Учащиеся знакомятся с информацией по теме «Вирусы» и заполняют таблицу «Инсерт» в группе Прием: «Фишбоун» (рыбный скелет) Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Инсерт Дескрипторы: 1. Заполняет предварительные знание о вирусах в 1-ую колонку. 2. Внимательно читает текст о вирусах. 3. Во время чтения текста заполняет остальные колонки таблицы «ИНСЕРТ» Работа в парах «Неклеточные формы жизни - Вирусы.»- взаимопроверка Задание 1. Выбери один правильный ответ: 1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? а) вирусы; б) бактерии; в) лишайники; г) грибы. 2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому, что они: а) не содержат ядра; в) являются паразитами; б) не способны к самостоятельному обмену веществ; г) не имеют органоидов. 3. Вирусы были открыты в: а) 1828 году; б) 1865 году; в) 1892 году; г) 1900 году 4. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни? а) оспа; б) туберкулез; в) дизентерия; г) холера. 5. Вирусы, проникая в клетку хозяина: а) питаются рибосомами; в) воспроизводят свой генетический материал; б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности; г) поселяются в митохондриях. 6. Вирусы являются облигатными паразитами, так как они а) могут функционировать только в эукариотической клетке; б) способны размножаться вне клетки; в) не способны функционировать вне клетки; г) могут функционировать только в бактериальной клетке. 7. Вирусы похожи на живые организмы в том, что они а) имеют свой набор генов и эволюционируют путём естественного отбора; б) способны размножаться, создавая собственные копии путём самосборки; в) имеют собственный обмен веществ. 8. Внутри каждого вириона находится а) гликоген; б) ДНК или РНК; в) молекулы АТФ; г) ферменты. 9. Капсид состоит из а) углеводов; б) целлюлозы; в) белков; г) минеральных веществ. 10. Функции капсида а) защитная; б) обеспечение прикрепления вируса к поверхности клеточной мембраны; в) создание оптимального давления. Задание 2. Выберите два правильных ответа . Обязательными компонентами вируса являются: а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни: а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности; в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность. 3) Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса: а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы. Задание 3. Выберите три верных ответа из шести. 1) Вирусы, в отличие от бактерий 1) имеют неоформленное ядро 2) размножаются только в других клетках 3) не имеют мембранных органоидов 4) осуществляют хемосинтез 5) способны кристаллизоваться 6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой Задание 4. Установите соответствие между признаком организма и группой организма: Группа организмов | Признак | 1) Прокариоты 2) Вирусы | A) Клеточное строение тела Б) Наличие собственного обмена веществ B) Встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина Г) Состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки Д) Размножение делением надвое Е) Способность к обратной транскрипции | Индивидуальные задания Задание 1 На рисунке изображены различные виды вирусов. Объясните, почему вирусы относятся к неклеточной форме жизни. Дескриптор Обучающийся - перечисляет особенности вирусов, доказывающие, что вирус – неклеточная форма жизни. Задание 2 Из перечня выберите свойства, характерные для вирусов. A. Очень маленького размера. B. Во внешней среде не проявляют свойств живого. C. Имеют форму кристаллов. D. Не способны к размножению. E. Не потребляют пищу. F. Не вырабатывают энергию. G. Имеют ядро. H. Не растут. I. Рост зависит от температуры. J. Имеют неклеточное строение. Дескриптор Обучающийся - выбирает из списка свойства вируса. Задание 3. Дополните предложения, написав правильный ответ: а) название вируса на русский язык переводится как _________ б) открытие вирусов принадлежит __________________________ в) вирусная частица состоит из ___________________________ г) группа вирусов, поражающих бактерии, называется___________ Дескриптор: -дополняет пропуски в соответствии со строением вируса Задание 4. Назовите вирусные заболевания: а) холера, оспа, дизентерия; б) оспа, бешенство, грипп; в) брюшной тиф, грипп, оспа; г) оспа, грипп, сибирская язва Дескриптор: -указывает вирусные заболевания Задание 5. Жидкость, вчера еще кишевшая бациллами, становилась после нашествия вирусов совершенно прозрачной. Стоило капнуть ею в новое скопление бацилл — микробы снова гибли. Почему это происходило? Как человек использовал это открытие. |