проектор, презентация или таблицы «Папоротники» «Размножение папоротников», живые
и гербарные экземпляры растений, рисунки редких и исчезающих видов папоротников
коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», раздаточный материал (текст о
значении папоротников в природе и жизни человека).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
3Вводное слово учителя.
— Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
Сегодня мы с вами начинаем знакомство еще с одним отделом высших споровых
растений — отделом Папоротникообразные.
С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян —
дне Ивана Купалы. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник.
Расцветает он будто бы ровнов полночь. Тому, кому посчастливится завладеть цветком
папоротника, откроются любые клады, где бы они ни были спрятаны.
- Проблемный вопрос урока:
— Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка
папоротника?
— Сегодня мы разберем следующие вопросы:
1) среда обитания и жизненные формы;
2) особенности строения папоротникообразных;
3) древние папоротникообразные;
4) значение папоротников в жизни человека;
5) значение папоротников в природе;
6) редкие и исчезающие виды папоротников
4. Изучение нового материала
4.1. Работа в парах с материалом учебного пособия
1) На живом растении рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите корневище с
отходящими от него корнями. Какие это корни? Какую корневую систему они образуют?
2) Рассмотрите лист папоротника и опишите его строение. Как он называется?
3) На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Как они
называются? Каково значение спор в жизни папоротника?
4) Зарисуйте спороносное растение папоротника, подпишите его органы.
5) Сравните папоротник с мхом. Найдите черты сходства и различия. Обоснуйте
принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
6) Нарисуйте схему чередования поколений у папоротника. Озвучивание, обсуждение и
коррекция результатов
Размножение папоротника
Большинство папоротников – равноспоровые растения. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельножидкой среде, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Выполнение теста.
1. Папоротники — это:
1) только травянистые растения;
2) только кустарники;
3) травянистые и древовидные растения;
4) кустарники и травы.
2. В отличие от мхов у папоротников есть:
1) цветки; 3) стебель;
2) корни; 4) листья.
3. Вода необходима папоротникам для:
1) передвижения; 3) размножения;
2) дыхания; 4) цветения.
4. Месторождения каменного угля образовались из:
1) современных папоротников;
2) древних папоротников;
3) древних мхов;
4) древних водорослей.
5. Считают, что от псилофитов произошли:
1) покрытосеменные растения;
2) голосеменные растения;
3) папоротникообразные;
4) водоросли.
6. Хлорофилл в листьях папоротников:
1) находится в хроматофоре;
2) находится в хлоропластах;
3) рассеян по цитоплазме клеток;
4) находится в спорангиях.
7. Папоротники считаются наиболее высокоорганизованными споровыми растениями,
потому что:
1) они размножаются спорами;
2) у них есть проводящие сосуды стебля;
3) они способны к фотосинтезу;
4) у них есть половой процесс.
8. Свидетельство древности папоротников — это:
1) размножение спорами;
2) отпечатки листьев в каменноугольных пластах;
3) существование травянистых и древесных форм;
4) все перечисленное.
9. Спорофит папоротника — это:
1) предросток; 3) взрослое растение;
2) заросток; 4) зигота.
10. В отличие от мхов у папоротников нет:
1) стеблей; 3) листьев;
2) спор; 4) ризоидов.
7. Информация о домашнем задании § 4
8. Подведение итогов урока
9. Рефлексия
9.1. Обсуждение легенды.
• Цветет Ли папоротник?
• Верно ли предание о цветке папоротника и его чудодейственной силе?
9.2. Учащееся высказывают впечатления об уроке.
Прием «Закончите фразу».
Мне была интересно……………..
Мы сегодня разобрались……………..
Я сегодня понял, что……………….
Мне было трудно……………
4.3. Заслушивание сообщения о древних папоротниках, подготовленного одним из
учащихся.
Учитель:
— В настоящее время папоротники — вымирающая группа растений. Многие виды
занесены в Красную книгу : сальвиния плавающая, пузырник