kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Органы слуха и равновесия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для изучения слухового анализатора в 8 классе. Урок раскрывает такие понятия как «барабанная перепонка», «слуховые косточки», «улитка», «вестибулярный аппарат», значение органа слуха. На уроке применяются стратегии «ЗХУ», «Снежный ком»; групповая форма работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Органы слуха и равновесия »


Учитель биологии Фарбей Оксана Витальевна

Тема: Орган слуха и равновесия

Класс 8

Цель: научиться определять значение слухового анализатора в жизни человека, его строение и особенности

Задачи:

Образовательные – создание условий для самореализации учащихся, обеспечение системности обучения;

Воспитательные – воспитание готовности делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья,  бережного отношения к слуховому анализатору через усвоение понятий о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха

Развивающие – развитие  научно- познавательной компетенции через усвоение знаний о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о значении слуха в жизни человека; развитие мышления, самостоятельности,


Методы, приемы, стратегии: мозговой штурм, думай- общайся в паре- делись, верные- неверные утверждения, толстые- тонкие вопросы, верите ли вы, взаимооопрос, ящик вопросов

Ресурсы:

  • Таблица “Орган слуха”.

  • Ватман, фломастеры, скотч.


Ход урока:


Вызов

1. Организационный момент урока. Стратегия «Снежный ком»

Проверка домашнего задания. Заполните ячейки.

  1. Чем покрыт глаз с передней стороны?

  2. Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида?

  3. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?

  4. Где находится зрительная зона?

  5. Двояковыпуклая линза.

(Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка, затылочная доля, хрусталик)

Изучение нового материала.

Отгадывание загадок.

Распустился цветок,
Лепесток на лепесток,
Без стебля и без корня
Растёт на склоне.
(Ухо)

Самый лучший на свете слушатель. (Ухо)

В маленьком домике –
Круглое окно,
Никого не видно,
В домике темно.
Там живёт сова:
Глаз не смыкает,
Ловит слова.
(Ухо)

Слушаем классическую музыку.

Ребята, закройте глаза и послушайте звуки.

Закрыв глаза, мы все воспринимаем

Чредой прекрасных звуков в голове

И звонким эхом душу обвиваем,

Прислушиваясь к небу в тишине.

Журчат ручьи, струятся водопады,

цветут цветы иль строятся дома

А наше ухо создает каскады

Предметов образы- прекраснейшая тьма!

-Какой орган чувств сейчас работал?

Орган слуха.

“Бабушка, зачем тебе такие большие уши?” – спрашивала Красная шапочка.

“Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое”. В чем-то волк был близок к истине. (Старые люди, чтобы лучше слышать, прикладывают ладонь к уху, как бы увеличивая его)

Ушную раковину часто считали рудиментом (от травм она не защищает, двигать ушами человек не может)

- каковы функции уха?

Различие источника звука, на ухе более 100 биологически активных точек.

В течение урока мы должны решить несколько проблем.

Первая из них: Послушайте отрывок из произведения Шекспира “Гамлет”, сцена, где призрак отца Гамлета рассказывает, как он был отравлен. Прав ли был Шекспир, описывая эту цену.? Зачитывается отрывок.

…Когда я спал в саду

В свое послеобеденное время,

В мой уголок прокрался дядя твой

С проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой,

Чье действие в таком раздоре с кровью,

Что мигом обегает, словно ртуть,

Все внутренние переходы тела,

Створаживает кровь как молоко,

С которым каплю уксуса смешали.

Так было и со мной. Сплошной лишай

Покрыл мгновенно пакостной и гной

Коростой, как у Лазаря, кругом

Всю кожу мне.

Итак, был рукою брата я во сне

Лишен короны, жизни, королевы…

Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности?

Организуется работа с материалом учебника.


ОСМЫСЛЕНИЕ:

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику.

Толщина барабанной перепонки 1–10 мм, но она достаточно прочная и гибкая, служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, и микроорганизмов.

Выходит, Шекспир ошибался? Не будем торопиться с выводами и совершим небольшой экскурс в историю. “В Средней Азии захвачена в плен дочь шаха, которая становится обитательницей гарема, ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира”. Итак, эмир был отравлен ртутью, влитой в ухо, – это не вымысел, не легенда, а достоверный факт.

В чем же дело? (Обсуждение с классом.)

Делаем выводы. Могла иметь место сцена у Шекспира, если допустить, что в барабанной перепонке было отверстие (В результате перенесенного заболевания, травмы перепонка могла стать проницаемой.)

Приведем еще один пример: “Один кузнец улегся на станину кузнечного пресса в обеденный перерыв отдохнуть. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – кузнец оглох.”

В чем причина наступившей глухоты?

Делаем выводы. От сильного удара звуковые колебания передались непосредственно на лабиринт, минуя среднее ухо, вследствие этого погибли звуковоспринимающие клетки (рецепторы), в результате наступила глухота.

Глухота – ужасный недуг человека. Великий композитор Людвиг Ван Бетховен был человеком титанической воли, могучего духа. К 30 годам понял,что его неизлечимая болезнь ведет к полной глухоте. В трудную пору своей жизни, Бетховен создает “Лунную сонату”. У поэта Владимира Павлинова есть одноименное стихотворение, послушайте стихотворение в сочетании с музыкальной композицией.

Звучит “Лунная соната”

Как удалось Бетховену написать гениальное произведение, ведь он практически не слышал? ( С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – звуковые волны он чувствовал)

Физминутка: чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, делаем массаж ушей. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь и резко отпустить. 4-5 раз.

Работа в группах. Заполнение схемы Фишбоун (Fish bourn- рыбьи косточки).


Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета- проблема, которая рассматривается на уроке (Почему мы слышим?). На самом скелете есть верхние косточки и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются отделы слухового анализатора, на нижних косточках их функции. (благодаря этой схеме информацию можно систематизировать и конкретизировать)




Ушная раковина Молоточек Система каналов

Слуховой проход Наковальня

Стремя



Барабанная перепонка

РЕФЛЕКСИЯ:

Представители групп выступают у доски, выводы на ватманах.

Закрепление: игра “Верю – не верю”.

  1. Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит? (Нет: человек может слышать до глубокой старости)

  2. Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка? (Да: мощная звуковая волна с силой ударяет в барабанную перепонку и может порвать ее. И чтобы уравнять давление с внешней и внутренней стороны рекомендуется открывать рот. В самолетах предлагают леденцы, чтобы чаще сглатывать слюну, также для выравнивания давления.)

  3. Верите ли вы, что одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве? (Нет: два уха помогают установить, с какой стороны от нас находится источник звука, т. к. в одно ухо звук поступает раньше на долю секунды.)

  4. Верите ли вы, что подростковые уши более приспособлены к громкой музыке, чем уши родителей, бабушек и дедушек? (Нет: дискотека и подростковые уши не совместимы. Формирование слуховых рецепторов завершается к 18 годам, а вот смесь звуков тяжелого рока прекрасно может выдержать ухо взрослого человека.)

  5. Верите ли вы, чтобы уменьшить шум, надо посадить вокруг ома деревья? (Да: деревья поглощают шум.)

Итоги урока: самооценка по рейтинговой системе.

Я могу ответить на вопросы в конце параграфа учебника  1 2 3 4 5
Активность на уроке                                                                 1 2 3 4 5
Поведение на уроке                                                                  1 2 3 4 5
Сообщения, выступления, ответы на уроке                           1 2 3 4 5
Мне можно поставить за урок оценку                                    1 2 3 4 5

Оценки активным выставляются в журнал.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Органы слуха и равновесия

Автор: Фарбей Оксана Витальевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока  биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы." "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-biologhii-8-klass-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei-orghan-slukha-i-ravnoviesiia-ikh-analizatory"
    ["file_id"] => string(6) "112316"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408516552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Органы зрения и слуха»"
    ["seo_title"] => string(25) "orghany-zrieniia-i-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "248858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446798650"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок Познание мира "Уши-орган слуха" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-poznaniie-mira-ushi-orghan-slukha-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160660"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422098894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Орган слуха и равновесия"
    ["seo_title"] => string(28) "orghan-slukha-i-ravnoviesiia"
    ["file_id"] => string(6) "248741"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446778692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тест по теме ОРГАНЫ ЧУВСТВ 8 класс"
    ["seo_title"] => string(32) "tiestpotiemieorganychuvstv8klass"
    ["file_id"] => string(6) "280770"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453410760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства