Мотивационно-целевой | Мотивировать и включить в деятельность | Объяснение, беседа | Фронтальная | Приветствует учащихся, проверяет внешнюю готовность учащихся к уроку. Проверяет домашнее задание – признаки высших растений, понятия «спорофит», «гаметофит». 3. Мотивирует к формулировке темы, цели урока, загадывая утверждения о мхах. (Приложение 1).В ходе диалога с учащимися формулируют тему и цель. | 1. Отвечают на приветствие, проверяют организацию рабочего пространства на парте. 2. Называют признаки высших растений, разъясняют понятия «спорофит», «гаметофит». 3. Активно слушают, вступают в диалог, выдвигают версии, формулируют тему и цель. Записывают тему урока в тетрадь. | Самостоятельное выделение и формулирование темы и вытекающей из неё познавательной цели; умение слушать и вступать в диалог; владение диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение структурировать знания |
Ориентировоч-ный этап | Определить направления изучения темы | Объяснение, организация демонстра-ционного опыта, проблемно-ориентиро-ванный диалог, взвешивание, математи-ческий расчёт | Фронтальная | 1. Знакомит с систематикой отдела моховидные: классы печёночники, листостебельные (настоящие). 2. Рассказывает об особенности строения печеночника маршанции – тело гаметофита представлено слоевищем. 3. Переходит к рассказу о настоящих мхах, называя представителей: у зелёных мхов это кукушкин лён, у белых мхов - сфагнум. 4. Предлагает учащимся пройти в «лабораторию» и вместе с учителем заложить опыт по изучение особенностей белого мха сфагнума. Взвешивает сухой сфагнум, заливает его водой, комментирует алгоритм опыта учащимся. | 1. Слушают, записывают систематику в тетрадь, рассматривают иллюстрацию печёночника на стр. 52 учебника и на слайде. 2. Проходят в «лабораторию», наблюдают закладку опыта учителем, принимают участие в вычислении первоначального веса мха. | Планирование; прогнозирование; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Поисково-исследовательский этап | Организовать процесс открытия новых знаний | Объяснение, демонстра-ция, проблемно-ориентированный диалог, анализ жизненного опыта, решение проблемных ситуаций, организация опыта, чтение | Фронтальная Индивидуальная | Рассказывает учащимся по плакату «кукушкин лён», натуральному объекту строение мха, называя ткани и органы. Просит учащихся найти органы на гербариях. Задаёт вопрос о причинах низкорослости мхов и их произрастании плотными подушками-дернинами. Связывает эти особенности с особыми потребностями в размножении. Демонстрирует видеофрагмент о размножении кукушкина льна из электронного учебника. 3. Организует работу с терминами «гаметофит», «спорофит», «архегоний», «антеридий», «спорангий». Обобщает особенность мхов – спорофит развивается на гаметофите. Просит учащихся определить на гербариях спорофит и гаметофит, женские и мужские растения. 4. Разъясняет хромосомный набор поколений мха по рисунку в учебнике на стр. 54. 5. Возвращает учеников к вопросу о причинах низкорослости мхов и их произрастании дернинами (необходимость воды для оплодотворения), объясняет, что из-за этих особенностей и развития спорофита на гаметофите мхи являются тупиковой ветвью эволюции растений. 6. Объясняет, что мхи размножаются и бесполым путём частями тела и специальными почками. 7. Предлагает учащимся пройти в «лабораторию» и вместе с учителем продолжить опыт: сливает воду, взвешивает мох. Организует вычисления учащимися. 8. Организует формулирование проблемы: какие особенности в строении сфагнума позволили ему впитать в себя такое кол-во воды? 9. Предлагает учащимся найти ответ на поставленный вопрос в предложенном тексте (приложение 3) 10. Выслушивает ответы учащихся об особенностях клеток листа сфагнума. Вызывает ученика показать и назвать водоносные и хлорофилоносные клетки на плакате «Сфагнум». Демонстрирует клетки микропрепарата на экране компьютера. 11. Организует рассматривание гербария сфагнума и диалог (по тексту): - есть ли корни, ризоиды у сфагнума? - где гаметофит, спорофит? - для чего водоносные клетки накапливают воду? - какие условия необходимы для образования торфа? - как использует торф человек? Просит рассказать домашнее задание к уроку. Комментирует, выставляет оценку. 12. Читает стихотворение «Мхи» (приложение 2). Задаёт вопросы: - Как вы считаете: выражения — «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение? Рассказывает о бактерицидных свойствах сфагнума, его использовании в строительстве, растениеводстве. 13. Предлагает учащимся дополнить материал урока собственными знаниями о значении мхов. 14. Организует заслушивание сообщения о мхах Красной книги Удмуртии (домашнее задание к уроку). Комментирует, выставляет оценку. | 1. Слушают учителя, вступают в диалог. Рассматривают растения в гербарии. 2. Активно выдвигают версии, слушают, смотрят, рассуждают. 3. Один ученик раскладывает термины на доске на плакат «Кукушкин лён», остальные подсказывают в случае затруднения. Записывают в тетрадь фразу «спорофит развивается на гаметофите». Определяют в гербарии спорофит и гаметофит, женские и мужские растения. 4. Наблюдают разъяснения учителя по схеме в учебнике, вступают в диалог. 5. Предполагают ответ на проблемный вопрос, открывают новые знания о причинах тупика эволюции мхов. 6. Слушают рассказ учителя и рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 54, открывают новые знания. 7. Проходят в «лабораторию», наблюдают продолжение опыта учителем, принимают участие в вычислении веса мха и его впитывающей способности. 8. Активно выдвигают версии. 9. Вдумчиво читают текст «Сфагнум». 10. Отвечают на проблемный вопрос, называют типы клеток в листе сфагнума, один ученик показывает их на плакате. Рассматривают клетки под микроскопом на экране телевизора, узнают их и комментируют 11. Рассматривая гербарий, возвращаясь к тексту, отвечают на вопросы учителя. Ученик рассказывает домашнее задание о значении торфа для человека. 12. Активизируются на прослушивание стихотворения, анализируют рифмы на основе полученных знаний. Открывают новые знания. 13. Рассказывают о значении мхов 14. Слушают, открывают новые знания. | Особенности строения и жизнедеятельности, размножения мхов; значение мхов в природе и в жизни человека; формулирование гипотезы; анализ объектов с целью выделения признаков; уважительное отношение к позиции другого; смысловое чтение. |
Практический этап | Организовать действия по закреплению знаний | Формулирование ответов на поставленные вопросы | Фронтальная Индивидуальная | 1. Двум парам учащихся предлагает сравнить кукушкин лён (1 вариант) и сфагнум (2 вариант) по предложенным критериям. (Приложение 4) Одной паре предлагает сравнить водоросли и мхи, выделяя общее и особенности (Приложение 5). Заслушивает ответы (при недостатке времени раздаёт задания с выделенными ответами). Просит поднять руки тех, кто удовлетворён своими знаниями. 2. Организует диалог по обобщению изученного: - Почему мхи относят к высшим споровым растениям? - В чём особенности отношений спорофита и гаметофита мхов? | 1. Сравнивают самостоятельно. Зачитывают получившиеся ответы текстовым изложением (либо сравнивают с образцом). Информируют учителя о внутренней удовлетворённости/неудовлетворённости результатами работы. 2. Отвечают на вопросы учителя. | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение структурировать знания; анализ объекта с целью выделения существенных признаков |
Рефлексивно-оценочный этап | Организовать рефлексивно-оценочную деятельность | Заполнение таблицы, самооценка деятельности на уроке, формулирование домашнего задания | Фронтальная, парная | 1. Вызывает 1 ученика выполнить задание «Биолабиринт» в электронном учебнике. Комментирует, выставляет оценку. 2. Предлагает оценить достижение цели урока, собственную активность по открытию новых знаний на уроке. 3. Выставляет комментировано оценки. 4. Информирует о домашнем задании: стр. 52-56 прочитать, индивидуальная карточка | 1. Следят за ответами одноклассника в лабиринте, открывают новое знание «Бриология», записывают термин в тетрадь. 2. Анализируют достижение цели, самооценивают деятельность. 3. В дневники выставляют оценки, записывают домашнее задание | Анализ объекта с целью выделения существенных признаков, умение участвовать в коллективном обсуждении, контроль и оценка процессов и результатов деятельности |