Определение темы, цели и задач урока | Слайд 1. На экран проецируется интерактивный рисунок «Поперечный разрез спинного мозга» Предлагает сформировать тему урока самим детям, цель и задачи урока. Слайд 2.Показывает графы «бортового журнала». Слайд 3.Заслушиваютсяответы учащихся. На доске учитель записывает предложенную учащимися информацию, а так же появившиеся вопросы. | Высказывают свое мнение, записывают в тетрадь дату, тему урока. (3 мин). Индивидуальная работа. Самостоятельно заполняют выданный заранее «бортовой журнал». В первую графу таблицы записываются кратко предложения «Я знаю …», а во вторую графу « Что я хотел бы узнать»,в третью «Узнал».(2 мин) Работа в парах. Обсуждают, что предложат для записи на доске.(1 мин) |
Изучение нового материала
| Слайд 3. 1.Части нервной системы. Рассмотрите предложенные вам фрагменты. Обсудите в парах, что вы видите. Самостоятельно в тетрадях заполните схему. Слайд 4. 2.Положение спинного мозга. Рассмотреть предложенные фрагменты, обсудить в группе Где находится спинной мозг Каково его строение Каков внешний вид спинного мозга Особенности спинного мозга с позиции эволюционных преобразований. Слайд 5.3. Выход спинномозговых нервов, расположение спинномозговых узлов.4. Оболочки спинного мозга, спинномозговая жидкость, строение спинного мозга: белое и серое вещество, центральный канал. Обсудить Какова особенность белого и серого вещества спинного мозга? Где располагается спинномозговая жидкость и какова ее роль? Почему слой белого вещества в спинном мозге в верхнем отделе толще, чем в нижнем?
Слайд 6-7. 5.Рефлекторная и проводящая функция спинного мозга.
1) Рассмотрите механизм события: Вы шли босиком, наступили на колючку, подпрыгнули, нагнулись и стали рассматривать поврежденное место. Обсудите какие функции выполняет спинной мозг, охарактеризуйте каждую из них.
2) Обсудите в группе: Какова причина радикулитов, болей в пояснице? Проведите консультацию, разработайте не менее двух рекомендаций по мере профилактики. Выпустите «Лист здоровья»
Слайд 2.После заполнения «бортового журнала», предлагается вернуться к вопросам в графе «Что хотим знать» и проанализировать, на какие вопросы не были найдены ответы.
Слайд 8. Вставьте пропущенные слова. 1.Спинной мозг относится к … отделу нервной системы. 2. Располагается в полости … , имеет три защитные оболочки …, … и … . 3. Центральная часть поперечного среза спинного мозга занята … веществом. 4. В центре спинного мозга располагается … , который заполнен ликвором. 5. Спинной мозг выполняет … и … функции. 6. От спинного мозга отходят … пара спинномозговых нервов. 7. В передних корешках спинного мозга располагаются … , а в задних корешках … отростки. 8. Тела чувствительных нейронов располагаются в … … . 9. В белом веществе спинного мозга располагаются … и … пути, через них осуществляется связь его с головным мозгом. 10. Центры … рефлексов расположены в спинном мозге. Слайд 8.Ответы. | Работа в парах (2 мин) Индивидуальная работа. Заполнение схемы Групповое обсуждение фрагментов по вопросам и самостоятельная запись важных моментов (10 мин) Характеристика спинного мозга: 1. Отдел нервной системы - 2. Местоположение С.М. в теле человека – а) начало - б) конец - 3. Продолжение С.М.: а) наверх- б) вниз - 4. Оболочки защищающие С.М.: а) б) в) 5. Внешнее строение С.М.: а) форма - б) длина – в) диаметр - 6. Масса С.М. - 7. Внутреннее строение С.М.: а) местоположение белого вещества – б) нервные пути, расположенные в белом веществе- в) местоположение серого вещества – г) вид серого вещества на поперечном срезе – д) серое вещество образует рога - е) местоположение центрального канала – ж) продольные борозды делят С.М. на части – 8. Жидкость, заполняющая центральный канал и пространство между оболочками ( паутинной и мягкой (сосудистой)) - 9. Нервы, отходящие от С.М.: а) количество – б) корешки содержат волокна: 1) двигательные – 2) чувствительные - в) тип нервов – 10.Функции С.М.: а) б) Обсуждают в группе, анализируют ситуацию (2 мин) Консультируют по предложенным заболеваниям. Создание постера «Лист здоровья».Обсуждение и взаимооценка стикерами.(4 мин) Проверка лидерами заполнения индивидуальной карточки по строению спинного мозга. Оценка каждого в работе группы.(2 мин) На помощь может прийти учитель, но лучше, если кто-то из ребят сможет ответить, либо вопрос переносится на рассмотрение дома с возможностью нахождения в литературе (1 мин) Индивидуальная работа. Вставляют слова в текст.(7 мин) Самопроверка работы. Сопоставляют свои записи с готовыми ответами. (1мин) |