kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение папоротникообразных, совмещая теорию и практику

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных.»

Урок 30. Строение и размножение папоротников

Цели урока:

✓ сформировать представление об особенностях строения папоротников как

наиболее сложно организованных по сравнению с м ховидными;

✓ развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятель работать с учебным

пособием, делать выводы;

✓ способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер,

проектор, презентация или таблицы «Папоротники» «Размножение папоротников», живые

и гербарные экземпляры растений, рисунки редких и исчезающих видов папоротников

коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», раздаточный материал (текст о

значении папоротников в природе и жизни человека).

Ход урок

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Выполнение заданий 8, 11 на с. 67, 69 рабочей тетради.

Тема : Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение папоротникообразных

7 класс

Цели урока:

✓ сформировать представление об особенностях строения папоротников как

наиболее сложно организованных по сравнению с м ховидными;

✓ развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятель работать с учебным

пособием, делать выводы;

✓ способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер,

проектор, презентация или таблицы «Папоротники» «Размножение папоротников», живые

и гербарные экземпляры растений, рисунки редких и исчезающих видов папоротников

коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», раздаточный материал (текст о

значении папоротников в природе и жизни человека).

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

3Вводное слово учителя.

— Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!

Листья красивые, перистые.

Стебли маленькие, крепенькие,

А цветет только в легендах и поверьях!

Сегодня мы с вами начинаем знакомство еще с одним отделом высших споровых

растений — отделом Папоротникообразные.

С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян —

дне Ивана Купалы. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник.

Расцветает он будто бы ровнов полночь. Тому, кому посчастливится завладеть цветком

папоротника, откроются любые клады, где бы они ни были спрятаны.

- Проблемный вопрос урока:

— Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка

папоротника?

— Сегодня мы разберем следующие вопросы:

1) среда обитания и жизненные формы;

2) особенности строения папоротникообразных;

3) древние папоротникообразные;

4) значение папоротников в жизни человека;

5) значение папоротников в природе;

6) редкие и исчезающие виды папоротников

4. Изучение нового материала

4.1. Работа в парах с материалом учебного пособия

1) На живом растении рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите корневище с

отходящими от него корнями. Какие это корни? Какую корневую систему они образуют?

2) Рассмотрите лист папоротника и опишите его строение. Как он называется?

3) На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Как они

называются? Каково значение спор в жизни папоротника?

4) Зарисуйте спороносное растение папоротника, подпишите его органы.

5) Сравните папоротник с мхом. Найдите черты сходства и различия. Обоснуйте

принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

6) Нарисуйте схему чередования поколений у папоротника. Озвучивание, обсуждение и

коррекция результатов

Размножение папоротника

Большинство папоротников – равноспоровые растения. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже – лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельножидкой среде, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит.


5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

6.1. Выполнение теста.

1. Папоротники — это:

1) только травянистые растения;

2) только кустарники;

3) травянистые и древовидные растения;

4) кустарники и травы.

2. В отличие от мхов у папоротников есть:

1) цветки; 3) стебель;

2) корни; 4) листья.

3. Вода необходима папоротникам для:

1) передвижения; 3) размножения;

2) дыхания; 4) цветения.


4. Месторождения каменного угля образовались из:

1) современных папоротников;

2) древних папоротников;

3) древних мхов;

4) древних водорослей.

5. Считают, что от псилофитов произошли:

1) покрытосеменные растения;

2) голосеменные растения;

3) папоротникообразные;

4) водоросли.

6. Хлорофилл в листьях папоротников:

1) находится в хроматофоре;

2) находится в хлоропластах;

3) рассеян по цитоплазме клеток;

4) находится в спорангиях.

7. Папоротники считаются наиболее высокоорганизованными споровыми растениями,

потому что:

1) они размножаются спорами;

2) у них есть проводящие сосуды стебля;

3) они способны к фотосинтезу;

4) у них есть половой процесс.

8. Свидетельство древности папоротников — это:

1) размножение спорами;

2) отпечатки листьев в каменноугольных пластах;

3) существование травянистых и древесных форм;

4) все перечисленное.

9. Спорофит папоротника — это:

1) предросток; 3) взрослое растение;

2) заросток; 4) зигота.

10. В отличие от мхов у папоротников нет:

1) стеблей; 3) листьев;

2) спор; 4) ризоидов.


7. Информация о домашнем задании § 4

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

9.1. Обсуждение легенды.

• Цветет Ли папоротник?

• Верно ли предание о цветке папоротника и его чудодейственной силе?

9.2. Учащееся высказывают впечатления об уроке.

Прием «Закончите фразу».

Мне была интересно……………..

Мы сегодня разобрались……………..

Я сегодня понял, что……………….

Мне было трудно……………


4.3. Заслушивание сообщения о древних папоротниках, подготовленного одним из

учащихся.

Учитель:

— В настоящее время папоротники — вымирающая группа растений. Многие виды

занесены в Красную книгу : сальвиния плавающая, пузырник

судетский, многоножка обыкновенная, гроздовник ромашколистный, чистоуст величавый,

или королевский папоротник, гроздовник виргинский, гроздовник многораздельный.

Всем известно, что исчезновение какого-либо растения или животного приведет к

нарушению экологического равновесия в природе. Для того чтобы этого не произошло,

папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.


Дополнительная информация

Значение папоротников в природе и жизни человека

Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают

противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею

вильчатую — при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник

орляк.

Некоторые папоротники — своеобразное зеленое удобрение. Например, виды азоллы обогащают

почву азотом.

Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и

вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.

У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка

съедобны молодые закрученные «завитки» листьев. Собирают их ранней весной, в первые две недели

появления, консервируют, солят, сушат, жарят и варят из них супы. Из корневищ в Японии и Китае

добывают крахмал.

Папоротники — великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых

помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин

волос).

Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных

поделок.

Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников, — один из лучших видов

топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски,

лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества:

они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние — как

положительное, так и отрицательное.

Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и

энергии в природе.

Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

Самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии

хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в

водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных.

Автор: Дмитриева Оксана Николаевна

Дата: 05.06.2024

Номер свидетельства: 652092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Саба?тын та?ырыбы:  "Математика саба?ында ойын элементтері? ?олдану""
    ["seo_title"] => string(62) "sabaktyntakyrybymatiematikasabagyndaoiyneliemienttierinkoldanu"
    ["file_id"] => string(6) "270396"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451109066"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Отдел Голосеменные растения "
    ["seo_title"] => string(33) "otdiel-golosiemiennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "241324"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445232828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства