Просмотр содержимого документа
«Отдел "Голосеменные растения". Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождения»
УРОК
ПО БИОЛОГИИ
в 7 классе
НА ТЕМУ: «ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ
РАСТЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЯНИЯ
И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПРОИСХОЖДЕНИЯ».
ГБОУ МКЛ № 1310 ВАО Г. МОСКВА
учитель ЖУКОВА И. Д.
Тема урока: Отдел голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождения.
Задачи урока:
1)Раскрыть преимущества семенного размножения;
2)Показать особенности строения голосеменных;
3)Расширить знания о многообразии голосеменных4
4)Познакомить с размножением голосеменных;
5)Обосновать экологическую роль голосеменных и их значение в жизни человека;
6)Формировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.
Оборудование: гербарий хвойных пород деревьев и кустарников; таблицы, рисунки «Строение сосны», раздаточный материал для учащихся ; коллекция шишек хвойных растений; презентация «Голосеменные растения» слайдов-16.
Основные понятия и термины урока: семя, семязачаток, спорофит, гаметофит, пыльцовое зерно, опыление, оплодотворение, голосеменные, покрытосеменные.
Ход урока:
I.Контроль знаний.
Папоротникообразные, их многообразие строение, значение, усложнение по сравнению со мхами. (Опрос учащихся у доски (карточка), фронтальный опрос).
Какие растения называют Споровыми? (Почему? Перечислите известные)
Можно ли их назвать высшими Споровыми растениями? (ткани, органы)
Что такое спорофит? Спора? (Назовите спорофит у папоротника)
Что такое гаметофит? Гамета? (Назовите гаметофит у папоротника)
Какие условия являются необходимыми для оплодотворения у споровых растений?
От каких древних растений, возможно, произошли споровые растения? (псилофиты)
Какие прогрессивные изменения произошли у хвощей и пауков ( появились органы побег и корень)
Какие растения произошли от мхов? (никакие)
Хвощ богат элементом? ( кремнем)
Листья у хвоща какие? (рудиментарные)
Хвощ, растущий на огороде? (спорофит)
Хвощ – показатель, что почва (какая?) (кислая)
Почему названные растения зеленого цвета? (хлорофилл)
II. Изучение нового материала.
Появление семенного способа размножения растений в процессе эволюции. (Рассказ учителя с элементами объяснения; беседа с демонстрацией таблиц и гербария.).
К семенным растениям отнесены два отдела.
а.) Голосеменные
б). Покрытосеменные
Семенные растения появились около 350 млн. лет назад, в современной флоре они резко преобладают над споровыми растениями. Для их полового размножения не нужна вода, потому что мужские гаметы переносятся в пыльцевом зерне (микроспора) по воздуху, чтобы оплодотворить яйцеклетки, они проникают в завязь через пыльцевую трубку. У голосеменных семязачаток, а потом и семена располагаются на поверхности особых листьев, которые называют мегаспорофиллами или семенными чешуйками. Эти чешуйки собраны в шишки.
Сравнительная характеристика семенных растений.
Отдел Голосеменные растения
Отдел Покрытосеменные (цветковые)
растения
Семена в завязи не спрятаны
Семена спрятаны в завязи
Обычно образуют шишки, на которых появляются спорангии и споры
Образуют цветки, в которых развиваются спорангии и споры
Плоды не образует, потому что нет завязи
После оплодотворения из завязи образуется плод
В водопроводящей системе нет сосудов – только трахеиды( мертвые веретенообразные)
Развиты сосуды, есть клетки-спутники
Эволюция семени.
Появление семени важный этап в эволюции растений. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период развития.
Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.
2. Многообразие голосеменных растений. (Беседа с элементами объяснения, просмотр слайдов 1-13«Голосеменные растения»).
Голосеменные растения произошли от первичных разноспоровых папоротников (вымерших в начале каменного периода). В настоящее время эта группа включает около 700 видов деревьев и кустарников.
Распространены по всему зеленому шару, а в северном полушарии образуют огромные массивы хвойных лесов. В состав отдела входят несколько классов, из которых наиболее распространены представители хвойных:
сосна, ель, лиственница, пихта. В южных районах нашей страны: Кипарисовые и Тисовые. В Южной Америке и Австралии – Араукарии (крупные деревья).
3. Строение хвойных растений.
Лабораторная работа. «Строение хвои и шишек Хвойных» (приложение 2). (Просмотр слайдов14-15 «Голосеменные растения»; обсуждение по итогам лабораторной работы).
Голосеменные растения в строении имеют особенности.
а. Хорошо выраженный ствол
б. Характерна для них жизненная продолжительность до 3-4,5 тыс. лет
в. Древесина проще, чем у цветковых (состоит из трахеид)
г. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные каналы
д. Листья у хвойных растений жесткие (игольчатые) хвоя не опадает в неблагоприятное время.
Покрыта поверхность листьев кутикулой (слой особого вещества), устьица погружена в ткань листа, что уменьшает испарение.
4.Размножение хвойных растений. (Беседа, просмотр слайда 16 «Голосеменные растения»).
Пример размножения сосны
Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение. На молодых укороченных побегах образуются два вида шишек.
⊙ Мужские шишки – располагаются у основания побегов, группами.
(зеленовато-желтые)
На чешуях созревают по два пыльцевых мешочка, в них образуется микроспора. Из микроспоры формируются: - мужские гаметофиты-пыльцевые зерна.
⊙ Красные шишки расположены на тех же деревьях, находятся на вершине молодых веток. На чешуях красноватых шишек развиваются (семязачатки) семяпочки, по два на чешуе.
Поздней весной или в начале лето обильное количество пыльцы, доставляемое ветром, попадает на чешуи женских шишек.
Пыльцовое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней. Происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12-14 месяцев. После оплодотворения образуются зигота (двойным набором хромосом) – это первая клетка спорофита.
После оплодотворения яйцеклетки из семязачатка развивается семя с запасом питательных веществ (имеются замкнутые оболочки).
На второй год после образования женских шишек и переноса на неё микроспор семена высыпаются и разносятся ветром.
5.Значение хвойных и в природе и жизни человека. Использование и охрана леса. (Беседа с элементами рассказа).
Хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты - это легкие нашей планеты
Сосне посвятили свои произведения поэты.
Протянула мне лапу сосна С красноватым чешуйчатым цветом. Цвет сосновый, смолою дыша, Был не слишком приманчив для взгляда. Но сказал я сосне: хороша! И была она, кажется, рада.
С. Маршак
Александр Сергеевич Пушкин писал:
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов встаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон.
Хвойные леса в народном хозяйстве.
Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, корни, стволовая древесина — сырье для различных производств. В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари, как поделочный материал. В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у нее "аппетит".
Русские плотники научились вязать бревна без единого гвоздя. В 1669 г. под Москвой в селе Коломенском из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс. До наших дней дворец не сохранился, но судить о нем можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его "сосновым дивом" — еще одним чудом после семи чудес света.
В нашей стране с сосной связан один любопытный случай. В начале XVIII в. Васильевский остров на Неве покрывал густой сосновый бор. Петр I увидел в лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево, и это был первый экспонат учрежденной им Кунсткамеры — музея природных диковинок.
Канифоль
Шампунь
Музыкальные инструменты
Сохраним лесных красавиц!
Предложения, как можно прекратить варварское отношение к елкам:
1) увеличить штрафы за срубленные елки;
2) усилить наблюдение за еловыми насаждениями;
3) создать специальные плантации еловых деревьев, чтобы перед праздниками их вырубать, а весной насаживать новые саженцы.
Не рубите елки, ведь это не только красивые создания, но и легкие нашей планеты. Каждым своим необдуманным шагом мы наносим непоправимый ущерб природе, и в конечном итоге, себе же и своим потомкам. Люди, остановитесь!!!
III Закрепление знаний. (Вопросы к классу).
1) Преимущества семенного размножения;
2) особенности строения голосеменных;
3) многообразие голосеменных;
4) размножение голосеменных растений;
5) значение голосеменных растений в жизни человека и природы.
IV.Домашнее задание: стр.66-72, http://biology.asvu.ru/page.php?id=94 Голосеменные. Общая характеристика; http://www.coolreferat.com/Семейство_голосеменных,
http://sbio.info/page.php?id=94)/
Приложение 1. Из коллекции растений (гербарий), найдите представителя папоротниковидных, хвощевидных, плауновидных. Дайте сравнительную характеристику этим отделам.
Приложение 2.
Лабораторная работа.
Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои.
1.
Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?
2.
Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?
3.
Рассмотрите микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при увеличении сначала в 56 раз, а затем при увеличении в 300 раз. На поперечном разрезе хвои найдите плотную кожицу, покрывающую хвоинку снаружи, устьица в углублениях. Подсчитайте количество устьиц.