: №1, №2
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
Постановка познавательной задачи.
Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизнедеятельности организма? В чем особенности движений животных? Слайд №3
Решение познавательной задачи.
Беседа с элементами рассказа.
Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма.
Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией.
(От лат. locus – место, motio – движение). Слайд № 4.
Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном.
Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных. Слайд № 5.
У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу. Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных? Слайд № 6.
Создание проблемной ситуации. Выдвижение гапотез.
Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц? Выдвижение гипотез.
Демонстрация видеофильма о простейших. Сравнение способов передвижения у одноклеточных организмов:
Движение с помощью ложноножек ( амеба обыкновенная)
Движение с помощью жгутика (эвглена зеленая)
Ресничное движение на примере инфузории - туфельки
Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.
4) Виды локомоций Простейших. Слайд №7.
5) Локомоция дождевого червя.
Актуализация личного опыта учащихся.
(Рассмотреть рис. и прочитать текст учебника на стр.104). Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?
Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью. Слайд № 8.
6) Движение в водной среде. Демонстрация видеофрагмента.
Постановка познавательной задачи.
Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.
Решение познавательной задачи.
Рассказ с элементами беседы.
Демонстрация видеофрагмента о способах движения в воде, таблиц с изображением водных млекопитающих, моллюсков, медуз.
Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 106 – 107 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.
Какие животные занимают водную среду обитания?
По каким признакам легко узнать этих животных?
Какие органы передвижения есть у рыб? Дельфинов? Китов?
Как передвигаются медузы и осьминоги?
Слайды №9 – 12.
Сообщение о «рекордах» движения у водных животных, слайд №13.
Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.
Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств:
Плавников
Видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт).
Реактивного способа движения (выталкивания воды из тела).
Волнообразного изгибания тела.
Слайд № 11-12.
7) Движение в наземно – воздушной среде. Слайды №14 – 17
Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Вопрос:
Какими способами могут передвигаться данные животные?
Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.
Крыло птицы – это видоизмененная передняя конечность.
Работа с рисунками на стр. 108 – 109.
Ученики называют приспособления к полету. Слайд № 16.
Таблицы с изображением наземных животных.
Вопрос:
Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?
Работа с рис. на стр. 110 – 111. Слайды № 18 - 22
Обобщение. Ученики называют способы движения по твердой поверхности.
Слайд № 18.
V. Обобщение.
Движение – это проявление жизни. Животные способны к активным перемещениям. По способу движения животные отличаются большим разнообразием:
Слайды №21-23.
летающие
бегающие
животные жживотные животные
ходящие
прыгающие
ползающие
плавающие
VI. Закрепление.
Слайд № 24. Давайте обсудим…
Тест.
Какие утверждения верны?
1 вариант 1.Инфузории передвигаются с помощью ложноножек. 2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела. 3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон. 4.Человек – пальцеходящее животное. 5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги. | 2 вариант 1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек. 2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения. 3. Китообразные передвигаются с помощью ласт. 4.Крыло птицы – это видоизмененная конечность. 5.Медведь – стопоходящее животное. |
Взаимопроверка.
VII. Домашнее задание. Изучить главу 16, стр. 103 – 111, подготовить сообщения о животных – рекордсменах на скорость движения. С какой целью ученые изучают кожу дельфинов? (найти ответ).
Литература.
1. Н. И. Сонин. Биология 6 класс. Москва «Дрофа» 2008 г.
2. Г. П. Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль.2002 г.
3. Л. Д. Парфилова, И. А. Шмарина. Тематическое планирование по биологии.
6 класс. Москва 2006 г.
4. А. Г. Резанов. Зоология в таблицах, рисунках, схемах. 7 – 8.Москва. 2000г.